30370

Предложение как коммуникативная единица. Актуальное членение предложений, средства его выражения. Понятие высказывания

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Одним из свойств предложения является порядок слов то есть их определённая последовательность. Таким образом все предложения кроме синтаксической структуры имеют деление на логическое подлежащее предмет речи и логическое сказуемое признак. В конечном счёте чешский учёный Вильям Матезиус сказал что деление предложения на две части имеет чисто языковой смысл. Это коммуникативное членение предложения.

Русский

2013-08-24

38.5 KB

21 чел.

51. Предложение как коммуникативная единица. Актуальное членение предложений, средства его выражения. Понятие высказывания.

Одним из свойств предложения является порядок слов, то есть их определённая последовательность. Это свойство было замечено очень давно, однако что касается русского языка, то долго считалось, что порядок слов в русском языке произвольный, свободный. Потом всё же стали думать, что он для чего-то нужен. В недрах лингвистической науки попытались найти объяснение этому явлению. Предположили, что каждое предложение как лингвистическая величина отражает логику человеческой мысли. В нём отражено движение мысли от того, что уже известно, что названо говорящим, к тому, что ещё неизвестно. Мысль говорящего отталкивается от известного и переходит к новому. Этот путь представляет универсальное свойство человеческого мышления.

Структура мысли отражается в построении речи, поэтому предложение в речи содержит две смысловые части: предмет речи и его признак, существенный для данного хода мысли. Таким образом, все предложения кроме синтаксической структуры имеют деление на логическое подлежащее (предмет речи) и логическое сказуемое (признак). Названо так, чтобы отличить их от грамматического подлежащего и сказуемого. Например: Кто взял эту книгу? – Эту книгу взял / я. То есть грамматическое подлежащее – на последнем месте. Но в речи данное предложение делится на две части (интонационно). Первая часть как бы повторяет содержание вопроса. И это – логическое подлежащее. А «я» - логическое сказуемое. Существуют ещё такие термины, как психологическое подлежащее и психологическое сказуемое. Эти термины долгое время оказывали давление на судьбу понятий, ими выражаемых. Считалось, что это в большей степени относится к логике или психологии.

Впервые о порядке слов в предложении как о лингвистической величине заговорил французский учёный Анри Вейль (на русской почве - Ф.Ф.Фортунатов). В конечном счёте чешский учёный Вильям Матезиус сказал, что деление предложения на две части имеет чисто языковой смысл. Это коммуникативное членение предложения. В русской лингвистике такой подход был обозначен Л.В.Щербой. В результате исследований В. Матезиусом было показано, что явление, в котором видели психологическую природу, в действительности есть явление лингвистическое. Он определил основные понятия учения об актуальном членении и выдвинул новые,  не имеющие психологической окраски термины.

Для описываемого явления существует два синонимичных термина: коммуникативное членение предложения и актуальное членение предложения. В первом случае акцентируется приспособление системы предложения к конкретному акту коммуникации, то есть термин «коммуникативное членение» отражает коммуникативное назначение, функцию предложения, а термин «актуальное членение» отражает актуальную привязку предложения к реальной действительности в момент говорения, то есть актуализацию смысла, выражаемого говорящим (в русской лингвистике более употребителен термин «актуальное членение»). Говорящий производит актуальное членение в соответствии с тем смыслом, который хочет актуализовать в данном речевом акте, поэтому одно и то же предложение в речи может приобретать разный вид:

Эту книгу взял / я.

Я взял / эту книгу.

Я взял / эту книгу.

Актуальное членение предложения рассматривается как особый раздел лингвистики и представляет описание предложения в функциональном аспекте. Любое предложение может быть членимо независимо от его синтаксической структуры, а в зависимости от того, какая информация в нём заложена говорящим. Актуальное членение это членение предложения на информацию известную и новую. Первая – известная часть называется темой, которая представляет собой предмет сообщения, исходный пункт высказывания, отправная точка для передачи актуальной информации. Она дана, известна, вполне очевидна, предопределена предшествующим контекстом. Тема - это данное.

Развивает, дополняет тему рема. Она содержит то, что сообщается о теме. Это та часть высказывания, которая заключает в себе основное содержание сообщения. Это то, что приписывается как актуальное свойство теме. Рема – это новое. Высказывание не может быть без ремы, составляющей его коммуникативный центр. Наличие же темы не обязательно: тема может быть не выраженной эксплицитно, если она известна из контекста.

Важно понимать, что когда мы говорим о форме предложения с позиции членов предложения, мы говорим о предложении как грамматической величине. Когда мы говорим о предложении как о порядке слов, то очевидно, что предложение,  взятое в его коммуникативной перспективе, образует высказывание – коммуникативно организованную реализацию предложения.

Актуальное членение несоотносимо с грамматическим членением. Во-первых, оно всегда бинарно, в то время как грамматическое членение предполагает какой угодно состав членов предложения; во-вторых, тема и рема могут быть комплексными, то есть состоять из нескольких компонентов, характеризующихся как разные члены предложения. Например: Его / охватила бурная решимость (решимость – подлежащее; охватила – сказуемое; бурная – определение – данный комплекс составляет рему предложения; его – дополнение – выступает как тема). Или: Крупное лицо Дмитрия / обросло мягкой бородкой (обросло – сказуемое; бородкой – дополнение; мягкой – определение – члены предложения, составляющие рему; лицо – подлежащее, крупное и Дмитрия – определения – члены предложения, составляющие тему).

За членами предложения не закреплены какие-либо определённые функции в актуальном членении, однако есть такая тенденция: для подлежащего более типична функция темы, а для сказуемого – ремы. Но это лишь общая тенденция, а не жёсткая закономерность.

Границы предложения и высказывания могут не совпадать одна грамматическая структура может быть расчленена на ряд отдельных сообщений. Это явление называется парцелляцией. Например: Но нельзя же так. Вслух. Криком. При всех. Точно на эшафоте перед казнью.

Явление парцелляции широко представлено в художественной литературе и может выступать как художественный приём.

Например: И снова, зажавши хохот в зубах,

                  Живёшь, как будто полмиллиона выиграл.

                  И снова идёшь среди воя собак

                  Своей. Привычной. Поступью. Тигра. (И.Сельвинский).

Средства выражения актуального членения

Актуальное членение выражается,

во-первых, порядком слов;

во-вторых, интонацией, которая организуется ударением.

Очень важно логическое ударение. Фразовое ударение тоже отражает актуальное членение, однако оно значимо в тех случаях, когда говорящий не стремится к особому выделению ремы.

Пауза – ещё один показатель актуального членения. Средством выражения актуального членения выступают также частицы вот, ведь, же, то и др. (например: [Она любила его спокойный ласковый тон в деревне] в городе же он казался беспокоен и настороже); союзы (например, союз а в начале предложения сигнализирует о смене темы: А кондукторша смущается, оглядывается, готова сквозь землю провалиться), различные синтаксические конструкции (Если он куда охотно ходил, так это в цирк).

Каков же порядок слов в русском языке? В спокойном, ясном изложении сначала должен быть назван предмет речи – тема, а потом то, что о нём сообщается – рема. Такой порядок называется прямым, нейтральным, объективным: Летние ночи (тема) / не долги (рема).

В речи взволнованной, эмоциональной объективный порядок слов может нарушаться. Говорящий может сначала сказать главное, а потом к главному присоединить предмет речи: Не долги (рема) / летние ночи (тема). Такой порядок называется обратным, субъективным, экспрессивным. Обратный порядок слов (инверсия) часто встречается в разговорной речи. Поскольку она по природе более эмоциональна, он воспринимается как нормальный для этого типа речи. Особую роль порядок слов играет в поэтической речи. Он передаёт актуальное членение, задаёт определённый ритмический рисунок и несёт определённые художественные задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13255. Визначення рівня шумового забруднення 70.5 KB
  Лабораторна робота № Тема: Визначення рівня шумового забруднення Теоретична частина Шум це одна з форм фізичного хвильового забруднення природного середовища. Під шумом розуміють усі неприємні та небажані звуки чи їхню сукупність які заважають нормально прац
13256. ІНФОРМАЦІЙНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧАСНИКІВ ДОРОЖНЬОГО РУХУ 5.86 MB
  ІНФОРМАЦІЙНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧАСНИКІВ ДОРОЖНЬОГО РУХУ МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання лабораторних робіт для студентів базового напряму 6.070101 Транспортні технології спеціальностей 78.07010104 Організація і регулювання дорожнього руху та 78.07010102 Організація перев...
13257. Архітектура персонального компютера 54.97 KB
  Архітектура персонального компютера Вузловою компонентою ПК є центральний процесор ЦП. Він виконує обчислювальну роботу керує обміном даними між оперативною памяттю та пристроями вводувиводу. Продуктивність ЦП залежить від частоти яку задає йому тактовий генера
13258. Изучение погрешностей измерений 261.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Изучение погрешностей измерений Цель работы: Изучить погрешности измерений. Оценить погрешности измерения физических величин. Ход работы. 1. Теоретическая часть. 1.1. Физические измерения. Измерением в физике называется сравнени
13259. Погрешности измерений. Цели математической обработки результатов эксперимента 107 KB
  Погрешности измерений Основой всего естествознания является наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это систематическое целенаправленное восприятие того или иного объекта или явления без воздействия на изучаемый объект или явление. Наблюдение позволяет получит...
13260. Исследование цепи постоянного тока 905 KB
  Лабораторная работа №1 по курсу электротехники ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА Лабораторная работа №1 Исследование цепи постоянного тока. Цель работы: Изучение методик измерения постоянного напряжения ток и сопротивления с помощью авометра и электронног
13261. Ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа 2.54 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы: ознакомление с устройством и работой электронного осциллографа. Приборы и принадлежности: универсальный стенд электронный осциллограф звуковой генератор. Введение Осциллограф предна
13262. Исследование цепей переменного тока 426.5 KB
  Лабораторная работа №3. Исследование цепей переменного тока Цель работы: изучение простейших цепей переменного тока и методик измерения их основных параметров. Приборы и принадлежности: Универсальный стенд. Вольтметр. Осциллограф. Амперметр. ...
13263. Исследование неразветвленной цепи переменного тока 2.98 MB
  Лабораторная работа № 4. Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Цель работы: Исследование зависимостей параметров неразветвленной цепи переменного тока от частоты. Изучение резонанса напряжений. Приборы: 1. универсальный стенд. 2. ге...