30371

Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

К понятию осложненного предложения относится: предложения с однородными членами предложения с обособленными членами предложения с вводными и вставными конструкциями предложения с обращением Степень осложнения разная нужно основание для их объединения. Осложнение в семантической структуре предложения диктум и модус Осложнение диктума Я смотрю на звезды; монопредикативное монопропозитивное Я слушаю пенье соловья монопредикативное 2 пропозиции осложнение семантики которое не влечет за собой синтаксическое осложнения Соловей...

Русский

2013-08-24

50 KB

13 чел.

52. Понятие об осложненном предложении. Спорные вопросы теории. Виды осложнения.

Проблема понятия: нет строгого определения понятия «осложненное предложение»: входят и однородные члены, и обращения и т.д.

Причины:

сложность и неоднородность объекта

степень разработанности синтаксической теории в целом.

Традиционная точка зрения: (А.М. Пешковский)

Осложнение – это стилистическая категория;

Обособленные члены – это стилистическая надстройка в элементарном предложении

Современный подход определяется развитием идей семантического синтаксиса.

К понятию осложненного предложения относится:

- предложения с однородными членами

- предложения с обособленными членами

- предложения с вводными и вставными конструкциями

- предложения с обращением

Степень осложнения разная, нужно основание для их объединения.

Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус)

Осложнение диктума

Я смотрю на звезды; - монопредикативное, монопропозитивное

Я слушаю пенье соловья – монопредикативное, 2 пропозиции --- осложнение семантики, которое не влечет за собой синтаксическое осложнения

Соловей, поющий в ночи, был изумительно хорош – семантическая осложненность сопровождается синтаксическим – полипредикативность.

→ Семантическое осложнение не всегда приводит к синтаксическому осложнению.

Синтаксическое осложнение предложения – это введение в предложение какого-либо дополнительного синтаксического элемента. Семантическое осложнение – появления в предложении дополнительной предикативности, которое может быть синтаксически оформлено, а может и не быть.

Осложнение в современном синтаксисе рассматривается как особая синтаксическая категория, которая принципиально отличается от категории простых и сложных П.

Осложнение непременно имеет формально-семантический характер и представляет грамматическое явление.

Признаки осложненного П. по сравнению с элементарным:

- всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном. В простом есть предикативное ядро и присловные распространители # старик ловил неводом рыбу. В осложненном: ядро, распространители, и распространители, которые включаются в предложение непосредственно # а он, мятежный, просит бури – дополнительная синтаксическая позиция.

- разные типы синтаксических отношений между словами. В простом П.: предикативные отношения и виды подчинительных отношений. В осложненном: то же самое + полупредикативные отношения, разделительные, пояснительные, противительные, и т.д. # дай мне другую, новую, книгу – пояснительные

- разные виды синтаксической связи

Осложненные конструкции характеризуются особыми видами связи. В простом: управление, согласование, примыкание. В осложненном: сочинение и подчинение + нечто среднее; двунаправленная зависимость. # маленькая, но семья

- формальные показатели организации предложений:

Простое – морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги). Осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова, производные предлоги – помимо, благодаря + в том числе, правда и т.д.).

Осложнение П. с помощью синтагматического членения называется обособление, интонационно выделенную часть П. называют оборотом – это член предложения, осложняющий простое предложение; может состоять из одной словоформы или иметь сложный внутренний состав, один оборот может входить в другой оборот; деепричастный, присубстантивный, и т.д. Оборот – член предложения, который имеет единую функцию независимо от кол-ва составляющих его словоформ.

- расширение структуры предложения по принципу:

Субординации (причастные, деепричастные обороты) – каждый член включается как синтаксически подчиненный. Координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

→Осложнение является объектом конструктивного синтаксиса.

Конструктивный синтаксис проработан А.Ф. Прияткиной. Конструкция – это относительно самостоятельное, целостная и оформленная по некоторой грамматической схеме синтаксическое единство. Оно состоит из компонентов, кол-во и характеристики которых не зависят от конкретных слов. # слово им п + союз «и» + слово в им п → Тонкий и толстый.

Отношения при осложнении:

- Дополнительной предикативности

- Внутрирядные отношения

Понятие ряда – более простой тип конструкции с параллельными членами. Функциональные разновидности:

- Однородные члены

- Неоднородные, но сочиненные

- Пояснение

- Уточнение

- Включение

# пишет красиво, но с ошибками, ни с кем, даже с сестрой, она не дружила

Объединены общим отношением к третьему, а друг от друга они не зависят.

Основной показатель внутренних связей ряда – союз и ряд служебных слов: частицы (даже, только, особенно, все-таки, все же), вводно-модальные слова (во-первых, вернее, точнее, может быть, тем более), наречия (еще, иногда, временами, теперь, потому).

В русском языке есть два типа конструкций, которые различаются по х-ру внутрирядных от-ий: 1. ряды с однородными членами 2. ряды со з-ем уточнения или пояснения.

Эта теория позволяет описывать самые различные конструкции.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные члены предложения – это логически однозначные и лексически самостоятельные слова, занимающие одинаковую синтаксическую позицию в предложении.

Признаки однородных членов:

1. грамматическая однородность. Однородные члены связаны подчинительной связью (искл. Подлежащее) # красные, зеленые ручки лежали на парте. Занимают позицию одного члена предложения, связаны меду собой сочинительной связью, часто, но не всегда, имеют одинаковое морфологическое выражение. # дом был старый, ветхий, слегка покосившийся

2. Семантическое равенство (сопоставимость) – однородные члены выражают логически однозначные и лексически сопоставленные понятия. Нельзя сказать: шел дождь и два студента, у него красивые волосы и жена.

3. Интонация перечисления

4. Сочинительные союзы – формальный показатель

Однородные члены могут быть в позиции: подл, сказ, определения, обстоятельства и дополнения.

Типы союзов:

- соединительные: и, а, да, ни-ни

- противительные: а, но, да, зато, однако

- разделительные: или, либо, то то, не то не то

- сопоставительные: не только но и, не столько сколько, чем тем

- присоединительные: да и, но и, да и то

Есть два типа однородных членов, вопрос о которых является дискуссионным: сказуемые и определения.

Вопрос об однородных сказуемых.

Традиционная т.з.: два сказуемых при одном подлежащем являются однородными сказуемыми.

В современной синтаксической науке П. с двумя сказуемыми рассматриваются как сложные. Эта т.з. имеет веские основания, т.к. современный синтаксис рассматривает предикат как вершину П., но вместе с тем, наличие общего подлежащего существенно отличает такие предложения от настоящих сложных предложений. Поэтому некоторые выделяют такие предложения как из состава простых, так и сложных П.: классифицируют их как моносубъектные, но полипредикативные структуры.

Еще один подход: если несколько сказуемых имеют один общий член предложения, то они однородные (составные) # он был большим и добрым, он хочет пить и есть.

Особенности однородных определений

Если нет союза, то различия между однородными и неоднородными определениями стираются. # маленькая пухлая ручка

Это возможно потому, что определение с определяемым словом может образовывать структуру двух типов:

a=b

a не равно b

Определения, стоящие в препозиции, однородны, если:

  1.  называют отличительные признаки разных предметов: всюду меду деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи
  2.  называют различные признаки одного и того же предмета. Эти определения характеризуют предмет с одной стороны: мрачная, неуютная комната
  3.  обозначают внутреннюю смысловую близость на основе каких-нибудь дополнительных побочных значений. Эти определения могут подвести под одно общее понятие: худое, истощенно, желтоватое лицо (общее понятие – болезненное)
  4.  определения, характеризующие предмет с разных сторон: прежний, веселый, дневной войдет он (Ахматова) - контекстуально

Если определения три и более – они однородны, как правило.

Осложнение П. происходит путем введения обособленного члена. Обособленный компонент – особый ЧП, который занимает дополнительную позицию. А. М. Пешковский ввел термин «обособление» в 1914 г. Обособленные члены характеризуются особым ритмом и интонацией.

В. В. Виноградов: (формальные и семантические признаки) Обособленная конструкция – своеобразное смысловое единство, существующее а пределах П., выделенное инверсией или интонацией, с целью придать мысли более сложную выразительность (добавочное сообщение или уточнение).

Осложненное предложение состоит из основной части и обособленного оборота. По степени слияния обособленной конструкции с основной частью П. различаю синсемантические и автосемантические конструкции.

Осложненное предложение:

I. Не связанные с основной частью

1. П. с обращением

2. П. со вставными конструкциями

 а) вводные слова

 б) вставные

II. Связанные с основной частью

1. П. с однородными членами

2. П. с обособленными членами

 а) предложения с уточняющими, поясняющими членами

 б) П. с полупредикативными отношениями

  * обособленные определения

   - причастный оборот

   - адъективный оборот

   - субстантивный оборот (несогласов опр, приложения)

  * обособленные обстоятельства

   - деепричастный оборот

   - субстантивный оборот (вопреки, согласно, ввиду…)

С т. з. синтаксической теории вопрос о причастности к осложнению вводных слов решается неоднозначно. Прияткина считает, что нет достаточных оснований считать вводные слова осложнением: модусные смыслы, не являются членами предложения – они выполняют организующую функцию, определяя субъекта речи.

Обращение является осложняющим компонентом, потому что может уступать в предложении место функции адресации, функции номинации и характеризации. Обращение только в своих вторичных функциях участвует в осложнении предложения. Функция адресации речи важна для акта коммуникации, но не осложняет П.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58562. Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского 3.98 MB
  Цель: дать представление учащихся о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского...
58563. Чергування о, е з і у коренях слів 62 KB
  Мета: На основі практичних вправ ознайомити учнів із чергуванням голосних у словах спільнокореневих слів; закріплювати знання про будову слова; розвивати вміння зіставляти узагальнювати; формувати навички самостійної роботи з підручником...
58564. Про що розповідає музика 57.5 KB
  Робота над вивченням нової пісні. Показ пісні з попередньо поставленим запитанням. Поміркуйте чи трапляється влітку те що описане в цій пісні. Аналіз пісні Яка ця пісня за характером веселаграйливасвітла В якому темпі виконана жваво.
58565. Музичний дощик 239 KB
  Навчальна: Розучування пісні Ой єсть в лісі калина слухання та розучування пісні Іди іди дощику слухання В.Слухання пісні Іди іди дощику Вчитель: Одним із музикантів у природі є дощик. озучування пісні Іди іди дощику...
58566. Урок музики та позакласна музично-виховна робота в сільській школі 81.5 KB
  Фольклор і повязана з ним система музичних знань умінь і навичок учнів мають визначати основний зміст роботи вчителя музики сільської школи забезпечувати принципи структурної єдності музичного виховання і освіти на етапах: учбовий матеріал діяльність вчителя його художньоестетична орієнтація; 2. Проведення в рамках шкільного уроку музики комплексного вивчення музичних та літературних фольклорних джерел з метою формування в учнів міцних асоціативних звязків між народною музикою літературою і образотворчим мистецтвом;...
58567. Музичний мультфільм конспект уроку 51.5 KB
  Виконання пісні за допомогою графічного зображення Прослухаємо слова пісніа потім будемо рухати сніжинку. Прослухаємо слова Буде ковзанка весела бпроплескати ритмоскладами Проговоримо слова.
58568. Музичні звуки: голосні та тихі. Розучування пісні «Півникове горе». Слухання музики: Дмитра Кабалевського «Сурмач і луна», Петра Чайковського «Баба-яга» 46.5 KB
  Діти називають правила: Сидіти під час співу потрібно рівно руки тримати на колінах; Дихання набираємо спокійно наче нюхаємо квіти не піднімаючи плечей; Розподіляємо повітря так щоб його вистачило на всю музичну фразу; Під час співу слухаємо своїх товаришів не викрикуємо прислухаємось до звучання інструмента; Голосні звуки співаємо округлено виразно чітко. Давайте заспіваємо звук соль.Я граю і співаю Повторюємо разом тільки співаємо протяжно і рівним звучанням. Я граю і співаю Також співаємо дзвінко і протяжно.
58569. ТЕОРІЯ Й МЕТОДИКА МУЗИЧНОЇ ОСВІТИ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ ШКІЛ АДИГЕЇ 550.5 KB
  Учителеві варто визначати пізнавальну цінність кожного твору й звязувати це з конкретними завданнями музичного навчання й виховання, що дозволить знайти методично вірні шляхи подачі музичного матеріалу на уроці.