30307

Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте

Доклад

Литература и библиотековедение

Проблема автора в литературоведении. Большинство ученых разделяют автора в первом значении его еще принято называть реальным или биографическим автором и автора во втором значении. Это пользуясь другой терминологией автор как эстетическая категория или образ автора. Иногда говорят здесь же о голосе автора считая такое определение более правомерным и определенным чем образ автора.

Русский

2013-08-24

25 KB

9 чел.

49.Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте

Существует несколько значений термина «автор».

«Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов».

Большинство ученых разделяют автора в первом значении (его еще принято называть «реальным», или «биографическим» автором) и автора во втором значении. Это, пользуясь другой терминологией, автор как эстетическая категория, или образ автора. Иногда говорят здесь же о «голосе» автора, считая такое определение более правомерным и определенным, чем «образ автора». Что же касается термина «автор» в третьем значении, ученый имеет здесь в виду, что иногда автором называют рассказчика, повествователя (в эпических произведениях) либо лирического героя (в лирике): это следует признать некорректным, а иногда и вовсе неправильным.

Для драмы.

Особенности драмы как литературного рода обусловили и специфику выражения в ней авторского начала. Собственно автору принадлежат лишь ремарки или другие замечания, «сопровождающие» пьесу (например, «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров» в «Ревизоре» Н.В. Гоголя). Заглавие пьесы, возможный эпиграф – тоже так называемые «сильные места» в драме, где можно увидеть авторское отношение к изображаемому. Но в драме отсутствует повествование, как правило, нет места прямому авторскому слову: таковы общие свойства драматических произведений. С этим связаны многие эпизоды в истории драматургии, когда, например, для сценической постановки нужно было преобразить, применительно к драме, эпическое произведение. Так, М.А. Булгаков, перерабатывая для предполагавшейся постановки в 30-е гг. «Мертвые души» Гоголя, ввел в текст пьесы фигуру Автора, который из Рима следил за своими персонажами. Постановка так не и осуществилась – по разным причинам, в том числе и из-за необычности булгаковского замысла.

Все же, конечно, и в драме есть свои возможности для проявления авторской активности. Это могут быть герои, которые служат рупором идей автора, его alter ego (вторым я) – такой герой называется резонером. Иногда даже через сатирического персонажа автор может напрямую обращаться к читателю – зрителю. Так, в «Ревизоре» городничий бросает реплику в зал: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь. Эх, вы!..» Но в целом в драме автор проявляет себя в наиболее скрытой форме – то есть через построение сюжета и композицию пьесы – сюжетно-композиционный способ. И отбор материала, и расположение его, и особенно развитие действия являются  важными средствами выражения авторской мысли.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31152. Каковы свойства архетипов 20 KB
  Свойства: 1 Универсальность А свойственны каждому чеку; 2 Культурная обусловленность А; 3 Устойчивость.
31153. Что такое стереотип 20 KB
  Стереотип- устойчивое представление о каких-л. объектах, свойствах той или иной соц. группы. (пример: свои – чужие. Чужие – любые другие, не входящие в твою группу)
31154. Каковы свойства стереотипа 20 KB
  Пример: свои – чужие. Чужие – любые другие не входящие в твою группу Свойства С: Стереотипы неиндивидуальны это групповое явление.
31155. Что такое слухи и как они связаны с феноменом массы 21.5 KB
  Свойства слухов: 1Высокая степень обобщенности; 2привязка ко времени и среде своего возникновения. 3наличие свежей новости; 4неофициальность; 5Слух сохраняет свою связь со всеми перечисленными типами соц сообщений; 6однократная воспроизводимость Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается; 7подвергается дальнейшей трансляции. Слушающий впоследствии становясь говорящим передает этот слух новому слушающему.
31156. Каковы информационные предпосылки распространения слухов 23 KB
  Наиболее активными распространителями слухов явл люди формальная деятть кот играет в организации далеко не первую роль но кот хотят показать свою значимость и влияние.Чувство солидарности кот выражается в стремлении помочь коллегам друзьям знакомым предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.Побуждение других к поддержке себя и своей позиции подталкивание к групповым действиям кот распространитель слуха не решается совершить сам в одиночку.
31157. Каковы психологические предпосылки распространения слухов 21.5 KB
  Чувство солидарности человека распространяющего слух.Слух как стремление человека найти союзников.Личная неприязнь злоба на определенного человека. Такой мотив побуждает человека распространять негативные слухи о своем недруге .
31158. Каковы разновидности слухов? Приведите примеры различных видов 23 KB
  Такие слухи не создаются целенаправленно возникают спонтанно.По эмоциональной характеристике: 1Слухжелание такой слух обычно выдает желаемое за действительное. Этот слух люди сами того не осознавая ждут и поэтому с легкостью ему верят.
31159. Что такое внушение 24 KB
  Непосредств словесного воздействие эмоц насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула: прямая речь, обращенная к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, кот должно наступать сразу же после высказанных слов.
31160. Расскажите о приемах внушения 24.5 KB
  вызвать через преподносимый образ понятие лозунг идею ассоциацию с чемлибо или кемлибо имеющим в глазах объекта бесспорный престиж ценность чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Заключается в цитировании высказываний личности кот уважает или наоборот ненавидит объект воздействия. Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в инфе идею суждение оценку мнение на том основании что якобы большинство представителей данной соц группы или воинского подразделения разделяют ее.