30314

Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Непредикативное Интонационно не оформленное Коммуникационно не законченное ССЧ являясь синтаксической едцой может быть описано в 3х аспектах: Формальный Содержательный Коммуникативный Ссч строится по определенной структурной схеме. Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. Ссч выполняет строительную функцию для предложения употребляется в качестве названия или заголовка составной...

Русский

2013-08-24

35 KB

4 чел.

46. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в современной лингвистике. Типология словосочетаний.

CCЧ – смысловое и грамматическое объединение слова и формы слова или 2-х форм на основе подчинительной связи. Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова и всегда обозначает нечто более частное и конкретное по сравнению со значением главного слова.

Непредикативное

Интонационно не оформленное

Коммуникационно не законченное

ССЧ, являясь синтаксической ед-цой, может быть описано в 3-х аспектах:

  1.  Формальный
  2.  Содержательный
  3.  Коммуникативный
  4.  Ссч строится по определенной структурной схеме. В структурной схеме учитывается

- структурная связь и характеристики компонентов. # Рисовать березу Vf N4 (объектный), Рисовать неделю Vf N4 (темпоральный).

- порядок слов. Существует правила порядка слов – нейтральный порядок, это порядок может быть специально нарушен.

Словосочетания имеют свою парадигму, которая совпадает с парадигмой главного слова.

  1.  Ссч обладает смысловой устроенностью. ГЗ ссч – это выраженные синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассматриваемые вне конкретного лексического наполнения. # строительство дома – действие и его объект.

  1.  Ссч выполняет строительную функцию для предложения, употребляется в качестве названия или заголовка, составной элемент текста (парцелляция, именительный темы).

В современной лингвистике существуют разные понимания ссч. Выделяются 3 основных взгляда на ссч.

  1.  Виноградовская традиция
  2.  Шахматовская традиция
  3.  Н.Ю. Шведова

Шахматов предложение противопоставляет словосочетанию, т.к. предложение соответствует законченной единице мышления. Предложение – не просто разновидность ссч, но особая ед-ца, которая может быть представлена и не ссч, а одной словоформой.

Виноградов выделяет 2 синтаксические ед-цы. Ссч – сложное название, образованное по правилам распространения слова формой слова, служащее строительным материалом для предложения, несет ту же номинативную функцию, что и слово. Предложение обладает предикативностью, т.е. подлежащее и сказуемое не могут быть ссч. Не являются ссч ряды словоформ, связанные сочинительной связью, и полупредикативные конструкции.

Шведова сужает объем ссч, выводит из состава ссч с непредсказующей связью детерминанты. # Под вечер он принес свечи из всех комнат в гостиную.

После сокращения объема ссч Ю.В. Фоменко и Раскопов стали утверждать, что если объем ссч неопрееленный, то следует отказаться от ссч. Фоменко: Ссч есть речевая организация валентного свойства слов, проблема должна быть перенесена на уровень лексикологии.

Белошапкова согласна с Виноградовым, кроме разграничения ссч и сочетаний слов, расширяет границы ссч, добавляя сочинительные связи.

Типы ссч

  1.  ЧР главного слова

Глагольные с именем существительным беспредложные # купить хлеба

     Предложные

 С инфинитивом

 С наречием

Именные субстантивные # стакан воды (беспредложные/предложные, с прилагательными/порядковыми числительными/ притяжательными местоимениями/причастиями, наречиями, инфинитивом)

      Адъективные (с сущ. Беспредложные/предложные, наречием, инфинитивом)

                С именем числительным # две книги

Местоименные # кто-то из студентов

Наречные # смешно до слез

  1.  Степень слияния компонентов

Свободные – состоят из слов, сохранивших свое ЛЗ. # поздняя осень

Несвободные – состоят из слов лексически несамостоятельных (со слабым или утраченным ЛЗ). Синтаксическая несвобода – ссч лексически связанные и нечленимые в данном контексте. # девушка с голубыми глазами. Фразеологическая несвобода – лексическая несамостоятельность обнаруживается в любом контексте.

  1.  Классификация ссч по структуре.

Простое ссч может состоять из 2-х компонентов, равных минимальным или элементарным. Простое ссч может включать более, чем 2 компонента, в котором главное слово связанно с зависимыми обязательной связью. # подарить подарок другу

Сложное ссч состоит из более чем 2-х компонентов, где наряду с обязательной связью, есть необязательная. # подарить с улыбкой на память

Комбинированное ссч состоит не из одного главного слова, а нескольких, и один и тот же компонент выступает в роли главного и зависимого слова. # подарить удивительный подарок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52082. Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой 46.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки на примере волшебной сказки Царевна-лягушка. Задачи: Образовательные: 1 закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах; 2 дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки; 3 учить анализировать фрагменты из сказки Царевна-лягушка; 4 научить сопоставлять фрагменты сказки; 5 научить школьников выделять систему образов волшебной сказки; 6 дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с...
52083. Абсолютна величина в математичних задачах 1.11 MB
  Для успішного розв’язання цих завдань потрібно не стільки мати гарну інтуїцію і неабиякі здібності скільки мати спеціальну підготовку. Вона полягає в знайомстві ретельному вивченні й застосуванні методів розв’язування таких задач. Розв’язування задач з модулями приводить учнів до необхідності використання класифікації й освоєння навичок дослідження та готують до розв’язання важких задач з параметрами. У цій роботі йдеться про методи розв’язування раціональних рівнянь і нерівностей що містять знак абсолютної величини.
52084. Accidents 68 KB
  Today we are going to talk about a very serious and quite difficult problem-accidents. At our lesson we’ll revise lexis on the topic, we’ll talk about the causes of the accidents on the roads, about the causes of the fires at home and about causes of the accidents in the sea. Then you will work in groups telling your stories and asking and answering questions.
52087. Крізь пекло афганської війни 72.5 KB
  Ознайомити учнів з трагічною сторінкою нашої історії, виховувати повагу до учасників військових подій в Афганістані, розповісти про односельчан, що служили в Афганістані, віддати данину пам'яті полеглим воїнам-афганцям
52088. Їх долі обпалені війною 67 KB
  Ми повинні памятати тих хто її пережив тих хто не дожив не доспівав не до кохав. Память загиблих вшановуємо хвилиною мовчання. Афганська війна Не наша вина Ми молодість там залишили Щоб ви пам’ятали й жили. Скільки років щасливої тиші Та вривається голос в ефір Що благає нагадує кличе: Захистіть збережіть люди мирКожен день кожен час пам'ятайтеСкільки жертв нам війна принесла.
52090. Кліматичні пояси й області Африки 126 KB
  Обладнання: підручники фізична карта Африки кліматична карта Африки атласи тести ілюстрації різнокольорові картки таблиця памятка. Із собою в дорогу ми візьмемо: фізичну карту Африки кліматичну карту світу атласи ілюстрації пейзажу Африки. В екваторіальній області Африки опадів випадає: а багато; б мало.