30303

Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Доклад

Литература и библиотековедение

Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

88 чел.

45.Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Категория автора считается 1 из стержневых в литературе. Рассматриваются следующие вопросы: 1.Автор как создатель текста. 2.Выделяется образ автора, под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета, отношение автора к героям и т.д. 3.Автор в отдельном жанре м.б. представлен как библиограф, герой как персонаж, лицо, кот представлено со стороны. Великий рус ученый Бахтин в своих трудах писал, что автор как таковой понимается как некая ценность, кот нельзя расщепить на атомы, отдельные части. Автору принадлежит удивительное св-во – вненаходимость, т.е нельзя воспринимать автора как простого чела, кот о чем то думает и пишет текст. Весь мир худ произведения таков, что он передает со всей полнотой содержание авторской мысли. Говорить об авторе по частям невозможно. Автора нет в самом тексте, его там нельзя найти, причем нет в 2ух смыслах. Прежде всего текст это объект, человек там не может скрыться, но главное, что произведение ис-ва  создает художественную духовную реальность, кот выходит за рамки авторской воли и желания, и с этой стороны опять нельзя говорить что в нем присутствует автор.  В литературоведении принято различать автора как физическое, биографическое, психологическое лицо и автора как создателя произведения. Образ автора м.б. выражен в 4х образах: 1.на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно, повествование стремиться стать информативным, максимально затеняющим авторскую фигуру. 2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, узнаваемое в незначительной степени, но при этом голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, по кот мы могли бы вычленить его из потока речи. 3.автор как рассказчик – авторский голос еще более узнаваем. В отличае от повествователя, рассказчик  - с очень характерной манерой речевого поведения – от 1ого лица, ед числа. 4.автор как автобиографический герой – в мемуарном жанре, автор – персонаж. Мы не можем писать о себе с полной искренностью. Впервые категории автора были изложены в сочинении Аристотеля «Поэтика». В дальнейшем понятие об авторстве неоднократно менялось. Но и у Аристотеля и в средневековье авторство рассматривалось в 2ух аспектах: а) технологический – совокупность умений, знаний, навыков автора для написания текста. Б)автор выступает как субъект, наделенный особым даром. Аристотель полагал, что произведение ис-ва должно следовать явлениям природы, стремиться их достаточно точно и полно отобразить.

Автор и герой: проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин)

Литературный герой - персонаж, обладающий  необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора.

Персонажи характеризуются автором:

-с помощью совершаемых ими поступков.

-с помощью форм поведения и общения

-с помощью черт наружности и близкого окружения

-с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей

У автора должна быть реакция на целое героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для хар-ки этого целого.

Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.

Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:

1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться в 2ух направлениях:

• герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его;

• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;

3. герой является сам своим автором. Герой сам осмысливает свою жизнь эстетически, как бы играет роль, такой герой самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может осложняться за счет эмоционально волевой, познавательной, этической, религиозной установок героя.

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36455. ТАКТИКО-СПЕЦІАЛЬНА ПІДГОТОВКА 14.51 MB
  Основні завдання зв’язку. Засоби та види зв’язку. Основні вимоги до зв’язку. Основними задачами зв'язку є: забезпечення стійкого зв'язку з вищим штабом та своєчасного приймання сигналів бойового управління; забезпечення управління підлеглими військами в будь яких умовах обстановки; забезпечення передач i сигналів та своєчасне попередження та повідомлення військ про безпосередню загрозу застосування противником ЗМЗ та повітряного противника; забезпечення обміну інформацією між взаємодіючими з’єднаннями частинами підрозділами;...
36456. Основные характеристики и достижения Древнего Рима 38 KB
  переход от патриархального к классическому рабству на территории Италии произошел в греческих городахколониях Южной Италии и Сицилии. Сельское хозяйство Италии переживало подъем. Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве Италии является выделение новых отраслей: животноводства и приусадебного птицеводства. Скот и птицу разводили в Италии с незапамятных времен но лишь во III вв.
36457. Основные пути перехода античных обществ к феодализму 34 KB
  Византийский путь. Итальянский путь. ЗФранцузский путь Фр. Самый быстрый путь из которого возникли госва Европы Скандинавскорусский путь.
36458. Переход античных обществ к феодализму (один из вариантов на историческом примере) 26.5 KB
  Римская империя = Византия Как и любой переход между цивилизациями данный переход проходил в четыре этапа. Однако неравномерность развития регионов мира приводила к большим различиям в развитии процесса переходного периода. Однако латентный этап перехода начался раннее сформировав ряд важных тенденций ставших впоследствии элементами феодальной цивилизации. Переход по византийскому пути был наименее болезненным но проходило очень медленно.
36459. Основные особенности и достижения Византии 27.5 KB
  Большая роль городов. Высокая роль государства в экономич. Основные достижения: 1 большая роль городов 2развитие торговли 3Высокая роль государства в экономике 4развитие архитектуры 5 использование религии в политических целях 6культурная экспансия 7развита централизация 8социальная мобильность 9Византии удавалось сдерживать натиск с Востока 10 Система подготовки кадров 11иерархическая система правления.
36460. Особенности экономического строя государств феодальной цивилизации на историческом примере 31 KB
  Крупное независимое землевладение значительный слой мелких земельных собственников и крестьянские общины – вот что лежало в основе византийской экономики. Наступал период преобладания семейной общины. К 6 веку была утрачена социальная почва для укрепления мелкого крестьянства что привело к ослаблению деревни упадку земельной собственности городской общины античная традиция и последующему кризису мелких городов конец V в.
36461. Особенности политического устройства государств феодальной цивилизации на историческом примере 43 KB
  примере Византийская империя: Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода : 1. появление и развитие феодализма в Византии. Фактически же и история Византии как самостоятельного государства и история Византийской цивилизации началась в 395 г. Кроме того военностратегическое положение Константинополя обеспечивало Византии господство над проливами.
36462. Утрата античных знаний, упадок культуры 36 KB
  Главное достижение: смогли не только сохранить достижения античной науки но и соединить ее с восточными познаниями. Леонардо Пизанский непопулярные не прошли лицензию у Церкви науки – изучал восточные науки арабские и инд. Однако несмотря на протест церкви непопулярные науки продолжали развиваться т. В середине 15 века происходит научная революция сутью которой было избавление науки от гнета католических догмат.
36463. Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации 39.5 KB
  Признаки упадка церкви: коррупция и неравенство в церковной иерархии церкви. Их суть: нельзя отпускать грехи без покаяния оно требует внутренней работы а не просто оплаты раскаивающийся получает прощение от Бога а не от церкви лучше совершить доброе деяние чем откупаться богатство церкви в священном писании а не в золоте и добрых делах. Лютер получил значительную поддержку но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви его многочисленные сторонники сожгли...