30303

Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Доклад

Литература и библиотековедение

Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

101 чел.

45.Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.)

Категория автора считается 1 из стержневых в литературе. Рассматриваются следующие вопросы: 1.Автор как создатель текста. 2.Выделяется образ автора, под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета, отношение автора к героям и т.д. 3.Автор в отдельном жанре м.б. представлен как библиограф, герой как персонаж, лицо, кот представлено со стороны. Великий рус ученый Бахтин в своих трудах писал, что автор как таковой понимается как некая ценность, кот нельзя расщепить на атомы, отдельные части. Автору принадлежит удивительное св-во – вненаходимость, т.е нельзя воспринимать автора как простого чела, кот о чем то думает и пишет текст. Весь мир худ произведения таков, что он передает со всей полнотой содержание авторской мысли. Говорить об авторе по частям невозможно. Автора нет в самом тексте, его там нельзя найти, причем нет в 2ух смыслах. Прежде всего текст это объект, человек там не может скрыться, но главное, что произведение ис-ва  создает художественную духовную реальность, кот выходит за рамки авторской воли и желания, и с этой стороны опять нельзя говорить что в нем присутствует автор.  В литературоведении принято различать автора как физическое, биографическое, психологическое лицо и автора как создателя произведения. Образ автора м.б. выражен в 4х образах: 1.на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно, повествование стремиться стать информативным, максимально затеняющим авторскую фигуру. 2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, узнаваемое в незначительной степени, но при этом голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, по кот мы могли бы вычленить его из потока речи. 3.автор как рассказчик – авторский голос еще более узнаваем. В отличае от повествователя, рассказчик  - с очень характерной манерой речевого поведения – от 1ого лица, ед числа. 4.автор как автобиографический герой – в мемуарном жанре, автор – персонаж. Мы не можем писать о себе с полной искренностью. Впервые категории автора были изложены в сочинении Аристотеля «Поэтика». В дальнейшем понятие об авторстве неоднократно менялось. Но и у Аристотеля и в средневековье авторство рассматривалось в 2ух аспектах: а) технологический – совокупность умений, знаний, навыков автора для написания текста. Б)автор выступает как субъект, наделенный особым даром. Аристотель полагал, что произведение ис-ва должно следовать явлениям природы, стремиться их достаточно точно и полно отобразить.

Автор и герой: проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин)

Литературный герой - персонаж, обладающий  необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора.

Персонажи характеризуются автором:

-с помощью совершаемых ими поступков.

-с помощью форм поведения и общения

-с помощью черт наружности и близкого окружения

-с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей

У автора должна быть реакция на целое героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для хар-ки этого целого.

Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.

Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:

1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться в 2ух направлениях:

• герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его;

• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;

3. герой является сам своим автором. Герой сам осмысливает свою жизнь эстетически, как бы играет роль, такой герой самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может осложняться за счет эмоционально волевой, познавательной, этической, религиозной установок героя.

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82248. История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени. Жизнь как незавершаемая целостность.(О.Шпеннглер, Э. Гуссерль) 33.65 KB
  Объективация жизни во времени. Она может трактоваться в естественно-научном это форма движения материи психологическом это одухотворенность бытия историко-культурном это проявление жизни в разных эпохах биографическом жизнь отдельного человека и философском жизнь как благо смыслах. Она может изучаться с разных позиций например со стороны образа жизни людей стиля и манеры жизни повседневного жизненного мира человека со стороны продолжительности уровня качества жизни и т.
82249. Социальные и культурно- историческиеформы жизни:общее строение и иерархия уровней. Научные и вненаучные представления о формах жизни 41.6 KB
  Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Во всех этих случаях отчетливо обнаруживаются две основные методологические тенденции в объяснении природы человека: редукционистская сводящая природу человека либо к биологической либо напротив к социальной его стороне и целостная системная понимающая природу человека как единое...
82250. Время как параметр физических событий и время как мера становления человеческого бытия (общее условие осуществления жизни) 34.6 KB
  Социальное время это продолжительность существования определенных общностей людей общественных явлений отдельных личностей а также социальных процессов. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись так образ обратимого времени все возвращается на круги свои сменился на образ необратимого линейного времени время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему.
82251. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время 32.58 KB
  Социальное и культурноисторическое время. В наст вр отмечает Микешина происходит концептуальная революция наука вновь открывает для себя время. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени социсторическое время.
82252. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик 32.05 KB
  Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.
82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...