30313

Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.

Русский

2013-08-24

47 KB

3 чел.

45. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании.

Синтаксические отношения - самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны, но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект. Самые разные смысловые отношения могут быть типизированы на более высоком уровне абстракции.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения устанавливаются только на уровне предложения, это отношения между подлежащим и сказуемым. Непредикативные отношения могут реализовываться как на уровне предложения, так и на уровне словосочетания. На уровне предложения: полупредикативные отношения, отношения между словами, связанными сочинительной связью.

Полупредикативные отношения устанавливаются между обособленным членом и словом, к которому относится этот член. # мама, рассерженная братом,…

Слова, связанные сочинительной связью, вступают в соединительные, противительные и разделительные отношения.

Синтаксические отношения на уровне словосочетания

Определительные отношения – такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает признак предмета, выраженного главным словом.

Обстоятельственные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает признак действия или состояния, выраженного главным словом.

Объектные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает объект действия или состояния, выраженного главным словом. NB главное слово должно обладать значением процессуальности.

Субъектные отношения - такой вид синтаксических отношений в ссч, при котором зависимое слово обозначает производителя действия, выраженного главным словом. NB главное слово – отглагольное имя или страдательное причастие.

Комплетивные отношения – восполняющие, возникает, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово недостаточность восполняет.

Любое синтаксическое отношение зиждится на синтаксической связи. Синтаксическая связь – языковое выражение синтаксических отношений. Но четкого соответствия между связью и отношением нет, одному виду отношений может соответствовать несколько видов связей, и наоборот.

# определит отн ситцевое платье – согласование

                            платье из ситца – управление

                            мысли вслух – примыкание

# управление   пение соловья - субъектные отношения

                         поиски друга – объектные отношения

Все многообразие связей делится на 2 группы: сочинение и подчинение.

Сочинение – синтаксическая связь, кт. Существует между однофункциональными по своему синтаксическому положению ед-цами. Существует только в предложении, не образуют ссч, называются сочетаниями слов, связанных сочинительной связью.

Сочинительная связь может быть открытой (2 и более ед-цы, может быть продолжена) и закрытой (2 ед-цы).

Подчинение существует как в словосочетании, так и в предложении, один компонент выступает как главный по отношению к другому.

Традиционно выделяется согласование, управление и примыкание. В основе выделения лежит формальный критерий – ГФ главного и зависимого слова.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово уподобляет зависимое в присущих ему формах рода, числа, падежа. При изменении формы главного слова, изменяется зависимое.

Главный компонент – существительное.

Зависимый – обладающий ГФ рода, числа, падежа или части из них. По набору ГФ зависимого слова выделяется полное и неполное согласование. Среди неполного согласования выделяют согласование:

  1.  В числе и падеже # далекие годы, женщина-космонавт
  2.  Числе # на озере Байкал
  3.   Падеже # тремя поросятами

# На озере Чены – нет согласования ни по одному ГП.

Особое место занимают слова типа «лиса-проныра», не все относят такую связь к согласованию.  Д.Н. Овсянников-Куликовский считала, что это особый вид согласования. Собственно согласованием можно считать те слова, которые имеют коррелятивные пары по роду.

# кот-спортсмен и кошка-спортсменка – полное согласование

Лиса-проныра и кот-проныра – неполное согласование

Связь между подлежащим и сказуемым

В.А. Белошапкова – управление (глагол + Им.п.)

И.П. Раскопов – взаимонаправленная связь – координация

Соположение – связь не выражена # Ребенок без пальто.

Тяготение – соотношение между подлежащим и сказуемым через 3 компонент # Сестра лежала больная.

Управление  – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в какой-либо определенной форме, отличной от формы главного слова. Выбор зависимой формы определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова. При изменении формы главного слова, форма зависимого не изменяется.

По ЧР главного слова различают управление:

  1.  Приглагольное
  2.  Приименное
  3.  Принаречное

Зависимое слово всегда существует в форме косвенного падежа.

Управлению могут соответствовать все виды отношений.

Традиционно выделяется сильное и слабое управление. Потебня выделил 2 критерия для определения:

  1.  Указывает ли главное на падеж зависимого?
  2.  Является ли связь теснейшей?

Этим признакам, по Потебне, соответствует 2 позиции:

  1.  Главное слово указывает на падеж, связь теснейшая
  2.  Не указывает, связь отдаленная

На основании этих признаков Пешковский выделяет сильное и слабое управление.

Сильное управление:

  1.  Гл.слово – переходный глагол, требующий В.п. # перелистывать страницы
  2.  Переходный глагол и Р.п. в значении В.п. # выпить воды
  3.  Глагол + не + Р.п. # не читал книги
  4.  Соответствие предлогов и приставок пространственного значения # доехать до дома
  5.  Комплетивные отношения # произвести впечатление

На границе между управлением и примыканием – именное примыкание.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым, а зависимость от главного слова выражена лексически.

Данный тип связи не обслуживает только субъектные отношения.

Примыкают наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения, сравнительная степень.

При именном примыкании существительные имеют наречное значение (АГ-70). Валгина предлагает сузить понятие именного примыкания. Примыкают не все существительные с наречным значением, а только те, которы оторвались от своей падежной парадигмы.

  1.  Творительный уподобления # нос картошкой
  2.  Родительный даты # приехать пятого августа
  3.  Винительный количества # съездить два раза
  4.  Винительный времени и места # отсутствовать год, молчать всю дорогу
  5.  Творительный количества времени # читать часами
  6.  Полуидеоматические выражения # останавливаться на каждом шагу

Современное понимание синтаксической связи: разграничение синтаксической связи по 2м дифференциальным признакам.

Формальный признак выделения типов связи не является оптимальным (размытые границы, выделение сильного, слабого управления). В. А. Белошапкова предлагает подход, учитывающий и формальные и содержательные характеристики главного слова.

Дифференциальные признаки:

  1.  Предсказуемость / непредсказуемость

Предсказуемая связь – главное слово предсказывает обязательную форму зависимого компонента # выше гор

Учитывается форма главного и зависимого слова. Согласование – предсказующая связь, примыкание – непредсказующая.

  1.  Обязательность / необязательность (учитывает семантические параметры) # просматривать журнал – обязательная, пирог с капустой- необязательная.
  2.  Синтаксические отношения

А) собственно синтаксические – лексическое наполнения главного и зависимого не участвует. Абстрактные отношения, формируются не только реальные словосочетания, но и гипотетически возможные # глокая куздра

Б) семантико-синтаксические отношения – предполагается участие конкретного лексического наполнения # отдаленный объект Идти с братом, орудие Рубить топором, обстоятельственные отношения Ехать морем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75044. Исторические личности периода Отечественной войны 1812 года 26.5 KB
  Задачи: Закрепить представления детей о том кто такие защитники Отечества полководцы. Познакомить детей с подвигами русских полководцев и с Бородинским сражением. Развивать речь детей обогащать словарь. Воспитывать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.
75046. Жизнь зайца в домашних условиях 260 KB
  В июне месяце, окашивая дачу, папа выкосил трех маленьких зайчат, двое из которых шустро убежали в траву, а вот самый маленький стал новым членом нашей семьи, чтобы он не погиб от лап своих врагов решили: маленького зайчонка спасти от гибели и, выкормив его, понаблюдать за процессом его роста в домашних условиях.
75047. Немецкие автомобили 934.5 KB
  Ich heiße Eshow Wlad. Ich lerne in der Klasse 6. Unser Thema heißt „Das Deutsche Auto“. Im Jahre 2011 (zwanzighundertelf) feierte das Auto sein Jubiläum. Es ist 125 (hundertfünfundzwanzig) Jahre alt. Der vorige Sommer von 7 (siebenten) Mai bis zum 10 (zehnten) September hieß „der Autosommer“.
75048. Русская и немецкая школы. Какие они? 984.5 KB
  Ich heiße Antonowa Anna. Ich lerne in der Klasse 6 «А». Ab 2. Klasse lerne ich Deutsch. Das ist mein Lieblingsfach. Besonders gefiel mir das Thema “Deutsche Schülen. Wie sind sie?” Darüber diskutieren wir viel mit unseren Mitschülern.
75049. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧИСЕЛ 695.5 KB
  В современном мире человек постоянно пользуется числами, даже не задумываясь об их происхождении. Без знания прошлого нельзя понять настоящее. Поэтому целью данной работы является исследование истории возникновения чисел, связанной с необходимостью выражения всех чисел знаками.
75050. Основные направления поэтического творчества Ф. Достоевского 111.5 KB
  Цель моей исследовательской работы: выявить основные направления поэтического творчества Ф. Достоевского. Объект исследования: произведения поэта, литература о жизни и творчестве поэта после выхода из острога в 1854 году. Задачи исследования я бы сформулировала так: «Каково поэтическое наследие Ф.М.Достоевского?»
75051. Берегите око от монитора 505 KB
  Целью моей исследовательской работы стало изучение влияния компьютера на здоровье школьников а именно влияние компьютера на зрение ребёнка исходя из этого были поставлены следующие задачи: Задачи: Проанализировать влияние компьютера на зрение учащихся.
75052. Исследование динамики распространения вируса гриппа среди населения 114.5 KB
  В последние дни апреля 2009 года в средствах массовой информации появилось сообщение о появлении в Мексике нового вируса гриппа. Жертвами заболевания в Мексике стали в основном взрослые люди от 25 до 45 лет отличительная черта пандемического гриппа. человек 165 населения том числе...