30401

Переход античных обществ к феодализму

Доклад

История и СИД

Главная особенность сохранение на территории Византии многочисленных пережитков достижений античности: значительность рабского труда в экономике крупные города с развитым ремеслом и торговлей сильное централизованное государство развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности особенно рабовладение...

Русский

2014-09-23

45.38 KB

4 чел.

№20

20. Основные пути перехода античных обществ к феодализму

Переход осуществлялся в разных регионах мира неравномерно (связано с региональными особенностями).

Ключевое значение имели такие факторы как:  освоение новых технологий, которые позволили бы создать цивилизацию в более суровых условиях.  Освоены технологии ведения с/х в зоне рискованного земледелия (усовершенствованный плуг, трехполье, подсечно- огневое земледелие, металлические [железные] орудия труда, усовершенствованный c/х календарь, общинное земледелие; новые феодальные формы отношений, при которых производитель получает долю произведенного; органические удобрения); наследие античного или раннеклассовых обществ; формирование соответствующего новым условиям духовного мира. 

Переход к феодализму (происходит в разное время):

- в 395 г. император Феодосий разделил Римскую Империю на Западную и Восточную; ЛИБО

- в 476 г. когда захвачен Рим (конец античности).

Византийская. Главная особенность – сохранение на территории Византии многочисленных пережитков/достижений античности:  значительность рабского труда в экономике, крупные города с развитым ремеслом и торговлей, сильное централизованное государство, развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Немногочисленные крестьянские общины и объединения купцов и ремесленников в городах не играли заметной роли в экономике -  утверждение феодальных отношений затянулось до XI в. В итоге, Византия проиграла экономическую борьбу западным более мелким государствам. В 1153 г. Византия прекратила свое существование, продемонстрировав мирный, бескровный, но неэффективный вариант перехода.

Итальянская. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами, которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности (особенно рабовладение), «варвары» в некоторых аспектах добились большего, чем Римская Империя (более совершенная техника обработки железа, развитые технологии кожевенного производства, более прогрессивные социальные структуры (отсутствие рабства), культура «варваров» давала больше свободы в развитии личности).  На римских территориях вожди варваров превратились в феодальную верхушку. А общинники и рабы стали зависимыми крестьянами. Уже к IX в. утвердились феодальные отношения. А в 843 г. Италия стала независимым феодальным королевством.

Французская (общества  под влиянием Рима, но сохранившие основы общинно-родового строя. Элита этих обществ, пользуясь римскими технологиями, превращается в феодалов, а свободные общинники в зависимых крестьян.В VII-IX вв. складывается сильная империя Карла Великого, где преобладают феодальные отношения.

Скандинавско-русская (Русь, Скандинавия, некоторые северные германские племена, Шотландия). Отсутствие влияния крупных античных (раннеклассовых) обществ. Переход происходил напрямую от неолитической цивилизации. В суровых условиях требовались высокие технологии, которые позволили появиться сословию феодалов и начать закрепощение крестьянства; отсутствие доступа к античным технологиям  - отставание в развитии. Ключевую роль играла общинная собственность на землю - личная зависимость крестьян. Феодальные отношения устанавливаются в IX-X вв.

Исламская. Связана с появлением и распространением  ислама в VII в. н.э. Происходило освоение непригодных ранее земель. Новые технологии позволили арабским племенам создать эффективную экономику. Но отсутствие доступа к достижениям античности не позволило сформировать натуральное хозяйство. Арабский халифат захватил огромные территории и к X в. имел все признаки феодального устройства.

Восточная. Не знали влияния античности и осуществляли переход, начиная от раннеклассовых государств. Древний Китай -  со II по VIII вв. происходило формирование «магнатского» землевладения. Наиболее крупные представители знати выкупали у государства сельские общины под свой «протекторат», выплачивая в казну налоги за эти земли и устанавливая в землях собственные поборы. Магнаты фактически становились феодалами, а ранее свободные крестьяне – крепостными. Сходные процессы проходили в V-VIII вв. в Индии, где крестьянские общины служили платой за госслужбу. Восточный путь самый мирный, но долгий.

Одинаковые результаты:  освоение ранее непригодных для цивилизации территорий; установление почти во всей Евразии весьма сходных экономических и социально-политических схем. Темпы развития разных регионов начинают сближаться. Эффективная экономика позволяет поддерживать более крупное население. Темпы развития ускоряются. Формируются более эффективные, с точки зрения развития, цивилизация и более унифицированная духовность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52357. «Бонапартистський переворот» 1851 р. і встановлення Другої імперії 66.5 KB
  МЕТА: Визначити особливості розвитку Франції в період Другої імперії. атлас сигнальні картки картки для індивідуальної роботи схема Результати плебісциту у Франції в період Другої імперії картка з основними положеннями Конституції 1852 р. брошура Останній монарх Франції портрет Наполеона ІІІ. Охарактеризувати Червневе повстання у Франції 1848 р.
52358. Види вправ по відпрацюванню навичок способу читання, швидкості, правильності та виразності 619.5 KB
  Вправи на тренування чіткої вимови, розвиток уваги до слова та його частин сприяють поліпшенню правильності читання на розвиток. Завдання на розвиток периферичного зору, вдосконалення здатності передбачати наступні літери, слова формують вміння швидко читати тощо.
52359. This Magic World of Books 81.5 KB
  Цілі: практична: узагальнити та закріпити лексикограматичний матеріал Pssive Voice Present Perfect; тренувати учнів в аудіюванні та читанні; формувати навички діалогічного та монологічного мовлення у парній та груповій роботі; практикувати учнів в письмі; розвивальна: розвивати мовну здогадку та мовленнєву реакцію учнів вміння характеризувати літературних героїв; довготривалу та оперативну пам'ять; стимулювати логічне мислення уяву; розширювати загальний світогляд; виховна: виховувати...
52360. Книги в нашому житті 52 KB
  Today we are going to talk about the role of books in the people’s life, and about people who write books. We want to listen to your opinions about reading, about your favourite books, and their authors. I hope you will be energetic and active.
52361. Books in our life. Libraries in Ukraine 43 KB
  Objectives: to give some information about libraries in Ukraine; to develop communicative abilities of pupils; to practice pupils in speaking, reading, writing.
52362. Books in our life 771 KB
  Good afternoon, pupils and guests! Im glad to see you. Look at the screen and you can easily guess the topic of our lesson. “Reading makes a full man”, said Francis Bacon. Do you agree with him? Have you guessed the topic of the lesson? So, the topic is “Books in our life”.
52363. BOOKS ARE OUR FRIENDS. THE BIOGRAPHY OF M. TWAIN 42.5 KB
  You are right. They are books and the name of our lesson is “Books are our Friends”. The motto of the lesson is “The more we read, the more we know”. The main task of our lesson is to summarize the information you have learnt about books. Well practice the word that you have learnt in the previous lessons, listen to the text about Mark Twain and speak on it, enjoy the time of our communication and learning.)
52364. Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг 83.5 KB
  Какая личная трагедия была у гетмана Хмельницкого Помог ли ему польский король Учитель. К войску Хмельницкого присоединились реестровые войска крестьяне ополяченные украинские шляхтичи – Иван Выговский Мрозовицкий Морозенко братья Нечай Иван Богун и другие. Когда поляки пришли к Пиляве то увидели лагерь Хмельницкого. Полякам не удалось хорошо разместиться и после одной и второй неудачных военных попыток против Хмельницкого потеряли смелость и военную удачу.
52365. Розгортання національно-визвольної боротьби в 1648-1649 роках 77 KB
  Методи: розповідь учителя відкритий мікрофон снігова куля робота з підручником джерелами бесіда. Робота з епіграфом. Робота з картою Завдання: Користуючись картою визначте напрямок руху повстанської армії після перемоги під Корсунем. Робота з посібником Буштрук О.