30315

Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением интонационная оформленность.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

15 чел.

47. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

Предложение – минимальная ед-ца человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающая смысловой и интонационной законченностью, являющаяся средством и формой сообщения мысли.

Универсальный признак предложения – предикативность (вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов) – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Предикативность – комплекс ГЗ, сопряжена с категорией модальности (отношение говорящего к дей-ти), она может быть реальной и нереальной. Модальность зависит от положения субъекта в пространстве, можно выделить обязательную субъективную модальность (предикативные значения) и необязательную (отношение к описываемому факту).

Существует широкое  (предикативность присуща всем предложениям) и узкое понимание (только те предложения, в которых есть предикат) предикативности.

Универсальное свойство предложения, позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность. Интонация – акустическая величина, ряд изменений голоса в высоте, темпе, тембре + паузирование.

Интонация характеризуется ударением, мелодикой, темпом и тембром. Ударение бывает фразовое, логическое, смысловое. Логическое ударение поглощает фразовое.

Предложение изучается в 3-х аспектах: формальном (структура предложения), семантическом (диктум и модус) и функциональном (актуальное членение).

Структурные схемы

ЧП демонстрируют асимметрию  формальных и смысловых признаков, если симметрия наблюдается, то это морфологизированные ЧП. Важнейший признак – вхождение / невхождение ЧП в предикативную основу, выделяются главные и второстепенные ЧП. Традиционное учение о главных членах стало основой для описания форм устройства предложения с позиции структурной схемы.

В предложении есть производимые (речь) и воспроизводимые (язык) элементы.

Конституционные ЧП подлежащее и сказуемое составляют предикативный минимум. Также воспроизводится более широкий  минимальный компонент, необходимый для семантической организации предложения, – номинативный минимум.

Структурная схема – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Существует 2 понимания структурной схемы:

1) Н.Ю. Шведова учитывает только предикативный минимум (только форма). При таком подходе схеме N1 Vf соответствуют предложения Грачи прилетели и Они очутились здесь, но во втором случае заполнении схемы не дает реального предложения.

2) Понимание обращено на формальную и смысловую организацию предложения. N1 Vf и N1 Vf Adv / N2 loc

Минимальные структурные схемы могут быть однокомпонентны и 2комп. Схемы объединены в 3 группы, различающиеся по кол-ву компонентов и форме компонентов.

I. Двукомпонентные, номинативные

1) N1 Vf  # грачи прилетели

2) N1 Cop Adj/f(1-5) # ночь была тихая/тихой, он ранен

3) N1 Cop N1-5 # он был летчик/летчиком, орел – хищник

4) N1 Cop N2/Adv # платье было в горошек, дом будет без лифта

II. Двукомпонентный, инфинитивный

  1.   Inf Vf # курить воспрещается
  2.  Inf Cop Adj1-5 # промолчать было разумным
  3.  Inf Cop N1-5 # дозвониться было проблемой
  4.  Inf Cop N2/Adv  # Молчать было не в его правилах, молчать некстати
  5.  Inf Cop Inf # отказать было обидеть

III. Однокомпонентный

1) Vf3s # морозит

2) Vf3pl # его обидели

3) Inf # не догнать тебе бешеной тройки

4) Cop3s Adj s # было темно

5) Cop3pl Adj f pl # ему были рады

6) Cop3pl N2 / Adv # дома были в слезах, с ним были запросто

7) Cop N1 # зима

В расширенной структурной схеме имеются расширители:

- Субстантивный компонент с субъектным значением # ему плохо

- Субстантивный компонент с объектным значением # он потерял ключ

- Адвербиальный компонент темпорального, локального значения # здесь расположился штаб

Понятие о парадигме

ГЗ предложения является предикативность, кт. понимается как комплекс модально-временных значений. Частные модальные значения выражаются определенными формами организации предложения. Вся система форм – парадигма предложения.

# ученик пишет

Ученик писал бы

Ученик пиши себе…

Лишь бы ученик писал

Пиши, ученик

Границы парадигмы разными учеными понимаются по-разному:

1) Шведова – внутрисхемные изменения N1 Vf3s

2) Межсхемные соответствия # мальчик написал, написано мальчиком

3) Межуровневые отношения, включает ссч, П, СП. # я открыл дверь, дверь, открытая мной, дверь, которую я открыл…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25581. Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе 34 KB
  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.
25582. Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройки психологии 33 KB
  Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественнонаучной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову поновому посмотреть: на предмет психологии как науки; происхождение психических деятельностей исходный методологический принцип изучения психики; изучать психический...
25583. Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии 29.5 KB
  Вклад Бехтерева в развитие отечественной психологии. Бехтерева являлся разносторонний подход к изучению человека. Бехтерева психофизиологическая проблема и изучение материальной основы психического. По мнению Бехтерева психология должна изучать не только сознание что делает субъективная психология с помощью интроспекции но и бессознательную сферу а также внешние проявления организма так как они являются выражением психической жизни.
25584. Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Для психологии 29.5 KB
  Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности. Павлов Иван Петрович 18491936 русский физиолог. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма имеющей эволюционнобиологический адаптивный смысл.
25585. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода 28 KB
  основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода. рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека его практической пользы а также преобладание нравственных этических проблем в российской психологии. Главными её выразителями были университетские профессора психологии и философии отстаивающие идею субстанциональности психики её независимости от материального мира и проповедующие схоластические описательные методы её постижения. Бурное развитие естествознания в России подготовило почву для...
25586. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период 28 KB
  развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенные период. Одним из направлений прикладной психологии переживавшим в 2030е гг. Очевидно что государство диктатуры пролетариата каким изначально являлась послереволюционная Россия не могло не уделять серьезного внимания проблемам руководства управления человеческими ресурсами различным формам воздействия на человека включая и психологическое воздействие Таким образом в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт...
25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.
25589. Принципы отечественной психологии в их истории и развитии 36 KB
  Принцип отражения. Принцип развития. Выявлен принцип гетерохронности психики.