30316

Понятие семантической структуры предложения, ее соотношение с формальной структурой

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Эти отношения выражает предикат который организует положение дел и задаёт определённые места для предметов участников ситуации актантов определяя их количество и роли. Актанты это предметные распространители предиката актант субъектного типа актант объектного типа орудийный актант и т. В структуре пропозиции имеются также непредметные распространители предиката сирконстанты локатив темпоратив и др. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат.

Русский

2013-08-24

46 KB

31 чел.

48. Понятие семантической структуры предложения, ее соотношение с формальной структурой.

Простое предложение, будучи, наряду со словосочетанием, основной единицей синтаксиса, может быть описано в трёх аспектах: формальном, семантическом и функциональном (коммуникативном).

Семантическое описание предложения имеет свою историю, которая берёт начало в 19 веке. В это время была высказана идея о том, что предложение – это «драма мысли» (А. Дмитриевский, В. Сланский, Теньер). Взрыв интереса к семантике предложения происходит в 70-е годы 20 века. Это время Н.Д. Арутюнова называет «штурмом семантики предложения» оно связывается с именами таких исследователей, как Н.Ю. Шведова, В.Г. Гак, Ю.Д. Апресян, Т.В. Шмелёва, Н.Д. Арутюнова и др.

Говоря о содержательной стороне предложения, следует начинать этот разговор с диктумно-модусного устройства его смысла. Идея о таком устройстве была высказана швейцарским лингвистом Шарлем Балли: всю семантику  предложения можно разделить на две части: диктум и модус.

Диктум – это объективное содержание предложения, непосредственно отражающее внеязыковую действительность. Это его денотативное содержание. Денотатом предложения является событие, ситуация, отражённая определённым образом в сознании говорящего. Это некое «положение дел». Отражаясь в сознании говорящего, оно приобретает языковые формы, оформляется по законам данного языка.

Модус – это субъективное содержание предложения, дополнительное сообщение об отношении говорящего к объективному содержанию.

Диктум – это мир, модус – говорящий.

Способов, при помощи которых может быть «измерен», описан диктум, существует несколько. Все они обращены к одному и тому же объекту – к семантике предложения, но имеют разные точки отсчёта. Наиболее используемым, общепринятым является способ описания семантики предложения через понятие пропозиции.

Пропозиция – это модель называемого предложением объективного содержания, воплощение некоего положения дел в действительности в отвлечении от всех субъективных смыслов и от той проекции, которую придаёт ему та или иная формальная организация. Пропозиция отражает структуру события, ситуации. Ситуация строится из «предметов», которые находятся в каких-либо отношениях. Эти отношения выражает предикат, который организует «положение дел» и задаёт определённые места для предметов – участников ситуации (актантов), определяя их количество и роли. Актанты - это предметные распространители предиката (актант субъектного типа, актант объектного типа, орудийный актант и т.п.). В структуре пропозиции имеются также непредметные распространители предиката – сирконстанты (локатив, темпоратив и др.). Таким образом, каждая пропозиция, являясь моделью ситуации, имеет свою структуру, вершиной которой выступает предикат. В пропозиции учитывается семантическая природа предиката, которая и определяет необходимое количество актантов при нём и их семантические роли:

предикат

актант1

актант2

сирконстант

Предикат может быть одноместным и многоместным – двух-, трёх- и даже четырёхместным. Например: Цветок распустился. – одноместный предикат, его единственный актант имеет значение субъекта состояния; Он читает книгу на веранде. Предикат читает требует наличия актанта субъектного типа : он и актанта объектного типа: книгу. В структуру пропозиции входит также сирконстант-локатив на веранде.

Он подарил маме духи на день рождения. Предикат подарил, актант1 он (субъект), актант2духи(объект), актант 3маме (объект), на день рождения – сирконстант-темпоратив, который занимает факультативную позицию. Таким образом, предикат подарил – трёхместный. Количество мест, как уже говорилось, зависит от семантики предиката, так и от семантической роли актантов. Так, предикаты со значением состояния – одноместны, они требуют только указания на носителя состояния, предикаты со значением «давания-получания» - трёхместны (кто, что, кому) и т.п.

Пропозиция имеет в языке разные формы воплощения. Она может быть представлена как предикативная структура (предложение). Это первичный способ оформления пропозиции. Но может оформляться как непредикативная структура (через обособленный оборот, событийное имя, объектный инфинитив и др. способы). Например, предложение Он читает книгу имеет одну пропозицию, заданную предикативным путём. Предложение Море, угрюмое и холодное билось за бортами. Или писем его она не читала, складывая их в стопку  содержат по две пропозиции, так как в каждом из них указывается на два события (море билось и  море угрюмое и холодное; она писем не читала и она складывала их в стопку) Первое событие имеет предикативную (предложенческую) форму воплощения, второе же непредикативную (непредложенческую) и воплощается в виде обособленного оборота, указывающего на дополнительное событие.

Ещё один пример: Всех нас огорчил отъезд отца. Первое событие: всех огорчил отъезд…, второе – отец уехал.   

Или Все просили её петь: первое событие – все просили её второе событие – она должна петь. Первое задано предикативным путём, второе – непредикативным. Подобные предложения квалифицируются как монопредикативные (в них один предикат), но полипропозитивные (в них отражено два события).

Пропозиция содержит в своём составе ряд элементов, которые образуют организованную по своим законам систему. Она содержит:

1) собственно пропозитивные смыслы, отражающие её структуру (предикат и актанты);

2) припропозитивные смыслы – количественные добавления смыслов, внешних но отношению к пропозитивным, они наслаиваются на собственно пропозитивные смыслы и уточняют характер пропозиции.

Например, ситуация Я читаю книгу включает действие, его субъект и его объект. Данная ситуация может быть отражена по-разному:

Я начинаю читать книгу; Я закончил читать книгу; Я начитался книг, Я читаю не начитаюсь эту книгу; Я не читаю книгу; Я читаю не книгу.

Все добавочные смыслы наслаиваются на собственно пропозитивные, не внося кардинальных изменений в пропозицию, а только уточняя её. Это смыслы фазисности (Я читаю – я начинаю читать), интенсивности (Идёт дождь – дождь хлещет), количественности (Он настроил много домов), негации (Я не читаю книгу; Я читаю не книгу) и под.

Все указанные характеристики описывают диктум с количественной стороны.

Вторая группа характеристик пропозиции связана с её непосредственным смысловым наполнением, то есть представляет её качественный характер.

Универсальной типологии пропозиций ещё не создано, однако существует ряд подходов. Один из них сформирован Т.В.Шмелёвой, которая предлагает следующий вариант.

Первый критерий, который может быть применён в составлении типологии, - это ответ на вопрос «что отражает пропозиция?»: либо это какое-то событие действительности (и тогда оно напоминает кадр из кинофильма – Кошка поймала птичку; Он увидел море; Старик ловил неводом рыбу.), либо пропозиция представляет собой вид мыслительной деятельности по поводу внеязыковой действительности (Старые фильмы гораздо содержательнее новых; Собака – домашнее животное; Бытие определяет сознание.).

Пропозиции, отражающие события действительности, которые можно увидеть, услышать, почувствовать и т.п., следует отнести к событийным пропозициям (СП); отражающие же вид мыслительной деятельности по поводу тех или иных событий – логическими пропозициями (ЛП). Сопоставляя ЛП и СП, нужно указать различия между ними.

1. Характер их структуры:

СП – содержит предикат + актанты – персонажи и предметы + сирконстанты – локативы, темпоративы.

ЛП – содержит предикат + актанты, которые выступают в роли объектов логических операций + сирконстанты – невещественные элементы, имя, знание, признак, количество.

2. СП вводятся модусом с общим значением наблюдения (я видел, я слышал и т.п.).

   ЛП вводятся модусом со значением интеллектуальной деятельности (я думаю, я считаю, я полагаю, я понял и т.п.).

3. Основной способ выражения: СП – предикативный; ЛП – может иметь предикативное выражение, однако для неё не менее естественна такая форма, как служебные слова, предлоги, союзы.

Например, в предложении Когда зазвонил телефон, я подняла трубку содержится три пропозиции: СП1 зазвонил телефон; СП 2 я подняла трубку ЛП – когда. Последняя пропозиция устанавливает временные отношения между двумя событиями, выраженными СП1 и СП2.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39990. Автоматизированные информационные системы 959.15 KB
  Автоматизированные информационные системы для студентов специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления дневной формы обучения.. Понятие автоматизированной информационной системы. Структура автоматизированной информационной системы. Понятие и виды моделей информационной системы.
39991. Предмет, содержание, методы и задачи информационного менеджмента и маркетинга 99.5 KB
  Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны. В таких условиях особое значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента и маркетинговой деятельности способных работать в условиях развитой информатизации насыщения производства и непроизводственной сферы всевозрастающими потоками информации и управления ими. В бизнесе управлении и маркетинге как ни в какой другой сфере...
39992. Инвестиционный менеджмент 287 KB
  Понятие и содержание инвестиционного проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта и подходы к его структуризации. Основные принципы оценки эффективности инвестиционного проекта. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта.
39993. Логистика 83 KB
  Основная задача и функциональные области логистики. Основная задача логистики. Экономический эффект от использования логистики. Подобный подход к изучению производственнохозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20е 30е годы ХХго столетия и развиваясь сформировался в самостоятельное направление научнопрактической деятельности получившей название логистики.
39994. Корпоративное управление 109.5 KB
  Пoд кopпopтивным yпpвлeниeм в кциoнepныx oбщecтвx пoнимeтcя cиcтeм oтнoшeний мeждy opгнми yпpвлeния и дoлжнocтными лицми эмитeнт влдeльцми цeнныx бyмг кциoнepми влдeльцми oблигций и иныx цeнныx бyмг ткжe дpyгими зинтepecoвнными лицми тк или инчe вoвлeчeнными в yпpвлeниe эмитeнтoм кк юpидичecким лицoм. К oблcти кopпopтивнoгo yпpвлeния oтнocятcя вce вoпpocы cвязнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнocти дeятeльнocти кoмпнии и c зщитoй интepecoв ee влдeльцeв в тoм чиcлe peгyлиpoвниe внyтpeнниx и внeшниx pиcкoв. Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй...
39995. Исследование систем управления 206 KB
  Объeкт иccлeдoвния этo coвoкyпнocть cвязeй oтнoшeний и cвoйcтв cyщecтвyющя oбъeктивнo и cлyжщя иcтoчникoм нeoбxoдимoй для иccлeдoвтeля инфopмции пpeдмeт кoнкpeтня пpoблeм peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвний; тип иccлeдoвния пpиндлeжнocть eгo к oпpeдeлeннoмy типy oтpжющeмy cвoeoбpзиe вcex xpктepиcтик; пoтpeбнocть иccлeдoвния cтeпeнь ocтpoты пpoблeмы пpoфeccиoнлизм в пoдxoдx к ee peшeнию cтиль yпpвлeния; peзyльтт иccлeдoвния peкoмeндции мoдeль фopмyл мeтoдик cпocoбcтвyющиe ycпeшнoмy pзpeшeнию пpoблeмы...
39996. Стандартизация и менеджмент качества 357 KB
  Стандартизация и менеджмент качества Содержание темы: 1. Стандартизация качества одна из основных составляющих менеджмента. Системы стандартизации качества менеджмента. Основные термины стандартизации качества менеджмента.
39997. Менеджмент продаж и управление продажами 567.5 KB
  Менеджмент продаж и управление продажами Содержание темы: 1. Менеджмент продаж. Основы менеджмента продаж. Нейролингвистическое программирование НЛП в продажах.
39998. Применение методологии информационного менеджмента 97 KB
  Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный рассматривающий обработку информации на основе целостного системно ориентированного всеохватывающего процесса обработки информации в...