30315

Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Понятие структурной схемы и парадигмы предложения. Универсальный признак предложения – предикативность вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Существует широкое предикативность присуща всем предложениям и узкое понимание только те предложения в которых есть предикат предикативности. Универсальное свойство предложения позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

15 чел.

47. Предложение как синтаксическая единица. Его признаки и свойства. Понятие структурной схемы и парадигмы предложения.

Предложение – минимальная ед-ца человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающая смысловой и интонационной законченностью, являющаяся средством и формой сообщения мысли.

Универсальный признак предложения – предикативность (вслед за Шахматовым и Пешковским сформулировал Виноградов) – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Предикативность – комплекс ГЗ, сопряжена с категорией модальности (отношение говорящего к дей-ти), она может быть реальной и нереальной. Модальность зависит от положения субъекта в пространстве, можно выделить обязательную субъективную модальность (предикативные значения) и необязательную (отношение к описываемому факту).

Существует широкое  (предикативность присуща всем предложениям) и узкое понимание (только те предложения, в которых есть предикат) предикативности.

Универсальное свойство предложения, позволяющее совокупности словоформ стать предложением – интонационная оформленность. Интонация – акустическая величина, ряд изменений голоса в высоте, темпе, тембре + паузирование.

Интонация характеризуется ударением, мелодикой, темпом и тембром. Ударение бывает фразовое, логическое, смысловое. Логическое ударение поглощает фразовое.

Предложение изучается в 3-х аспектах: формальном (структура предложения), семантическом (диктум и модус) и функциональном (актуальное членение).

Структурные схемы

ЧП демонстрируют асимметрию  формальных и смысловых признаков, если симметрия наблюдается, то это морфологизированные ЧП. Важнейший признак – вхождение / невхождение ЧП в предикативную основу, выделяются главные и второстепенные ЧП. Традиционное учение о главных членах стало основой для описания форм устройства предложения с позиции структурной схемы.

В предложении есть производимые (речь) и воспроизводимые (язык) элементы.

Конституционные ЧП подлежащее и сказуемое составляют предикативный минимум. Также воспроизводится более широкий  минимальный компонент, необходимый для семантической организации предложения, – номинативный минимум.

Структурная схема – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Существует 2 понимания структурной схемы:

1) Н.Ю. Шведова учитывает только предикативный минимум (только форма). При таком подходе схеме N1 Vf соответствуют предложения Грачи прилетели и Они очутились здесь, но во втором случае заполнении схемы не дает реального предложения.

2) Понимание обращено на формальную и смысловую организацию предложения. N1 Vf и N1 Vf Adv / N2 loc

Минимальные структурные схемы могут быть однокомпонентны и 2комп. Схемы объединены в 3 группы, различающиеся по кол-ву компонентов и форме компонентов.

I. Двукомпонентные, номинативные

1) N1 Vf  # грачи прилетели

2) N1 Cop Adj/f(1-5) # ночь была тихая/тихой, он ранен

3) N1 Cop N1-5 # он был летчик/летчиком, орел – хищник

4) N1 Cop N2/Adv # платье было в горошек, дом будет без лифта

II. Двукомпонентный, инфинитивный

  1.   Inf Vf # курить воспрещается
  2.  Inf Cop Adj1-5 # промолчать было разумным
  3.  Inf Cop N1-5 # дозвониться было проблемой
  4.  Inf Cop N2/Adv  # Молчать было не в его правилах, молчать некстати
  5.  Inf Cop Inf # отказать было обидеть

III. Однокомпонентный

1) Vf3s # морозит

2) Vf3pl # его обидели

3) Inf # не догнать тебе бешеной тройки

4) Cop3s Adj s # было темно

5) Cop3pl Adj f pl # ему были рады

6) Cop3pl N2 / Adv # дома были в слезах, с ним были запросто

7) Cop N1 # зима

В расширенной структурной схеме имеются расширители:

- Субстантивный компонент с субъектным значением # ему плохо

- Субстантивный компонент с объектным значением # он потерял ключ

- Адвербиальный компонент темпорального, локального значения # здесь расположился штаб

Понятие о парадигме

ГЗ предложения является предикативность, кт. понимается как комплекс модально-временных значений. Частные модальные значения выражаются определенными формами организации предложения. Вся система форм – парадигма предложения.

# ученик пишет

Ученик писал бы

Ученик пиши себе…

Лишь бы ученик писал

Пиши, ученик

Границы парадигмы разными учеными понимаются по-разному:

1) Шведова – внутрисхемные изменения N1 Vf3s

2) Межсхемные соответствия # мальчик написал, написано мальчиком

3) Межуровневые отношения, включает ссч, П, СП. # я открыл дверь, дверь, открытая мной, дверь, которую я открыл…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности...
24348. Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы 105.5 KB
  175 184 Понятие науки как социального института Научноисследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный организованный характер. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания разработка средств и методов исследования воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В социологии в зависимости от методологических установок сформировались различные подходы к пониманию науки как социального института.
24349. Научные школы (функции, признаки, типы). Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного комп.) 142 KB
  Научные сообщества и их исторические типы: невидимый колледж научные школы. Другой распространенной формой неформального объединения ученых играющих заметную роль в развитии науки являются научные школы. В содержательном плане чаще всего для сторонников научной школы характерен особый подход к проблемам и методам познания.
24350. Наука и экономика (сущность научно-технического прогресса экономика как наука, экономика науки) 87 KB
  Инновационная экономика Одной из важных сфер функционирования науки как социального института является экономика. Термин экономика многозначен и включает в себя по крайней мере два класса явлений: а экономику как отрасль науки изучающую экономические отношения и народное хозяйство; б экономику как различные виды и отрасли производства народное хозяйство страны мирового сообщества отношения в этих сферах по поводу производства распределения и обмена. Непосредственная связь науки и экономики проявляется в экономике как научной...
24351. Наука и власть (политология, политизация науки и проблемы управления наукой) 122 KB
  При рассмотрении проблемы взаимоотношения науки и власти следует имеет в виду два вектора анализа: а воздействие государственной власти на науку; б влияние науки на власть государственную политику. Под научной политикой понимается деятельность государственных учреждений по развитию управлению контролю финансированию науки. Государство выступает по отношению к науке в следующих основных функциях: как законодатель устанавливающий правовые основы функционирования науки в обществе в целом и конкретные нормы регулирования его...
24352. Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина 98.5 KB
  Мы исходим из установки что наши знания это не абсолютные истины но рабочие гипотезы которые мы готовы сменить отбросить если они противоречат новым фактам. б Понятие истины. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины Важную роль в обосновании принципа доверия к субъекту имеет обоснование возможности достижения объективной истины.
24353. Создание новой базы данных 9.79 MB
  Access хранит все таблицы базы данных, а также другие объекты в одном файле. Прежде, чем приступить к созданию таблиц базы данных, необходимо создать файл пустой базы данных.
24354. Герменевтика как методология 349.5 KB
  Дильтей правда был не первым мыслителем обратившим внимание на особый статус понимания в гуманитарных науках. Таким образом заслуга Дильтея заключается не в том что он выдвинул тезис об особом статусе понимания в историкогуманитарных науках €œнауках о духе€ а в том что он предпринял попытку систематического развития этоготезиса. Это положение послужило позднее поводом к противопоставлению €œобъяснения€ и €œпонимания€ как двух несовместимых методов познания. Термин €œгерменевтика€ употребляется также и в теоретическом смысле:...