30451

Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах

Доклад

Мировая экономика и международное право

Усложнение форм и методов деятельности политических партий возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование...

Русский

2013-08-24

16.29 KB

34 чел.

Вопрос 11. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах

    Важный вклад в типологию негосударственных институтов внес видный американский политолог В. Кей, который классифицирует их на две большие группы: политические партии и группы давления. Последние, в свою очередь, подразделяются на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и т. д. В качестве критерия деления им выделяются такие признаки, как официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью, в соответствии с которым партии участвуют в выборном процессе 'прямо', а группы давления пытаются 'косвенно', изнутри оказать на правительство влияние по отдельным вопросам. Проблема разграничения видов групповых объединений остается и сегодня предметом научного анализа.

    Партии как политические институты

    Политическая партия - тип негосударственного института, групповое объединение, (1) обладающее формальной, организационной структурой, (2) осуществляющее специализированную функцию борьбы за официальный контроль над властью, (3) объединенное характерной идеологической доктриной, претендующей на выражение общенациональных интересов, (4) наделенное правовым статусом и (5) включенное в избирательный процесс.

    Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, то ныне регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт.

    Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.

     Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

1) понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

2) условий и порядка создания и прекращения политических партий;

3) требований к идеологии и программным положениям партий;

4) требований к их организационному строению и порядку деятельности;

5) финансово-экономической базы партий;

6) взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в  выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

    Группы давления

    Одной из форм деятельности является лоббистская деятельность. Ее ведут так называемые группы давления. Иногда создаются более или менее самостоятельные группы давления, отражающие взгляды или интересы тех или иных политических течений. Но очень часто группы давления создаются какими-либо общественными объединениями.

    Группы давления создаются для консультации парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности, поскольку, как уже отмечалось, многие из них связаны с конкретными объединениями, действующими в конкретных сферах и располагающие, поэтому определенной информацией. Другие, хотя и не связанные с конкретными объединениями, отражают мнения некоторых политических течений.

    Существует несколько вариантов конституционно-правового регулирования статуса общественных организаций.

    Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституционной основой статуса этих организаций служит право на объединение в союзы (ассоциации). Фиксируя в конституции право на объединение, законодатель устанавливает одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций), и тем самым определяется более общий принцип строения общества, а именно принцип свободного образования социальных групп.

    Во-вторых, наряду с данным нравом в конституции могут быть включены нормы, о правовом статусе отдельных видов общественных объединений (профсоюзов, объединений предпринимателей, молодежных и т.д.) В более мягком варианте это рассматривается как частный случай реализации свободы личности и закрепляется в соответствующих главах и разделах о правах и свободах граждан.

    Включение в конституцию статей об отдельных видах общественных объединений в условиях демократической государственности является признанием их важной роли в политической системе.

    В-третьих, в конституции могут быть указаны условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования.

    В-четвертых, имеется также опыт закрепления в конституции статуса конкретных общественных объединений с "указанием их официального названия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25855. Место и роль финансового анализа в управлении финансами банка 25 KB
  В современном коммерческом банке финансовый анализ представляет собой не просто элемент финансового управления а его основу поскольку финансовая деятельность является преобладающей в банке. Содержание место и роль финансового анализа в банковском бизнесе во многом зависят от специфики деятельности кредитных учреждений связанной с производством услуг финансового характера посредничеством между экономическими агентами; высокой степенью зависимости от клиентской базы; возможностью отсрочки неплатежеспособности по своим обязательствам путем...
25856. Методы определения рейтинга банка 23 KB
  проблемные банки кот имеют до трех недостатков: убыток на отчетную дату несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату недовзнос в фонд обязательных резервов.Генеральный коэффициент надежности уставный капитал активы приносящие доход норматив 1.Мгновенной ликвидности наиболее ликвидные активы обязательства до востребования норматив 2.Кросскоэффициент сумма обязательств активы приносящ доход норматив 3.
25857. Методы оценки и защиты от банковских рисков 24.5 KB
  Суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении зоны риска коэффициента риска и т. Аналитические методы позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов как анализ чувствительности метод корректировки нормы дисконта с учетом риска метод эквивалентов метод сценариев....
25860. Оценка соотношения собственных и привлеченных средств банка 23.5 KB
  развитие; фонд основных средств создается из прибыли как источник приобретения основных средств Эмиссионный доход источником является средства от продажи акций по цене выше номинала Прибыль как превышение доходов над расходами банка. Помимо собственных средств банк пользуется привлеченными средствами.Структура обязательств имеет 2 группы: заемные средства кредиты ЦБ и кредиты др.