30294

Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма

Доклад

Литература и библиотековедение

Идейные основы и художественная практика акмеизма. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность сиюминутность бытия некая тайна покрытая ореолом мистики то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н.

Русский

2013-08-24

29.5 KB

5 чел.

36.Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма.

МОДЕРНИЗМ  (фр. moderne — современный) —  стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего».

Термин «модерн» был впервые использован в V в. для разделения христианства, получившего официальный статус, и римского язычества.

Модерном начинает считаться только то, что является просто «новым».

Начинается погоня за «великой новизной» как таковой. Такая модификация модерна ярко представлена, например, в теории искусства Ш. Бодлера, ориентировавшего художников на отказ от традиционных норм и образцов. Художнику предлагалось завоевать пространство и время будущего, не признавая никаких правил в этом открытом для него будущем, достаточно просто создавать новое.

Таким образом, модернизм представляет собой совокупность целого ряда направлений, сложившихся в искусстве XX в.

Условными временными рамками существования модернизма можно считать период с 1907 г. по 60-е гг. XX в.  

Основными центрами модернизма считаются Франция, Германия, Италия и Россия.

Модернизм как явление культуры XX в. объединил множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению социального бытия.

Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П.Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66579. Дирекция социальной сферы филиал ОАО «РЖД» 265.5 KB
  Дирекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом открытого акционерного общества...
66581. Структуры службы маркетинга на ОАО «Брестский завод бытовой химии» 143.5 KB
  Прохождение стажировки без отрыва от производства на ОАО Брестский завод бытовой химии предполагало постановку и реализацию следующих целей: Изучение особенностей технологии производства продукции выпускаемой ОАО Брестский завод бытовой химии.
66582. Использование Matlab для проектирования fuzzy-регуляторов 130.05 KB
  Ход работы: Пусть необходимо спроектировать fuzzy регулятор для автоматического управления подвижной платформы массой М=200 кг на отрезке пути 100м если допустимая максимальная скорость движения платформы не может быть более 2м с. Привод подвижной платформы развивает усилие при торможении и разгоне не более 100Н.
66583. РОЗРОБКА ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ СИСТЕМИ КЕРУВАННЯ БЕЗПІЛОТНИМ ЛІТАЛЬНИМ АПАРАТОМ 1.94 MB
  Об'єктом досліджень є інтелектуальні системи керування рухом безпілотного літального апарату БПЛА які б надійно забезпечували користувача всією сукупністю навігаційної інформації при складних умовах руху літального апарату. Предметом досліджень є інтелектуальні системи керування рухом безпілотного літального...
66584. Социология. Методические указания 227 KB
  Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по прохождению педагогической практики студентами пятого курса, включают в себя содержание и порядок прохождения педагогической практики, организационные положения...
66585. Процес усунення несправностей та помилок в роботі ТзОВ Торгової мережі «Барвінок» 343.02 KB
  Також причиною невисокого показника є виробництво вказаних видів птиці в приватному секторі для особистого споживання а не для продажу в роздрібній мережі. Після написання огляду можна приступати до аналізу ТЗ і розробки робочого проекту мережі.