30466

Принципы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах

Доклад

Мировая экономика и международное право

В первую очередь он механизм регулирует отношения равновесия на основе принципа разделения власти между всеми имеющимися центрами власти в государстве. С его помощью происходит реализация разграничения полномочий между ветвями власти без чего не может нормально функционировать не только федеративное государство но и любое другое. Вопервых разделение власти между центром и регионами имеет конституционноправовое обоснование. В случаях же возникновения коллизий между центром и регионами в отношении разделения власти...

Русский

2013-08-24

15.91 KB

7 чел.

Вопрос 26. Принципы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах.

    Современная форма организации и выражения федеративного государства - конституционная, т.к. в основном конституция может относительно справедливым образом установить условия взаимодействия и взаимосвязи всех общественно-политических институтов и, кроме того, механизм правового воздействия на общественные отношения, складывающийся в конкретной правовой системе, прежде всего, находит свое отражение в конституции.

    В первую очередь он (механизм) регулирует отношения равновесия (на основе принципа разделения власти) между всеми имеющимися центрами власти в государстве. С его помощью происходит реализация разграничения полномочий между ветвями власти, без чего не может нормально функционировать не только федеративное государство, но и любое другое.

    Одним из основных критериев современного федеративного государства принято считать обеспечение автономии отдельных общественно-территориальных образований в рамках целостного государства, а также возможность осуществлять самоуправление в полном смысле этого слова, т.е. не только определять самостоятельную политику во всех вопросах общественной жизни, установленные конституцией, но и нести за это полную ответственность.

    Наибольшую актуальность сейчас этот принцип приобретает в бывших социалистических государствах, где взаимоотношения и взаимосвязь государства и общества с каждым днем приобретает все более комплексный характер.

    Каждое федеративное государство сегодня имеет отличительные особенности, которые определяются историческими традициями, культурой данной страны и обязательно устанавливаются конституцией.

    В связи с тем, что в мире существует около двух десятков федеративных государств, можно выделить основные признаки конституционного основания федеральных систем.

     Во-первых, разделение власти между центром и регионами имеет конституционно-правовое обоснование. Это значит, что никакой другой закон, кроме конституционного, не наделен такой юридической силой, который был бы в состоянии изменить установленный порядок. В случаях же возникновения коллизий между центром и регионами в отношении разделения власти, они могут быть разрешены либо при помощи органов конституционной юстиции - конституционных судов (европейская модель), либо уполномоченных на то органов (американская модель).

    Во-вторых, разграничение полномочий между центром и территориями (регионами) всегда насыщено множеством противоречий и спорных моментов. Это следует принимать как данность, поэтому, с одной стороны, нельзя с математической точностью определить и закрепить всевозможные функции, возникающие в процессе деятельности государственных органов, за федерацией и ее субъектами на конституционном уровне. (Конституция, как базовое законодательство, должна содержать в себе принципиально важные и определяющие полномочия и функции). Но, с другой стороны, следует учесть, что в государствах (особенно федеративных), с выраженными чертами авторитарного правления, с не устоявшимся демократическим порядком, следует более тщательно подходить к разработке концепции конституционных законов, регулирующих федеративные отношения. Именно в концепции должны быть заложены основные принципы взаимоотношений между центром и территориями.

    В-третьих, конституционное установление федеральной системы заключается в юридическом (формально-правовом) равенстве субъектов федерации, выступающих в качестве автономных членов-государств союза.

    В-четвертых, демократическая федеральная система предполагает, что каждое ее звено способно осуществлять самостоятельное управление: отношения между центром и территориями строятся таким образом, что последние могут приобрести ту степень политической свободы, которая обеспечивает становление и развитие всех атрибутов государственности.

    Но равенства на практике достичь очень сложно, а бывает и невозможно. В этом случае, если какие-то субъекты союза обладают большей самостоятельностью, чем остальные, то данный факт следует рассматривать как привилегию, которая чем-то должна быть "оправданна", например, большим взносом в федеральный бюджет, обеспечением остальных членов союза необходимыми материальными и иными ресурсами и т.п. Именно потому равенство в конституционно-правовом понимании в послевоенных конституциях устанавливается посредством принципа равновесия между федерированными единицами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76613. Зарождение либеральной и революционной идеи в России 18 века 29.5 KB
  Русский либерализм одна из значимых тенденций общественной мысли в России. Либерализм в России возник как идеология в период кризиса феодальнокрепостнического строя конец 18 1я половина 19 в. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст приобщением высших слоев общества к европейской образованности утверждением идеалов просвещения внедрением идеи общественного договора и т.
76614. Россия и мир в 19 веке. Попытки модернизации и промышленный переворот. Развитие россии при Александре 1 30 KB
  Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел
76615. Декабризм. Исторические условия, предпосылки, программы, тактика 28.5 KB
  Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений русская публицистика и просветительская литература. Таким образом можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Несмотря на то что далеко не все было готово заговорщики решили действовать и восстание декабристов произошло в 1825 г. Но Николай 1 был предупрежден о том что готовится восстание декабристов на Сенатской площади.
76616. Николай 1. Западничество и славянофильство 35 KB
  Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения оппозиционных политике Николая I славянофилы и западники. Западники придерживались идеи о том что Россия принадлежит к европейской цивилизации и следовательно путь ее развития проходит по тем же рельсам по которым уже прошла Европа. Западники напротив верили в единство человеческой цивилизации и полагали что Россия стала цивилизованным государством лишь со времен Петра Великого благодаря именно реформам Петра. С особенным интересом западники следили за умственным...
76617. Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы 45 KB
  Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
76618. Основные направления народничества 33 KB
  езавершенность и половинчатость большинства реформ, проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвали всплеск движения революционного народничества. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией
76619. Распространение марксизма в России 34 KB
  Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Оба императора и мысли не допускали чтобы разрешить образование профсоюзов или других даже не политических рабочих организаций. В результате по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники фабричные инспектора которые разумеется чаще находились под влиянием предпринимателей нежели заботились об интересах рабочих. со своими соратниками он создал в...
76620. Россия и мир на рубеже XIX-XX веках 45 KB
  Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т. В России же промышленный переворот 90е гг. В России действовала хотя и не повсеместно рыночная система превосходящая западную ее средний уровень по своей динамике. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз в Германии в 5 во Франции в 25 в Англии в 2 раза.
76621. Первая Российская революция 1905-1907 годах 37.5 KB
  Царизм объявил об учреждении законосовещательной Государственной Думы Булыгинской по имени министра внутренних дел А. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока те классы населения которые ныне совсем лишены избирательных прав предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку и 3. Установить как незыблемое правило чтобы никакой...