30398

Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение

Доклад

История и СИД

Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма. Сельские общины внутренним самоуправлением народное собрание общественный земельный фонд взносы на нужды общины; земледельцы личносвободные свобода передвижения. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины. Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.

Русский

2013-08-24

44.48 KB

1 чел.

№17

17. Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение

К 3 в. до н.э. на территории бывшей империи Македонского складываются новые государства, унаследовавшие основные принципы устройства, называемые эллинистическими.

Прогрессивное политическое и экономическое устройство Селевкидов:

- Существовал царский земельный фонд и все новозавоеванные земли попадали туда. Земли передавались в «частную собственность». Формально страна делилась на сатрапии, но управлял царь мелкими сатрапиями напрямую.

- Всеобщий налог; рабство малораспространено, рабы жили в общине и подчинялись общинным правилам. Административное устройство различалось в регионах (свободные полисы; рабовладельческие ремесленные производства).

На протяжение 3-2 вв. до н.э. происходит сокращение царского земельного фонда и рост доли частной собственности.

Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма.

Свободный полис. Основывались на важных торговых путях с перспективами экономического развития.  Царская власть сохраняла городские свободы, владела формами контроля: налог (десятина) в денежной/натуральной форме с города в целом); поощрения/притеснения городов с помощью земельного фонда; подчинение мелких полисов более крупным (больше налог); расположение в городах военных гарнизонов;  специальных чиновников-эпистатов; влияние на политическую жизнь; попытки обожествления государственной власти.

Политическое устройство. Эллинистический полис представлял собой иерархию общин. Сельские общины - внутренним самоуправлением, народное собрание, общественный земельный фонд,  взносы на нужды общины; земледельцы - личносвободные, свобода передвижения.

Социальные группы. Этническое разнообразие, легче получить гражданство (за заслуги перед полисом).  «Неполноценные» граждане - владеют землей, но без политических прав. Особая группа пареков - право жить в городе, без политических прав и возможности приобретения земли (крестьяне из распавшихся общин). Самоуправляемые организации по религиозному признаку – в основном иудеи. Право гражданства зачастую сохранялось при переселении в другой полис. Общественные рабы – в строительстве, ремесле, в низшем административном аппарате. Получали зарплату немного меньше свободных работников (разница в том, что раб не мог сменить работу); Частные рабы – работали на собственника, но чаще вели собственное хозяйство, выплачивая определенные взносы. Любой раб мог выкупить себя, заплатив.

Политическое устройство. Структура классического полиса: народное собрание, совет избранных для оперативных действий, выборные должностные лица по отдельным профилям.

Отличия: с 3-1 вв. до н.э. постепенно отмирал институт независимого суда: имущественное расслоение общества мешало справедливому правосудию; царская власть внедряла собственную судебную систему. Народное собрание теряет свое значение.

Гражданско-храмовая община. В Вавилонии (Междуречье). Служители храма под руководством настоятеля и работающих на храм крестьян, ремесленников, рабов. Но эти люди были связаны с храмом, получали довольствия в виде продовольствий (позже з/п). Органы управления - собрание наиболее важных получателей довольствия во главе с настоятелем, которое выполняло функции сходные с полисным собранием. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины.

Эллинистические полисы, заинтересованные в торговом взаимодействии, создавали крупные союзы. Ликин – союз 23 городов в восточном Средиземноморье.

Союз имел общий совет – синедрион, который избирал главу союза (викиарх); общий военачальник, казначей, суды, универсальное гражданство. Союзы позволяли поддерживать торговлю и бороться с притеснением со стороны царской власти.

Собственная монета для внутреннего рынка.

Существовал конфликт интересов между полисами, стремившихся к торговле с соседями и царской властью, ведшей постоянные войны.

Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю, когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58278. Порядкова лічба. Поняття зліва — направо, справа — наліво, решта, кожний, вищий — нижчий. Підготовка до написання цифр 33.5 KB
  Ознайомлення учнів з поняттями зазначеними в темі уроку На столі стоять чотири кубики різного кольору червоний синій жовтий зелений. Якого кольору останній кубик Якого кольору кубик що стоїть попереду кубик якого кольору стоїть між синім і зеленим...
58280. Склад сучасного настільного персонального компютера 42 KB
  Персона́льний компютер (ПК) — електронна обчислювальна машина, призначена для особистого використання, ціна, розміри та можливості якого задовольняють потреби багатьох людей.
58283. Один і багато. Числа і цифри. Назви цифр: одиниця, двійка, трійка… Підготовка до написання цифр 33.5 KB
  Мета: на основі практичних дій з предметами формувати в учнів вміння лічити предмети; ознайомити з цифрами; показати співвідношення числа й цифри; продовжити роботу над формуванням навички лічби предметів...
58284. Орбитальное Движение Земли 28.5 KB
  Цель: изучить движение орбитальное движение Земли и его влияние на смену времен года Оборудование: мультимедиа аудиопроигрыватель Ход. Рассмотрим движение Земли вокруг Солнца. Нам поможет диктор и Кто будет двигателем Земли К демонстрационному столу с учебником Учебная задача: слушать читать.
58285. Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками 438 KB
  На верхней грани кубика вариант самостоятельной работы на боковых гранях задания на нижней грани ответы к заданиям но они заклеены цветной бумагой. Задания на гранях...
58286. Лічба предметів. Співвіднесення цифри й числа. Поняття багато, один 32 KB
  Мета: формувати вміння зіставляти число й цифру число й группу предметів; вдосконалювати обчислювальні навички; розвивати увагу критичне мислення. Поняття багато і один Робота з підручником С. Бесіда Чи можна порахувати зірки на небі А дерева в лісі У такому випадку говорять...