30315

Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения – предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

15 чел.

47. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

Предложение – минимальная ед-ца человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающая смысловой и интонационной законченностью, являющаяся средством и формой сообщения мысли.

Универсальный признак предложения – предикативность (вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов) – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Предикативность – комплекс ГЗ, сопряжена с категорией модальности (отношение говорящего к дей-ти), она может быть реальной и нереальной. Модальность зависит от положения субъекта в пространстве, можно выделить обязательную субъективную модальность (предикативные значения) и необязательную (отношение к описываемому факту).

Существует широкое  (предикативность присуща всем предложениям) и узкое понимание (только те предложения, в которых есть предикат) предикативности.

Универсальное свойство предложения, позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность. Интонация – акустическая величина, ряд изменений голоса в высоте, темпе, тембре + паузирование.

Интонация характеризуется ударением, мелодикой, темпом и тембром. Ударение бывает фразовое, логическое, смысловое. Логическое ударение поглощает фразовое.

Предложение изучается в 3-х аспектах: формальном (структура предложения), семантическом (диктум и модус) и функциональном (актуальное членение).

Структурные схемы

ЧП демонстрируют асимметрию  формальных и смысловых признаков, если симметрия наблюдается, то это морфологизированные ЧП. Важнейший признак – вхождение / невхождение ЧП в предикативную основу, выделяются главные и второстепенные ЧП. Традиционное учение о главных членах стало основой для описания форм устройства предложения с позиции структурной схемы.

В предложении есть производимые (речь) и воспроизводимые (язык) элементы.

Конституционные ЧП подлежащее и сказуемое составляют предикативный минимум. Также воспроизводится более широкий  минимальный компонент, необходимый для семантической организации предложения, – номинативный минимум.

Структурная схема – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Существует 2 понимания структурной схемы:

1) Н.Ю. Шведова учитывает только предикативный минимум (только форма). При таком подходе схеме N1 Vf соответствуют предложения Грачи прилетели и Они очутились здесь, но во втором случае заполнении схемы не дает реального предложения.

2) Понимание обращено на формальную и смысловую организацию предложения. N1 Vf и N1 Vf Adv / N2 loc

Минимальные структурные схемы могут быть однокомпонентны и 2комп. Схемы объединены в 3 группы, различающиеся по кол-ву компонентов и форме компонентов.

I. Двукомпонентные, номинативные

1) N1 Vf  # грачи прилетели

2) N1 Cop Adj/f(1-5) # ночь была тихая/тихой, он ранен

3) N1 Cop N1-5 # он был летчик/летчиком, орел – хищник

4) N1 Cop N2/Adv # платье было в горошек, дом будет без лифта

II. Двукомпонентный, инфинитивный

  1.   Inf Vf # курить воспрещается
  2.  Inf Cop Adj1-5 # промолчать было разумным
  3.  Inf Cop N1-5 # дозвониться было проблемой
  4.  Inf Cop N2/Adv  # Молчать было не в его правилах, молчать некстати
  5.  Inf Cop Inf # отказать было обидеть

III. Однокомпонентный

1) Vf3s # морозит

2) Vf3pl # его обидели

3) Inf # не догнать тебе бешеной тройки

4) Cop3s Adj s # было темно

5) Cop3pl Adj f pl # ему были рады

6) Cop3pl N2 / Adv # дома были в слезах, с ним были запросто

7) Cop N1 # зима

В расширенной структурной схеме имеются расширители:

- Субстантивный компонент с субъектным значением # ему плохо

- Субстантивный компонент с объектным значением # он потерял ключ

- Адвербиальный компонент темпорального, локального значения # здесь расположился штаб

Понятие о парадигме

ГЗ предложения является предикативность, кт. понимается как комплекс модально-временных значений. Частные модальные значения выражаются определенными формами организации предложения. Вся система форм – парадигма предложения.

# ученик пишет

Ученик писал бы

Ученик пиши себе…

Лишь бы ученик писал

Пиши, ученик

Границы парадигмы разными учеными понимаются по-разному:

1) Шведова – внутрисхемные изменения N1 Vf3s

2) Межсхемные соответствия # мальчик написал, написано мальчиком

3) Межуровневые отношения, включает ссч, П, СП. # я открыл дверь, дверь, открытая мной, дверь, которую я открыл…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52709. Героев имена помнит Донбасс 53 KB
  Цель: Воспитывать уважительное отношения к исторической памяти народа. Способствовать формированию стремлению учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать ответственность, эмпатию, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
52711. Моєму рідному краю, його величності Донбасу – 80 1.58 MB
  Мета: Формувати в учнів інтерес до навчання; формувати також в учнів навички здорового способу життя, навички толерантного спілкування; засвоїти матеріал за темою; вчити розповідати про символи Української держави та їх значення; розвивати прагнення бути свідомим громадянином України, її патріотом.