30303

Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Доклад

Литература и библиотековедение

Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

92 чел.

45.Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Категория автора считается 1 из стержневых в литературе. Рассматриваются следующие вопросы: 1.Автор как создатель текста. 2.Выделяется образ автора, под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета, отношение автора к героям и т.д. 3.Автор в отдельном жанре м.б. представлен как библиограф, герой как персонаж, лицо, кот представлено со стороны. Великий рус ученый Бахтин в своих трудах писал, что автор как таковой понимается как некая ценность, кот нельзя расщепить на атомы, отдельные части. Автору принадлежит удивительное св-во – вненаходимость, т.е нельзя воспринимать автора как простого чела, кот о чем то думает и пишет текст. Весь мир худ произведения таков, что он передает со всей полнотой содержание авторской мысли. Говорить об авторе по частям невозможно. Автора нет в самом тексте, его там нельзя найти, причем нет в 2ух смыслах. Прежде всего текст это объект, человек там не может скрыться, но главное, что произведение ис-ва  создает художественную духовную реальность, кот выходит за рамки авторской воли и желания, и с этой стороны опять нельзя говорить что в нем присутствует автор.  В литературоведении принято различать автора как физическое, биографическое, психологическое лицо и автора как создателя произведения. Образ автора м.б. выражен в 4х образах: 1.на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно, повествование стремиться стать информативным, максимально затеняющим авторскую фигуру. 2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, узнаваемое в незначительной степени, но при этом голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, по кот мы могли бы вычленить его из потока речи. 3.автор как рассказчик – авторский голос еще более узнаваем. В отличае от повествователя, рассказчик  - с очень характерной манерой речевого поведения – от 1ого лица, ед числа. 4.автор как автобиографический герой – в мемуарном жанре, автор – персонаж. Мы не можем писать о себе с полной искренностью. Впервые категории автора были изложены в сочинении Аристотеля «Поэтика». В дальнейшем понятие об авторстве неоднократно менялось. Но и у Аристотеля и в средневековье авторство рассматривалось в 2ух аспектах: а) технологический – совокупность умений, знаний, навыков автора для написания текста. Б)автор выступает как субъект, наделенный особым даром. Аристотель полагал, что произведение ис-ва должно следовать явлениям природы, стремиться их достаточно точно и полно отобразить.

Автор и герой: проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин)

Литературный герой - персонаж, обладающий  необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора.

Персонажи характеризуются автором:

-с помощью совершаемых ими поступков.

-с помощью форм поведения и общения

-с помощью черт наружности и близкого окружения

-с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей

У автора должна быть реакция на целое героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для хар-ки этого целого.

Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.

Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:

1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться в 2ух направлениях:

• герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его;

• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;

3. герой является сам своим автором. Герой сам осмысливает свою жизнь эстетически, как бы играет роль, такой герой самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может осложняться за счет эмоционально волевой, познавательной, этической, религиозной установок героя.

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37672. Исследование напряженно-деформированного состояния стержня при поперечном изгибе 620.5 KB
  Изучить навыки работы в пакете инженерно-прикладных программ ANSYS 5.7/ED. Исследовать напряженно-деформированное состояние стержня при поперечном изгибе. Построить эпюры внутренних силовых факторов.
37673. АТОМНІ ЕЛЕКТРИЧНІ СТАНЦІЇ 32.5 KB
  АТОМНІ ЕЛЕКТРИЧНІ СТАНЦІЇ Особливості експлуатації АЕС обумовлені специфікою їх технологічної схеми. Однією з особливостей сучасних паротурбінних АЕС є їх робота на насиченому та слабо перегрітому парі з порівняно невисокими тисками пари перед турбіною 65 МПа. На сучасних АЕС застосовуються двоконтурні з реакторами води під тиском ВВЕР та одноконтурні з ―киплячими реакторами РБМК теплові схеми. В теплових схемах АЕС відсутні пароохолодники в регенеративних підігрівниках.
37675. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОННЫХ ЛАМП 48.5 KB
  Важнейшей характеристикой диода является зависимость силы тока текущего через лампу анодного тока от разности потенциалов между катодом и анодом анодного напряжения. Анодный ток зависит от анодного напряжения и от температуры катода. При постоянной температуре катода анодный ток 1д возрастает с увеличением анодного напряжения IIа. Поскольку ме ханизм возникновения электрического тока в этом случае отличается от механизма возникновения тока в проводниках то зависимость анодного тока от анодного напряжения не описывается законом Ома.
37676. Морфологія і анатомія генеративних органів 257.5 KB
  Морфологія і анатомія бруньок винограду. Вивчити типи бруньок винограду їх утворення розвиток морфологічну та анатомічну будову пасинкової бруньки і зимуючого вічка. Морфологія і анатомія бруньок винограду. У більшості сортів європейськоазіатського винограду порослеві пагони і вовчки безплідні і відрізняються від звичайних пагонів більшою силою росту в довжину і в товщину рихлістю будови тканини слабким прикріпленням до багаторічної частини стебла.
37677. Закладання винограднику 91 KB
  Тема: Закладання винограднику. Організація території для закладання винограднику. Скласти плансхему організації території відведеної для закладання винограднику. Організація території для закладання винограднику.
37678. Щеплення здеревянілими чубуками 101 KB
  Мета заняття. Засвоїти техніку настільного щеплення здеревянілими чубуками па машинах УПВ, ПМ-450 та МП-7А. Ознайомитись з технікою щеплення вручну способом поліпшеної копуліровки та на штифт за допомогою спеціального секатора.
37679. Виведення основних форм кущів 825.5 KB
  У перший рік добиваються високої приживлюваності саджанців. 1 Виведення середньоштамбового двобічного кордону: 1 кущ у перший рік садіння; 2 кущ на другий рік; 3 кущ на третій рік; 4 кущ на четвертий рік; 5 кущ на пятий рік: а навесні; б влітку в восени. На другий рік вирощують пагони для майбутнього штамба. На третій рік формують штамб.
37680. Загальні відомості про виноград і будову його вегетативних органів 256 KB
  Класифікація винограду. Ознайомитись з екологогеографічними групами сортів європейськоазіатського винограду Vitis vinifer J. Класифікація винограду. У культурі винограду найбільше значення мають такі види роду Vitis J європейськоазіатський виноград Vitis vіпіfега J.