30287

Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм

Доклад

Литература и библиотековедение

Буало автора комедии. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора отношения к изображаемому. Николев а в их стиле лиризм и рупорность основных персонажей прямо высказывающих любимые идеи автора. 3 Реализм это такое направление в искусстве которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст.

Русский

2013-08-24

184 KB

11 чел.

29.Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм. - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе. В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение — т. н. генетический структурализм Л. Гольдмана).

Структурализм в литературоведении, изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счёт переосмысления наследия русского ОПОЯЗа, феноменологической эстетики и пр. В период 1930-х (Пражский лингвистический кружок) — начала 1960-х гг. Согласно Ц. Тодорову, С. отличается от классических подходов к словесному искусству тем, что исследует абстрактные возможности литературы как таковой, понимая художественный текст в качестве частного случая реализации этих возможностей. Ставится задача создать универсальную «лингвистику речи», включающую в себя и литературоведение. Начинается изучение преобразований гипотетических глубинных структур художественного текста в поверхностные структуры. Большое внимание С. уделяет логике повествования, исследование которой предвосхитил В. Я. Пропп («Морфология сказки», 1928). Вслед за Ю. Н. Тыняновым разрабатывается типология исторических связей, существующих между произведением и его социо-культурным окружением.

30.Основные методы художественной литературы. Классицизм. Историко-социальные предпосылки возникновения. Трактат "О поэтическом искусстве" Н.Буало. Характер художественного конфликта в классицизме   

Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

  К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Театральная школа классицизма. Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

31.Основные методы художественной литературы. Классицизм. Жанрово-стилевая система. Представители классицизма в России Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, а в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи — т. н. «малый жанр» — пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.
К. в литературе. Поэтика К. начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система К. сформировался лишь во Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма.
К. в России зародился во 2-й четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра I (с её пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Идея естественного равенства людей, усвоенная русским просветительством 18 в., стала основой его социологических и этических построений, а в литературе К. обусловила обращение к разработке этической сущности человека. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому). Поэтому опыт западноевропейского К. был подвергнут существенной переработке; в русском К. получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин). В тематике трагедий преобладают национально-исторические сюжеты (Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев), а в их стиле — лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора. К. пережил сложную историю становления и выработки своей эстетики от 1730-х до 1790-х гг., когда против него выступили сторонники нового литературного направления — сентиментализма. Перестав удовлетворять общественным потребностям, К. оставил в наследство русской литературе 19 в. пафос гражданственности и сатирического обличения. После статей В. Г. Белинского в русской академической науке и критике надолго установилось отрицательное отношение к К., преодоленное только в работах советских исследователей.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

32.Основные методы художественной литературы.  Романтизм. Философская основа (учения Шеллинга, Шопенгауэра). Характер художественного конфликта в романтизме   

 Классические страны романтизма – Германия, Англия, Франция.  Романтизм – это одно из крупнейших направлений в европейской и американской литре 18-19 вв, получившее всемирное значение и распространение. Выражать потребность небывалого подъема нац духа – для этого они счит необходимым создать свою авторскую мифологию, при кот они могли бы прикоснуться к сокрайной тайне души.Начальный тип героя романтиков – энтузиаст, искренне верующий в возможность коренного переустройства мира. Люди становятся свидетелями как радости революции преображения, сменяющейся гражданской войной, якобинским террором. Все к чему стремились оказалось несбыточной иллюзией. Противоречия между душой чела искажаются. Это противоречит характеру неразрешимого конфликта. Отчуждение романтическое . Романтизм – это ис-во, кот стремиться сохранить высоту масштабность, идеал духовных ценностей. Изначально ценности романтизма это духовная свобода личности чинить самого себя. Способность к творческому преображению мира хотя бы в воображении деятельной активности личности. Ис-во романтизма – ис-во глубоко переживающее, остро чувствующее и аналитично мыслящее. В отличае от сентиментализма, романтизм поднимается до исследования глубинных проблем человеч поведения в мире. Душа чела – вот что в 1ую очередь интересует романтика. Но чтобы художественно отобразить человеч душу, романтикам приходится отказываться от уже сложившихся стереотипов. Во-первых, душа для романтиков – это не есть чтото цельное, эстетичное, а живой развивающийся организм. Поскольку душа развивается непрерывн, она рефлексирует. Душа живет противоречием страстей, она м.б. и холодной, и чувственной, и жестокой, и милосердной.  Примеры романтических произведений – Герой нашего времени, «Русские ночи » Одоевского и т.д

 В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа "Красное и чёрное" он взял слова "Правда, горькая правда", подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право "отправляться на охоту за счастьем". Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию. Август и Фридрих Шлегели заложили основы лит. науки. Братья изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, Тик и иные представители йенского университета. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:- природа – храм, удивительное сочетание познаваемого и мистического;- поэзия - часть природы, её высшее творение.

Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

33.Основные методы художественной литературы.  Романтизм. Тип героя. Понятия романтической тайны, романтической иронии

Романтизм — последний “большой стиль” в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров. Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал. Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости.

35.Основные методы художественной литературы. Реализм.  Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм.

(1) Реализм — это художественное направление, «имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимальному правдоподобию. Реалистическими мы объявляем те произведения, которые представляются нам близко передающими действительность» [Якобсон 1976: 66]. Это определение дал Р. О. Якобсон в статье «О художественном реализме» в качестве наиболее расхожего, вульгарно-социологического понимания.(2)Реализм — это художественное направление, изображающее личность, действия которой детерминированы окружающей ее социальной средой. Это определение профессора Г. А. Гуковского [Гуковский 1967]. (3) Реализм — это такое направление в искусстве, которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма, где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста, осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст. Это определение Ю. М. Лотмана [Лотман 1966].
Сам Р. Якобсон стремился определить художественный реализм функционалистски, на стыке двух его прагматических пониманий:
1. [...] Под реалистическим произведением понимается произведение, задуманное данным автором как правдоподобное (значение А).
2. Реалистическим произведением называется такое произведение, которое я, имеющий о нем суждение, воспринимаю как правдоподобное» [Якобсон 1976: 67].
Далее Якобсон говорит, что в качестве реалистической может быть рассмотрена как тенденция к деформации художественных канонов, так и консервативная тенденция к сохранению канонов [Якобсон 1976: 70].
Реализм как литературное направление сформировался в 19 веке. Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов и ранее, начиная с античных времен. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины 19 века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино — произведения Бальзака, Стендаля, Гюго, отчасти Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях Пушкина и Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова). В России, где основы реализма были еще в 1820 — 30-х гг. заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — «Ревизор», «Мертвые Души» Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины 19 века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце 19 века Центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

Признаки реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности (типические характеры в типической обстановке). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Просветительский реализм

Временные рамки: 17 – 18 вв.

Идейная основа. Антифеодальная направленность; идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, труда на благо общества, свободного развития личности

Доминанта: Безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию общества через просвещение людей, развитие и творческого начала; идеалы Свободы, Равенства, Братства

Основа эстетики: Принцип рационализма и «подражания природе»

Характерные черты: Культ разума; социальный идеализм; требование разрушения старого («неразумного») строя; попытка создать «царство разума»; обращение к широкой аудитории; демократический характер; интерес к повседневному быту заурядных людей

Идеальный герой: «Естественный человек», т. е. человек гуманный и образованный, не испорченный предрассудками и пороками, царящими в феодально-монархическом обществе

Основной конфликт: «Природа» и «цивилизация»

Основные жанры:

Эпос Роман-«робинзонада» Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Сатирический роман Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

Сатирическая повесть Вольтер. «Кандид»

Лирика: Лирика природы и чувства, народные мотивы

Дж. Томсон, Э. Юнг, Р. Бернс

Основные жанры: Драма, Трагедия И.В. Гете. «Гец фон Берлихинген»

Философская драма И.В. Гете. «Фауст»

Мещанская драма Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»

Сатирическая комедия Р. Шеридан. «Школа злословия»; П. Бомарше. «Женитьба Фигаро»

Особенности русского Просвещения:

Острота постановки крестьянского вопроса; участие в Просвещении выходцев из дворянства; воздействие на русское Просвещение противоречий послереволюционного буржуазного раз-вития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма, с другой стороны; критика нормативной поэтики классицизма; сатирическое изображение патриархально-феодального быта; углубление психологического начала; внедрение элементов автобиогра-физма

Литературные формы русского просветительского реализма: Эпос Философско-социальный роман А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Философский трактат А.Н. Радищев. «О человеке, о его смертности и бессмертии»;

Я.П. Козельский. Трактаты

Сатира Н.И. Новиков

Лирика Философская лирика Г.Р. Державин,  декабристы

Драма Сатирическая комедия Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

36.Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма.

МОДЕРНИЗМ  (фр. moderne — современный) —  стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего».

Термин «модерн» был впервые использован в V в. для разделения христианства, получившего официальный статус, и римского язычества.

Модерном начинает считаться только то, что является просто «новым».

Начинается погоня за «великой новизной» как таковой. Такая модификация модерна ярко представлена, например, в теории искусства Ш. Бодлера, ориентировавшего художников на отказ от традиционных норм и образцов. Художнику предлагалось завоевать пространство и время будущего, не признавая никаких правил в этом открытом для него будущем, достаточно просто создавать новое.

Таким образом, модернизм представляет собой совокупность целого ряда направлений, сложившихся в искусстве XX в.

Условными временными рамками существования модернизма можно считать период с 1907 г. по 60-е гг. XX в.  

Основными центрами модернизма считаются Франция, Германия, Италия и Россия.

Модернизм как явление культуры XX в. объединил множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению социального бытия.

Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П.Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

37.Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика футуризма

Термин модерн означает современный, новый, т.е. это литер направление, кот привносит нов взгляд как на чела и мир так и на способы его худож отображения. Философскими предпосылками появление модернистического ис-ва считаются:  труды  философа Нитше, а также исследования Шопенгауэра. По мнению Нитше вся система миров культуры находится в состоянии глубочайшего кризиса. В первую очередь этот кризис проявляется в том, что люди перестают создавать дух ценности, а лишь механически воспроизводят уже готовое. Нитше для активации духовн исканий чела создает острую словесную провокацию: он пишет о мифич сверхчеле, кот должен прийти на смену обычному челу, слабому потребителю. Стержнем у сверхчела явл воля к духовн исканиям. Для Нитше это норма, а совершить усилия – это сверхнорма. Это сверхчел. Чела разрушает отсутствие высок ценностей. Шопенгауэр в качестве ведущего понятия вводит мировую волю – это выражение некой непозноваемой мистической силы, кот управляет всем – т.е. судьба. Это мировая воля, она все решает и она предопределяет все. А материалисты считают  что вся наша жизнь это цепь совпадений. Ис-во поэтич авангарда – футуризм. Родоначальником считается итальянский живописец Маринетти. Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. С великим интузиазмом преодолевать классич наследие , искать новее непривычное в низких формах жизни. Футуризм имеет урбанистический хар-р. Футуристы пробуют создать поэзию как фабрику новых смыслов. Важнейшим эстетическим способом станет некий звукокомплекс, кот невозможно разобрать с помощью здравого смысла, а можно только интуитивно угадать. Футуристы открывают нов смыслы в графике своих текстов. Поэзия воспринимается ими уже не как изотерическая мастерство, а как особый производственный процесс с мощной пропогандистской ф-ией. В футуристическом ис-ве формируется особая идеализация самого чела. Такой фундаментальный чел замещает идею бога.   Наиболее известные футуристы – Пастернак, Маяковский, Хлебников и др.

38.Типология реализма в историческом аспекте (первобытный, ренессансный). Характеристика каждого этапа развития метода реализма

Временные рамки: Середина 15 (для Италии – с 14 в.) – конец 16 в.

Идейная основа: Сознание эпохи перехода от Средневековья к Новому времени, соотносимой с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального

Доминанта: Абсолютизация человеческой личности в ее целостности; представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями

Основа эстетики: Антропоцентризм, принцип «Человек – мера всех вещей»

Характерные черты: Гиперисторизм идеалов, связанный с концепцией родового человека; стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма; синтетический способ типизации воссоздаваемых характеров, порождающий образ всесторонне развитого героя-титана; диалогические отношения с предшествующими философско-эстетическими и художественно-творческими традициями; тесная связь с народной смеховой карнавальной культурой; синтетизм художественного мышления, выражающийся в тенденции к философизации поэтического языка и мифотворчеству.

\Идеальный герой: Универсальный человек, герой-титан

Основной конфликт: Человек – мир

Основные жанры и литературные формы:

Эпос Новелла комическая, антиклерикальная, антифеодальная Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти

Поэма рыцарская, сказочно-героическая, буффонная, «конкистадорская» М. Боярдо, Л. Ариосто, Т. Фоленго, Л. Камоэнс

Роман философско-сатирический, пасторальный Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»; М. Сервантес. «Дон Кихот»

Лирика Любовная Петрарка, Ронсар, дю Белле

Философская Микеланджело

Драма Трагедия У. Шекспир. «Гамлет», «Король Лир»

39.Типология реализма в историческом аспекте. Классический реализм 19 века.

В тридцатые годы XIX века в ряде европейских литератур утверждаются эстетические принципы критического реализма XIX века.

Одной из ранних жанровых форм, полемически противостоявших романтическим жанрам, был социально-бытовой очерк, или, как тогда его именовали, «физиологический» очерк. Это были зарисовки реального быта людей из разных слоев общества и, что особенно важно, наброски социальных типов, взятых чаще всего в их профессиональном облике: извозчик, чиновник, мелкие торговцы: бакалейщик, торговка овощами и т. п. «Очерками Боза» (1833–1835) начал свой творческий путь Диккенс. Целой серией очерковых книг ознаменован начальный период творчества Теккерея. Его «Книга снобов» (1846–1847) не только хронологически предшествует «Ярмарке тщеславия», но и предваряет знаменитый роман сатирически-острой галереей типов, составлявших так называемое светское общество. Очерки – важное звено в формировании Бальзака-романиста. Он продолжал публиковать очерки в сатирическом журнале «Карикатура» в 1830–1832 годы, т. е. после того, как уже были написаны первые романы. На страницах журнала «Карикатура» одновременно с Бальзаком начал выступать со своими сатирическими литографиями О. Домье. Таким образом, литературные очерки имели свою параллель в графике.

Сопоставление, очерков с последующими романами и повестями того же автора позволяет представить, как углублялась характеристика персонажа и приобретали обобщающий смысл эпизоды, с ним связанные.

Социальный характер и пафос обличения. Открытием критического реализма XIX века было изображение социального характера, создание образа, воплощавшего типические черты современного общества. Бальзак писал в предисловии к «Человеческой комедии» (1842): «Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столь многими историками, – историю нравов». При этом Бальзак оговаривается, что он хотел бы быть не просто «летописцем добра и зла», «археологом общественного быта, счетчиком профессий – он стремится «уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий».

Изображение среды реализма. Как уже отмечалось, реалисты на смену романтическому местному колориту утвердили понятие среды. Первоначально это понятие было связано с «физиологическим» очерком (в особенности во Франции и в России). Новизна художественных принципов состояла при этом в фиксировании «социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек и достопримечательностей» (Ю. Манн). Как отмечает советский исследователь, «своим стремлением к документальности, к точной детали, использованием статистических и этнографических данных... «физиологический» очерк выражал тенденцию известного сближения образного и научного сознания».

Однако такое документально точное изображение среды реализма XIX века означало собой лишь подготовительную стадию в художественном освоении жизненных обстоятельств. Новаторским было изобра-жение типических обстоятельств, также во многом полемическое по отношению к художественной трактовке романтиков, чаще всего ставивших своего героя в исключительные ситуации, в необыкновенную обстановку.

40.Типология реализма в историческом аспекте. Социалистический реализм

Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.

Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы:описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

41.Основные методы художественной литературы. Сентиментализм. Идейные основы и художественная практика .

В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека.

Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого, Локка, объявившего отправной точкой познания - ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце XVIII в., слово «чувствительность» определялось как «качество трогающегося человека несчастиями другого».

Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они принадлежат.

Открытие сентименталистами нового вида мироощущения было ступенью в поступательном движении литературного процесса. Вместе с тем его проявление часто приобретало в произведениях сентименталистов слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в восклицаниях, слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.

В России сентиментализм зарождается в 60е годы, но лучшие его произведения - «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина - относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей - Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу - дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов.

Дворянские сентименталисты говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель - восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.

42.Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика символизма

МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

Символизм европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев, натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики Символизм сложились в период конца 60-х — 70-е гг. в творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, Символизм Малларме и др. После распада Символизм как литературной группировки в 1898 влияние Символизм продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами: в немецкой, бельгийской, австрийской (Г. Гофмансталь, Р. Рильке), норвежской (поздний Г. Ибсен), русской литературах.

Помимо преемственной связи с романтизмом, теоретические корни Символизм восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера, к некоторым идеям Ф. Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. Если Символизм стремился к воспроизведению мира явлений, то в его импрессионистической текучести; преимущественно же он был устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты «опыта» к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины Символизм: искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий; музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

 Стремясь выражал протест против торжества буржуазного мещанства, против позитивизма и натурализма в искусстве.

 Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение Соловьева о «душе мира»), однако обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.

Выступления рус. «новых поэтов» на рубеже 80—90-х гг. (Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус и др.) отразили общедекадентские тенденции как следствие кризиса либеральных и народнических идей. Но приход в литературу В. Брюсова (сборники «Русские символисты», 1894—95, с его стихами), К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших собственно символистскую поэтику, и особенно «третья волна» рус. Символизм в начале 20 в. (поэтические сборники И. Анненского и Вяч. Иванова, творчество «младших символистов» — А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, Символизм Соловьёва и др.) превратили Символизм в самостоятельное литературно-философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни, идейно-художественный смысл которого несводим к декадентству. Русские поэты-символисты с мучительной напряжённостью переживают проблему личности и истории в их «таинственной» связи с «вечностью», с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности (любовь, одиночество, тоска по «цыганской» воле или по космическому «развоплощению» у лирических героев Блока и Белого) — для них показатель общего трагического состояния мира (в т. ч. «страшного мира» российской действительности, обречённого на гибель), резонатор природных и подпочвенных исторических стихий и вместилище пророчных предощущений близкого обновления.    

 Символизм — сложное и неоднозначное явление в художественной культуре рубежа 19—20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно — страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка («страшного мира») и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления. Влияние Символизм испытали разнообразные художественные течения 20 в. (экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм и др.). Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство 20 в.

44.Постмодернизм. Стилевые принципы изображения действительности. Основные представители в литературах Запада и России

что постмодернизм – это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. Под постмодернизмом следует понимать не какое-то отдельное течение в литературе, архитектуре, науке а общее выражение мировоззрения конкретной эпохи, которая собственно и носит название "постмодерн". Как правило, принято различать эти два понятия – "постмодерн", что буквально означает период, наступающий после "модерна"; и "постмодернизм", означающий самосознание культуры на данном историческом этапе.

модерн – это не только (и не столько) конкретная историческая эпоха, – это определённая мировоззренческая позиция, которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим, причём, новая ступень развития, с данной точки зрения, должна "преодолевать" или даже отменять предшествующую. Собственно говоря, само слово "modern" происходит от латинского modo – "недавно"; и уже в этимологии этого слова заложен приоритет настоящего перед прошлым, которое рассматривается как нечто изжившее себя и подлежащее замене. Таким образом, можно сделать вывод, что модерн – это эпоха, отличительной чертой которой является ориентация на новое, которое должно исправить "заблуждения" минувшего и, в свою очередь, стать фундаментом для будущего развития, конечная цель которого, по-видимому, будет чем-то сродни установлению "царства Божьего" на земле. Идеологии модерна свойственно видение истории как единой прямой восходящего прогресса, в этом сходятся как гуманисты эпохи Возрождения, так и просветители и марксисты: все они были склонны к созданию социально-научных утопий, к построению "земных эдемов".

Главными историческими событиями, с которыми следует считать начало становления постмодерной культуры – это изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как начало перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу. Именно в тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна. Наступление постмодерна неразрывно связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого положили в 60-70-х годах Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер.

45.Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Категория автора считается 1 из стержневых в литературе. Рассматриваются следующие вопросы: 1.Автор как создатель текста. 2.Выделяется образ автора, под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета, отношение автора к героям и т.д. 3.Автор в отдельном жанре м.б. представлен как библиограф, герой как персонаж, лицо, кот представлено со стороны. Великий рус ученый Бахтин в своих трудах писал, что автор как таковой понимается как некая ценность, кот нельзя расщепить на атомы, отдельные части. Автору принадлежит удивительное св-во – вненаходимость, т.е нельзя воспринимать автора как простого чела, кот о чем то думает и пишет текст. Весь мир худ произведения таков, что он передает со всей полнотой содержание авторской мысли. Говорить об авторе по частям невозможно. Автора нет в самом тексте, его там нельзя найти, причем нет в 2ух смыслах. Прежде всего текст это объект, человек там не может скрыться, но главное, что произведение ис-ва  создает художественную духовную реальность, кот выходит за рамки авторской воли и желания, и с этой стороны опять нельзя говорить что в нем присутствует автор.  В литературоведении принято различать автора как физическое, биографическое, психологическое лицо и автора как создателя произведения. Образ автора м.б. выражен в 4х образах: 1.на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно, повествование стремиться стать информативным, максимально затеняющим авторскую фигуру. 2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, узнаваемое в незначительной степени, но при этом голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, по кот мы могли бы вычленить его из потока речи. 3.автор как рассказчик – авторский голос еще более узнаваем. В отличае от повествователя, рассказчик  - с очень характерной манерой речевого поведения – от 1ого лица, ед числа. 4.автор как автобиографический герой – в мемуарном жанре, автор – персонаж. Мы не можем писать о себе с полной искренностью. Впервые категории автора были изложены в сочинении Аристотеля «Поэтика». В дальнейшем понятие об авторстве неоднократно менялось. Но и у Аристотеля и в средневековье авторство рассматривалось в 2ух аспектах: а) технологический – совокупность умений, знаний, навыков автора для написания текста. Б)автор выступает как субъект, наделенный особым даром. Аристотель полагал, что произведение ис-ва должно следовать явлениям природы, стремиться их достаточно точно и полно отобразить.

Автор и герой: проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин)

Литературный герой - персонаж, обладающий  необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора.

Персонажи характеризуются автором:

-с помощью совершаемых ими поступков.

-с помощью форм поведения и общения

-с помощью черт наружности и близкого окружения

-с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей

У автора должна быть реакция на целое героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для хар-ки этого целого.

Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.

Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:

1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться в 2ух направлениях:

• герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его;

• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;

3. герой является сам своим автором. Герой сам осмысливает свою жизнь эстетически, как бы играет роль, такой герой самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может осложняться за счет эмоционально волевой, познавательной, этической, религиозной установок героя.

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.

46.Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь)

Слово «автор» употребл в литведении в неск-х знач. Прежде всего оно означает реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некий взгляд на действ-ть, выраж.кот. явл-ся все произведение(образ автора). Наконец, это слово употребляется для обозначения некот. явлений, характерных для отдельных жанров и родов(автором называют рассказчика, повествователя (в эпических произведениях) либо лирического героя (в лирике))»(Б.О.Корман).

    В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении.

    Автор в первом значении —писатель, имеющий свою биографию (известен литературоведческий жанр научной биографии писателя, например четырехтомный труд С.А. Макашина, посвященный жизнеописанию М.Е. Салтыкова-Щедрина создающий, сочиняющий другую реальность — словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста.Биогр. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произв. какого-либо субъекта рассказывания. ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоц.высказ-х о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. «Повести Белкина» Пушкина ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ. Автор передает повествование герою тогда, когда хочет глубже раскрыть своего героя или в случае изображения полож героя.Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гда повествование ведется от лица Гринева.Формы присутствия автора в произв(лир. отступления)Непосредственное выражение автором эпического произведения своих мыслей и чувств раскрываются в лирических отступлениях. Ремарки - авторские замечания о поведении или характере персонажей.ГЕРОЙ - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматич произведении; Г.л. может быть "главным" или "второстепенным". На создание внешнего облика героя «работает» его портрет, профессия, возраст, история (или прошлое), имя. Прославленные лит.персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в лит.текстах.

Способы и формы авторского присутствия в литературном произведении:

Формы авторского присутствия зависят от рода литературы.

-Эпос - повествование.

На грамматической основе выделяется 3 формы повествования:

- от 1 лица

- от 3 лица

- несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки. Такая речь формально является повествованием, но по содержанию похожа на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Очень часто при личном повествовании повествователь персонифицирован, при безличном - неперсонифицированный или рассказчик.

-Драма - нет форм авторского присутствия, есть только его "следы", т.к. форма словесного выражения в драме - диалог или полилог - автора нет, есть только герои.

Ярче всего авторское присутствие в лирике.

Классификация Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.

47.Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте

Автор (от лат. au(c)tor—виновник, основатель, учредитель, сочинитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.

         С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журналов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений.

Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как в «Евгении Онегине»), предисловие, послесловие, образующие в совокупности своеобразный мета-текст, составляющий целое с основным текстом. К этому же кругу вопросов можно отнести использование псевдонимов с выразительным лексическим значением: Саша Черный, Андрей Белый, Демьян Бедный, Максим Горький. Это тоже способ построения образа автора, целенаправленного воздействия на читателя

         С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Лишь жанры автобиографической повести или автобиографического романа, а также примыкающие к ним произведения с вымышленными героями, согретыми светом автобиографического лиризма, предъявляют автора до известной степени непосредственно (в «Исповеди» Ж-Ж Руссо, «Поэзии и правде» И. В. Гёте, «Былом и думах» АИ. Герцена, «Пошехонской старине» М.Е. Салтыкова-Щедрина, в «Истории моего современника» В.Г. Короленко и др.).

    Наиболее же часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера известна фигура всеведущего автора, знающего все и вся о своих героях, свободно переходящего из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое.     В любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика героев, как авторское описание природного и вещного мира, и т. д.

    Принципиально новая концепция автора как участника художественного события принадлежит М.М. Бахтину. Подчеркивая глубокую ценностную роль в нашем бытии диалога Я и Другого, Бахтин полагал, что автор в своем тексте «должен находиться на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость». Всемерно подчеркивалась внутренняя устремленность автора к созданию суверенной другой реальности, способной к содержательному саморазвитию. По Бахтину, автор, пользуясь языком как материей и преодолевая его как материал (подобно тому, как в руках скульптора мрамор перестает «упорствовать как мрамор» и, послушный воле мастера, выражает пластически формы тела), в соответствии со своим внутренним заданием выражает некое новое содержание.          

48.Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в лирическом тексте. Понятие "лирический герой"

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.

 Пронзительнее всего автор заявляет о себе в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к «невыразимому» (В.А Жуковский), к внешнему миру и миру своей души в бесконечности их переходов друг в друга.

Если цикл лирических стихотворений, лирическая поэма или все собрание лирических произведений дают представление о личности поэта, об устойчивом индивидуальном авторском облике, об авторской житейской и поэтической судьбе, то применительно к таким текстовым феноменам в литературной науке XX в. употребляется понятие лирический герой, восходящее, в частности, к статье Ю.Н. Тынянова «Блок»

Лирический герой, по определению Б.О. Кормана,— это «единство личности, не только стоящее за текстом, но и воплощенное в самом поэтическом сюжете, ставшем предметом изображения,— причем образ его не существует, как правило, в отдельном, изолированном стихотворении: лирический герой — это обычно единство если не всего лирического творчества поэта, то лериода, цикла, тематического комплекса»

Особая, игровая разновидность авторского проявления в лирике — акростих, известная с древних времен стихотворная структура, начальные буквы которой составляют имя автора, адресата и др.

Для лирики.

Лирический герой – это литературный образ, определенный человек, (носитель этого «я» в лирике), в котором отражаются черты личности самого автора, но который в то же время предстает и как своего рода портрет поколения, герой времени; в лирическом герое есть и некое всеобщее, всечеловеческое начало, черты, свойственные людям во всякое время. Он, таким образом, проявляется как «сын человеческий» (говоря словами А. Блока) и благодаря этому своему качеству делается необходимым не только современникам, но и самому широкому читателю.

Поэтический мир. В повествовательной и пейзажной лирике может быть не назван, не персонифицирован тот, чьими глазами увиден пейзаж или событие. Такой неперсонифицированный повествователь – одна из форм авторского сознания в лирике. Здесь, по слову С. Бройтмана, «сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении»[2]. Стихотворение при этом написано от третьего лица. Такую форму в некоторых классификациях и называют «поэтическим миром»

Герой ролевой лирики. Сложнее обстоит дело с ролевой (ее еще называют персонажной) лирикой. Здесь все стихотворение написано от лица персонажа («другого» по отношению к автору). Отношения автора и персонажа могут быть различными. В стихотворении Некрасова «Нравственный человек» сатирический персонаж не только предельно далек от автора, но и служит предметом разоблачения, сатирического отрицания. А, скажем, ассирийский царь Ассаргадон «оживает» и рассказывает сам о себе в стихотворении В. Брюсова «Ассаргадон».

49.Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте

Существует несколько значений термина «автор».

«Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов».

Большинство ученых разделяют автора в первом значении (его еще принято называть «реальным», или «биографическим» автором) и автора во втором значении. Это, пользуясь другой терминологией, автор как эстетическая категория, или образ автора. Иногда говорят здесь же о «голосе» автора, считая такое определение более правомерным и определенным, чем «образ автора». Что же касается термина «автор» в третьем значении, ученый имеет здесь в виду, что иногда автором называют рассказчика, повествователя (в эпических произведениях) либо лирического героя (в лирике): это следует признать некорректным, а иногда и вовсе неправильным.

Для драмы.

Особенности драмы как литературного рода обусловили и специфику выражения в ней авторского начала. Собственно автору принадлежат лишь ремарки или другие замечания, «сопровождающие» пьесу (например, «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров» в «Ревизоре» Н.В. Гоголя). Заглавие пьесы, возможный эпиграф – тоже так называемые «сильные места» в драме, где можно увидеть авторское отношение к изображаемому. Но в драме отсутствует повествование, как правило, нет места прямому авторскому слову: таковы общие свойства драматических произведений. С этим связаны многие эпизоды в истории драматургии, когда, например, для сценической постановки нужно было преобразить, применительно к драме, эпическое произведение. Так, М.А. Булгаков, перерабатывая для предполагавшейся постановки в 30-е гг. «Мертвые души» Гоголя, ввел в текст пьесы фигуру Автора, который из Рима следил за своими персонажами. Постановка так не и осуществилась – по разным причинам, в том числе и из-за необычности булгаковского замысла.

Все же, конечно, и в драме есть свои возможности для проявления авторской активности. Это могут быть герои, которые служат рупором идей автора, его alter ego (вторым я) – такой герой называется резонером. Иногда даже через сатирического персонажа автор может напрямую обращаться к читателю – зрителю. Так, в «Ревизоре» городничий бросает реплику в зал: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь. Эх, вы!..» Но в целом в драме автор проявляет себя в наиболее скрытой форме – то есть через построение сюжета и композицию пьесы – сюжетно-композиционный способ. И отбор материала, и расположение его, и особенно развитие действия являются  важными средствами выражения авторской мысли.

 50.Проблема романа в современном литературоведении РОМАН (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Название «Роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение. Наиболее распространённым языком средневековой западно-европейской письменности был, как известно, литературный язык древних римлян — латинский. В XII—XIII вв. наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и бытовавшие преимущественно в среде демократических слоёв общества, не знающих латинского языка, среди торговой буржуазии, ремесленников, вилланов (так называемое третье сословие). Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman — романский рассказ, повесть. А затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений. В дальнейшем оно вошло в состав языка и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п. В новое время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот вид произведений стал ведущим жанром художественной литературы.

Основные темы романа: обретение свободы личности в социальной и/или частной жизни, осознание самоценности индивидуального внутреннего мира; стремление к самореализации своего Я в противовес окружающей среде, природной и социальной необходимости. Роман называют «эпосом нашего времени». Роман предельно свободен, поскольку обращён к неготовому настоящему. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также «Новый роман».

Традиции английского любовно-сентиментального и семейно-бытового романа эпохи Просвещения (С. Ричардсона (см. РИЧАРДСОН Сэмюэл), О. Голдсмита (см. ГОЛДСМИТ Оливер)) будут подхвачены романистами 19—20 в. Впитав, в свою очередь, опыт оформившегося также в Англии под пером В. Скотта (см. СКОТТ Вальтер) исторического романа, в специфически русском культурном контексте возникнет жанр романа-эпопеи (Л. Н. Толстой), который через столетия сопоставит в единой художественной структуре две противоположности — эпос и роман, еще раз подтвердив коренную особенность романа — его сущностную контраверсность и диалектику его внутренней формы.

Способность романа к постоянному самообновлению на всем протяжении его жизни в культуре Нового и Новейшего времени подтверждается регулярным появлением романов-пародий на те или иные тяготеющие к канонизации образцы жанра: пародийное и самопародийное начало присутствует в прозе Филдинга, Стерна (см. СТЕРН Лоренс), Виланда (см. ВИЛАНД Кристоф Мартин), Диккенса, М. Твена (см. ТВЕН Марк), Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс), Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Достоевского, Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович), Г. Гарсиа Маркеса и др.. Большинство романов-пародий и самопародий могут быть названы «самосознательными романами» или метароманами, т.е.текстами, основанными на пародийной цитации и ироническом переосмыслении чужих текстов. У истоков этой традиции также находится первый «образцовый» роман Нового времени – «Дон Кихот».

Многообразие романной традиции, отражающее неисчерпаемость самого жанра, проявляется и в появлении специфически-национальных разновидностей жанра: «романа воспитания» в Германии (Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Т.Манн (см. МАНН Томас)), романа-эпопеи в России, «романа о диктаторе» в Латинской Америке, детективного романа в Англии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2770. Мощность и коэффициент мощности в цепях переменного тока 287.5 KB
  Мощность и коэффициент мощности в цепях переменного тока Приборы и принадлежности: регулятор напряжения РНШ, проволочный реостат, магазин емкостей, катушка переменной индуктивности, амперметр, вольтметр, ваттметр. Введение. Пусть к клеммам источника...
2771. Вынужденные электрические колебания 114 KB
  Вынужденные электрические колебания Приборы и принадлежности: лабораторная панель Колебательный контур, генератор сигналов низкочастотный Г3-120, вольтметр В7-38, осциллограф С1-94. Введение. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из резистора с...
2772. Электронный осциллограф: устройство и применение 453 KB
  Электронный осциллограф. устройство и применение Приборы и принадлежности. осциллограф С1-1, понижающий трансформатор 220/127 В, реостат, вольтметр, миллиамперметр, магазин сопротивлений, лабораторная панель. Введение. Электронный осциллограф предна...
2773. Сложение электрических колебаний 374 KB
  Сложение электрических колебаний Приборы и принадлежности: лабораторная панель с генератором фиксированных частот, магазином сопротивлений Р-33 и реактивной нагрузкой, генератор Г3-120, фазометр Ф2-1, осциллограф С1-94. Осциллографический метод...
2774. Затухающие электрические колебания в колебательном контуре 181.5 KB
  Затухающие электрические колебания в колебательном контуре Приборы и принадлежности: лабораторная панель «Затухающие колебания», источник постоянного тока, осциллограф, магазин сопротивлений. Введение. Замкнутая электрическая цепь, состоящая ...
2775. Исследование и применение зеркального гальванометра 236 KB
  Исследование и применение зеркального гальванометра Приборы и принадлежности: гальванометр М17, лабораторная панель, длинный соленоид, катушка на вращающейся подставке. Введение. Гальванометр – это электроизмерительный прибор высокой чувствител...
2776. Измерение индукции магнитного поля электромагнита 57 KB
  Измерение индукции магнитного поля электромагнита Приборы и принадлежности: электромагнит, весы Ампера, разновес, два стабилизированных источника постоянного тока. Введение. Согласно закону Ампера на элемент тока  в магнитном поле действует сил...
2777. Изучение эффекта холла в полупроводниках 138.5 KB
  Изучение эффекта холла в полупроводниках Приборы и принадлежности: датчик Холла, электромагнит, два источника питания постоянного тока, милливеберметр, миллиамперметр, цифровой вольтметр. Введение. Одним из наиболее интересных гальваномагнитных явле...
2778. Определение точки кюри ферромагнетиков 119.5 KB
  Определение точки кюри ферромагнетиков Приборы и принадлежности: электрические печи с ферромагнитными образцами, автотрансформатор РНШ (регулятор напряжения школьный), амперметр, термопара, два милливольтметра. Введение. Основные особенности феррома...