30401

Переход античных обществ к феодализму

Доклад

История и СИД

Главная особенность сохранение на территории Византии многочисленных пережитков достижений античности: значительность рабского труда в экономике крупные города с развитым ремеслом и торговлей сильное централизованное государство развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности особенно рабовладение...

Русский

2014-09-23

45.38 KB

4 чел.

№20

20. Основные пути перехода античных обществ к феодализму

Переход осуществлялся в разных регионах мира неравномерно (связано с региональными особенностями).

Ключевое значение имели такие факторы как:  освоение новых технологий, которые позволили бы создать цивилизацию в более суровых условиях.  Освоены технологии ведения с/х в зоне рискованного земледелия (усовершенствованный плуг, трехполье, подсечно- огневое земледелие, металлические [железные] орудия труда, усовершенствованный c/х календарь, общинное земледелие; новые феодальные формы отношений, при которых производитель получает долю произведенного; органические удобрения); наследие античного или раннеклассовых обществ; формирование соответствующего новым условиям духовного мира. 

Переход к феодализму (происходит в разное время):

- в 395 г. император Феодосий разделил Римскую Империю на Западную и Восточную; ЛИБО

- в 476 г. когда захвачен Рим (конец античности).

Византийская. Главная особенность – сохранение на территории Византии многочисленных пережитков/достижений античности:  значительность рабского труда в экономике, крупные города с развитым ремеслом и торговлей, сильное централизованное государство, развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Немногочисленные крестьянские общины и объединения купцов и ремесленников в городах не играли заметной роли в экономике -  утверждение феодальных отношений затянулось до XI в. В итоге, Византия проиграла экономическую борьбу западным более мелким государствам. В 1153 г. Византия прекратила свое существование, продемонстрировав мирный, бескровный, но неэффективный вариант перехода.

Итальянская. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами, которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности (особенно рабовладение), «варвары» в некоторых аспектах добились большего, чем Римская Империя (более совершенная техника обработки железа, развитые технологии кожевенного производства, более прогрессивные социальные структуры (отсутствие рабства), культура «варваров» давала больше свободы в развитии личности).  На римских территориях вожди варваров превратились в феодальную верхушку. А общинники и рабы стали зависимыми крестьянами. Уже к IX в. утвердились феодальные отношения. А в 843 г. Италия стала независимым феодальным королевством.

Французская (общества  под влиянием Рима, но сохранившие основы общинно-родового строя. Элита этих обществ, пользуясь римскими технологиями, превращается в феодалов, а свободные общинники в зависимых крестьян.В VII-IX вв. складывается сильная империя Карла Великого, где преобладают феодальные отношения.

Скандинавско-русская (Русь, Скандинавия, некоторые северные германские племена, Шотландия). Отсутствие влияния крупных античных (раннеклассовых) обществ. Переход происходил напрямую от неолитической цивилизации. В суровых условиях требовались высокие технологии, которые позволили появиться сословию феодалов и начать закрепощение крестьянства; отсутствие доступа к античным технологиям  - отставание в развитии. Ключевую роль играла общинная собственность на землю - личная зависимость крестьян. Феодальные отношения устанавливаются в IX-X вв.

Исламская. Связана с появлением и распространением  ислама в VII в. н.э. Происходило освоение непригодных ранее земель. Новые технологии позволили арабским племенам создать эффективную экономику. Но отсутствие доступа к достижениям античности не позволило сформировать натуральное хозяйство. Арабский халифат захватил огромные территории и к X в. имел все признаки феодального устройства.

Восточная. Не знали влияния античности и осуществляли переход, начиная от раннеклассовых государств. Древний Китай -  со II по VIII вв. происходило формирование «магнатского» землевладения. Наиболее крупные представители знати выкупали у государства сельские общины под свой «протекторат», выплачивая в казну налоги за эти земли и устанавливая в землях собственные поборы. Магнаты фактически становились феодалами, а ранее свободные крестьяне – крепостными. Сходные процессы проходили в V-VIII вв. в Индии, где крестьянские общины служили платой за госслужбу. Восточный путь самый мирный, но долгий.

Одинаковые результаты:  освоение ранее непригодных для цивилизации территорий; установление почти во всей Евразии весьма сходных экономических и социально-политических схем. Темпы развития разных регионов начинают сближаться. Эффективная экономика позволяет поддерживать более крупное население. Темпы развития ускоряются. Формируются более эффективные, с точки зрения развития, цивилизация и более унифицированная духовность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15269. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 2.5 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Цель работы. Изучение математических моделей и исследование характеристик электромеханического объекта управления построенного на основе электродвигателя пос...
15270. Построение математической модели электромеханического объекта управления 332 KB
  Лабораторная работа №10 Построение математической модели электромеханического объекта управления по курсу Теория управления вариант 1 Цель работы: изучение математических моделей и исследование характеристик электромеханического объекта управления пост...
15271. Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором 317.01 KB
  2 ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 Тема: Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с короткозамкнутым ротором; исследовать зависимости...
15272. Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме 904.83 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 Тема: Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики ДПТ с независимым возбуждением получить иск...
15273. Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске 632.32 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3 Тема: Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с фазным рото...
15274. ВИВЧЕННЯ ВТРАТ НА ТЕРТЯ В ПІДШИПНИКАХ КОЧЕННЯ 1.39 MB
  Наведено мету лабораторної роботи теоретичні відомості приведено обладнання прилади й інструменти порядок виконання та довідкова література. Дані методичні вказівки допоможуть студентам глибше засвоїти теоретичний матеріал курсу. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. ВИВЧ
15275. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 180 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Цель: Научиться моделировать локальные сети используя программу для моделирования сетей Packet Tracer 3.1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Для выполнения лабораторной работы по моделированию локальной сети необходимо ...
15276. Основи програмування мовою Асемблер 183.5 KB
  Лабораторна робота № 1 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити функціональні можливості середовища емулятора Emu8086. Набути навичок зі складання та налагодження програм мовою асемблер з використанням середовища емулят...
15277. Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086 153 KB
  Лабораторна робота № 2 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086. Навчитися інтерпретувати стан регістрів мікропроцесора з використанням емулятора. Засвоїти правила запису інформ