30477

Особенности французского конституционного права

Доклад

Мировая экономика и международное право

В конституции отсутствует обычная для современных актов глава о правах и свободах. и к преамбуле конституции 1946 г. Конституционный совет в своих решениях указывал на Декларацию и преамбулу конституции 1946 г. как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов соответствие которому он проверяет.

Русский

2013-08-24

17.34 KB

2 чел.

Вопрос 37. Особенности французского конституционного права.

    Конституция 1958 г. состоит из короткой преамбулы и 16 разделов, разбитых на 93 статьи, причем ряд из них имеют нумерацию со значками (ст. 53, 54, 68, 88). В конституции отсутствует обычная для современных актов глава о правах и свободах. Преамбула ограничивается отсылкой к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и к преамбуле конституции 1946 г., которая в этой части с чисто юридической точки зрения остается в силе. Конституционный совет в своих решениях указывал на Декларацию и преамбулу конституции 1946 г. как на составные части действующей конституции и включил их в тот блок законов, соответствие которому он проверяет. С редакционной точки зрения конституция 1958 г. недостаточно четко сформулирована, хотя при первом чтении напоминает достаточно логичный и простой документ. Так, статья 89 в пересмотре основного закона допускает несколько толкований. Статья 34 указывает: "Закон устанавливает правила", а в следующей фразе в той же статье: "Закон в равной мере устанавливает правила". Кажется, что это две редакции одного понятия, накладываемые друг на друга. В то же время нельзя не заметить, что ряд положений основного закона отличаются предельной четкостью и ясностью. Данное утверждение относится к основным институтам государства, к нововведениям, утвержденным этим актом. Например, четко или во всяком случае достаточно четко очерчена сфера компетенции, парламента, процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности правительства перед Национальным собранием.

    В основном законе закреплено чрезвычайно важное положение о том, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра (последний абзац статьи 89). 8 этом акте содержатся важнейшие, хотя и не очень обширные положения о характере французского государства. Неделимость республики - константа французского республиканского государства. Покушение на неделимость, на целостность его территории наказуемо согласно статей Уголовного кодекса; такие действия квалифицируются как преступление против безопасности государства.

    Франция - светское государство, т.е. в нем отсутствует официальная религия, а граждане обладают полной свободой вероисповедовать любую концессию, либо никакой не исповедывать. Однако, утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что не может иметь каких-либо отношений с церквами, действующими на его территории. Эльзас и Лотарингия всегда имели конкордатный режим отношений со Святым престолом; Гвиана не признает принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс содержит норму, согласно которой подлежат ответственности священнослужители, которые совершают обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

    Важнейшей нормой акта 1958 г. является положение об источнике государственной власти, закрепленным в статье 3: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление". Эта формула была воспринята из акта 1946 г. (ст. 3) и еще раз подтверждает демократический характер государства.

    Конституция 1958 г. установила правила взаимодействия с международным правом. Никакое положение, имеющее конституционную силу, ни преамбула акта 1946 г., ни основной закон 1958 г. не дают права утверждать о верховенстве международного права по отношению к конституции. Механизм контроля за таким соответствием установлен в статье 54, которая указывает, что учредители конституции не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и основным законом. Одновременно в конституции содержится норма (ст. 55) о том, что международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной. Последние слова этой статьи устанавливают принцип взаимности. В целом же в данном случае введен в действие принцип - договоры имеют надзаконодательную силу. Практика Конституционного совета подтверждает это положение.

    Конституция 1958 г. достаточно приспособлена к условиям международной интеграции, непрерывно развивающейся в Европе. В частности, поправки, включенные в этот акт на референдуме в июне 1992 г. говорят о добровольной передаче Францией в ведение Европейских сообществ соответствующей компетенции (ст. 88-1); на началах взаимности Франция признает за Европейским экономическим и финансовым союзом право устанавливать режим общих границ (ст. 88-2), она предоставляет опять-таки на началах взаимности избирательное право гражданам других государств этого Союза на выборах в свои муниципальные органы (ст. 88-3).

    Процедура пересмотра конституции установлена в ее XVI-ом разделе, содержащим лишь одну 89-ю статью. Порядок изменения включает две стадии: 1) внесение поправок и их принятие; 2) ратификация этих поправок.

    Внесение поправок с одобрением на референдуме было впервые осуществлено в июне 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе (ст.ст. 88-1 ~ 88-4) и внесены нормы в некоторые другие статьи (например, в статью 2 - "Французский язык является языком Республики"). Хотя в 1962 г. были изменены ст.ст. 6 и 7 основного закона на референдуме, но последний был антиконституционным, так как процедура статьи 89, единственно законная в данном случае, не была использована. Президент провел это голосование на основании статьи 11 конституции. Второй способ ратификации - утверждение поправок в конгрессе - применялся неоднократно. После Ш. де Голля ни один из президентов не рискнул прибегнуть к процедуре статьи 11 для изменения конституции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83335. Economy of the Vladimir region 13.77 KB
  The Vladimir region — one of the most urbanized, economically developed and infrastructure equipped regions of Russia. Despite the lack of a resource source of raw materials, the Vladimir region is allocated with a highly skilled manpower.
83336. Понятие организации и её роли в менеджменте 4.74 KB
  Таким образом понятие организации звучит так: это некая группа людей от двух человек и более работающая совместно ради достижения каких-либо общих целей. Организация и менеджмент В системе менеджмента организация понятие сложное. Понятие организации обязательно включает в себя элемент управления.
83337. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 17.03 KB
  Фонематический слух являясь частью физиологического слуха направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами которые хранятся в памяти человека упорядочение в решетке фонем. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо другой громко...
83338. Макросередовище маркетингу 25.99 KB
  Виділяють принаймні шість факторів які в певний спосіб позитивно або негативно можуть впливати на управління системою маркетингу: демографічні економічні природні науково-технічні політичні фактори та фактори культурного оточення.
83339. Порядок захисту права на комерційну таємницю 63.5 KB
  Комерційною таємницею можуть бути відомості технічного організаційного комерційного виробничого та іншого характеру за винятком тих які відповідно до закону не можуть бути внесені до комерційної таємниці. Важливим для забезпечення комерційної таємниці є забезпечення дії нормативно-правових актів...
83340. Secretary’s work 19.74 KB
  Professional receptionist (квалифицированный секретарь) is an irreplaceable assistant (помощник руководителя) to the head and face of the company. Secretary’s job is a good school of life and a great launching pad (стартовая площадка) to start a career.
83341. Підсумковий урок з теми «Числівник» 59.5 KB
  Мета: Систематизувати та узагальнити знання про числівник як частину мови, вправляти учнів в доцільному та правильному вживанні числівників у мовленні; розвивати вміння аналізувати, порівнювати, зіставляти, узагальнювати, роботи висновки; розвивати мовлення, логічне мислення...
83342. Закріплення вивченого про числівник, його роль у мовленні. Вживання числівників у загадках 39.5 KB
  Закріпити знання учнів з теми Числівник; зясувати роль числівників у мовленні; вживання числівників у загадках. Як називається це речення прислівя Поясніть як ви його розумієте Чи є числівники в нашому девізі Назвіть їх.
83343. Вживання прикметників для всебічної характеристики предметів 57.5 KB
  Закріплювати знання учнів про відмінювання прикметників, удосконалювати вміння визначати рід, число, відмінок прикметників у реченнях, добирати синоніми та антоніми до них. Розвивати вміння вживати прикметники в мовленні ля повнішого розкриття думки, характеристики предметів...