30362

Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания а синтаксис речи определяет как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям. Виноградов содержание предложения всегда соотнесено с дейтью Предложение имеет комплекс ГЗ соотносим с актом речи модальность и время кт Виноградов назвал предикативностью. Синтаксические образования в первую очередь предложения изучаются с...

Русский

2013-08-24

35.5 KB

26 чел.

44. Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки.

В языке выделяется словарный состав и грамматический строй. Слова используются по законам грамматики, что рассматривается морфологией и синтаксисом.

Морфология различает внутрисловные компоненты,  а синтаксис – законы соединения слов. В переводе с греческого «синтаксис» означает соединение, составление, сбор. Это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Синтаксис – единственный раздел, где язык представлен в действии, другие разделы занимаются языком в разобранном виде. Следовательно синтаксис по своей природе  более функционален, чем другие уровни.

Синтаксис – это высший уровень языка, он невозможен без всех остальных уровней. С позиции синтаксиса просматривается взаимодействие всех единиц языка. Синтаксис является высшим ярусом именно потому, что определяет коммуникативно-функциональную значимость языка, т.е. основополагающую языковую сущность. Синтаксис непосредственно связан с актом коммуникации и с внеязыковой действительностью, отраженной в сознании говорящего. Все остальные уровни связаны с коммуникацией опосредованно. Синтаксис занимается изучением способов оформления мысли посредством правил связывания слов и форм слов и единиц, ими образуемых.

Объект изучения: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Синтаксические единицы – это ед-цы языка и речи, но они не тождественны. Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания, а синтаксис речи определяет, как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются?

В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям.

Синтаксические единицы

В русской синтаксической науке выделяют 2 основные синтаксические (традиционные) ед-цы: словосочетание и предложение. Истоки этой традиции заложены в грамматике Ломоносова.

Эти 2 ед-цы различает наличие/отсутствие предикативностью. (В.В. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дей-тью)

Предложение имеет комплекс ГЗ, соотносим с актом речи (модальность и время), кт Виноградов назвал предикативностью.

Как особая единица рассматривается СП. С т.з. формы и содержание, оно является сочетанием предикативных единиц на основе определенных синтаксических связей.

Словосочетание – непредикативная ед-ца, компонентом которой является слово или форма слова, или несколько форм, связанных синтаксической связью.

Простое предложение – предикативная еденица, состоящая из нескольких связанных синтаксической связью форм слов или из одной формы.

Сложное предложение – синтаксическая единица, компоненты которой являются ПЕ, связанные между собой синтаксической связью.

Новые единицы

Синтаксема (ввела Г.А. Золотова)– минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица РЯ, выступающая как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений (слово в его синтаксической функции).

Текст – сложное синтаксическое целое, выполняющее коммуникативную функцию.

Синтаксические образования (в первую очередь предложения) изучаются с разных сторон, поскольку они имеют сложную, многогранную организацию. В современной науке различают три аспекта синтаксиса: грамматический (формально-синтаксический, конструктивный), семантический и коммуникативный. Причем, существуют они не автономно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Грамматический аспект. В научном изучении - это традиционный аспект. Именно в таком плане изучаются синтаксические единицы в школьном курсе. И в синтаксической науке долгое время господствовал этот аспект. Пожалуй, идеальное воплощение грамматический подход нашел в знаменитой книге А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».

В этом аспекте синтаксические единицы представляют собой построения, конструкции, которые находятся в определенной системе. Изучается система этих конструкций. Например, существует такая модель предложения: N1 Vf. Под эту модель подходят очень разные с точки зрения смысла предложения. Например: Мальчик читает, Идет дождь, Собаки кусаются, Его охватило беспокойство, Я помню чудное мгновенье… и т.д. В представлении грамматической модели предложения мы совершенно отвлекаемся от его содержания. Можно привести противоположные примеры, когда близкие по содержанию предложения (или даже идентичные) имеют разную формальную организацию: Идет дождь, Дождь, Дождливо. Любые синтаксические единицы могут быть представлены как система моделей, система конструкций. Основные средства синтаксиса в грамматическом аспекте - словоформы, а также служебные слова.

Семантический аспект. Этот аспект предложения (шире - синтаксических единиц) начал изучаться значительно позже, чем грамматический. В 19 в. и в первой половине 20 в. он изучался фрагментарно. Активное изучение семантического аспекта началось во второй половине 20 в. В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой-то ситуации, фрагмента действительности. Приведенные выше три предложения грамматически разные, но обозначают одну и ту же ситуацию 'дождь`. Этот фрагмент действительности может содержаться не только в предикативной основе предложения, но и на его периферии, во второстепенном члене: Из-за дождя мы не пошли купаться. В значении второстепенного члена предложения, обстоятельства, отражена та же самая ситуация. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется пропозицией. Пропозиция - это инвариантное значение синтаксических образований. Приведем другой пример. Двусоставные предложения Мальчик читает книгу, Собаки кусаются, Идет снег имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, существование явления. Основное средство выражения семантики синтаксической единицы (пропозиции) - лексика, тип лексического значения: предикатная (признаковое значение) и предметная лексика.

Коммуникативный аспект. Синтаксические единицы - не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 Vf, в семантическом аспекте 'дождь`). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

1) Д`ождь идет. - констатация ситуации.

2) Дождь идет. - сообщение о продолжении ситуации (как реакция на вопрос - подтверждение данного факта).

3) Дождь идет? - ожидание ответа.

Таким образом, одна и та же структура и одна и та же пропозиция здесь представлены как три разных высказывания. Основные средства образования разных высказываний - это интонация и порядок слов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14790. Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. “Қалдырған” әні 41 KB
  Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. Қалдырған әні Смағұл РАХЫМБЕК журналист. Тайга ішінің аязы бүгін ерекше шаңытып тұр. Барактан барынша жылы киініп шыққан қария қуаты қайта бастағанын бойының лезде қалтырап қоя бергенінен аңғарғандай болды. Қалың оппа қардан ма
14791. ГӘККУ 80.5 KB
  ГӘККУ Қай заманда қазақ үшін ән өнердің ұшар басында тұрды. Көшпелілердің сахнасын өлеңмен ашу ата дәстүрі болса сол рухани азығымыздың өрісі өрлеп өркендей түсті. Сұлу саз көркем сөз асқақ ән дегенде қазақтың салсерілерінің бейнелері көзге елестейді. Бұл орайда
14792. ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ 87.25 KB
  ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ ФАРАБИДІҢ МУЗЫКАЛЫҚ ІЛІМІ Фарабидің ғылым мен өнердегі үлкен де кесек дүниесі оның музыкасы. Ол ең әуелі музыканын аса ұлы теоретигі саналады. Фарабидің музыка теориясын дамытудағы тарихтан алатын орнын анықтамастан бұрын музыка те...
14793. Классик - композитор Ықылас Дүкенұлы (1843-1916) 103.02 KB
  Классик композитор Ықылас Дүкенұлы 1843-1916. Күй мектебінің қалыптасып өркендеуі. Қазақстанда ысқылы қылқобыз аспаптарда орындау дәстүрі өнері ұлттық бастау алды. ХІХ ғасырдың екінші жартысында аспаптық музыканың даму кезеңі майталман қобызшы Ықылас Дүкенұл
14794. ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА 38 KB
  ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА Ә.Қ. Махадиева Ж.Ж. Баймолдаева Тараз мемлекетік педагогикалық институты Тараз қ. Музыка зерттеуші ғалымдар мен музыка қайраткерлері Шоқан кезеңін қазақ халқы музыка мәдениетінің гүлдену шағы халық музыка шығармашылының профессионалды кла...
14796. Абай - Толық Адам және Мен 1.31 MB
  Абай Толық Адам және Мен Ақынның Толық Адам туралы тағылымы тәрбие үрдісінде авторлық бағдарлама Жұмыстың жалпы сипаттамасы Елбасымыз өзінің халыққа Жолдауында: ...Біз қазақ халқының сан ғасырлық дәстүрін тілі мен мәдениетін сақтап түлете бере
14797. АҚЫН–ЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР 82 KB
  АҚЫНЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР ХҮХҮІІІ ғ.ғ. ақынжыраулардың тәлімдік идеялары. Билердің шешендік сөз өнерінің үлгіөнегесі 1. Асанқайғы Сәбитұлы Шалкиiз Тiленшiұлының этнопедагогикалық ойпікірлері. 2. Ақтамбердi Сарыұлы Бұхар Жы
14798. Ата мен ана – бала тәрбиесiнiң қамқоршысы, өнегесi 43 KB
  Ата мен ана бала тәрбиесiнiң қамқоршысы өнегесi. Қазақстан Республикасы Ата Заңының 27бап 2тармағында Балаларына қамқорлық жасау және оларды тәрбиелеу ата ананың табиғи құқығы әрi парызы делiнсе Қазақстан 2030 бағдарламасында Әкелер мен аналардың аталар ме...