30402

Переход от феодальной к индустриальной цивилизации на истор. Примере

Доклад

История и СИД

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Подъем производительных сил уровня материального производства связанный с успехами городов развитием ремесел и зарождением мануфактуры расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии новом отношении человека к самому себе и окружающему миру. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали что ценность человека определяется прежде всего его личными достоинствами а не положением в обществе. Одним из высших достоинств...

Русский

2013-08-24

43.19 KB

0 чел.

№21

21. Переход от феодальной к индустриальной цивилизации на истор. Примере.

Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию -  небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья  воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Англии.

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская нация. XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря  Великим географическим открытиям.  На их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили англичане. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Англии стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Англия оказались в центре мировых торговых путей. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством. Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии.Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений был англичанин Френсис Бэкон. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография,основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Кембридже и Оксфорде (Англия).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии.

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия.

Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства - протестантизм, который в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.