30268

Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула

Доклад

Литература и библиотековедение

Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

26 чел.

15.Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов, система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете. Другими словами, это история, кот рассказывается в тексте. Поскольку эта история занимательная, интересная, то на 1ый план выходит информативная сторона. Однако у худож произведения есть и др измерение. Дело в том, что история, предлагаемая автором, организуется им так что ее можно рассматривать как воплощение авторского взгляда на мир и чела. Если фабула – это сами события, информация о них, то сюжетом стали считать взгляд писателя. Сюжет с полным правом можно считать динамично развивающейся фабулой. Концептуальный взгляд – это системно-организованный взгляд, где нет ничего случайного. Он предполагает что повествование организуется автором как хорошо продуманная динамично развивающаяся модель, у кот есть начало, середина и конец. Как правило, эта модель развивается с нарастанием напряжения событий. Уже в поэтике Аристотеля было предложено такое толкование сюжета, помогающее представить читателю ситуацию, предшествующую развитию события. Это экспозиция. В нейследует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.  Завязка – это след компонент сюжета. В нем говориться о самом начале развертывающихся событий. Завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты. Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой данного литературного произведения является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с тенью, и, последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.  3ий компонент – это развитие действий, 4ый компонент – кульминация – момент наивысшего напряга в развитии действий. 5ый компонент – развязка – это поворот, исход событий, решение противоречий сюжета. Эпилог - дает сведения  о героях, что с ними стало, о том как эти герои смотрят на происшествия. Также в начале может быть пролог. Проло́г — вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие.

Композиция - состав, определенная соотнесенность и расположение частей, то есть единиц изображаемого и художественно-выразительных средств в некой значимой временной последовательности.Композиционное единство и законченность художественного произведения, согласованность всех его частей друг с другом и с общим замыслом писателя - очень важное условие достижения художественности. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета(если это эпическое или драм произв), выбор формы повествования ( в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию, то есть сведения всех компанентов в единое целое.

Комозиционные приемы:

-повтор:

Степень повторяемости каких-либо элементов в тексте определяет природу текста.

Повтор - неотъемлимое свойство мотива. С помощью повтора организуется "кольцевая" композиция.

Повтор в типах времени:

Есть линейное время, есть циклическое. В циклическом повтор имеет позитивный смысл, сокральный, он образовывает религиозное сознание. В линейном времени повтор имеет негативное значение. Наша цивилизация поддерживает линейное время.

-усиление:

Усиление - сопутствующий повтору прием. Описания часто строятся на ряде однородных элементов.

-противопоставление:

При сочетании повтора и противопоставления возникает зеркальная композиция (начало зеркально отражает конец или ситуации внутри текста отражают друг друга)

-монтаж:

Литература невозможна без монтажа, он существовал всегда, но само понятие приминимо только в кинематографии. В литературе есть 2 понятия "монтаж": сцепление 2х образов, за счет которых появляется третий смысл; сопоставление и противопоставление, не подчиняющееся логике причин и следствий, отображающее ассоциативный авторский ход мысли.

Во всех случаях стыковки сюжетных и несюжетных элементов (описание, авторские отступления) используется монтаж. Если монтаж кажется ведущим приемом, то такая композиция - монтажная. Если прием функционирует на протяжении всего текста, то такой прием называют композиционным принципом.

Виды композиций:

-композиция образов

-речевая организация

-формальня композиция (на задуманные автором отрезки (главы, строфы...))

  -основные составляющие

  -факультативные - ЗФК (заглавие + эпиграфы)

Композиция сюжета. Понятие о сюжете и мотиве. Проблема разграничения сюжета и фабулы:

Понятие о сюжете и мотиве:

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении. (В лирике развитие чувств и\или мыслей)

Сюжет строится не только на событиях, но и на ситуациях. (Ситуация - статическое положение действующих лиц)

Мотив - наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в произведении (или во всем творчестве автора) "опорные" художественные приемы и средства.

Веселовский понимает под мотивом словесную формулу, для которой характерен образный одночленный схематизм. Из вариаций мотивов рождается уникальный сюжет.

Мотив связывается с темой (по Томашевскому с формой). Тема - единство значений отдкльных элементов произведения.

Мотив бывает статичным (ситуации): встреча, письмо, объяснение (Онегин) и динамическим (коллизия. К.-столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов).

Мотивы могут зависеть от рода литературы и от ее жанра (эпические, элегические, комедийные..)

Проблема разграничения сюжета и фабулы:

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении.

Фабула - последовательность событий, отражающих логику жизни. (классическая точка зрения).

Однако формалисты противоположно определяли фабулу и сюжет.

Фабула и сюжет могут совпадать. В этом случае говорят о фабульном сюжете.

Если принципиально фабула и сюжет не совпадают, то говорят о "свободном сюжете". Его чаще всего использовали романтики.

Под фабулой часто понимают сюжетную схему. Сюжет - резкое развитие, изменение как таковое. В основе развития лежит противоречие, значит, в основе сюжета лежит конфликт (противоречие, столкновение, борьба, несоответствие).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49374. Анализ линейной динамической цепи 2.77 MB
  В данной работе я провожу исследование и анализ линейной динамической цепи. По имеющимся данным, составляется схема линейной реактивной цепи, нагруженной на резистор и питаемой от источника ЭДС.
49381. Создание и обработка баз данных. Реализация функций информационной технологии в Access 744 KB
  Система управления базами данных Аccess Система управления базами данных ccess Общие положения База данных –- это организованная структура предназначенная для хранения информации. Однако сегодня большинство систем управления базами данных СУБД позволяют размешать в своих структурах не только данные но и методы то есть программный код с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другими программно-аппаратными комплексами.