30362

Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания а синтаксис речи определяет как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дейтью Предложение имеет комплекс ГЗ соотносим с актом речи модальность и время кт Виноградов назвал предикативностью. Синтаксические образования в первую очередь предложения изучаются с...

Русский

2013-08-24

35.5 KB

23 чел.

44. Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки.

В языке выделяется словарный состав и грамматический строй. Слова используются по законам грамматики, что рассматривается морфологией и синтаксисом.

Морфология различает внутрисловные компоненты,  а синтаксис – законы соединения слов. В переводе с греческого «синтаксис» означает соединение, составление, сбор. Это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Синтаксис – единственный раздел, где язык представлен в действии, другие разделы занимаются языком в разобранном виде. Следовательно синтаксис по своей природе  более функционален, чем другие уровни.

Синтаксис – это высший уровень языка, он невозможен без всех остальных уровней. С позиции синтаксиса просматривается взаимодействие всех единиц языка. Синтаксис является высшим ярусом именно потому, что определяет коммуникативно-функциональную значимость языка, т.е. основополагающую языковую сущность. Синтаксис непосредственно связан с актом коммуникации и с внеязыковой действительностью, отраженной в сознании говорящего. Все остальные уровни связаны с коммуникацией опосредованно. Синтаксис занимается изучением способов оформления мысли посредством правил связывания слов и форм слов и единиц, ими образуемых.

Объект изучения: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Синтаксические единицы – это ед-цы языка и речи, но они не тождественны. Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания, а синтаксис речи определяет, как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются?

В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям.

Синтаксические единицы

В русской синтаксической науке выделяют 2 основные синтаксические (традиционные) ед-цы: словосочетание и предложение. Истоки этой традиции заложены в грамматике Ломоносова.

Эти 2 ед-цы различает наличие/отсутствие предикативностью. (В.В. Виноградов – содержание предложения всегда соотнесено с дей-тью)

Предложение имеет комплекс ГЗ, соотносим с актом речи (модальность и время), кт Виноградов назвал предикативностью.

Как особая единица рассматривается СП. С т.з. формы и содержание, оно является сочетанием предикативных единиц на основе определенных синтаксических связей.

Словосочетание – непредикативная ед-ца, компонентом которой является слово или форма слова, или несколько форм, связанных синтаксической связью.

Простое предложение – предикативная еденица, состоящая из нескольких связанных синтаксической связью форм слов или из одной формы.

Сложное предложение – синтаксическая единица, компоненты которой являются ПЕ, связанные между собой синтаксической связью.

Новые единицы

Синтаксема (ввела Г.А. Золотова)– минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица РЯ, выступающая как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений (слово в его синтаксической функции).

Текст – сложное синтаксическое целое, выполняющее коммуникативную функцию.

Синтаксические образования (в первую очередь предложения) изучаются с разных сторон, поскольку они имеют сложную, многогранную организацию. В современной науке различают три аспекта синтаксиса: грамматический (формально-синтаксический, конструктивный), семантический и коммуникативный. Причем, существуют они не автономно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Грамматический аспект. В научном изучении - это традиционный аспект. Именно в таком плане изучаются синтаксические единицы в школьном курсе. И в синтаксической науке долгое время господствовал этот аспект. Пожалуй, идеальное воплощение грамматический подход нашел в знаменитой книге А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».

В этом аспекте синтаксические единицы представляют собой построения, конструкции, которые находятся в определенной системе. Изучается система этих конструкций. Например, существует такая модель предложения: N1 Vf. Под эту модель подходят очень разные с точки зрения смысла предложения. Например: Мальчик читает, Идет дождь, Собаки кусаются, Его охватило беспокойство, Я помню чудное мгновенье… и т.д. В представлении грамматической модели предложения мы совершенно отвлекаемся от его содержания. Можно привести противоположные примеры, когда близкие по содержанию предложения (или даже идентичные) имеют разную формальную организацию: Идет дождь, Дождь, Дождливо. Любые синтаксические единицы могут быть представлены как система моделей, система конструкций. Основные средства синтаксиса в грамматическом аспекте - словоформы, а также служебные слова.

Семантический аспект. Этот аспект предложения (шире - синтаксических единиц) начал изучаться значительно позже, чем грамматический. В 19 в. и в первой половине 20 в. он изучался фрагментарно. Активное изучение семантического аспекта началось во второй половине 20 в. В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой-то ситуации, фрагмента действительности. Приведенные выше три предложения грамматически разные, но обозначают одну и ту же ситуацию 'дождь`. Этот фрагмент действительности может содержаться не только в предикативной основе предложения, но и на его периферии, во второстепенном члене: Из-за дождя мы не пошли купаться. В значении второстепенного члена предложения, обстоятельства, отражена та же самая ситуация. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется пропозицией. Пропозиция - это инвариантное значение синтаксических образований. Приведем другой пример. Двусоставные предложения Мальчик читает книгу, Собаки кусаются, Идет снег имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, существование явления. Основное средство выражения семантики синтаксической единицы (пропозиции) - лексика, тип лексического значения: предикатная (признаковое значение) и предметная лексика.

Коммуникативный аспект. Синтаксические единицы - не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 Vf, в семантическом аспекте 'дождь`). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

1) Д`ождь идет. - констатация ситуации.

2) Дождь идет. - сообщение о продолжении ситуации (как реакция на вопрос - подтверждение данного факта).

3) Дождь идет? - ожидание ответа.

Таким образом, одна и та же структура и одна и та же пропозиция здесь представлены как три разных высказывания. Основные средства образования разных высказываний - это интонация и порядок слов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34705. Смешанная экономическая система 16.52 KB
  СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА это рыночная система основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве регулируемая государством. В смешанной экономике активную роль играет государство. Государство вырабатывает правила игры создает законы которые должны обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равные права: государство ведет борьбу с недобросовестной конкуренцией контролирует деятельность фирм с целью недопущения незаконных финансовых операций и нарушения прав потребителей защищает от злоупотребления крупными...
34706. Монополистическая конкуренция. Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции 15.72 KB
  Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры рынка состоящий из множества мелких фирм выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Сходства монополистической конкуренции с совершенной конкуренцией: большое число продавцов свободный вход на рынок и выход с рынка. Итак рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: наличие множества продавцов и покупателей отсутствие барьеров удерживающих новые фирмы от вступления на рынок...
34707. Олигополия. Ценовые войны. Картель 16.85 KB
  ; олигополистические фирмы взаимозависимы поэтому при формировании ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов то есть контроль над ценами у олигополистических фирм ограничен. Только фирмы обладающие большими долями в общем объеме продаж могут влиять на цену товара. Фирмы соперники а трофеем является прибыль. Олигополистические фирмы по истечению некоторого времени вступают между собой в сотрудничество чтобы в будущем избежать понижения прибыли.
34708. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 15.54 KB
  Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах. Фирмы которые функционируют в условиях совершенной конкуренции называют конкурентными. Такие фирмы принимают цену на свою продукцию как данную не могут влиять на цены и называются прайстэйкерами. Фирмы которые влияют на уровень цен называются прайс – мэйкерами.
34709. Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. Спрос на ресурсы 18.01 KB
  Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. Рынки ресурсов производства факторов производства – это рынки на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд капитал и природные ресурсы в форме заработной платы процента дохода и ренты. На рынках факторов производства ресурсов продавцами являются собственники факторов а покупателями – фирмы осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги. Рынок ресурсов может быть двух видов: рынок ресурсов в условиях совершенной конкуренции...
34710. Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы 19.4 KB
  Отраслевой спрос на ресурс – это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм отрасли при каждой возможной цене на них. Спрос на труд как и на любой ресурс зависит от спроса на товар или услугу в производстве которых используется труд. Сокращение спроса на пишущие машинки уменьшает спрос на труд рабочих занятых в производстве и ремонте пишущих машинок. Таким образом величина спроса на труд зависит: от уровня цен на продукцию производимую с его помощью чем выше цена на продукт тем больше величина спроса...
34711. Отраслевое и рыночное предложение ресурсов 24.43 KB
  Объем предложения труда зависит от: цены на труд т. Кривая индивидуального предложения труда имеет вид загибающейся кривой то есть при определенном уровне ставки зарплаты она меняет свой положительный наклон на отрицательный. Тогда кривая предложения труда имеет положительный наклон. Тогда кривая индивидуального предложения труда имеет отрицательный наклон.
34712. Капитал: понятие, формы, виды. Инвестирование капитала 17.11 KB
  Инвестирование капитала. Различают две основные формы капитала: физический реальный капитал – запас производственных ресурсов участвующих в производстве благ. Виды физического капитала: 1 здания и сооружения 2 станки машины оборудование 3 сырье материалы топливо энергия Для приобретения элементов физического капитала необходим денежный капитал – денежные средства для приобретения элементов физического капитала человеческий капитал – капитал в виде умственных способностей приобретенных в процессе образования или посредством...
34713. Роль денег в рыночной экономике. Виды денег и их свойства 17.6 KB
  В рыночной экономике деньги выполняют ряд функций. Вовторых деньги являются средством измерения стоимости товаров и услуг. В третьих деньги служат в качестве средства образования и накопления сбережений. Вчетвертых деньги являются средством платежа то есть при помощи денег можно уплатить налоги выплатить пенсии и пособия заплатить за товар или услугу сделать вклад в банк.