30404

Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории

Доклад

История и СИД

Понятие цивилизация. а Понятие цивилизация Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо 17151789 в трактате Друг законов в 1757 г. б Развитие подходов к толкованию термина В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам не владеющим греческим и латинским языками не знающим греческой и римской культуры.

Русский

2013-08-24

44.96 KB

8 чел.

№1

1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории.

а) Понятие «цивилизация»

Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г.

б) Развитие подходов к толкованию термина

В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам, не владеющим греческим и латинским языками, не знающим греческой и римской культуры.

Первоначально в 18 веке в это понятие включались нормы поведения, подобающие гражданину (учтивый, приветливый, вежливый).

В период Просвещения этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. Понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале 19 века термин «цивилизация» употребляется близко к современному значению. Все чаще применяется к большим эпохам и целым народам как обозначение всей совокупности достижений человека. Большую роль в этом сыграли труды французского историка Франсуа Гизо и английского историка Генри Бокля.

Современное понимание термина «цивилизация»:  мировая (глобальная) цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков, интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем общественных и политических отношений, уровнем духовного мира. Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, этнические, социально-политические, религиозные, географические особенности народов, связанных общей исторической судьбой.

в) История возникновения цивилизационной теории

Еще в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар в своем сочинении «О природе вещей» отобразил понимание развития человечества как непрерывного совершенствования.

С 18 века формируются цивилизационные теории. Появляется идея исторического прогресса (Фергюсон, Кондорсе). Возникают теории локальных цивилизаций. Ж.Б Вико – считал, что история разбита на множество потоков с их особыми культурами; не признавал идею прогресса; все народы проходят 3 века: век богов, век героев (идеи самосовершенствования), век людей (материальные ценности выше духовных). И.О Гердер – в каждом народе заложены традиции его предков, и каждый народ развивается по его заветам и единому божественному плану. Франсуа Гизо – великая Идея, которая движет человечеством, осуществление которой – главная цель человечества. Гегель – Идея изначально заложена в человеке природой, осуществляя ее, человечество способствует совершенствованию мира. При этом, у каждого народа своя роль в этом процессе. Выделял развитие цивилизации с развитием человека.

В 19 веке зачастую устанавливались аналогии между живыми организмами и обществом. Стадии развития, которые проходил живой организм (детство, юность, зрелость, старость) переносились и на историю цивилизаций.  Согласно Огюсту Конту  прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных стадиях культуры: теологической (освоение мира), метафизической (познание сущности природы) и научной (познание естественных законов). В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром и переворачивают его. Герберт Спенсер считал, что прогресс - это постоянное медленное развитие от простого к сложному. Прогресс – это необходимость. Цивилизацию он рассматривал как живой организм, развивающийся по законам биологии и физиологии.  Согласно Генри Боклю с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки, духовные законы. Законы физические все больше утрачивают свое значение.

Во второй половине 19 века складываются идеи цикличности развития истории. По Данилевскому существуют  культурно-исторические типы (группы народов), у каждого свой путь развития, но  каждый проходит 4 стадии: становление, юность, зрелость, упадок. Типы не могут смешиваться, после упадка один тип сменяет другой, а развитие человечества – совокупность усилий всех народов.

Пять законов исторического развития по Данилевскому:

1. Всякий народ – самобытная цивилизация.

2. Цивилизация должна иметь политическую независимость.

3. Цивилизации воздействуют, но не переходят одна в другую.

4. Цивилизации неминуемо погибают.

5. Цивилизация может состоять из нескольких народов.

Американский этнограф Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство и цивилизация  (цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества). Считал, что этапы развития универсальны и характерны для истории каждого народа. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – единая теория исторического развития: 1. История – смена общественно - экономических формаций (всего комплекса экономических, политических и социальных механизмов общество). 2. Историей движет борьба принципиально непримиримых классов. 3. Формации сменяют друг друга до момента установления социалистической формации.  Согласно Питириму Сорокину цивилизация – огромный комплекс культурных достижений; рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы (цивилизации), определяющие жизнь и поведение людей, множество конкретных исторических процессов и тенденций.  Согласно Тойнби: Цивилизация – единая сложная система с уникальными механизмами взаимодействующих частей; цивилизация развивается, сталкиваясь с проблемами внешней среды; цивилизации проходят 3 стадии: зарождение, подъем, упадок. Всякая цивилизация конечна. Лев Николаевич Гумилев – историей движут пассионари (исключительные люди). Когда их процент в обществе велик, оно меняется; если мало, то общество не меняется.

Вывод: человечество развивается прогрессивно, проходит в своем развитии этапы; существует множественность и разнонаправленность исторического развития; цивилизация – сложный комплекс, требующий нормального функционирования каждого из своих элементов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59409. УКРАЇНСЬКИЙ ЯРМАРОК 42 KB
  Дівчина: Іди геть звідси ще грошей не вторгувала ще як слід не поярмаркувала. Е ні Марусенько почекаємо на хлопців які ж вечорниці без хлопців Перша дівчина.
59410. Сценарій. Святковий вогник з нагоди ювілею рідної школи 57.5 KB
  Звучить шкільний вальс в зал заходять випускники всіх років сідають на спеціально відведені місця 1й вед. Доброго дня любі друзі 2й вед. Шановні гості та господарі свята...
59411. Урок-гра з математики: визначення площ фігур, розвиток обчислювальної техніки 55 KB
  Площу прямокутника Якщо взяти половину квадрата то знайдемо його. Площу Якщо половину суми основ трапеції помножити на висоту трапеції то знайдемо. Площу трапеції Записати для другої команди Скінченну частину площини обмежену трикутником називають.
59412. Сценарій: Батьки і діти 72.5 KB
  Формувати почуття обовязку перед батьками довести всім присутнім на святі що батьки і діти це Одне ціле. Діти. Ви нас теж любіть рідненькі Бо ми діти дорогенькі Хочем бути на вас схожі ї як ви такі ж хороші.
59413. Літературно-музична композиція до дня народження І.Франка. Ти вірним був сином свого народу 42.5 KB
  У літературно-музичній композиції беруть участь двоє ведучих, чотири читці, три учні-сопілкарі, хор. В епізодах - танцювальна група в гуцульському народному одязі. У глибині сцени на полотні - зображення Карпатських гір, вкритих сосновими лісами, в центрі - великий портрет або бюст
59414. Сценарій літературної години за твоpами укpаїнських письменників. Хліб усьому голова 29 KB
  Але скільки для кожного з нас постає за цим звичайним словом Неосяжне пшеничне поле на якому мов пливе комбайн золотаве зеpно що пеpеливається в натруджених долонях хлібоpоба духмяна паляниця на вишиваному pушнику якою зустpічають гостей.
59415. Сценарій. Я і мої права 30 KB
  В цей день, коли сонце нашу землю будить і до життя кличе, коли все просипається і щебечуть пташки, зібралися ми однією великою родиною в цьому залі, щоб відзначити річницю прийняття Конвенції про права дитини.
59416. Сценарій тематичного вечора присвяченого людям похилого віку. На хвилях нашої памяті 32 KB
  Наш корабель називається так невипадково. Адже саме три цих слова і мені допомагали, допомагають і будуть до-помагати вижити у будь-яких умовах. Адже людина живе поки вона любить, надіється, вірить.
59417. Сценарій свята. Наш весільний ювілей 51.5 KB
  Зала, де буде відбуватися вечір, святково прикрашена. На столиках - букети квітів. Окремо, біля самого сценічного майданчика, накриті столики для сімейних пар, що святкують у цей день свій ювілей. Для кожної пари - окремий столик. На початку вечора столи ще не накриті. Вони прикрашаються під час дії.