30440

Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Казахстане

Доклад

Мировая экономика и международное право

и местных исполнительных органов устанавливая что компетенция маслихатов порядок их организации и деятельности правовое положение их депутатов равно как и компетенция и порядок деятельности местных исполнительных органов устанавливаются законом. Такой закон сегодня Закон О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. 87 определяет правовые основы организации и деятельности местных органов исполнительной власти. Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов...

Русский

2013-08-24

18.2 KB

3 чел.

Вопрос 60. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Казахстане.

    По действующей Конституции политико-территориальное устройство Казахстана унитарное (ч. 1 ст. 2). Подробно оно регулируется Законом "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан" от 9 декабря 1993 г.

     Территория республики едина и целостна. Единицы, на которые она непосредственно делится, — это столица Астана (буквально это название означает "Столица", прежние названия — Акмолинск, Целиноград, Акмола), город республиканского значения Алма-Ата (до- 1997 г. столица Казахстана), 14 областей. Это региональный уровень.

    Средний уровень — это города, районы.                   

    Наконец, низовой уровень составляют аулы, села, поселки, городские районы, города районного значения.

    Все эти уровни считаются местными. На региональном и среднем уровнях территориального деления осуществляется местное государственное управление, на низовом — местное самоуправление.

    В отличие от большинства стран в Казахстане местное государственное управление возложено не только на местные органы государственной администрации, но и на местные выборные представительные органы —-маслихаты и местные исполнительные органы. Конституция определяет только наиболее важные вопросы компетенции маслихатов. и местных исполнительных органов, устанавливая, что компетенция маслихатов, порядок их организации и деятельности, правовое положение их депутатов, равно как и компетенция и порядок деятельности местных исполнительных органов, устанавливаются законом. Такой закон сегодня — Закон "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" от 10 декабря 1993 г. с изменениями и" дополнениями, внесенными имеющим силу закона Указом Президента республики от 2 марта 1995 г.

    Согласно ст. 86 Конституции маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

    Маслихаты — коллективные органы, поэтому отнесенные к их ведению наиболее важные вопросы они могут рассматривать и решать на регулярно созываемых сессиях, в постоянных и иных комиссиях. Сессия является основной формой детятельности маслихата.

    Полномочия маслихата могут быть прекращены досрочно по решению Сената по основаниям и в порядке, установленном законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.

    Конституция в ст. 87 определяет правовые основы организации и деятельности местных органов исполнительной власти. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан и обеспечивают проведение государственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

    Согласно ч. I ст. 88 Конституций маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы — решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

    Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов имеют ряд особенностей, которые свидетельствуют о сложности этих отношений. В соответствии с Законом "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" взаимоотношения маслихата и акимата строятся на основе принципа разделения властей. Вместе с тем законодательством предусмотрен такой порядок реализации полномочий, когда представительные органы не оказывают никакого влияния на кадровую политику акимата. Внебюджетные фонды полностью переданы в распоряжение акимов. Ревизионные комиссии маслихатов лишились права контроля за использованием внебюджетных средств и вообще финансово-хозяйственной деятельностью акимов, за исключением расходования бюджетных средств.

    Законом о местных представительных и исполнительных органах предусмотрен механизм решения спорных вопросов между маслихатом и акимом. Они вправе требовать отмены решений друг друга, если решение, по мнению возражающего органа, противоречит законодательству республики либо недостаточно обеспечено финансовыми или организационными средствами, что приостанавливает исполнение незаконного решения.

    Согласно ст. 89 Конституции в Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Конституцией гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

    Местное самоуправление осуществляется в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения, то есть на практике в городах районного значения, в городских районах, поселках, аулах (селах). Конституция предусматривает две формы местного самоуправления: непосредственное самоуправление и представительное самоуправление. Непосредственное местное самоуправление в соответствии с ч. 2 ст. 89 Конституции осуществляется населением непосредственно путем выборов. Представительное самоуправление осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16083. Право інтелектуальної власності 4.51 MB
  Охорона прав на результати інтелектуальної діяльності введена порівняно недавно — дещо більше 200 років тому, — термін, з історичної точки зору, мізерно малий. І належала вона лише до деяких видів інтелектуальних продуктів, що є результатами творчої діяльності, які вийшли на той час на ринок, — творів літератури і мистецтва, а також винаходів.
16084. Законодавство України про інтелектуальну власність 1.52 MB
  В монографії в доступній для широкого читача формі висвітлюються роль і значення інтелектуальної власності в Україні в умовах переходу до ринкової економіки. В ній, зокрема, розкривається процес становлення законодавства України про інтелектуальну власність. В роботі здійснено грунтовий аналіз цього законодавства, розкриті його позитивні якості і риси. Разом з тим виявлені...
16085. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах 1.34 MB
  Курс лекций Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах Старцев Я.Ю. Оглавление Об авторе Тема 1. Предмет задачи и структура учебной дисциплины Тема 2. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении
16086. Административная юстиция, теория, история, перспективы 1.58 MB
  Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория история перспективы. М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА ИНФРА М 2001 304 с. ББК 67.401 С77 Сведения об авторе: Старилов Юрий Николаевич доктор юридических наук профессор Воронежского государст
16087. Налоговая полиция, вчера, сегодня, завтра 955 KB
  Вячеслав Солтаганов налоговая полиция вчера сегодня, завтра МОСКВА АНО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ НП ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ДАШКОВ И К Солтаганов В. Ф. Налоговая полиция: вчера сегодня С 60 завтра. М.: АНО Издательский Дом НП Издат...
16088. Налоговые преступления в торговле 950.5 KB
  Соловьев И.Н. Налоговые преступления в торговле. Комментарий к проверкам и уголовным делам. М.: Налоговый вестник 2001 г Налоговые преступления в торговле.Комментарий к проверкам и уголовным делам Вступление ...
16089. Доказывание в досудебных стадиях уголовного процесса России 443.5 KB
  А.Б. СОЛОВЬЕВ ДОКАЗЫВАНИЕ В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА Научнопрактическое пособие для следователей Издательство Юрлитинформ Москва 2002 г. Соловьев Л.Б. доктор юридических наук профессор Заслуженный юрист Российской Федерации поч...
16090. Права меньшинств 2 MB
  Защита религиозных, этнических и языковых меньшинств относится к числу традиционных проблем международного права. Можно утверждать, что эта проблема возникла вместе со становлением системы европейских государств и формированием самого корпуса международного права, порожденного этой системой в XVI-XVII вв
16091. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы 2.94 MB
  Виктор Сокирко. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы Глас народа Глас Божий Сокирко В.В. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы: Учебное пособие Учебное пособие М.: РосКонсуль