30314

Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...

Русский

2013-08-24

35 KB

4 чел.

46. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний.

CCЧ – смысловое и грамматическое объединение слова и формы слова или 2-х форм на основе подчинительной связи. Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова и всегда обозначает нечто более частное и конкретное по сравнению со значением главного слова.

Непредикативное

Интонационно не оформленное

Коммуникационно не законченное

ССЧ, являясь синтаксической ед-цой, может быть описано в 3-х аспектах:

  1.  Формальный
  2.  Содержательный
  3.  Коммуникативный
  4.  Ссч строится по определенной структурной схеме. В структурной схеме учитывается

- структурная связь и характеристики компонентов. # Рисовать березу Vf N4 (объектный), Рисовать неделю Vf N4 (темпоральный).

- порядок слов. Существует правила порядка слов – нейтральный порядок, это порядок может быть специально нарушен.

Словосочетания имеют свою парадигму, которая совпадает с парадигмой главного слова.

  1.  Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. # строительство дома – действие и его объект.

  1.  Ссч выполняет строительную функцию для предложения, употребляется в качестве названия или заголовка, составной элемент текста (парцелляция, именительный темы).

В современной лингвистике существуют разные понимания ссч. Выделяются 3 основных взгляда на ссч.

  1.  Виноградовская традиция
  2.  Шахматовская традиция
  3.  Н.Ю. Шведова

Шахматов предложение противопоставляет словосочетанию, т.к. предложение соответствует законченной единице мышления. Предложение – не просто разновидность ссч, но особая ед-ца, которая может быть представлена и не ссч, а одной словоформой.

Виноградов выделяет 2 синтаксические ед-цы. Ссч – сложное название, образованное по правилам распространения слова формой слова, служащее строительным материалом для предложения, несет ту же номинативную функцию, что и слово. Предложение обладает предикативностью, т.е. подлежащее и сказуемое не могут быть ссч. Не являются ссч ряды словоформ, связанные сочинительной связью, и полупредикативные конструкции.

Шведова сужает объем ссч, выводит из состава ссч с непредсказующей связью детерминанты. # Под вечер он принес свечи из всех комнат в гостиную.

После сокращения объема ссч Ю.В. Фоменко и Раскопов стали утверждать, что если объем ссч неопрееленный, то следует отказаться от ссч. Фоменко: Ссч есть речевая организация валентного свойства слов, проблема должна быть перенесена на уровень лексикологии.

Белошапкова согласна с Виноградовым, кроме разграничения ссч и сочетаний слов, расширяет границы ссч, добавляя сочинительные связи.

Типы ссч

  1.  ЧР главного слова

Глагольные с именем существительным беспредложные # купить хлеба

     Предложные

 С инфинитивом

 С наречием

Именные субстантивные # стакан воды (беспредложные/предложные, с прилагательными/порядковыми числительными/ притяжательными местоимениями/причастиями, наречиями, инфинитивом)

      Адъективные (с сущ. Беспредложные/предложные, наречием, инфинитивом)

                С именем числительным # две книги

Местоименные # кто-то из студентов

Наречные # смешно до слез

  1.  Степень слияния компонентов

Свободные – состоят из слов, сохранивших свое ЛЗ. # поздняя осень

Несвободные – состоят из слов лексически несамостоятельных (со слабым или утраченным ЛЗ). Синтаксическая несвобода – ссч лексически связанные и нечленимые в данном контексте. # девушка с голубыми глазами. Фразеологическая несвобода – лексическая несамостоятельность обнаруживается в любом контексте.

  1.  Классификация ссч по структуре.

Простое ссч может состоять из 2-х компонентов, равных минимальным или элементарным. Простое ссч может включать более, чем 2 компонента, в котором главное слово связанно с зависимыми обязательной связью. # подарить подарок другу

Сложное ссч состоит из более чем 2-х компонентов, где наряду с обязательной связью, есть необязательная. # подарить с улыбкой на память

Комбинированное ссч состоит не из одного главного слова, а нескольких, и один и тот же компонент выступает в роли главного и зависимого слова. # подарить удивительный подарок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28220. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы 48.5 KB
  При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции выполняемые памятью в жизни и деятельности. Основные процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение Есть еще один процесс памяти забывание. Деятельность памяти начинается с запоминания т. Таким образом запоминание можно определить как процесс памяти в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
28221. Основные характеристики памяти и методы их исследования 37 KB
  У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации отбору переработке. Опосредствованный осмысленный характер запоминания. Отбирая нужное существенное подлежащее сохранению человек пользуется для лучшего удержания этого материала какимлибо обозначением чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала это высший уровень запоминания. Если в раннем детстве ребенок многое запоминает механически то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными...
28222. Факторы и способы повышения эффективности запоминания 38 KB
  Факторы влияющие на извлечение информации из памяти: Осмысленность информации. Неожиданностъ информации. В задаче запоминания и последующего воспроизведения уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее все мнемотехники стараются использовать самые невероятные и странные комбинации предметов Близостъ информации по смыслу или по форме. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти.
28223. Внимание, его характеристики и методы диагностики 49.5 KB
  Функции внимания: 1функция отбора значимых воздействий которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3функция удержания сохранения выполняемой деятельности пока не будет достигнута цель т. Виды внимания: непроизвольное непреднамеренное произвольное преднамеренное. Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Свойства внимания: сосредоточенность удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении...
28224. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление 36.5 KB
  Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность творческое мышление творческие способности индивида характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Факторы стимулирующие развитие креативности: ситуации незавершенности открытости разрешение и поощрение множества вопросов стимулирование ответственности и независимости внимание к интересам детей со стороны взрослых самостоятельные разработки и наблюдения неприклонение перед авторитетами Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление лат.
28225. ВОЛЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЛИ 42 KB
  ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЛИ. Функции воли:1.Регулятивная – внешняя – используется когда усилия носят коллективный характер Характеристики воли: Направленность – воля всегда направлена на объект Отдаленность – идет работа на перспективу а не удовлетворение сиюминутных потребностей Устойчивость – протяженность во времени Энергетическая – волевые процессы возникают при слабом побуждении = низкой энергетичности Информационная – только при наделении объекта социальной ценностью обеспечении личностного смысла возможно формирование дополнительного...
28226. Интеллект и его структура 52 KB
  Структура интеллекта 1. Структура интеллекта по Ч. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта к которым можно отнести механическую лингвистическую математическую компетентность а также специальные факторы которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.
28227. Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну. Схема управления движениями по Н.А.Бернштейну 30 KB
  Каждый уровень имеет специфические свойственные только ему моторные проявления каждому уровню соответствует свой класс движений. Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. Уровень В уровень синергий. Этот уровень оторван от внешнего пространства но зато очень хорошо осведомлен о том что делается в пространстве тела.
28228. Акцептор действия П.К.Анохина 1.08 MB
  Акцептор действия П. Внешний раздражитель вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями имеющими другой функциональный смысл и только в зависимости от синтеза всех этих афферентаций создаются условия для формирования целенаправленного действия. Обратная афферентация информирует о результатах совершенного действия давая возможность организму оценить степень успеха выполняемого им действия. Акцептор результатов действия предназначен для восприятия информации о полученном результате и сравнения ее с теми параметрами...