30362

Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания а синтаксис речи определяет как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дейтью Предложение имеет комплекс ГЗ соотносим с актом речи модальность и время кт Виноградов назвал предикативностью. Синтаксические образования в первую очередь предложения изучаются с...

Русский

2013-08-24

35.5 KB

23 чел.

44. Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки.

В языке выделяется словарный состав и грамматический строй. Слова используются по законам грамматики, что рассматривается морфологией и синтаксисом.

Морфология различает внутрисловные компоненты,  а синтаксис – законы соединения слов. В переводе с греческого «синтаксис» означает соединение, составление, сбор. Это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Синтаксис – единственный раздел, где язык представлен в действии, другие разделы занимаются языком в разобранном виде. Следовательно синтаксис по своей природе  более функционален, чем другие уровни.

Синтаксис – это высший уровень языка, он невозможен без всех остальных уровней. С позиции синтаксиса просматривается взаимодействие всех единиц языка. Синтаксис является высшим ярусом именно потому, что определяет коммуникативно-функциональную значимость языка, т.е. основополагающую языковую сущность. Синтаксис непосредственно связан с актом коммуникации и с внеязыковой действительностью, отраженной в сознании говорящего. Все остальные уровни связаны с коммуникацией опосредованно. Синтаксис занимается изучением способов оформления мысли посредством правил связывания слов и форм слов и единиц, ими образуемых.

Объект изучения: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Синтаксические единицы – это ед-цы языка и речи, но они не тождественны. Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания, а синтаксис речи определяет, как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются?

В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям.

Синтаксические единицы

В русской синтаксической науке выделяют 2 основные синтаксические (традиционные) ед-цы: словосочетание и предложение. Истоки этой традиции заложены в грамматике Ломоносова.

Эти 2 ед-цы различает наличие/отсутствие предикативностью. (В.В. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дей-тью)

Предложение имеет комплекс ГЗ, соотносим с актом речи (модальность и время), кт Виноградов назвал предикативностью.

Как особая единица рассматривается СП. С т.з. формы и содержание, оно является сочетанием предикативных единиц на основе определенных синтаксических связей.

Словосочетание – непредикативная ед-ца, компонентом которой является слово или форма слова, или несколько форм, связанных синтаксической связью.

Простое предложение – предикативная еденица, состоящая из нескольких связанных синтаксической связью форм слов или из одной формы.

Сложное предложение – синтаксическая единица, компоненты которой являются ПЕ, связанные между собой синтаксической связью.

Новые единицы

Синтаксема (ввела Г.А. Золотова)– минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица РЯ, выступающая как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений (слово в его синтаксической функции).

Текст – сложное синтаксическое целое, выполняющее коммуникативную функцию.

Синтаксические образования (в первую очередь предложения) изучаются с разных сторон, поскольку они имеют сложную, многогранную организацию. В современной науке различают три аспекта синтаксиса: грамматический (формально-синтаксический, конструктивный), семантический и коммуникативный. Причем, существуют они не автономно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Грамматический аспект. В научном изучении - это традиционный аспект. Именно в таком плане изучаются синтаксические единицы в школьном курсе. И в синтаксической науке долгое время господствовал этот аспект. Пожалуй, идеальное воплощение грамматический подход нашел в знаменитой книге А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».

В этом аспекте синтаксические единицы представляют собой построения, конструкции, которые находятся в определенной системе. Изучается система этих конструкций. Например, существует такая модель предложения: N1 Vf. Под эту модель подходят очень разные с точки зрения смысла предложения. Например: Мальчик читает, Идет дождь, Собаки кусаются, Его охватило беспокойство, Я помню чудное мгновенье… и т.д. В представлении грамматической модели предложения мы совершенно отвлекаемся от его содержания. Можно привести противоположные примеры, когда близкие по содержанию предложения (или даже идентичные) имеют разную формальную организацию: Идет дождь, Дождь, Дождливо. Любые синтаксические единицы могут быть представлены как система моделей, система конструкций. Основные средства синтаксиса в грамматическом аспекте - словоформы, а также служебные слова.

Семантический аспект. Этот аспект предложения (шире - синтаксических единиц) начал изучаться значительно позже, чем грамматический. В 19 в. и в первой половине 20 в. он изучался фрагментарно. Активное изучение семантического аспекта началось во второй половине 20 в. В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой-то ситуации, фрагмента действительности. Приведенные выше три предложения грамматически разные, но обозначают одну и ту же ситуацию 'дождь`. Этот фрагмент действительности может содержаться не только в предикативной основе предложения, но и на его периферии, во второстепенном члене: Из-за дождя мы не пошли купаться. В значении второстепенного члена предложения, обстоятельства, отражена та же самая ситуация. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется пропозицией. Пропозиция - это инвариантное значение синтаксических образований. Приведем другой пример. Двусоставные предложения Мальчик читает книгу, Собаки кусаются, Идет снег имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, существование явления. Основное средство выражения семантики синтаксической единицы (пропозиции) - лексика, тип лексического значения: предикатная (признаковое значение) и предметная лексика.

Коммуникативный аспект. Синтаксические единицы - не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 Vf, в семантическом аспекте 'дождь`). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

1) Д`ождь идет. - констатация ситуации.

2) Дождь идет. - сообщение о продолжении ситуации (как реакция на вопрос - подтверждение данного факта).

3) Дождь идет? - ожидание ответа.

Таким образом, одна и та же структура и одна и та же пропозиция здесь представлены как три разных высказывания. Основные средства образования разных высказываний - это интонация и порядок слов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85360. Форми шкільної дезадаптації в молодшому шкільному і підлітковому віці (неврози, страхи, депресія, неврастенія) 47.92 KB
  Разом з тим коли підліток пригнічений сумує або плаче прояви депресії або сильні потягу прийняти алкоголь викурити сигарету здійснити певний вчинок і т. Криза має виключно важливе значення як орієнтир бо потенційно саме в момент його розвитку можна фіксувати патологію коли підліток відчуває що не в силах протистояти стражданню навіть за умови що його можна швидко усунути якщо під час лікування він може пройти через процес рефлексії і опрацювання своїх переживань. Перш за все підліток дійсно знаходиться в пригніченому стані...
85361. Загальна характеристика дітей із порушеннями рухового апарату 39.9 KB
  При всій різноманітності вроджених і рано набутих захворювань і пошкоджень опорнорухового апарату у більшості таких дітей спостерігаються подібні проблеми. Але всі діти з порушеннями опорнорухового апарату потребують особливих умов життя навчання і подальшої трудової діяльності. Більшу частину дітей з порушеннями опорнорухового апарату складають діти з церебральними паралічами.
85362. Причини шкільної дезадаптації (стрес, фрустрація, внутрішній конфлікт) 42.11 KB
  Фрустрація виникає у результаті конфліктів особистості з іншими особливо в колективі в якому людина не дістає підтримки співчутливого ставлення. ВНУТРІШНІЙ КОНФЛІКТ Внутрішньоособистісний конфлікт один із найскладніших конфліктів який відбувається безпосередньо у внутрішньому світі людини. Життя нормальної людини – це внутрішній конфлікт від якого нікуди не дітися.
85363. Причини трансформації акцентуацій характеру 38.64 KB
  У розвитку акцентуацій характеру можна виділити дві групи динамічних змін: Перша група це минущі транзиторні зміни. 3 розвиток на тлі акцентуацій характеру різноманітних психогенних психічних розладів неврозів реактивних депресій і т. До другої групи динамічних змін при акцентуаціях характеру належать його відносно стійкі зміни.
85364. Поняття «адаптації» і «дезадаптації» в психології 35.73 KB
  Адаптація – динамічний процес завдяки якому рухливі системи живих організмів незважаючи на мінливість умов підтримують стійкість необхідну для існування розвитку продовження роду. Процес адаптації відбувається тоді коли в системі організм – середовище виникають значні зміни що забезпечують формування нового гомеостатичного стану який дає змогу досягати максимальної ефективності фізіологічних функцій і поведінкових реакцій. Як і процес адаптації [43]. Адаптаційний процес торкається усіх рівнів організму: від молекулярного до психічної...
85365. Психологічні травми, що викликають відхилення в розвитку особистості і поведінці підлітків 37.54 KB
  Типовий приклад стійкого недорозвитку олігофренія. Варіанти затриманого розвитку: конституційний соматогенний психогенний церебральний церебральноорганічний. В етіології пошкодженого розвитку спадкові захворювання внутрішньоутробні родові та післяпологові інфекції інтоксикації і травми центральної нервової системи але патологічний вплив на мозок йде на більш пізніх етапах онтогенезу після 23 років.
85366. Класифікація акцентуацій характеру 40.2 KB
  Леонгард виділив 12 типів акцентуацій характеру. Типи акцентуацій характеру поділяються К. Леонгард відносить демонстративний педантичний застряглий та збудливий типи. Демонстративний тип.
85367. Відхилення у розвитку. Класифікація відхилень у розвитку 39.98 KB
  Класифікація відхилень у розвитку. Лурія були виділені 5 основних умов нормального психічного розвитку: збереження структур функцій ЦНС; збереження аналізаторних систем; збереження мовних систем; фізичне здоров’я і адекватне віком навчання і виховання. Різноманіття будьякого з наведених факторів здатне призводити до появи безлічі варіантів відхиляється розвитку .
85368. Характерні особливості типів акцентуацій 35.92 KB
  Акцентуації це типологічні особливості характеру які виявляються іноді настільки яскраво що можуть бути досить близькі до психопатіям іншими словами патологічним аномалій. На відміну від психопатій для акцентуацій не характерна тріада показників психопатії: стабільність рис характеру в перебігу життя спільність проявів характеру в будьяких випадках соціальна дезадаптація. Акцентуації особливо виражені в період формування характеру з віком вони згладжуються. Особливості характеру при акцентуації можуть бути зовсім непомітні в...