30404

Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории

Доклад

История и СИД

Понятие цивилизация. а Понятие цивилизация Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо 17151789 в трактате Друг законов в 1757 г. б Развитие подходов к толкованию термина В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам не владеющим греческим и латинским языками не знающим греческой и римской культуры.

Русский

2013-08-24

44.96 KB

7 чел.

№1

1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории.

а) Понятие «цивилизация»

Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г.

б) Развитие подходов к толкованию термина

В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам, не владеющим греческим и латинским языками, не знающим греческой и римской культуры.

Первоначально в 18 веке в это понятие включались нормы поведения, подобающие гражданину (учтивый, приветливый, вежливый).

В период Просвещения этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. Понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале 19 века термин «цивилизация» употребляется близко к современному значению. Все чаще применяется к большим эпохам и целым народам как обозначение всей совокупности достижений человека. Большую роль в этом сыграли труды французского историка Франсуа Гизо и английского историка Генри Бокля.

Современное понимание термина «цивилизация»:  мировая (глобальная) цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков, интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем общественных и политических отношений, уровнем духовного мира. Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, этнические, социально-политические, религиозные, географические особенности народов, связанных общей исторической судьбой.

в) История возникновения цивилизационной теории

Еще в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар в своем сочинении «О природе вещей» отобразил понимание развития человечества как непрерывного совершенствования.

С 18 века формируются цивилизационные теории. Появляется идея исторического прогресса (Фергюсон, Кондорсе). Возникают теории локальных цивилизаций. Ж.Б Вико – считал, что история разбита на множество потоков с их особыми культурами; не признавал идею прогресса; все народы проходят 3 века: век богов, век героев (идеи самосовершенствования), век людей (материальные ценности выше духовных). И.О Гердер – в каждом народе заложены традиции его предков, и каждый народ развивается по его заветам и единому божественному плану. Франсуа Гизо – великая Идея, которая движет человечеством, осуществление которой – главная цель человечества. Гегель – Идея изначально заложена в человеке природой, осуществляя ее, человечество способствует совершенствованию мира. При этом, у каждого народа своя роль в этом процессе. Выделял развитие цивилизации с развитием человека.

В 19 веке зачастую устанавливались аналогии между живыми организмами и обществом. Стадии развития, которые проходил живой организм (детство, юность, зрелость, старость) переносились и на историю цивилизаций.  Согласно Огюсту Конту  прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных стадиях культуры: теологической (освоение мира), метафизической (познание сущности природы) и научной (познание естественных законов). В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром и переворачивают его. Герберт Спенсер считал, что прогресс - это постоянное медленное развитие от простого к сложному. Прогресс – это необходимость. Цивилизацию он рассматривал как живой организм, развивающийся по законам биологии и физиологии.  Согласно Генри Боклю с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки, духовные законы. Законы физические все больше утрачивают свое значение.

Во второй половине 19 века складываются идеи цикличности развития истории. По Данилевскому существуют  культурно-исторические типы (группы народов), у каждого свой путь развития, но  каждый проходит 4 стадии: становление, юность, зрелость, упадок. Типы не могут смешиваться, после упадка один тип сменяет другой, а развитие человечества – совокупность усилий всех народов.

Пять законов исторического развития по Данилевскому:

1. Всякий народ – самобытная цивилизация.

2. Цивилизация должна иметь политическую независимость.

3. Цивилизации воздействуют, но не переходят одна в другую.

4. Цивилизации неминуемо погибают.

5. Цивилизация может состоять из нескольких народов.

Американский этнограф Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство и цивилизация  (цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества). Считал, что этапы развития универсальны и характерны для истории каждого народа. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – единая теория исторического развития: 1. История – смена общественно - экономических формаций (всего комплекса экономических, политических и социальных механизмов общество). 2. Историей движет борьба принципиально непримиримых классов. 3. Формации сменяют друг друга до момента установления социалистической формации.  Согласно Питириму Сорокину цивилизация – огромный комплекс культурных достижений; рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы (цивилизации), определяющие жизнь и поведение людей, множество конкретных исторических процессов и тенденций.  Согласно Тойнби: Цивилизация – единая сложная система с уникальными механизмами взаимодействующих частей; цивилизация развивается, сталкиваясь с проблемами внешней среды; цивилизации проходят 3 стадии: зарождение, подъем, упадок. Всякая цивилизация конечна. Лев Николаевич Гумилев – историей движут пассионари (исключительные люди). Когда их процент в обществе велик, оно меняется; если мало, то общество не меняется.

Вывод: человечество развивается прогрессивно, проходит в своем развитии этапы; существует множественность и разнонаправленность исторического развития; цивилизация – сложный комплекс, требующий нормального функционирования каждого из своих элементов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46806. Макроэкономическая нестабильность: безработица 33.29 KB
  Безработица технологическая безработица связанная с механизацией и автоматизацией производства в результате часть рабочей силы cтановится либо излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации Фрикционная безработица Фрикционная безработица охватывает работников ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Потери от безработицы Таким образом анализ форм безработицы показывает что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике в то время как циклическую...
46813. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста 31.5 KB
  Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры – не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры – роль которую берет на себя ребенок ее суть – выполнение действия.
46814. Текстовый процессор Word. Методические указания к лабораторным работам 483 KB
  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для ряда технических специальностей выпускник должен владеть компьютерными методами сбора