30304

Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь)

Доклад

Литература и библиотековедение

Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте авторбиография авторконцепция авторповествователь Слово автор употребл в литведении в нескх знач. явлся все произведениеобраз автора. явлений характерных для отдельных жанров и родовавтором называют рассказчика повествователя в эпических произведениях либо лирического героя в лирикеБ. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА объективная форма повествования от 3го лица: кажущееся отсутствие в произв.

Русский

2013-08-24

27 KB

33 чел.

46.Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь)

Слово «автор» употребл в литведении в неск-х знач. Прежде всего оно означает реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некий взгляд на действ-ть, выраж.кот. явл-ся все произведение(образ автора). Наконец, это слово употребляется для обозначения некот. явлений, характерных для отдельных жанров и родов(автором называют рассказчика, повествователя (в эпических произведениях) либо лирического героя (в лирике))»(Б.О.Корман).

Биогр. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произв. какого-либо субъекта рассказывания. ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоц.высказ-х о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. «Повести Белкина» Пушкина ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ. Автор передает повествование герою тогда, когда хочет глубже раскрыть своего героя или в случае изображения полож героя.Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гда повествование ведется от лица Гринева.Формы присутствия автора в произв(лир. отступления)Непосредственное выражение автором эпического произведения своих мыслей и чувств раскрываются в лирических отступлениях. Ремарки - авторские замечания о поведении или характере персонажей.ГЕРОЙ - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматич произведении; Г.л. может быть "главным" или "второстепенным". На создание внешнего облика героя «работает» его портрет, профессия, возраст, история (или прошлое), имя. Прославленные лит.персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в лит.текстах.

Способы и формы авторского присутствия в литературном произведении:

Формы авторского присутствия зависят от рода литературы.

-Эпос - повествование.

На грамматической основе выделяется 3 формы повествования:

- от 1 лица

- от 3 лица

- несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки. Такая речь формально является повествованием, но по содержанию похожа на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Очень часто при личном повествовании повествователь персонифицирован, при безличном - неперсонифицированный или рассказчик.

-Драма - нет форм авторского присутствия, есть только его "следы", т.к. форма словесного выражения в драме - диалог или полилог - автора нет, есть только герои.

Ярче всего авторское присутствие в лирике.

Классификация Кормана:

1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

Степень скрытости автора в тексте:

-3 лицо

-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71102. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 135.66 KB
  Соотношение индивидуальности и личности определяется тем что это два способа бытия человека два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется в частности в том что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
71103. Специфика и сущность философского знания 25.64 KB
  Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.
71105. Средневековая философия (IV-XIV вв.) 32.5 KB
  Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена (160-240) – Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей античности Тертуллиан считает “патриархами еретиков”. Следовательно, все кто ищет истину на путях, пройденных античной философией, попадает...
71106. Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) 43.27 KB
  Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVI вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал...
71107. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 43.37 KB
  Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых.
71108. Философия эпохи Просвещения (18 век, Франция) 23.43 KB
  Основные черты философии: Радикализм - радикальная критика того состояния, в котором находилось общественная жизнь и мысль Франции 18 века. Просвещение – задача просветить народные массы, очистить их сознание от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков.
71109. Немецкая классическая философия. Основные черты классической философии 61.34 KB
  Термин немецкая классическая философия был введен Фридрихом Энгельсом в его поздней работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, опубликованной в 1886 году
71110. Философия марксизма 21.78 KB
  Материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории. Поэтому люди продукты истории а не Бога и не Природы. В этом положении уже содержится материалистическое понимание истории.