30465

Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах

Доклад

Мировая экономика и международное право

Главное различие между обеими формами заключается в том что при унитарной форме территория государства состоит из политикоадминистративных или административных единиц тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства субъекты федерации. означает не что...

Русский

2013-08-24

15.18 KB

9 чел.

Вопрос 25. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах.

    Существуют     две     основные    формы      политико-территориального устройства: унитарная   и   федеративная.

     Главное  различие  между  обеими   формами  заключается   в  том,  что при   унитарной  форме   территория   государства    состоит   из  политико-административных      или       административных      единиц,  тогда     как при      федеративной      форме      высшие      территориальные    единицы представляют    собой     государствоподобные     образования   или     даже государства   -    субъекты   федерации.    Слово   «штат»,   входящее     в официальное      название      ряда      федеративных      государств      и обозначающее   субъект   федерации    (США,    Мексики,  Бразилии   и   др.) означает,  не   что   иное,    как   «государство».   Соответственно     для федеративной     формы      характерно     конституционно      установленное разграничение      компетенции     между  федерацией   в    целом    и    ее субъектами,   существование   и   границы  которых   обычно    гарантированы конституцией,   тогда   как     в    унитарном    государстве    компетенция территориальных   единиц,   как  и   нередко   само   их   существование   и границы, устанавливаются текущими    актами   центральной    власти.   Можно сказать,   что  субъекты   федерации   всегда    обладают    государственной автономией.

    Этот   критерий  помогает   и  в   случаях,   когда    различие   между унитаризмом  и  федерализмом  в  конкретном   государстве  весьма  невелико.

    Существует различие  между федерацией  и  конфедерацией.   В   принципе оно  заключается  в том,  что  федерация  -  это   форма    территориального устройства  государства,  а   конфедерация   -   форма   межгосударственного союза,  то  есть   объединения  независимых   государств.  Но  выявить   это различие  практически  тоже   не  всегда   просто.  

    Территориальное  устройство  может  быть   как  симметричным,  так    и асимметричным.      При      симметричном      территориальном    устройстве государства    политико-территориальные    единицы,   его    непосредственно составляющие,  имеют  равный   статус.  Что   касается унитарных   государств,  то   чисто  симметричное   устройство   встречается нечасто: столицы  обычно имеют несколько или  существенно  иной  статус   по сравнению   с  остальными   территориальными   единицами   высшего   уровня.

    Асимметрия    территориального    устройства    государства     нередко обусловлена тем,  что в  нем имеются  компактно проживающие  инонациональные  группы,  которым   предоставлена  национально- территориальная автономия.

    Некоторые   конституции   содержат    перечень   существующих политико- территориальных   единиц    высшего   уровня     -    субъектов    федерации. Крайне  редко  можно в   конституциях  встретить   норму,  определяющую минимальное  число  жителей,  необходимое  для  образования  территориальной единицы.

    Следует  также  иметь в  виду,  что   названия  территориальных  единиц редко  свидетельствуют  о  правовом их   статусе.  

    Современные    тенденции    в    развитии    политико-административного деления   заключаются  в   укрупнении  низовых    единиц   и  регионализации -  создании  крупных   регионов  как   путем   укрупнения   высших   единиц, так  и  путем  учреждения  нового высшего  их  уровня.   Малые   единицы,   унаследованные от  истории, не  в   состоянии   должным   образом   удовлетворять   местные социальные   потребности,   а  современные   средства  транспорта   и  связи облегчают  возможность   быстро   преодолевать   расстояния   и   оперативно решать   вопросы  административного    обслуживания   жителей.    В   данном случае речь  идет именно о тенденциях, которые далеко не  везде  проявились.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85638. Правовий статус громадян як суб’єктів аграрних правовідносин 100.96 KB
  Отже: правовий статус сільськогосподарського працівника – це правове положення фізичної або ж юридичної правосуб’єктної особи, зайнятої в сільськогосподарському виробництві, яка має системно впорядковану сукупність реальних прав, обов’язків та інтересів, закріплених у чинному законодавстві....
85639. Правовой режим имущества в сельском хозяйстве 18.9 KB
  Правовой режим имущества в сельском хозяйстве Понятие и классификация имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Источники формирования имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств.
85640. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства 22.12 KB
  Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...
85641. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства 20.83 KB
  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.
85642. Аграрное право как отрасль право. Источники аграрное право 21.35 KB
  Аграрные правоотношения – это отношения, урегулированные нормами аграрного права и смежными с ними отраслей права, складывающиеся в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
85644. Программно-технический комплекс информационного обеспечения ОВД 1.1 MB
  Анализ статистических данных характеризующих состояние правопорядка в области и результаты деятельности органов и подразделений внутренних дел позволяет сделать вывод что на протяжении ряда последних лет в результате принимаемых органами внутренних дел области мер сохраняется тенденция сокращения количества преступлений в частности направленных против жизни и здоровья граждан имущественных интересов граждан и государства. Практически каждое второе преступление в области раскрывается с использованием банка данных УОИ....
85645. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС – ПРОЦЕССОВ В ООО «МИР СТЕКЛА» 3.56 MB
  После описания бизнес-процессов, можно увидеть направления, по которым они могут быть улучшены. Необходимо отметить, что улучшения сразу осуществить невозможно. Большая часть направлений оптимизации может осуществляться за счет реализации долгосрочных программ.
85646. Разработка и анализ автоматизированной информационной системы управления деятельностью отдела сбыта ОАО “СТИЛЬ” 743.5 KB
  Такое развитие информационных технологий связано с организацией системы обработки данных и знаний последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья снабжения производства и сбыта.