30268

Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула

Доклад

Литература и библиотековедение

Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

27 чел.

15.Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов, система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете. Другими словами, это история, кот рассказывается в тексте. Поскольку эта история занимательная, интересная, то на 1ый план выходит информативная сторона. Однако у худож произведения есть и др измерение. Дело в том, что история, предлагаемая автором, организуется им так что ее можно рассматривать как воплощение авторского взгляда на мир и чела. Если фабула – это сами события, информация о них, то сюжетом стали считать взгляд писателя. Сюжет с полным правом можно считать динамично развивающейся фабулой. Концептуальный взгляд – это системно-организованный взгляд, где нет ничего случайного. Он предполагает что повествование организуется автором как хорошо продуманная динамично развивающаяся модель, у кот есть начало, середина и конец. Как правило, эта модель развивается с нарастанием напряжения событий. Уже в поэтике Аристотеля было предложено такое толкование сюжета, помогающее представить читателю ситуацию, предшествующую развитию события. Это экспозиция. В нейследует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.  Завязка – это след компонент сюжета. В нем говориться о самом начале развертывающихся событий. Завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты. Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой данного литературного произведения является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с тенью, и, последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.  3ий компонент – это развитие действий, 4ый компонент – кульминация – момент наивысшего напряга в развитии действий. 5ый компонент – развязка – это поворот, исход событий, решение противоречий сюжета. Эпилог - дает сведения  о героях, что с ними стало, о том как эти герои смотрят на происшествия. Также в начале может быть пролог. Проло́г — вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие.

Композиция - состав, определенная соотнесенность и расположение частей, то есть единиц изображаемого и художественно-выразительных средств в некой значимой временной последовательности.Композиционное единство и законченность художественного произведения, согласованность всех его частей друг с другом и с общим замыслом писателя - очень важное условие достижения художественности. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета(если это эпическое или драм произв), выбор формы повествования ( в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию, то есть сведения всех компанентов в единое целое.

Комозиционные приемы:

-повтор:

Степень повторяемости каких-либо элементов в тексте определяет природу текста.

Повтор - неотъемлимое свойство мотива. С помощью повтора организуется "кольцевая" композиция.

Повтор в типах времени:

Есть линейное время, есть циклическое. В циклическом повтор имеет позитивный смысл, сокральный, он образовывает религиозное сознание. В линейном времени повтор имеет негативное значение. Наша цивилизация поддерживает линейное время.

-усиление:

Усиление - сопутствующий повтору прием. Описания часто строятся на ряде однородных элементов.

-противопоставление:

При сочетании повтора и противопоставления возникает зеркальная композиция (начало зеркально отражает конец или ситуации внутри текста отражают друг друга)

-монтаж:

Литература невозможна без монтажа, он существовал всегда, но само понятие приминимо только в кинематографии. В литературе есть 2 понятия "монтаж": сцепление 2х образов, за счет которых появляется третий смысл; сопоставление и противопоставление, не подчиняющееся логике причин и следствий, отображающее ассоциативный авторский ход мысли.

Во всех случаях стыковки сюжетных и несюжетных элементов (описание, авторские отступления) используется монтаж. Если монтаж кажется ведущим приемом, то такая композиция - монтажная. Если прием функционирует на протяжении всего текста, то такой прием называют композиционным принципом.

Виды композиций:

-композиция образов

-речевая организация

-формальня композиция (на задуманные автором отрезки (главы, строфы...))

  -основные составляющие

  -факультативные - ЗФК (заглавие + эпиграфы)

Композиция сюжета. Понятие о сюжете и мотиве. Проблема разграничения сюжета и фабулы:

Понятие о сюжете и мотиве:

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении. (В лирике развитие чувств и\или мыслей)

Сюжет строится не только на событиях, но и на ситуациях. (Ситуация - статическое положение действующих лиц)

Мотив - наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в произведении (или во всем творчестве автора) "опорные" художественные приемы и средства.

Веселовский понимает под мотивом словесную формулу, для которой характерен образный одночленный схематизм. Из вариаций мотивов рождается уникальный сюжет.

Мотив связывается с темой (по Томашевскому с формой). Тема - единство значений отдкльных элементов произведения.

Мотив бывает статичным (ситуации): встреча, письмо, объяснение (Онегин) и динамическим (коллизия. К.-столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов).

Мотивы могут зависеть от рода литературы и от ее жанра (эпические, элегические, комедийные..)

Проблема разграничения сюжета и фабулы:

Сюжет - последовательность событий в литературном произведении.

Фабула - последовательность событий, отражающих логику жизни. (классическая точка зрения).

Однако формалисты противоположно определяли фабулу и сюжет.

Фабула и сюжет могут совпадать. В этом случае говорят о фабульном сюжете.

Если принципиально фабула и сюжет не совпадают, то говорят о "свободном сюжете". Его чаще всего использовали романтики.

Под фабулой часто понимают сюжетную схему. Сюжет - резкое развитие, изменение как таковое. В основе развития лежит противоречие, значит, в основе сюжета лежит конфликт (противоречие, столкновение, борьба, несоответствие).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21912. Определение положения точек на поверхности Земли. Координатные данные. Взаимосвязи между координатными моделями. Определение положения точек на поверхности Земли 71 KB
  Определение положения точек на поверхности Земли Координатные данные составляющие один из основных классов геоинформационных данных используют для указания местоположения на земной поверхности Поверхность Земли имеет сложную форму. Эта информация образует класс координатных данных ГИС являющийся обязательной характеристикой геообъектов. Будучи частью классом общей модели данных в ГИС координатные данные определяют класс координатных моделей Основные типы координатных моделей Класс координатных моделей можно разбить на типы. При этом...
21913. Антенны с круговой диаграммой направленности 224 KB
  Наиболее широкое применение в этой группе получили антенны типа Ground Plane GP – рис.1 – Конструкция антенны GP Штыревая конструкция антенны удобна для размещения как на крыше здания так и на автомобиле.6 – Длина элементов антенны GP Диаметр трубки мм 2 6 20 40 Длина штыря l мм 2690 2670 2650 2620 Для нормальной работы антенны она снабжается тремя противовесами которые можно выполнить из трубки или антенного канатика.
21914. Направленные антенны. Полуволновой вибратор 375.5 KB
  Для обеспечения связи между двумя неподвижными станциями расстояние между которыми превышает дальнобойность антенн типа GP с успехом используют направленные антенны Волновой канал – рис. Эти антенны концентрируют максимум излучения в нужном направлении обеспечивая выигрыш как при передаче так и при приеме.1 – Антенны Волновой канал Описанные здесь антенны при горизонтальном расположении вибратора имеют горизонтальную поляризацию.
21915. Антенные решетки 122.5 KB
  Размещение излучателей в самой решетки может быть эквидистантное у которого шаг расстояние между излучателями величина постоянная и неэквидистантное у которого шаг меняется по определенному закону или случайным образом. По способу возбуждения питания излучателей различают решетки с последовательным и параллельным питанием. В больших антенных решетках применяют комбинации последовательнопараллельного питания излучателей особенно в случае разделения всей антенной решетки на подрешетки модули меньших размеров.
21916. Классификация антенных решеток 120.5 KB
  Для увеличения направленности действия на первых этапах развития антенной техники стали применять систему вибраторов – антенные решетки АР. Антенные решетки наиболее распространенный класс современных антенн элементами которых могут быть как слабонаправленные излучатели металлические и щелевые вибраторы волноводы диэлектрические стержни спирали и т. С помощью решетки удается поднять электрическую прочность антенны и увеличить уровень излучаемой принимаемой мощности путем размещения в каналах решетки независимых усилителей...
21917. Характеристики ФАР 299.5 KB
  Прямые численные методы суммирования полей элементов ФАР малопригодны для выявлений основных закономерностей. Поэтому в теории ФАР развиты приближенные но достаточно точные методы анализа и расчета позволяющие установить последовательно влияние дискретности размещения и управления полосы частот и сектора сканирования на основные характеристики. Сектор сканирования и число управляющих элементов ФАР Пространственный сектор сканирования ФАР может быть задан предельным отклонением луча по азимуту и месту или телесным углом обзора в стерадианах.
21918. Спиральные антенны в сотовых телефонах 576 KB
  Введение Спиральные антенны рис. Альтернатива им микрополосковые плоские антенны различных модификаций PIFA пока имеют ограниченное применение. Спиральные антенны со штырем Рисунок 2.
21919. Планарные антенные системы BlueTooth в сотовых телефонах 455.5 KB
  Рассмотрены конструкции и методы анализа планарной керамической антенны с учётом потерь в керамике. Для численного анализа антенны в корпусе использована программа HFSS. Изза маленькой длины волны на частоте 245 ГГц размер антенны ограничен несколькими см.
21920. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН И АНТЕННО-ФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА 46.5 KB
  РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН И АНТЕННОФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА Конспект лекций по дисциплине Распространение радиоволн и антеннофидерные устройства для студентов очной формы обучения специальности 201200 Астрахань 2004 УДК 621. Распространение радиоволн и антеннофидерные устройства: Конспект лекций АГТУ. В учебном пособии изложены теоретические сведения по распространению радиоволн и антеннофидерным устройствам Распространение радиоволн и антеннофидерные устройства входит в цикл специальных дисциплин специальности 201200. Влияние окружающие...