30401

Переход античных обществ к феодализму

Доклад

История и СИД

Главная особенность сохранение на территории Византии многочисленных пережитков достижений античности: значительность рабского труда в экономике крупные города с развитым ремеслом и торговлей сильное централизованное государство развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности особенно рабовладение...

Русский

2014-09-23

45.38 KB

4 чел.

№20

20. Основные пути перехода античных обществ к феодализму

Переход осуществлялся в разных регионах мира неравномерно (связано с региональными особенностями).

Ключевое значение имели такие факторы как:  освоение новых технологий, которые позволили бы создать цивилизацию в более суровых условиях.  Освоены технологии ведения с/х в зоне рискованного земледелия (усовершенствованный плуг, трехполье, подсечно- огневое земледелие, металлические [железные] орудия труда, усовершенствованный c/х календарь, общинное земледелие; новые феодальные формы отношений, при которых производитель получает долю произведенного; органические удобрения); наследие античного или раннеклассовых обществ; формирование соответствующего новым условиям духовного мира. 

Переход к феодализму (происходит в разное время):

- в 395 г. император Феодосий разделил Римскую Империю на Западную и Восточную; ЛИБО

- в 476 г. когда захвачен Рим (конец античности).

Византийская. Главная особенность – сохранение на территории Византии многочисленных пережитков/достижений античности:  значительность рабского труда в экономике, крупные города с развитым ремеслом и торговлей, сильное централизованное государство, развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Немногочисленные крестьянские общины и объединения купцов и ремесленников в городах не играли заметной роли в экономике -  утверждение феодальных отношений затянулось до XI в. В итоге, Византия проиграла экономическую борьбу западным более мелким государствам. В 1153 г. Византия прекратила свое существование, продемонстрировав мирный, бескровный, но неэффективный вариант перехода.

Итальянская. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами, которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности (особенно рабовладение), «варвары» в некоторых аспектах добились большего, чем Римская Империя (более совершенная техника обработки железа, развитые технологии кожевенного производства, более прогрессивные социальные структуры (отсутствие рабства), культура «варваров» давала больше свободы в развитии личности).  На римских территориях вожди варваров превратились в феодальную верхушку. А общинники и рабы стали зависимыми крестьянами. Уже к IX в. утвердились феодальные отношения. А в 843 г. Италия стала независимым феодальным королевством.

Французская (общества  под влиянием Рима, но сохранившие основы общинно-родового строя. Элита этих обществ, пользуясь римскими технологиями, превращается в феодалов, а свободные общинники в зависимых крестьян.В VII-IX вв. складывается сильная империя Карла Великого, где преобладают феодальные отношения.

Скандинавско-русская (Русь, Скандинавия, некоторые северные германские племена, Шотландия). Отсутствие влияния крупных античных (раннеклассовых) обществ. Переход происходил напрямую от неолитической цивилизации. В суровых условиях требовались высокие технологии, которые позволили появиться сословию феодалов и начать закрепощение крестьянства; отсутствие доступа к античным технологиям  - отставание в развитии. Ключевую роль играла общинная собственность на землю - личная зависимость крестьян. Феодальные отношения устанавливаются в IX-X вв.

Исламская. Связана с появлением и распространением  ислама в VII в. н.э. Происходило освоение непригодных ранее земель. Новые технологии позволили арабским племенам создать эффективную экономику. Но отсутствие доступа к достижениям античности не позволило сформировать натуральное хозяйство. Арабский халифат захватил огромные территории и к X в. имел все признаки феодального устройства.

Восточная. Не знали влияния античности и осуществляли переход, начиная от раннеклассовых государств. Древний Китай -  со II по VIII вв. происходило формирование «магнатского» землевладения. Наиболее крупные представители знати выкупали у государства сельские общины под свой «протекторат», выплачивая в казну налоги за эти земли и устанавливая в землях собственные поборы. Магнаты фактически становились феодалами, а ранее свободные крестьяне – крепостными. Сходные процессы проходили в V-VIII вв. в Индии, где крестьянские общины служили платой за госслужбу. Восточный путь самый мирный, но долгий.

Одинаковые результаты:  освоение ранее непригодных для цивилизации территорий; установление почти во всей Евразии весьма сходных экономических и социально-политических схем. Темпы развития разных регионов начинают сближаться. Эффективная экономика позволяет поддерживать более крупное население. Темпы развития ускоряются. Формируются более эффективные, с точки зрения развития, цивилизация и более унифицированная духовность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54895. Обчислення в MS Excel. Використання формул і функцій 35.5 KB
  Мета заняття: Навчальна: Навчити студентів створювати електронні таблиці в MS Excel виконувати обчислення використовуючи формули та вбудовані функції розвязувати економічні задачі. Забезпеченість заняття: Обладнання: ПЕОМ з операційною системою Windows ППП MS Office MS Excel. Роздатковий матеріал: варіанти індивідуальних завдань до лабораторної роботи перелік основних помилок в MS Excel та варіанти їх виправлень інструкції і методичні вказівки щодо виконання лабораторної роботи.
54896. Основные макроэкономические цели, их характеристика и взаимосвязь 20.23 KB
  Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе к анализу основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности
54897. Аналіз виховної роботи у класіза 2010 – 1011 навчальний рік 126 KB
  У першу чергу запланувала організацію класного колективу формування в учнів позитивного відношення один до одного. Також визначила завдання в таких аспектах виховання: зміцнення здоровя учнів і виховання в них здорового способу життя; виховання поважного відношення до праці; створення дитячого колективу. Проводилась індивідуальна робота з окремими учнями досліджувалась особистість учнів. З метою покращення навчальновиховної роботи передбачаю такі цілі: забезпечити...
54898. Основные макроэкономические показатели 20.8 KB
  Валовый национальный продукт — это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год).
54899. План уроку як візуальний образ 183 KB
  Якщо план уроку нам необхідний для предявлення його учням групі то варто задуматися наскільки ефективно ми використовуємо цей навчальний епізод уроку. План уроку це і постановка навчальних завдань і стисле подання всієї навчальної інформації. Найбільш близькі до такого розуміння плану уроку опорні конспекти про них ми поговоримо в наступних публікаціях.
54900. Профессия «журналист» 336 KB
  Ларри Кинг Король в подтяжках Если даже вы понятия не имеете кто такой Ларри Кинг вы точно помните вопрос который он задал своему собеседнику 8 сентября 2000 года в передаче Ларри Кинг в прямом эфире. К этому моменту Владимир Путин работал президентом России восемь месяцев а Ларри Кинг вел прямые эфиры 43 года. Неизменные подтяжки и скрипучий голос Ларри превратились в...
54902. Оптимальное соотношение ресурсов 27.43 KB
  Считается, что ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного хозяйства, не ухудшив при этом состояния других хозяйств.