30363

Проблема классификации СПП. Основы его современного описания

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

СПП это предложения в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом союзным словом вопросительным или относительным местоименным словом. а придаточных частей членам предложения. Также признак положенный в основе деления является несущественным для организации сложного предложения он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений.

Русский

2013-08-24

61 KB

9 чел.

54. Проблема классификации СПП. Основы его современного описания.

СПП – это предложения, в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом, союзным словом, вопросительным или относительным местоименным словом. Синтаксически зависимая часть – придаточная, а другая – главная. Это явление синтаксически-структурное, а не смысловое. Потому что иногда основная смысловая нагрузка приходится в придаточной части (изъяснительные). # известно, что слоны в диковинку у нас.

Подчинительная связь выражается в определенных показателях: подчинительные союзы и союзные слова. Части СПП находятся в смысловой и структурной взаимосвязи, эта связь выражается в том, что главная часть не всегда обладает самостоятельностью, то есть структурно предполагает наличие дополнительного элемента. Эта взаимосвязь проявляется в наличии соотносительных слов в главной части, а также второй части двойного союза, а также в особых формах сказуемого.

Принципы классификации СПП.

Было выдвинуто три принципа классификации СПП.

  1.  Наибольшую популярность приобрела первая классификация, основанная на уподоблении СПП простому П., а придаточных частей членам предложения. Середина 19 века, Ф.И. Буслаев. Выделил подлежащные, сказуемостные, дополнительные, определительные и обстоятельственные. Эта классификация внутренне противоречива, потому что основания являются различными:

- Тот, кто шел впереди, молчал – подлежащное. (кто – подлежащее)

- Я обратился к тому, кто шел впереди – дополнительное (кому – дополнение)

- Он тот, кто шел впереди. – сказуемостное

Основанием служит синтаксическая функция соотносительного слова, которое находится в главном.

Следствием этого противоречия является пестрота и неоднородность структур, относимых в одни разряд. Также признак, положенный в основе деления, является несущественным для организации сложного предложения, он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего, однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений. Формальная и синтаксическая однородность этих предложений не видна, и признак общего соответствия может оказаться случайным.

Достоинство – она рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые есть в простом предложении. Тем самым утверждается изоморфизм синтаксической системы.

  1.  формальная классификация (М.Н. Петерсон, Л.А. Булаховский, А.Б. Шапиро) – на основе средства связи главной и придаточной части. Они предложили разделить СП на предложения, связанные интонационно и предложения, связанные при помощи союзов. В рамках союзных предложений выделили СПП, и предложили выделить два основных типа предложения: с союзными словами (относительное подчинение) и с союзами (союзные).
  •  Я сказал, что на берегу озера находится дом – союз
  •  Я спросил, что находится на берегу – местоимение
  •  Дом, что находится на берегу, является моим – союзное слово

Недостаток – пытается свести анализ СПП к анализу союзов и союзных слов, и носит общий характер. Достоинство – ученым удалось разграничить разные средства связи в СПП.

  1.  структурно-семантический принцип сформулировал В.А. Богородицкий.

Необходимо учитывать:

- к чему относится придаточное, а не что оно заменяет

- какие формальные средства применяются

- те смысловые оттенки, которые принадлежать придаточному, а не тому или иному члену предложения.

Теорию развивают Максимов, Крючков, Поспелов.

Детально разработано у Белошапковой. В результате была создана современная теория о СПП, в ней учитываются и формальные, и семантические критерии.

В основу классификации СПП положено деление всех предложений на две группы: расчлененные и нерасчлененные предложения.

- по способу соотношения частей:

Для расчлененных характерна отнесенность придаточной части ко всей главной части в целом: # Он пришел рано, потому что боялся опоздать.

В нерасчлененных предложениях придаточная часть относится к одному слову в главной части. По семантике очень близки распространенному простому предложению, и могут быть легко к нему сведены: # Утро начиналось с того, что звенел будильник.

- по средству выражения связи частей

В нерасчлененных структурах асемантичные союзы и анафорические местоимения: # тот, кто …; дом, который…; так что… .

В расчлененных предложениях семантические союзы: # хотя, когда, если и др.

- по виду подчинительной связи

Нерасчлененные предложения характеризуются предсказующей связью # Ваша жизнь оказалась хуже, чем я ожидал.

Расчлененные предложения – непредсказующей. # Понять жизнь невозможно, если ее не изучаешь.

Нерасчлененные предложения:

I. Присловные

1) Опора на грамматику

а) Присубстантивные

б) Прикомпаративные

2) Опора на семантику (изъяснительные)

II. Местоименно-соотносительные

1) Отождествительные

2) Фразеологического типа

3) Вмещающие

Все нерасчлененные делятся на два типа в зависимости от того, к чему относится придаточная часть.

ПРИСЛОВНЫЕ - это предложения, в которых в главной части есть опорное слово, распространяемое в придаточной части.

Дальнейшая классификация основана на характере опорного слова, распространяемого придаточной частью. Характер опорного слова определяется либо грамматическими характеристиками, либо его семантикой.

Выделяются два типа предложений: предложения, структура которых определяются грамматическими свойствами опорного слова, и предложения, структура которых определяется семантикой опорного слова.

Опора на грамматику. В зависимости от того, к какой части речи относятся опорные слова, выделяются:

- присубстантивные – существительное, придаточное – определение к нему #  Мысль, которую высказал собеседник, увлекла меня. Не возвращайтесь на старые места, где вам было хорошо. Союзы: который, что, где

- прикомпаративные – прилагательное или наречие в сравнительной степени, придаточное обозначает объект сравнения. # Лучше чем он сказал, никто не скажет. Лучше чем, хуже чем и т.д.

Опора на семантику.Они называются изъяснительные, появляются в том случае, когда требуется обозначить речь, мысль, восприятие, чувство, оценку, обнаружение чего-либо. # Он узнал, что мы уехали в Крым.

Мысль, что вчера пришла мне в голову, сегодня не кажется удачной. - присубстантивное

Мысль, что он должен обязательно успеть, не покидала его. – изъяснительное

МЕСТОИМЕННО-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Главным признаком является наличие соотносительного слова в главной части и союза, союзного средства, которое находится в придаточной части. Функцию соотносительных слов выполняют указательные местоимения (то, там, туда), определительные (всякий, каждый, любой), отрицательные и неопределенные местоимения и наречия (никуда, нигде, где-то).

В зависимости от характера взаимодействия соотносительных слов и союзных средств, выделяют три типа местоименно-соотносительных предложений.

- отождествительные

Это такие предложения, в которых соотносительное слово в главной части и союзное слово в придаточной указывают на один и тот же предмет или признак. # Кто весел, тот смеется. Сколько сделал, столько получил.

В главной части употребляются любые соотносительные слова, кроме слова то2, имеющее отвлеченное значение, и устойчивые сочетания: до того, до такой степени, таким образом. Выбор же союзных средств строго ограничен, возможны только такие местоимения, которые соответствуют по семантике соотносительным словам. # Я принес тебе то, что ты просил. – то замещает конкретный предмет, # То, что он не ходит на занятия, очень плохо. – то2, то замещает собой целую ситуацию.

- фразеологического типа – это предложения, в которых в качестве соотносительных слов, употребляются те же элементы, что и в первом случае: так, такой, таков, столько, таким образом, до того, до такой степени; а союзные элементы – это асемантические союзы: что, чтобы и союзы, обозначающие ирреальное сравнение: будто, словно. # Он подошел так тихо, что его не заметили.  Тишина стояла такая, что было слышно жужжание мухи.  Я так стара, что еще помню порядочных людей.

- вмещающие предложения – это предложения, в которых в качестве соотносительного слова выступает то2. Союзные средства: все относительные местоимения (кроме союза что) и асемантические союзы: что, чтобы. # Трудность состояла в том, чтобы сделать все хорошо. Утро начиналось с того, что пригорала каша.

Отождествляющие и вмещающие – предложения гибкой структуры, фразеологического типа – наоборот.

Расчлененные:

I. Детерминантные

1) Сравнительное

2) Соответствия

3) Временные

4) Предложения обусловленности

а) Причинные

б) Условные

в) Уступительные

г) Целевые

д) Следствия

II. Относительно-распространительные

ДЕТЕРМИНАНТНЫЕ – это такие, в которых характер связи частей определяется только семантикой союза. Придаточная часть является детерминантом по отношению к главной.

Я пришел, чтобы…

                  когда….

                  потому что…

                  так что…

Относительно-распространительные предложения – совпадают с детерминантными в том отношении, что в главной части нет показателей того, что далее следует продолжение.

Отличия: средством связи выступает не семантический союз, а относительное местоимение вмещающего характера (напр. что). # Занятия отменили, что всех обрадовало

Детерминантные предложения

- предложения обусловленности. Объединяются предложения, в которых говорится о взаимообусловленных действиях или явлениях.

Виды обусловленности:

1. прямая и обратная обусловленность. Прямая – когда одно явление служит непосредственным основанием для другого явления # Вечером я рано лег спать, потому что днем я очень устал.

Обратная – это связь, которая существует между двумя явлениями, хотя первое явление предполагает противоположное. # Вечером я опять лег поздно, хотя днем очень устал.

2. непосредственная и отдаленная. Непосредственная – при которой первое действие непосредственно предполагает второе действие, отдаленная (опосредованная) – между двумя событиями существует еще серия промежуточных событий. # я пошел в столовую, потому что хотел есть (непосредственная), я поспешил в деканат, потому что очень хотел есть (опосредованная)

3. гипотетическая и реальная. Гипотетическая – описываются предположительные явления, реальная – описывает взаимосвязь двух реально существующих событий # Кабы я была царицей, я б для батюшки царя родила богатыря (гипотетическая), Если я встаю рано, я все успеваю (реальная)

4. стимулирующая и результирующая. Стимулирующая – когда есть стимул и есть то, что этот стимул обуславливает. Результирующая – обратная связь. # Вечером лег спать рано, так как завтра днем мне предстояла сложная работа (стимулирующая), Вечером не работаю, так как днем очень устаю (результирующая).

В зависимости от характера обусловленности, существующей между явлениями, внутри предложений выделяется ряд разновидностей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ:

- предложения причины – придаточная часть содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения.

Союзы: потому что, оттого что, вследствие того что; благодаря тому, что; в связи с тем, что; так как; поскольку, ибо, благо.

Делятся на предложения собственно причины и предложения обоснования. В предложениях логического обоснования в придаточных не причина, а факт, который заставляет предположить причину. # Окна, вероятно, были открыты, так как слышался смех.

- предложения условия – придаточная часть содержит информацию о каком-либо условии, при котором совершается действие, названное в главной части предложения.

Основные средства связи: если, раз, коли, в случае, когда, как скоро.

Делятся на предложения с реальным условием и гипотетическим. # Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы, # Если вы приглашаете, я останусь.

- уступительные предложения – придаточная часть сообщает о действии, противоположном тому, которое ожидается, исходя из семантики главной части.

Средства связи: хотя, сколько ни, кто ни, когда ни, несмотря на то, что

# Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

- предложения следствия – придаточная часть указывает на следствие, непосредственно вытекающее из содержания главной части предложения.

Основной союз: так что

# Последнюю фразу он сказал громко, так что многие обернулись.

Характер присоединения частей выражен очень слабо.

- предложения цели – придаточная часть содержит указание на цель, или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.

Средства связи: чтобы, для того, чтобы; с тем, чтобы; дабы; ради того, чтобы.

Делятся на собственно целевые и антицели. # Он объездил весь мир, для того, чтобы посмотреть, как живут в других странах - собственно-целевые, # Он объездил весь мир только для того, чтобы, приехав домой, через две недели умереть от гриппа. – антицель.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обозначают разные виды связанности во времени двух явлений. Придаточная часть содержит указание на время совершения действия или проявления признака, о котором говорится в главной части предложения. Придаточное могут занимать любое место, по отношению к главной части.

Союзы: когда, пока, как только, лишь, только, с тех пор, как.

Делятся на союзы дифференцированного и недифференцированного значения. Союзы недифференцированного значения: могут обозначать действия одновременно проходящие, и разновременные: когда. Отношения разновременности передаются еще формами глаголов-сказуемыми (видом) и порядком расположения частей.

 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Это предложения, в которых выражаются отношения, основанные на ассоциативной связи между двумя явлениями. Придаточная часть поясняет главную путем сравнения.

Союзы: как, будто, точно, как если бы, точно как, словно

# Мелкие листья ярко зеленеют, словно кто-то их вымыл. Образность, необычность сравнений и т.д. (ассоциации)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Это предложения, в которых отражается связанность двух явлений по степени их интенсивности.

Союзы: по мере того, как; чем, тем.

# По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее, и улыбка раздвигалась более и более.

# Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

Указывают на качественное или количественное возрастание признака. Обязательно употребление сравнительной степени наречия или прилагательного.

ОТНОСИТЕЛЬНО-РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обязательным элементом является относительное местоимение в придаточной части, которое замещает собой содержание главной части.

Придаточная часть всегда постпозитивна.

# Первую пару отменили, что нарушило наши планы.

# Мы не успели на поезд, отчего нам пришлось жить на вокзале.

Эти предложения системно связаны с теми предложения, которые выделялись в рамках ССП: соединительно-распространительное.

Противоречие этого класса заключается в том, что помимо прочего, союз асемантичный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78789. Голос рідної природи серцем слухати навчись (інтегрований урок) 371.5 KB
  Мета: вдосконалювати навички виразного читання, навички чітко і повно відповідати на запитання, збагачувати словниковий запас образними висловами, розвивати усне мовлення учнів; розширювати уявлення про поняття птахи, ознайомити учнів із зимуючими птахами своєї місцевості...
78790. Скарб над скарбами. Казки народів світу. Пагінець місячного дерева (Японська народна казка) 3.93 MB
  Завдання проекту. Розширити і поглибити знання про народні казки світу. Розвивати вміння оцінювати вчинки персонажів і визначати мотиви їхньої поведінки. Учити здійснювати проектну діяльність на основі відбору інформації з довідкової літератури.
78791. Мова – дивний скарб 63.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – здатність працювати в групі, в парі, з усіма в колективі...
78792. Скарби бабусиної скрині 77.5 KB
  Ліна: Ну а я що можу зробити? Візьми он книжку яку почитай. Марія: Та ти що з дуба впала, яка книжка, я ж покоління ХХІ століття - часу інтернету, - ми книжок не читаємо. Ліна: Тобі ж гірше. Не хочеш читати - візьми в хаті поприбирай. Подвійна користь буде: себе займеш і бабусі допоможеш.
78793. Как нечисть Любовь украла 45 KB
  На сцене стоит избушка старушки - сказочницы. Ставни открываются - в избушке сидит старушка. Во время её слов перебежками вокруг дома бегает нечистая сила. Старушка: Это было… иль не было Иль приснилось мне опять. Раз - окошки отворила - Сказку буду начинать! Сказку эту иль неправду...
78794. Скелет и мышцы 198 KB
  Цель: Знакомить учащихся со строением человека. Формировать интерес к познанию самого себя. Проверить усвоение материала по теме «Кожа». Расширить кругозор учащихся. Оборудование: индивидуальные карточки, плакаты, справочник, пособие «Скелет человека».
78795. З бабусиної скрині 61.5 KB
  Учень: Україно Україно Краю милий Краю золотавий Поля твої широкополі Пісні дзвінкоголосі Міста наші рідні Сади пишноцвітні Пшениці ряснії Городи багатії. Учень: Українська земле Де є краща Де миліша Як не на Вкраїні Тут городи і сади Тут яблука й гарбузи. Учень:...
78796. Сценарій тематичного вечора «Її величність Скрипка» 70.5 KB
  Скрипка народилася приблизно у 16-му столітті у руках одного з ломбардських майстрів Італії. Віола мала ніжний і мякий голос Але не було у неї високих блискучих звуків що мала скрипка. Говорять що Леонардо да Вінчі подарував їй завиток прикрасив її голівку і народилась скрипка що має характер...
78797. СЛАБКА ЛАНКА 68 KB
  Мета: Закріпити і повторити матеріал з історії України та всесвітньої історії, виявити недоліки в знаннях, розвивати логічне мислення, допитливість, кмітливість, викликати життєвий інтерес до історії.