30363

Проблема классификации СПП. Основы его современного описания

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

СПП – это предложения в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом союзным словом вопросительным или относительным местоименным словом. а придаточных частей членам предложения. Также признак положенный в основе деления является несущественным для организации сложного предложения он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений.

Русский

2013-08-24

61 KB

9 чел.

54. Проблема классификации СПП. Основы его современного описания.

СПП – это предложения, в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом, союзным словом, вопросительным или относительным местоименным словом. Синтаксически зависимая часть – придаточная, а другая – главная. Это явление синтаксически-структурное, а не смысловое. Потому что иногда основная смысловая нагрузка приходится в придаточной части (изъяснительные). # известно, что слоны в диковинку у нас.

Подчинительная связь выражается в определенных показателях: подчинительные союзы и союзные слова. Части СПП находятся в смысловой и структурной взаимосвязи, эта связь выражается в том, что главная часть не всегда обладает самостоятельностью, то есть структурно предполагает наличие дополнительного элемента. Эта взаимосвязь проявляется в наличии соотносительных слов в главной части, а также второй части двойного союза, а также в особых формах сказуемого.

Принципы классификации СПП.

Было выдвинуто три принципа классификации СПП.

  1.  Наибольшую популярность приобрела первая классификация, основанная на уподоблении СПП простому П., а придаточных частей членам предложения. Середина 19 века, Ф.И. Буслаев. Выделил подлежащные, сказуемостные, дополнительные, определительные и обстоятельственные. Эта классификация внутренне противоречива, потому что основания являются различными:

- Тот, кто шел впереди, молчал – подлежащное. (кто – подлежащее)

- Я обратился к тому, кто шел впереди – дополнительное (кому – дополнение)

- Он тот, кто шел впереди. – сказуемостное

Основанием служит синтаксическая функция соотносительного слова, которое находится в главном.

Следствием этого противоречия является пестрота и неоднородность структур, относимых в одни разряд. Также признак, положенный в основе деления, является несущественным для организации сложного предложения, он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего, однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений. Формальная и синтаксическая однородность этих предложений не видна, и признак общего соответствия может оказаться случайным.

Достоинство – она рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые есть в простом предложении. Тем самым утверждается изоморфизм синтаксической системы.

  1.  формальная классификация (М.Н. Петерсон, Л.А. Булаховский, А.Б. Шапиро) – на основе средства связи главной и придаточной части. Они предложили разделить СП на предложения, связанные интонационно и предложения, связанные при помощи союзов. В рамках союзных предложений выделили СПП, и предложили выделить два основных типа предложения: с союзными словами (относительное подчинение) и с союзами (союзные).
  •  Я сказал, что на берегу озера находится дом – союз
  •  Я спросил, что находится на берегу – местоимение
  •  Дом, что находится на берегу, является моим – союзное слово

Недостаток – пытается свести анализ СПП к анализу союзов и союзных слов, и носит общий характер. Достоинство – ученым удалось разграничить разные средства связи в СПП.

  1.  структурно-семантический принцип сформулировал В.А. Богородицкий.

Необходимо учитывать:

- к чему относится придаточное, а не что оно заменяет

- какие формальные средства применяются

- те смысловые оттенки, которые принадлежать придаточному, а не тому или иному члену предложения.

Теорию развивают Максимов, Крючков, Поспелов.

Детально разработано у Белошапковой. В результате была создана современная теория о СПП, в ней учитываются и формальные, и семантические критерии.

В основу классификации СПП положено деление всех предложений на две группы: расчлененные и нерасчлененные предложения.

- по способу соотношения частей:

Для расчлененных характерна отнесенность придаточной части ко всей главной части в целом: # Он пришел рано, потому что боялся опоздать.

В нерасчлененных предложениях придаточная часть относится к одному слову в главной части. По семантике очень близки распространенному простому предложению, и могут быть легко к нему сведены: # Утро начиналось с того, что звенел будильник.

- по средству выражения связи частей

В нерасчлененных структурах асемантичные союзы и анафорические местоимения: # тот, кто …; дом, который…; так что… .

В расчлененных предложениях семантические союзы: # хотя, когда, если и др.

- по виду подчинительной связи

Нерасчлененные предложения характеризуются предсказующей связью # Ваша жизнь оказалась хуже, чем я ожидал.

Расчлененные предложения – непредсказующей. # Понять жизнь невозможно, если ее не изучаешь.

Нерасчлененные предложения:

I. Присловные

1) Опора на грамматику

а) Присубстантивные

б) Прикомпаративные

2) Опора на семантику (изъяснительные)

II. Местоименно-соотносительные

1) Отождествительные

2) Фразеологического типа

3) Вмещающие

Все нерасчлененные делятся на два типа в зависимости от того, к чему относится придаточная часть.

ПРИСЛОВНЫЕ - это предложения, в которых в главной части есть опорное слово, распространяемое в придаточной части.

Дальнейшая классификация основана на характере опорного слова, распространяемого придаточной частью. Характер опорного слова определяется либо грамматическими характеристиками, либо его семантикой.

Выделяются два типа предложений: предложения, структура которых определяются грамматическими свойствами опорного слова, и предложения, структура которых определяется семантикой опорного слова.

Опора на грамматику. В зависимости от того, к какой части речи относятся опорные слова, выделяются:

- присубстантивные – существительное, придаточное – определение к нему #  Мысль, которую высказал собеседник, увлекла меня. Не возвращайтесь на старые места, где вам было хорошо. Союзы: который, что, где

- прикомпаративные – прилагательное или наречие в сравнительной степени, придаточное обозначает объект сравнения. # Лучше чем он сказал, никто не скажет. Лучше чем, хуже чем и т.д.

Опора на семантику.Они называются изъяснительные, появляются в том случае, когда требуется обозначить речь, мысль, восприятие, чувство, оценку, обнаружение чего-либо. # Он узнал, что мы уехали в Крым.

Мысль, что вчера пришла мне в голову, сегодня не кажется удачной. - присубстантивное

Мысль, что он должен обязательно успеть, не покидала его. – изъяснительное

МЕСТОИМЕННО-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Главным признаком является наличие соотносительного слова в главной части и союза, союзного средства, которое находится в придаточной части. Функцию соотносительных слов выполняют указательные местоимения (то, там, туда), определительные (всякий, каждый, любой), отрицательные и неопределенные местоимения и наречия (никуда, нигде, где-то).

В зависимости от характера взаимодействия соотносительных слов и союзных средств, выделяют три типа местоименно-соотносительных предложений.

- отождествительные

Это такие предложения, в которых соотносительное слово в главной части и союзное слово в придаточной указывают на один и тот же предмет или признак. # Кто весел, тот смеется. Сколько сделал, столько получил.

В главной части употребляются любые соотносительные слова, кроме слова то2, имеющее отвлеченное значение, и устойчивые сочетания: до того, до такой степени, таким образом. Выбор же союзных средств строго ограничен, возможны только такие местоимения, которые соответствуют по семантике соотносительным словам. # Я принес тебе то, что ты просил. – то замещает конкретный предмет, # То, что он не ходит на занятия, очень плохо. – то2, то замещает собой целую ситуацию.

- фразеологического типа – это предложения, в которых в качестве соотносительных слов, употребляются те же элементы, что и в первом случае: так, такой, таков, столько, таким образом, до того, до такой степени; а союзные элементы – это асемантические союзы: что, чтобы и союзы, обозначающие ирреальное сравнение: будто, словно. # Он подошел так тихо, что его не заметили.  Тишина стояла такая, что было слышно жужжание мухи.  Я так стара, что еще помню порядочных людей.

- вмещающие предложения – это предложения, в которых в качестве соотносительного слова выступает то2. Союзные средства: все относительные местоимения (кроме союза что) и асемантические союзы: что, чтобы. # Трудность состояла в том, чтобы сделать все хорошо. Утро начиналось с того, что пригорала каша.

Отождествляющие и вмещающие – предложения гибкой структуры, фразеологического типа – наоборот.

Расчлененные:

I. Детерминантные

1) Сравнительное

2) Соответствия

3) Временные

4) Предложения обусловленности

а) Причинные

б) Условные

в) Уступительные

г) Целевые

д) Следствия

II. Относительно-распространительные

ДЕТЕРМИНАНТНЫЕ – это такие, в которых характер связи частей определяется только семантикой союза. Придаточная часть является детерминантом по отношению к главной.

Я пришел, чтобы…

                  когда….

                  потому что…

                  так что…

Относительно-распространительные предложения – совпадают с детерминантными в том отношении, что в главной части нет показателей того, что далее следует продолжение.

Отличия: средством связи выступает не семантический союз, а относительное местоимение вмещающего характера (напр. что). # Занятия отменили, что всех обрадовало

Детерминантные предложения

- предложения обусловленности. Объединяются предложения, в которых говорится о взаимообусловленных действиях или явлениях.

Виды обусловленности:

1. прямая и обратная обусловленность. Прямая – когда одно явление служит непосредственным основанием для другого явления # Вечером я рано лег спать, потому что днем я очень устал.

Обратная – это связь, которая существует между двумя явлениями, хотя первое явление предполагает противоположное. # Вечером я опять лег поздно, хотя днем очень устал.

2. непосредственная и отдаленная. Непосредственная – при которой первое действие непосредственно предполагает второе действие, отдаленная (опосредованная) – между двумя событиями существует еще серия промежуточных событий. # я пошел в столовую, потому что хотел есть (непосредственная), я поспешил в деканат, потому что очень хотел есть (опосредованная)

3. гипотетическая и реальная. Гипотетическая – описываются предположительные явления, реальная – описывает взаимосвязь двух реально существующих событий # Кабы я была царицей, я б для батюшки царя родила богатыря (гипотетическая), Если я встаю рано, я все успеваю (реальная)

4. стимулирующая и результирующая. Стимулирующая – когда есть стимул и есть то, что этот стимул обуславливает. Результирующая – обратная связь. # Вечером лег спать рано, так как завтра днем мне предстояла сложная работа (стимулирующая), Вечером не работаю, так как днем очень устаю (результирующая).

В зависимости от характера обусловленности, существующей между явлениями, внутри предложений выделяется ряд разновидностей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ:

- предложения причины – придаточная часть содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения.

Союзы: потому что, оттого что, вследствие того что; благодаря тому, что; в связи с тем, что; так как; поскольку, ибо, благо.

Делятся на предложения собственно причины и предложения обоснования. В предложениях логического обоснования в придаточных не причина, а факт, который заставляет предположить причину. # Окна, вероятно, были открыты, так как слышался смех.

- предложения условия – придаточная часть содержит информацию о каком-либо условии, при котором совершается действие, названное в главной части предложения.

Основные средства связи: если, раз, коли, в случае, когда, как скоро.

Делятся на предложения с реальным условием и гипотетическим. # Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы, # Если вы приглашаете, я останусь.

- уступительные предложения – придаточная часть сообщает о действии, противоположном тому, которое ожидается, исходя из семантики главной части.

Средства связи: хотя, сколько ни, кто ни, когда ни, несмотря на то, что

# Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

- предложения следствия – придаточная часть указывает на следствие, непосредственно вытекающее из содержания главной части предложения.

Основной союз: так что

# Последнюю фразу он сказал громко, так что многие обернулись.

Характер присоединения частей выражен очень слабо.

- предложения цели – придаточная часть содержит указание на цель, или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.

Средства связи: чтобы, для того, чтобы; с тем, чтобы; дабы; ради того, чтобы.

Делятся на собственно целевые и антицели. # Он объездил весь мир, для того, чтобы посмотреть, как живут в других странах - собственно-целевые, # Он объездил весь мир только для того, чтобы, приехав домой, через две недели умереть от гриппа. – антицель.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обозначают разные виды связанности во времени двух явлений. Придаточная часть содержит указание на время совершения действия или проявления признака, о котором говорится в главной части предложения. Придаточное могут занимать любое место, по отношению к главной части.

Союзы: когда, пока, как только, лишь, только, с тех пор, как.

Делятся на союзы дифференцированного и недифференцированного значения. Союзы недифференцированного значения: могут обозначать действия одновременно проходящие, и разновременные: когда. Отношения разновременности передаются еще формами глаголов-сказуемыми (видом) и порядком расположения частей.

 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Это предложения, в которых выражаются отношения, основанные на ассоциативной связи между двумя явлениями. Придаточная часть поясняет главную путем сравнения.

Союзы: как, будто, точно, как если бы, точно как, словно

# Мелкие листья ярко зеленеют, словно кто-то их вымыл. Образность, необычность сравнений и т.д. (ассоциации)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Это предложения, в которых отражается связанность двух явлений по степени их интенсивности.

Союзы: по мере того, как; чем, тем.

# По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее, и улыбка раздвигалась более и более.

# Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

Указывают на качественное или количественное возрастание признака. Обязательно употребление сравнительной степени наречия или прилагательного.

ОТНОСИТЕЛЬНО-РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обязательным элементом является относительное местоимение в придаточной части, которое замещает собой содержание главной части.

Придаточная часть всегда постпозитивна.

# Первую пару отменили, что нарушило наши планы.

# Мы не успели на поезд, отчего нам пришлось жить на вокзале.

Эти предложения системно связаны с теми предложения, которые выделялись в рамках ССП: соединительно-распространительное.

Противоречие этого класса заключается в том, что помимо прочего, союз асемантичный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63255. Виникнення християнства 25.65 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією виникнення і перших етапів існування християнства; схарактеризувати діяльність перших християнських громад та їхнє становище в римській державі; зясувати причини швидкого поширення вчення Ісуса Христа.
63256. Урок узагальнення з теми «Падіння республіки та рання імперія» 22.26 KB
  Які події періоду що розглядається вам найбільше запамяталися Яка подія відбулася 15 березня 44 р. Скільки років минуло від убивства Цезаря до проголошення Октавіана принцепсом Скільки років тривало одноосібне правління Октавіана Які династії правили...
63258. Римська імперія в III ст. нашої ери 26.11 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями господарського розвитку і політичного життя Римської імперії в III ст. Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів; показувати на карті територію Римської імперії в III ст. територію розселення варварських племен...
63259. Пізня Римська імперія IV—V ст. нашої ери 26.17 KB
  Мета: розглянути основні положення реформ Діоклетіана і Константина простежити процес поділу Римської імперії на Західну і Східну; удосконалити навички встановлення причиннонаслідкових звязків порівняння однотипних історичних явищ.
63260. Християнська церква 27.44 KB
  Що спільного було в політиці Діоклетіана і Константина У яких сферах суспільного життя Константин проводив політику що відрізнялася від політики Діоклетіана Порівняйте системи управління що існували в Римській імперії принципат і домінат.
63261. Падіння Західної Римської імперії 27.25 KB
  Мета: дати уявлення про варварські племена Велике переселення народів падіння Риму й утворення варварських королівств на території імперії; зясувати причини розпаду Римської імперії; ознайомити учнів з останніми десятиліттями існування Західної Римської імперії...
63262. Урок узагальнення з теми «Пізня Римська імперія» 20.76 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів реформ Діоклетіана і Константина прийняття християнства як державної релігії Римської імперії вторгнення гунів дати поділу Римської імперії на Західну і Східну падіння Західної...