30313

Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.

Русский

2013-08-24

47 KB

3 чел.

45. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании.

Синтаксические отношения - самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны, но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект. Самые разные смысловые отношения могут быть типизированы на более высоком уровне абстракции.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения устанавливаются только на уровне предложения, это отношения между подлежащим и сказуемым. Непредикативные отношения могут реализовываться как на уровне предложения, так и на уровне словосочетания. На уровне предложения: полупредикативные отношения, отношения между словами, связанными сочинительной связью.

Полупредикативные отношения устанавливаются между обособленным членом и словом, к которому относится этот член. # мама, рассерженная братом,…

Слова, связанные сочинительной связью, вступают в соединительные, противительные и разделительные отношения.

Синтаксические отношения на уровне словосочетания

Определительные отношения – такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает признак предмета, выраженного главным словом.

Обстоятельственные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает признак действия или состояния, выраженного главным словом.

Объектные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает объект действия или состояния, выраженного главным словом. NB главное слово должно обладать значением процессуальности.

Субъектные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает производителя действия, выраженного главным словом. NB главное слово – отглагольное имя или страдательное причастие.

Комплетивные отношения – восполняющие, возникает, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово недостаточность восполняет.

Любое синтаксическое отношение зиждится на синтаксической связи. Синтаксическая связь – языковое выражение синтаксических отношений. Но четкого соответствия между связью и отношением нет, одному виду отношений может соответствовать несколько видов связей, и наоборот.

# определит отн ситцевое платье – согласование

                            платье из ситца – управление

                            мысли вслух – примыкание

# управление   пение соловья - субъектные отношения

                         поиски друга – объектные отношения

Все многообразие связей делится на 2 группы: сочинение и подчинение.

Сочинение – синтаксическая связь, кт. Существует между однофункциональными по своему синтаксическому положению ед-цами. Существует только в предложении, не образуют ссч, называются сочетаниями слов, связанных сочинительной связью.

Сочинительная связь может быть открытой (2 и более ед-цы, может быть продолжена) и закрытой (2 ед-цы).

Подчинение существует как в словосочетании, так и в предложении, один компонент выступает как главный по отношению к другому.

Традиционно выделяется согласование, управление и примыкание. В основе выделения лежит формальный критерий – ГФ главного и зависимого слова.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово уподобляет зависимое в присущих ему формах рода, числа, падежа. При изменении формы главного слова, изменяется зависимое.

Главный компонент – существительное.

Зависимый – обладающий ГФ рода, числа, падежа или части из них. По набору ГФ зависимого слова выделяется полное и неполное согласование. Среди неполного согласования выделяют согласование:

  1.  В числе и падеже # далекие годы, женщина-космонавт
  2.  Числе # на озере Байкал
  3.   Падеже # тремя поросятами

# На озере Чены – нет согласования ни по одному ГП.

Особое место занимают слова типа «лиса-проныра», не все относят такую связь к согласованию.  Д.Н. Овсянников-Куликовский считала, что это особый вид согласования. Собственно согласованием можно считать те слова, которые имеют коррелятивные пары по роду.

# кот-спортсмен и кошка-спортсменка – полное согласование

Лиса-проныра и кот-проныра – неполное согласование

Связь между подлежащим и сказуемым

В.А. Белошапкова – управление (глагол + Им.п.)

И.П. Раскопов – взаимонаправленная связь – координация

Соположение – связь не выражена # Ребенок без пальто.

Тяготение – соотношение между подлежащим и сказуемым через 3 компонент # Сестра лежала больная.

Управление  – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в какой-либо определенной форме, отличной от формы главного слова. Выбор зависимой формы определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова. При изменении формы главного слова, форма зависимого не изменяется.

По ЧР главного слова различают управление:

  1.  Приглагольное
  2.  Приименное
  3.  Принаречное

Зависимое слово всегда существует в форме косвенного падежа.

Управлению могут соответствовать все виды отношений.

Традиционно выделяется сильное и слабое управление. Потебня выделил 2 критерия для определения:

  1.  Указывает ли главное на падеж зависимого?
  2.  Является ли связь теснейшей?

Этим признакам, по Потебне, соответствует 2 позиции:

  1.  Главное слово указывает на падеж, связь теснейшая
  2.  Не указывает, связь отдаленная

На основании этих признаков Пешковский выделяет сильное и слабое управление.

Сильное управление:

  1.  Гл.слово – переходный глагол, требующий В.п. # перелистывать страницы
  2.  Переходный глагол и Р.п. в значении В.п. # выпить воды
  3.  Глагол + не + Р.п. # не читал книги
  4.  Соответствие предлогов и приставок пространственного значения # доехать до дома
  5.  Комплетивные отношения # произвести впечатление

На границе между управлением и примыканием – именное примыкание.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым, а зависимость от главного слова выражена лексически.

Данный тип связи не обслуживает только субъектные отношения.

Примыкают наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения, сравнительная степень.

При именном примыкании существительные имеют наречное значение (АГ-70). Валгина предлагает сузить понятие именного примыкания. Примыкают не все существительные с наречным значением, а только те, которы оторвались от своей падежной парадигмы.

  1.  Творительный уподобления # нос картошкой
  2.  Родительный даты # приехать пятого августа
  3.  Винительный количества # съездить два раза
  4.  Винительный времени и места # отсутствовать год, молчать всю дорогу
  5.  Творительный количества времени # читать часами
  6.  Полуидеоматические выражения # останавливаться на каждом шагу

Современное понимание синтаксической связи: разграничение синтаксической связи по 2м дифференциальным признакам.

Формальный признак выделения типов связи не является оптимальным (размытые границы, выделение сильного, слабого управления). В. А. Белошапкова предлагает подход, учитывающий и формальные и содержательные характеристики главного слова.

Дифференциальные признаки:

  1.  Предсказуемость / непредсказуемость

Предсказуемая связь – главное слово предсказывает обязательную форму зависимого компонента # выше гор

Учитывается форма главного и зависимого слова. Согласование – предсказующая связь, примыкание – непредсказующая.

  1.  Обязательность / необязательность (учитывает семантические параметры) # просматривать журнал – обязательная, пирог с капустой- необязательная.
  2.  Синтаксические отношения

А) собственно синтаксические – лексическое наполнения главного и зависимого не участвует. Абстрактные отношения, формируются не только реальные словосочетания, но и гипотетически возможные # глокая куздра

Б) семантико-синтаксические отношения – предполагается участие конкретного лексического наполнения # отдаленный объект Идти с братом, орудие Рубить топором, обстоятельственные отношения Ехать морем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34550. Проблема художественной традиции в эстетике Т.С.Элиота 17.42 KB
  В собственном художественном творчестве Элиот стремился устранить расхождение между чувственным и интеллектуальным началом достигая синтеза с целью вернуть весомость поэтическому слову обесценившемуся изза романтической декламации. Элиот как поэт и в меньшей степени как драматург добившийся наиболее значительных высот в жанре стихотворной драмы со сложными этическими коллизиями Убийство в соборе 1935 предстает художником воплотившим типичные особенности мирочувствования и умонастроений своей катастрофической эпохи. В сознании...
34551. Проблематика и построение книги Рида Десять... 17.37 KB
  Революции. Ему важно понять суть революции. Он пишет о чужой революции но предельно заинтересованно и страстно. Десять дней которые потрясли мир книга американского журналистаДжона Рида об Октябрьской революции 1917 года в России свидетелем которой он был сам.
34552. Развитие жанра соц. романа в творчестве Д. Стейнбека 18.54 KB
  Размыкает рамки семьи. Семьи несут в себе боль страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов. Главой семьи Джоудов ее душой была мать одна из самых больших творческих удач писателя. Ма единственный человек из всей семьи кто сохраняет ясность мысли и мужество перед лицом тяжких испытаний.
34553. Тема американского мечтателя в тв-ве Фицджеральда 17.15 KB
  Великий Гэтсби. Для Гэтсби деньги не цель а средство. Низкий уровень развития самосознания Гэтсби. Он расследует подноготную Гэтсби и в момент когда увлечение Дейзи достигает апогея Том разоблачает соперника и Дейзи в смятении сбивает любовницу мужа.
34554. Эволюция героя в творчестве Хэмингуэя 22.08 KB
  Сантьяго рассуждает о смысле человеческой жизни. Сантьяго любит все живое любит природу. Исследователи любят говорить о том что Сантьяго не признает себя побежденным. Сантьяго глубже связан со всем этим.
34555. Сквозной сюжет Фолкнера об американском юге. Особенности их сюжетно-повествовательной организации 21.77 KB
  Специфичность в том что все особенности частности той жизни и жанры которые берет Фолкнер для читателя вбирают в себя то что для Фолкнера было частью человечества. Фолкнера интересует судьба Американского юга. Сама композиция произведений Фолкнера отличается от композиций Джойса.
34556. О Нил основоположник американской национальной драмы. Трагедия «Страсти под вязами» 16.7 KB
  Как художник О Нил сложился в атмосфере ширившегося в начале 20 в. Именовавший себя анархистом О Нил отошел затем от политического движения но крайне негативное отношение к государству как орудию подавления личности и буржуазному обществу которое презрев духовные ценности обольстилось ценностями материальными сохранял всю жизнь. Выступив в двойной роли родоначальника и реформатора отечественной драмы О Нил не замкнулся в рамках чистого искусства для задуманных им преобразований такой масштаб был тесен.
34557. Основные этапы и общие тенденции развития литературы Зап.Европы и Америки после ВМВ 18.09 KB
  Так формируется ситуация постмодернизма. С точки зрения постмодернизма модернизм характеризуется стремлением познать начало начал. Отличительная черта постмодернизма – концептуальность. Характерные черты постмодернизма 1интертекстуальность 2 многоуровневая организация текста 3неопределенность культ неясностей ошибок пропусков фрагментарность и принцип монтажа принцип ризомы 4жанровый и стилевой синкретизм соединение нерасчлененность различных видов культурного творчества 5театральность работа на публику использование...
34558. Молодежная проблематика в современной литературе (Д. Селинджер, Д. Осборн, Р. Мерль и др.) 18.16 KB
  стал неоднозанчный образ главного героя – Холдена Колфилда. Возраст героя выбран С. В образе героя причудливо переплетаются жизненная мудрость и инфантилизм. Окружающую действительность он воспринимает через соотнесение с идеалом которым для героя является свобода.