30314

Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...

Русский

2013-08-24

35 KB

4 чел.

46. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний.

CCЧ – смысловое и грамматическое объединение слова и формы слова или 2-х форм на основе подчинительной связи. Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова и всегда обозначает нечто более частное и конкретное по сравнению со значением главного слова.

Непредикативное

Интонационно не оформленное

Коммуникационно не законченное

ССЧ, являясь синтаксической ед-цой, может быть описано в 3-х аспектах:

  1.  Формальный
  2.  Содержательный
  3.  Коммуникативный
  4.  Ссч строится по определенной структурной схеме. В структурной схеме учитывается

- структурная связь и характеристики компонентов. # Рисовать березу Vf N4 (объектный), Рисовать неделю Vf N4 (темпоральный).

- порядок слов. Существует правила порядка слов – нейтральный порядок, это порядок может быть специально нарушен.

Словосочетания имеют свою парадигму, которая совпадает с парадигмой главного слова.

  1.  Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. # строительство дома – действие и его объект.

  1.  Ссч выполняет строительную функцию для предложения, употребляется в качестве названия или заголовка, составной элемент текста (парцелляция, именительный темы).

В современной лингвистике существуют разные понимания ссч. Выделяются 3 основных взгляда на ссч.

  1.  Виноградовская традиция
  2.  Шахматовская традиция
  3.  Н.Ю. Шведова

Шахматов предложение противопоставляет словосочетанию, т.к. предложение соответствует законченной единице мышления. Предложение – не просто разновидность ссч, но особая ед-ца, которая может быть представлена и не ссч, а одной словоформой.

Виноградов выделяет 2 синтаксические ед-цы. Ссч – сложное название, образованное по правилам распространения слова формой слова, служащее строительным материалом для предложения, несет ту же номинативную функцию, что и слово. Предложение обладает предикативностью, т.е. подлежащее и сказуемое не могут быть ссч. Не являются ссч ряды словоформ, связанные сочинительной связью, и полупредикативные конструкции.

Шведова сужает объем ссч, выводит из состава ссч с непредсказующей связью детерминанты. # Под вечер он принес свечи из всех комнат в гостиную.

После сокращения объема ссч Ю.В. Фоменко и Раскопов стали утверждать, что если объем ссч неопрееленный, то следует отказаться от ссч. Фоменко: Ссч есть речевая организация валентного свойства слов, проблема должна быть перенесена на уровень лексикологии.

Белошапкова согласна с Виноградовым, кроме разграничения ссч и сочетаний слов, расширяет границы ссч, добавляя сочинительные связи.

Типы ссч

  1.  ЧР главного слова

Глагольные с именем существительным беспредложные # купить хлеба

     Предложные

 С инфинитивом

 С наречием

Именные субстантивные # стакан воды (беспредложные/предложные, с прилагательными/порядковыми числительными/ притяжательными местоимениями/причастиями, наречиями, инфинитивом)

      Адъективные (с сущ. Беспредложные/предложные, наречием, инфинитивом)

                С именем числительным # две книги

Местоименные # кто-то из студентов

Наречные # смешно до слез

  1.  Степень слияния компонентов

Свободные – состоят из слов, сохранивших свое ЛЗ. # поздняя осень

Несвободные – состоят из слов лексически несамостоятельных (со слабым или утраченным ЛЗ). Синтаксическая несвобода – ссч лексически связанные и нечленимые в данном контексте. # девушка с голубыми глазами. Фразеологическая несвобода – лексическая несамостоятельность обнаруживается в любом контексте.

  1.  Классификация ссч по структуре.

Простое ссч может состоять из 2-х компонентов, равных минимальным или элементарным. Простое ссч может включать более, чем 2 компонента, в котором главное слово связанно с зависимыми обязательной связью. # подарить подарок другу

Сложное ссч состоит из более чем 2-х компонентов, где наряду с обязательной связью, есть необязательная. # подарить с улыбкой на память

Комбинированное ссч состоит не из одного главного слова, а нескольких, и один и тот же компонент выступает в роли главного и зависимого слова. # подарить удивительный подарок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57888. Сума перших n членів арифметичної і геометричної прогресій 263.5 KB
  Дидактична мета: вивести формулу перших n членів арифметичної та геометричної прогресій; домогтися розуміння та засвоєння формул; сформувати вміння застосовувати формули до розв’язування задач.
57889. Урок-ділова гра на тему: Похідна та її застосування 345 KB
  Нехай функція u = ut відображає кількість виробленої продукції u за час t і необхідно знайти продуктивність праці в момент часу t0. За період часу від t0 до t0Δt кількість виробленої продукції зміниться від значення u0 = uto до значення u0 Δu = ut0Δt.
57890. Розв’язування текстових задач 133 KB
  Сьогодні на уроці ми будемо розв’язувати задачі за допомогою систем рівнянь; відпрацювати навички розв’язування задач на прямолінійний рівномірний рух та використання графіків при розв’язуванні задач.
57891. Додавання і віднімання натуральних чисел 450.5 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми: «Додавання і віднімання натуральних чисел», повторити правила та закони додавання та віднімання; навчити учнів використовувати набуті знання до розв’язування задач...
57892. Розв’язування квадратних рівнянь 162.08 KB
  Вдосконалювати вміння і навички учнів отримані при вивченні теми «Квадратні рівняння», розвивати логічне мислення, культуру мовлення культуру записів, уважність, терпіння, уміння зосереджуватись, виховувати інтерес до математики, вміння оцінювати свої знання...
57893. Підсумковий урок по темі «Функція» 2.56 MB
  Кожна група отримує функцію яку повинна охарактеризувати за таким планом: а означення функції; б властивості; в графік. I група – Лінійна функція II група...
57894. Звичайні дроби. Додавання та віднімання з однаковими знаменниками 208 KB
  Гра Хто запалить Олімпійський вогонь Серед цих 9 відповідей ви знайдете числа які допоможуть вам відповісти на запитання пов’язані із нагородами спортсменів України на Іграх Олімпіад та зимових Олімпійських іграх.
57895. Координатна площина 299 KB
  Скільки чисел треба вказати щоб задати положення точки на координатній площині Як називаються числащо задають положення точки на координатній площині Як називаються першедруге з чиселщо задають положення точки на координатній площині...
57896. Дійсні числа та дії над ними 239 KB
  Мета: освітня: розширити уявлення учнів про число числові множини; закріпити поняття натуральних цілих раціональних та ірраціональних чисел. Ввести поняття дійсного числа розкрити об’єктивну необхідність вивчення дійсних чисел.