30398

Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение

Доклад

История и СИД

Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма. Сельские общины внутренним самоуправлением народное собрание общественный земельный фонд взносы на нужды общины; земледельцы личносвободные свобода передвижения. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины. Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.

Русский

2013-08-24

44.48 KB

1 чел.

№17

17. Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение

К 3 в. до н.э. на территории бывшей империи Македонского складываются новые государства, унаследовавшие основные принципы устройства, называемые эллинистическими.

Прогрессивное политическое и экономическое устройство Селевкидов:

- Существовал царский земельный фонд и все новозавоеванные земли попадали туда. Земли передавались в «частную собственность». Формально страна делилась на сатрапии, но управлял царь мелкими сатрапиями напрямую.

- Всеобщий налог; рабство малораспространено, рабы жили в общине и подчинялись общинным правилам. Административное устройство различалось в регионах (свободные полисы; рабовладельческие ремесленные производства).

На протяжение 3-2 вв. до н.э. происходит сокращение царского земельного фонда и рост доли частной собственности.

Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма.

Свободный полис. Основывались на важных торговых путях с перспективами экономического развития.  Царская власть сохраняла городские свободы, владела формами контроля: налог (десятина) в денежной/натуральной форме с города в целом); поощрения/притеснения городов с помощью земельного фонда; подчинение мелких полисов более крупным (больше налог); расположение в городах военных гарнизонов;  специальных чиновников-эпистатов; влияние на политическую жизнь; попытки обожествления государственной власти.

Политическое устройство. Эллинистический полис представлял собой иерархию общин. Сельские общины - внутренним самоуправлением, народное собрание, общественный земельный фонд,  взносы на нужды общины; земледельцы - личносвободные, свобода передвижения.

Социальные группы. Этническое разнообразие, легче получить гражданство (за заслуги перед полисом).  «Неполноценные» граждане - владеют землей, но без политических прав. Особая группа пареков - право жить в городе, без политических прав и возможности приобретения земли (крестьяне из распавшихся общин). Самоуправляемые организации по религиозному признаку – в основном иудеи. Право гражданства зачастую сохранялось при переселении в другой полис. Общественные рабы – в строительстве, ремесле, в низшем административном аппарате. Получали зарплату немного меньше свободных работников (разница в том, что раб не мог сменить работу); Частные рабы – работали на собственника, но чаще вели собственное хозяйство, выплачивая определенные взносы. Любой раб мог выкупить себя, заплатив.

Политическое устройство. Структура классического полиса: народное собрание, совет избранных для оперативных действий, выборные должностные лица по отдельным профилям.

Отличия: с 3-1 вв. до н.э. постепенно отмирал институт независимого суда: имущественное расслоение общества мешало справедливому правосудию; царская власть внедряла собственную судебную систему. Народное собрание теряет свое значение.

Гражданско-храмовая община. В Вавилонии (Междуречье). Служители храма под руководством настоятеля и работающих на храм крестьян, ремесленников, рабов. Но эти люди были связаны с храмом, получали довольствия в виде продовольствий (позже з/п). Органы управления - собрание наиболее важных получателей довольствия во главе с настоятелем, которое выполняло функции сходные с полисным собранием. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины.

Эллинистические полисы, заинтересованные в торговом взаимодействии, создавали крупные союзы. Ликин – союз 23 городов в восточном Средиземноморье.

Союз имел общий совет – синедрион, который избирал главу союза (викиарх); общий военачальник, казначей, суды, универсальное гражданство. Союзы позволяли поддерживать торговлю и бороться с притеснением со стороны царской власти.

Собственная монета для внутреннего рынка.

Существовал конфликт интересов между полисами, стремившихся к торговле с соседями и царской властью, ведшей постоянные войны.

Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю, когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55988. Тарас Григорович Шевченко в англомовному світі 113.5 KB
  Англійська мова якою зараз говорять і яку розуміють на всіх континентах представила Шевченка для світової читацької громади найбільше. Майже всі поезії Шевченка відтворюють англійською мовою.
55989. Мій улюблений письменник Т.Г. Шевченко. Українські і британські письменники 46 KB
  Мета: Повторити і систематизувати знання учнів про деякі біографічні факти письменників, їх творчої спадщини; сприяти запамятовуванню вживання Passive Voice; перевірити знання учнів лексичного запасу з даної теми, розвивати вміння виконувати лексичні операції
55990. Стародавній Схід: далекий і близький 39.5 KB
  Навчальна мета: поглибити, узагальнити знання з теми. Засобом змагань викликати інтерес до творчої пошукової роботи; поєднати минуле і сучасне; навчити практично використовувати набуті знання у подальшому житті.
55991. Сценарій двомовного свята: «Лісова школа. Абетка» 53 KB
  Ні Лиско Петрівно, ці дітки особливі і вкрай талановиті. Я зараховую їх до нас в «Лісову школу». А за свою роботу та чудовий виступ пропоную нагородити їх подяками. По завершенню ведучі...
55992. Научно-исследовательская деятельность в школе 131.5 KB
  Сторонники исследовательского обучения отмечают учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса...
55994. Ось і школа, ось і клас. Він давно чекає нас 272 KB
  Органайзер Добрий день діти Продзвенів і стих дзвінок. У ньому діти отримують знання навчаються писати читати рахувати. Гра Склади портфель Діти Мальвіна хоче перевірити чи зможете ви зібрати портфель до школи. Діти заучують правило.
55995. Реалізація проекту «Школа Віри в себе» 1.18 MB
  Вони дозволять вже у молодшому шкільному віці через комфортно побудоване навчання сформувати здібності особистості до самовдосконалення саморозвитку самопізнання. Педагоги отримають відповідь як зробити щоб кожна дитина вірила в свої сили викладалась на повну силу своїх інтелектуальних можливостей та виросла впевненою в собі людиною поступово за час навчання в Школі віри в себе набувала вміння вчитись вірячи у власні сили та впевнено набуваючи загальнолюдські уміння та навички. Реалізація проекту Школа Віри в себе...
55996. СУЧАСНА ШКОЛА – ТЕРИТОРІЯ ЗДОРОВ‘Я 529 KB
  Колектив школи намагається працювати за моделлю здоров’язберігаючого середовища найбільш значимими компонентами якої є: створення комфортних умов навчання і виховання та використання оздоровчих методик які...