30367

История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние Краткие прилагательные первичны а полные вторичны. Исторически прилагательные вторичные слова своим происхождением связанные с существительными. Следующее изменение: образование полных прилагательных краткие местоимения jь j je Краткие: непроизводные первообразные: белъ худъ производные: Основа именная или глагольная суффиксы Суффиксы качественных прилагательных: ък ьк ик: узъкъ далькъ великъ ьн: ясьнъ тьмьнъ ьл: кысьлъ тепьлъ ав: величавъ...

Русский

2013-08-24

60 KB

8 чел.

57. История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние

Краткие прилагательные первичны, а полные – вторичны. Слова, обозначающие признаки предметов, не относятся к первоначальным словам. Раньше прилагательных сформировались существительные, глаголы и местоимения. Исторически прилагательные – вторичные слова, своим происхождением связанные с существительными. Человек познавал мир предметно, через сравнение известного предмета с неизвестным:

- жар-птица

- душа-человек

- рубаха-парень

- бой-баба

- хлеб-соль

Именно так и возникали первые определения.

Возникновение: отсубстантивные образования

  •  крутой // лит. krantas = высокий берег: крутая гора: гора как крутой берег
  •  рыжий // санскр rudhiram = кровь (диал руда = кровь, укр рудий = рыжий)
  •  зеленый // др.прусск salin, лит zole – трава

Неразграниченность с существительными:

Изначально и по форме:

и-е (совр.): white – белый, белок, белизна

                   black – черный, траурное платье

о-с: *zolto – золото, золотой

др-р: конь малъ – съ малъмь ….

Общие суффиксы и окончания:

-r-: pi-r-ъ, mi-r-ъ // dor-r-ъ, horb-r-ъ

-ъr-: kus-ъk-ъ // niz-ъk-ъ

Первоначально склонялись по одной парадигме

  •  а – nova, sinja
  •  o – novъ, novo; sinjъ, sinje
  •  u – soldъkъ
  •  I – osobЬ
  •  на согл – (es) – формы срав степени

К письменному периоду в связи с разрушением типов склонений у существительных, их перегруппировкой на основе категории рода упрощается и система склонения прилагательных. К началу письменного периода они имеют только два склонения: на а и на о.

Следующее изменение: образование полных прилагательных (краткие + местоимения jь, ja, je)

Краткие:

- непроизводные (первообразные): белъ, худъ

- производные:

 Основа (именная или глагольная) + суффиксы

Суффиксы качественных прилагательных:

-ък-, -ьк-, -ик-: узъкъ, далькъ, великъ

-ьн-: ясьнъ, тьмьнъ

-ьл-: кысьлъ, тепьлъ

-ав-: величавъ, ръжавъ

-ив-: красивъ, учьтивъ

-ат-: богатъ, носатъ

-ит-: именитъ, маститъ

-аст-: ушастъ, коренастъ

-ист-: золотистъ, голосистъ

Относительные прилагательные:

-ьн-: железьнъ, съсЕдьнъ

-ан-: дьшанъ, кожанъ, мъшанъ, землянъ, оловянъ

-ьск-: русьскъ, морьскъ

Притяжательные прилагательные:

-j(ь): отрочь, Всеволожь, Ярославль, лЕшии, Володимирь, Ивань, козель

j: Божий, бабьи, лисьи, вражьи

-ов-: Ивановъ, тиуновъ, Ярославовь

-ин-: звЕринъ, гостинъ, Ильинъ

-ьск-: господьскъ, женьскъ

Единственное отличие в парадигмах с существительным – отсутствие звательной формы.

Склонение:

Им

Глубъка синя рЕка

Быстръ конь

Род

Глубъкы синЕ рЕкы

Быстра коня

Дат

глубъцЕ сини рЕцЕ

Быстру коню

Вин

Глубъку синю рЕку

Быстръ конь

Твор

Глубъкою синею рЕкою

Быстръмь коньмь

Мест

глубъцЕ сини рЕцЕ

быстрЕ кони

Зват

Глубъка синя рЕко

Быстръ коню

История кратких прилагательных:

- утрата ими склонений

- унификация форм И.-В.п. мн. ч.

- сокращение числа кратких прилагательных

Утрата склонения вызвана изменением синтаксической роли кратких прилагательных. Первоначально они выступали в роли и определений, и именной части сказуемого: # - о руська земле!- та земля русьска

Постепенно роль определений на себя взяли полные прилагательные.

звЕринъ свистъ – звЕриныи

к велику Дону – великому Дону

Краткие стали именной частью сказуемого, где они стоят в И.п., и необходимость в их склонении отпадает.

Кони бързи, головы поганы, окъна свЕтла

Остатки склоняемых форм в языке:

- притяжательные прилагательные: Петин, отцов

Хотя: Петина – Петиного, а во мн.ч. в косвенных формах это уже местоименное склонение (как у полных)

- УНТ: на сыру землю, сине море, чисто поле

- во фразеологии: на босу ногу, средь бела дня, по белу свету

- в наречиях: запросто, свысока, попусту

Эти наречия происхождением связаны или с краткими прилагательными, или с существительными, омонимичными кратким прилагательным.

*предлог + существительное // предлог + краткое прилагательное??

- се дЕло дурно – беречь накрЕпко, чтобы никакого дурна не приключилось

- поздно утро – с утра до самого поздна

- зло дЕло – дЕлать зло

Унификация И. – В.п. мн. ч.

Им п: добры жены     добри мужи       добра окъна

          синЕ лЕнты     сини носи           синя поля

Вин:    = им                  добры мужЕ      = Им

                                     СинЕ носы

Сейчас: добры, красивы – сини, глухи,  

                                            благи, низки

Остатки старых родовых различий:

- в 17 веке: сыти, богати, пьяни, ради

- в 19 веке: взять тебя мы все бы ради (Пушкин); Что ж, ради? Нет? (Грибоедов); И три дня были пьяни все на подбор от кучера до няни (Лермонтов)

- современные говоры: богаты, голодни

Количественное сокращение кратких прилагательных:

- относительные утратили их полностью

- утратилась часть притяжательных в связи с:

  •  заменой согласовательных конструкций на управление: патриаршь указъ – указ патриарха,  Ярославля жена – жена Ярослава
  •  их субстантивацией: а) Киевъ, Ярославль, Смоленьскъ; б) формированием фамилий: за Львовом – с Ваней Львовым
  •  переходом их в полные формы (обычно меняют разряд): человЕчь – человеческий, козьль – козлиный

Процессы письменного периода в истории кратких прилагательных:

  1.  утрата (сокращение) ими атрибутивной функции, что привело к утрате склонения
  2.  утрата родовых различий в И. п. (вин) мн. ч.
  3.  количественное сокращение за счет:

     - появление полных форм

     - субстантивации

     - изменения притяжательных конструкций

Современное состояние

Краткую форму имеют лишь качественные прилагательные. Краткие прилагательные отличаются от полных определенными морфологическими признаками (не изменяются по падежам, имеют только форму рода и числа) и синтаксической ролью (в предложении они бывают сказуемым). Например: Молчалин прежде был так глуп! (Гр.). В роли определений краткие прилагательные выступают лишь в отдельных фразеологических оборотах (по белу свету; на босу ногу; средь бела дня и др.) или в произведениях устного народного творчества (добра молодца, красну девицу).

Краткие прилагательные, утратив способность изменяться по падежам и выступая, как правило, в роли сказуемого, иногда приобретают и новое лексическое значение, отличное от значений полных прилагательных.

видный и виден, правый и прав, способный и способен и т.п. горазд, надобен, рад и некоторые другие употребляются только в краткой форме.

В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода - нулевое окончание (крепкий - крепок, новый - нов, тощий - тощ и т.д.); для женского рода окончание -а (крепка, нова, тоща); для среднего рода - окончание -о, -е (крепко, ново, тоще). Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на -ы, -и (крепки, новы, тощи).

Если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звук о или е (резкий - резок, вечный - вечен и т.п.). Так же образуются краткие формы от полных прилагательных на -ный и -нный (-енный, -анный). В мужском роде они оканчиваются на -ен или -нен (красный - красен, честный - честен, мутный - мутен, голодный - голоден и современный - современен, благоуханный - благоуханен).

Если краткая форма прилагательных образована от страдательных причастий на -нный, то она оканчивается на -ен (-ан, -ян) (уверенный - уверен, подержанный - подержан).

В употреблении данных форм наблюдаются колебания. Например, наряду с формой на -ен употребляются и формы на -енен (естествен и естественен, родствен и родственен). Формы на -ен более продуктивны для современного русского языка.

В современном русском языке не имеют кратких форм:

  1.  Качественные прилагательные, которые по происхождению являются относительными, о чем свидетельствуют их словообразовательные связи с существительными: братский, трагический, товарищеский, вражеский, дружеский, кровный, цельный, дельный, кляузный, даровой, боевой, черновой, передовой и др.
  2.  Прилагательные, входящие в состав терминологических наименований качественного характера: глубокий тыл, скорый поезд, спешная почта и др.
  3.  Некоторые многозначные прилагательные в отдельных своих значениях. # славный в значении «приятный, хороший; круглый в значении «полный»; горький в значении «несчастный; бедный в значении «несчастный другие. Эти же прилагательные, выступающие в другом значении, могут иметь и краткую форму. # славный в значении «знаменитый, достойный славы; круглый в значении «имеющий форму шара»; горький в значении «резко неприятный по вкусу»; бедный в значении «имеющий недостаток чего-либо; бедный в значении «недорогой, убогий».
  4.  Прилагательные с суффиксом -л-, образованные от глаголов и сохранившие с ними связь: бывалый, исхудалый, отсталый, умелый и др. Краткие формы таких прилагательных совпали бы с формами прошедшего времени глагола: бывал, исхудал, отстал, умел. При утрате связи с глаголами прилагательные получают возможность образовывать краткие формы: дряблый - дрябл, тусклый - тускл и др.
  5.  Отдельные прилагательные, получающие значение усиленной степени качества (без изменения основного лексического значения), с приставками пре- и раз- и с суффиксами -ущ-, -ющ-, -eнн-:предобрый, преумный, развеселый, худющий, здоровенный и другие.

Краткие формы качественных прилагательных отличаются от прилагательных усеченных, т.е. таких, которые образованы путем отсечения конечного гласного полной формы. Ср., например: Поля покрыла мрачна ночь (Лом.). - Душа моя мрачна (Л.). Первое прилагательное является усеченным, ударение в нем падает на основу, в предложении оно выполняет функцию определения (как и вообще все усеченные прилагательные). Второе прилагательное является кратким, ударение в нем падает на окончание, и оно выступает в роли сказуемого. Усеченные формы широко употреблялись в поэтическом языке XVIII-XIX вв.

Отличительные черты кратких прилагательных:

1) не склоняются

2) в предложении находятся в составе сказуемого (полное – сказуемое, определение)

3) выражают признаки, характерные для глагола

а) приближаются к словам с временными значениями # больной отец / отец болен

б) краткая форма развивает способность глагольного управления # зол ( на кого)

в) сочетаются с инфинитивом # молод учить

г) как и глагол сочетаются с наречием # Он был так счастлив (а полные с местоимением # Он был таким счастливым)

4) иногда значения полных и кратких форм расходятся # способный студент / студент способен


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27406. Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы 57.5 KB
  Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.
27407. Процесс работы над художественным произведением 105 KB
  Первичное знакомство и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Во время чтения учителя книги у детей закрыты их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителючтецу. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения концовку. Однако прибегая к этому приему учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись если произведение совершенно...
27408. Методика изучения сезонных изменений в природе 23.5 KB
  важны уроки обобщения ставят всё по местам = проведение сложных сравнений обощающего характера углубляет расширяет кругозор восприятие природы как целого Помогают: дидактич схемы наглядно показывают связи таблицы эстетика рассматривание художественных произведений: картин стихов музыкальных произведений Чайковский времена года Пример урок Осенние явления природы: беседа о состоянии неживой природы высота Солнца световой день t небо влажность почему произошли изменения анализ содержания установление...
27409. Значение уроков технологии, изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39.5 KB
  Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности освоение прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. самостоятельно реализация своих возможностей благодаря творческой деятельности способствует проявлению самодеятельности самореализации воплощению собственных идей. В творческой деятельности решаются поисковотворческие задачи с целью развить способности ребенка. под способностями понимаются индивидуально психологические и двигательные особенности индивида Способность к...
27410. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 31.5 KB
  Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание что известно и неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Специфика технологии: ...
27411. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 25.5 KB
  Познавательные УУД: общеучебные логические постановка и решение проблемы.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности;формы уд для формирования ууд: учебное сотрудничество творческая проектная учебноисследовательская деятельность контрольнооценочн и рефлексивная Д Познават общеучебные ууд...
27412. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 26.5 KB
  Коммуникативные УУД: ‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели функций участников способов взаимодействия; ‒ постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ‒ разрешение конфликтов выявление идентификация проблемы поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта принятие решения и его реализация; ‒ управление поведением партнёра контроль коррекция оценка его действий; ‒ умение с полно и точно выражать мысли в соответствии с...
27413. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по технологии для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 32 KB
  УМК Перспективная начальная школа практикоориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и техно логических задач применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. УМК Гармония; УМК Классическая начальная школа; Учебники из серии Маленький мастер Издательство АСТПРЕСС ШКОЛА; учебники образовательной системы Школа...
27414. Формирование культуры труда у младших школьников на уроках технологии 29 KB
  КУЛЬТУРА ТРУДА комплексная качественная характеристика состояния труда. Включает рациональную организацию труда благоприятные условия труда использование передовых технологий высокий профессионализм работника партнерские отношения между участниками совместного труда. способствует: сохранению здоровья работника; развитию чувства удовлетворенности трудом хорошего настроения интереса и активности при выполнении работы; росту профессиональной квалификации; профессиональной и личной самореализации; освоению рациональных приемов труда новой...