30315

Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения – предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

15 чел.

47. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

Предложение – минимальная ед-ца человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающая смысловой и интонационной законченностью, являющаяся средством и формой сообщения мысли.

Универсальный признак предложения – предикативность (вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов) – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Предикативность – комплекс ГЗ, сопряжена с категорией модальности (отношение говорящего к дей-ти), она может быть реальной и нереальной. Модальность зависит от положения субъекта в пространстве, можно выделить обязательную субъективную модальность (предикативные значения) и необязательную (отношение к описываемому факту).

Существует широкое  (предикативность присуща всем предложениям) и узкое понимание (только те предложения, в которых есть предикат) предикативности.

Универсальное свойство предложения, позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность. Интонация – акустическая величина, ряд изменений голоса в высоте, темпе, тембре + паузирование.

Интонация характеризуется ударением, мелодикой, темпом и тембром. Ударение бывает фразовое, логическое, смысловое. Логическое ударение поглощает фразовое.

Предложение изучается в 3-х аспектах: формальном (структура предложения), семантическом (диктум и модус) и функциональном (актуальное членение).

Структурные схемы

ЧП демонстрируют асимметрию  формальных и смысловых признаков, если симметрия наблюдается, то это морфологизированные ЧП. Важнейший признак – вхождение / невхождение ЧП в предикативную основу, выделяются главные и второстепенные ЧП. Традиционное учение о главных членах стало основой для описания форм устройства предложения с позиции структурной схемы.

В предложении есть производимые (речь) и воспроизводимые (язык) элементы.

Конституционные ЧП подлежащее и сказуемое составляют предикативный минимум. Также воспроизводится более широкий  минимальный компонент, необходимый для семантической организации предложения, – номинативный минимум.

Структурная схема – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Существует 2 понимания структурной схемы:

1) Н.Ю. Шведова учитывает только предикативный минимум (только форма). При таком подходе схеме N1 Vf соответствуют предложения Грачи прилетели и Они очутились здесь, но во втором случае заполнении схемы не дает реального предложения.

2) Понимание обращено на формальную и смысловую организацию предложения. N1 Vf и N1 Vf Adv / N2 loc

Минимальные структурные схемы могут быть однокомпонентны и 2комп. Схемы объединены в 3 группы, различающиеся по кол-ву компонентов и форме компонентов.

I. Двукомпонентные, номинативные

1) N1 Vf  # грачи прилетели

2) N1 Cop Adj/f(1-5) # ночь была тихая/тихой, он ранен

3) N1 Cop N1-5 # он был летчик/летчиком, орел – хищник

4) N1 Cop N2/Adv # платье было в горошек, дом будет без лифта

II. Двукомпонентный, инфинитивный

  1.   Inf Vf # курить воспрещается
  2.  Inf Cop Adj1-5 # промолчать было разумным
  3.  Inf Cop N1-5 # дозвониться было проблемой
  4.  Inf Cop N2/Adv  # Молчать было не в его правилах, молчать некстати
  5.  Inf Cop Inf # отказать было обидеть

III. Однокомпонентный

1) Vf3s # морозит

2) Vf3pl # его обидели

3) Inf # не догнать тебе бешеной тройки

4) Cop3s Adj s # было темно

5) Cop3pl Adj f pl # ему были рады

6) Cop3pl N2 / Adv # дома были в слезах, с ним были запросто

7) Cop N1 # зима

В расширенной структурной схеме имеются расширители:

- Субстантивный компонент с субъектным значением # ему плохо

- Субстантивный компонент с объектным значением # он потерял ключ

- Адвербиальный компонент темпорального, локального значения # здесь расположился штаб

Понятие о парадигме

ГЗ предложения является предикативность, кт. понимается как комплекс модально-временных значений. Частные модальные значения выражаются определенными формами организации предложения. Вся система форм – парадигма предложения.

# ученик пишет

Ученик писал бы

Ученик пиши себе…

Лишь бы ученик писал

Пиши, ученик

Границы парадигмы разными учеными понимаются по-разному:

1) Шведова – внутрисхемные изменения N1 Vf3s

2) Межсхемные соответствия # мальчик написал, написано мальчиком

3) Межуровневые отношения, включает ссч, П, СП. # я открыл дверь, дверь, открытая мной, дверь, которую я открыл…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59445. Cценарій: Інтелектуальна гра — КВК 45.5 KB
  Котра команда назбирає в своїй; карбничці більше фішок та і буде переможцем. Та от дружбу ціним більше Сперечатися не будем. Завдання: з поданих літер за 1 хв скласти якомога більше слів АБИ брат краб бант танк кат раб кабан.
59446. Сценарій: Інтелектуально-розважальна гра “Калейдоскоп” 49 KB
  Все починається зі слова. Шевченко: Ну що здавалося б слова Слова та голос більш нічого. На цій станції наші гравці покажуть який словарний запас української мови вони мають. Команди зачитують слова чиє слово буде останнє той і переміг.
59447. Cценарій святкової лінійки: Спорт, туризм, здоровя 26.5 KB
  Що тільки людина посіє - те й пожне. Порушиш правила здоровя - пожнеш хворобу. Тому сьогодні особливо важливо сформувати потребу в здоровому способі життя, а також в задоволенні від повноцінного життя.
59448. Сценарій концерту, присвячений Дню Вчителя: Учителю, ти є і будеш вічно! 50 KB
  Всім у цей день веселитись Сміятись співати на жарт не скупитись. Хай кращою буде учительська Доля Щоб добре вам всім працювалось у школі Рятує хай ангел-спаситель всіх вас Щасливі й здорові були щоб весь час.
59449. Cценарій: Ні наркотикам! 45 KB
  Мета. Пропагувати здоровий спосіб життя. Викликати в учнів негативне ставлення до наркоманії, до вживання наркотиків, які завдають великої шкоди здоровю людини.
59450. Cценарій: Світова Велич Шевченка (Брейн-ринг) 61.5 KB
  Талант Шевченка його допитливість незвичайна любов до всього рідного до свого пригнобленого народу до своєї культури що перебувала тоді в московському ярмі а також освіта начитаність праця над собою все це було ґрунтом для появи геніальних його творів.
59451. А щоб краща була в мене хата... (З історії української хати) 95.5 KB
  Обладнання: Ілюстрації картин з інтер’єрами та елементами хати фотографі записи пісень про хату. Збудуй хати збудуй хату з лободи Збудуй хату з лободи з лободи з лободи А в чужую не веди не веди. З хати пішли в світ такі велетні як Тарас Шевченко.
59452. Відкритий позакласний захід: “Знай і умій” (деревообробка) 67.5 KB
  Обладнання та інструменти: Вивіска €œЗнай і умій рекламні щити від спонсорів емблема конкурсу додатки до кожної з вікторин набори букв насіння і плоди дикоростучих дерев деревний матеріал пластилін столярні інструменти різні ребус...
59453. Устами вдячно притулюсь до материнської руки 92 KB
  Перша мати Непорочна як лілея біла Із дитятком немовлятком Пречистая Діва. Друга мати це найкраща на світі країна Земля наша наша славна ненька Україна Третя мати що ж про неї гарного сказати Це ласкава люба мила рідна моя мати...