30492

Перспективы информатизации регионального управления

Лекция

Политология и государственное регулирование

История и специфика отдельных европейских стран обуславливают крайнее разнообразие систем их государственного устройства и управления вообще и места в них регионального звена в частности и в особенности.

Русский

2014-11-30

120.5 KB

1 чел.

Тема 8. перспективы ИНФОРМАТИЗАЦИИ регионального управления

1. Зарубежный опыт регионального управления

2. Процессы евроинтеграции. Еврорегионы

История и специфика отдельных европейских стран обуславливают крайнее разнообразие систем их государственного устройства и управления вообще и места в них регионального звена в частности и в особенности.

Уже сама субнациональная властная вертикаль насчитывает здесь от одного (Греция, Исландия, Кипр, Люксембург, Португалия) до двух (Австрия, Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция) и даже трех (Бельгия, Германия, Италия, Испания, Франция) уровней управления.

Таблица 8.1.

Уровни административно-территориального деления стран Европы

Страна

Регионы

Промежуточный уровень

Местные администрации

Австрия

9 земель

2347 коммун

Бельгия

3 региона

10 провинций

589 коммун

Великобритания

4 исторические части*

56 графств

482 округа

Германия

16 земель

426 округов

16 086 коммун и117 автономных городов

Греция

-

-

359 округов и

5562 коммуны

Дания

-

14 графств

275 коммун

Ирландия

-

29 графств

83 муниципии и

5 автономных городов

Испания

17 автономных сообществ

50 провинций

8098 муниципий

Италия

20 регионов

95 провинций

8066 коммун

Люксембург

-

-

118 коммун

Нидерланды

-

12 провинций

633 муниципии

Португалия

**

-

305 муниципий и 4220 приходов

Финляндия

**•

19 провинций

455 коммун

Франция

26 регионов

100 департаментов

36 433 коммуны

Швеция

-

23 провинции

288 коммун

В свою очередь, регионы Европы по их статусу и типологии можно укрупненно разделить на три категории:

а) имеющие собственную сферу компетенции (полномочия), закрепленную в конституциях стран, частями которых они являются, и вытекающую из нее административную автономию;

б) подчиненные центральным властям как проводники их политики;

в) со смешанно-переходным статусом.

Первый их тип сложился в государствах с федеративным устройством (Австрия, Бельгия, Германия. Швейцария), где регионы являются субъектами федерации и имеют собственные парламенты, а также правительства и обладают автономными законодательными, административными и налоговыми полномочиями, зафиксированными в конституциях этих государств.

В Германии федеральные земли имеют в дополнение и собственные судебные системы, а также участвуют в общем законотворческом процессе страны через верхнюю палату парламента (Бундесрат), а регионы Бельгии даже могут выступать сторонами международных договоров. При этом идеология распределения конкретных полномочий между ними и федеральным центром заключается в том, что в Германии и Швейцарии сами земли (кантоны) делегируют ему определенные общегосударственные функции управления, тогда как в Бельгии они, наоборот, постепенно отбираются регионами у федеральных властей, а в Австрии такие функции были распределены в конституции страны изначально и для каждого уровня государственного управления.

Конкретно в Германии в ведении федеральных властей находятся внешняя политика, оборона, правопорядок, экономическая, денежная, трудовая политика, регулирование транспорта и связи с сохранением всего остального в иерархизированном ведении земель и образующих их округов и коммун. В Бельгии за центром закреплены оборона, правопорядок, финансы, транспорт, денежная, экономическая и социальная политика, тогда как регионы управляют местным развитием, строительством, энергетикой, агробизнесом, содействием внешней торговле и инвестициям и охраной окружающей среды, а внешняя политика, занятость и здравоохранение находятся в сфере их совместного ведения. В Швейцарии за центральным правительством остаются фактически лишь внешняя политика, оборона и финансы, тогда как остальные вопросы решаются покантонально, причем зачастую через референдумы или даже вечевым способом (например, кантон Гларус).

Наконец, в Австрии, Конституция которой является по историческим меркам новейшей и составленной уже с учетом послевоенных региональных проблем, разделение функций законотворчества и управления четко распределено по всем уровням властной вертикали, а именно:

а) в исключительную законодательную и административную компетенцию федеральных властей (ст. 10, 14 и др. Конституции) входят суды, гражданское и уголовное право, армия, полиция, регулирование банков, промышленности и транспорта, управление недрами, левами, водными источниками, гидроэнергетика, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, среднее и высшее образование, национальное экономическое и энергетическое планирование, управление национальным радио и телевидением, а всего около ста функций;

б) в полномочия земель, осуществляемые ими на базе федерального или вторичного местного законодательства входят, в свою очередь, вопросы гражданства, жилищного строительства, городского развития, пользования дорогами и внутренними водными путями, землепользование, распределение электроэнергии и вопросы социального обеспечения, здравоохранения и образования и т.д. 

При этом в полной региональной законодательной и административной компетенции остаются планировка городов и сел, местный правопорядок, культура, спорт, туризм, работа с молодежью, сельское хозяйство, охота, рыболовство и вопросы строительства и экологии;

в) наконец, коммуны в Австрии имеют право на местное самоуправление и отвечают на местах за проведение выборов, дорожное движение, коммунальное хозяйство, землепользование, борьбу с пожарами, работу рынков, кладбищ и иных объектов городского хозяйства, а также соучаствуют в осуществлении региональных социальных программ.

Второй тип. Наоборот, в унитарных государствах (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Кипр, Люксембург, Норвегия. Португалия. Финляндия. Швеция, страны Центральной и Восточной Европы) регионы и местные администрации выступают прежде всего как исполнители политики центральной власти или ее агенты (представители), причем в Ирландии, Исландии, на Кипре и в Люксембурге региональное звено государственного управления как таковое отсутствует вовсе.

Третий тип. Промежуточное положение в этой градации занимают Италия, Испания, Нидерланды и Франция, которые, оставаясь формально унитарными, в последние годы используют элементы федерализма. В Испании, например, наряду с обычными административными провинциями возникли еще и 17 округов (автономных сообществ) с элементами собственной компетенции, в том числе законодательной и финансовой.

Создаваясь или как итог местных референдумов, или решениями центральных властей, они либо организуются на базе уже существующих провинций (Каталония, Ли Риоха, Наварра), либо вбирают в себя ряд из них (Страна Басков – Кантабию).

Италия, отмечают эксперты Комитета регионов ЕС, «остается унитарным государством, хотя законодательные полномочия, предоставленные нею ряду регионов, придают ей определенные признаки федерации; это касается, в частности, регионов, получивших специальный статус». Этими последними являются ныне Валле-д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния. В менее явной форме эти процессы отмечаются в Нидерландах и Франции.

В целом же в государственном устройстве стран Европы во второй половине XX века достаточно ясно прослеживается дрейф от унитаризма к федерализму. «На ранних стадиях европейской интеграции в 1957 году страны члены ЕС были высокоцентрализованными государствами, отмечал французский специалист по регионализму Ж.Блан, и только ФРГ имела федеративную структуру. В настоящее время в них налицо, хотя и в разных формах, значительная степень децентрализации».

Реформы в этом направлении имели место в Португалии в 1976 году, Люксембургев 1988 году, Греции в 1994 году, Нидерландах в 1962 и 1986 годах, Швеции в 1989 и 1991 годах, Бельгии в 1970, 1980, 1988, 1989, 1993 годах, Италии в 1970, 1978, 1989, 1990, 1992, 1994 и 1997 годах и т.д. При этом в ходе таких реформ укрепляется в первую очередь именно региональное звено госуправления. Оно уже обретает свои контуры в Греции (префектуры), намечено к созданию в Португалии и Люксембурге. Во Франции к прежним департаментам и коммунам (существующим еще со времен Великой французской революции) в 1988 году также добавились 26 объединяющих их регионов.

Как определенную тенденцию можно отметить и увеличение в европейских государствах числа регионов со специальным статусом.

Это либо является следствием их отдаленности (Гренландия, Фарерские острова, Азорские острова, Мадейра, Гваделупа, Мартиника и др.) или трудно доступности (Аоста), затрудняющим прямое управление, либо объясняется иными специфическими причинами, в том числе и этнорелигиозными трениями, приводящими подчас к введению здесь особых или даже чрезвычайных мер правления (Трентвшо-Альто-Ададасе, Ольстер, Страна Басков, Корсика, Трансильвания и др.),

Наконец, особые регионы возникают иногда и как результат соответствующих международных договоров (Аландские острова, Шпицберген). При этом либо их региональным администрациям предоставляется статус на одну иерархическую ступеньку выше их аналогов на остальной территории страны (Азорские острова, Мадейра), либо с ними заключаются специальные конституционные соглашения (Гренландия, Фарерские острова). Последние могут, например, вступать в международные договоры в трехстороннем формате (с участием правительства Дании) и не входят в территорию ЕС, хотя Дания является его страной-членом. Еще более экзотический статус имеет Гибралтар: являясь как европейская заморская территория Великобритании частью территории ЕС, он, тем не менее, не платит взносов в его бюджет, не является частью «единого внутреннего рынка» Сообществ, а потому исключен из сферы их аграрной политики и не имеет представительства в Европарламенте.

Свои трансформации происходят и на субрегиональном уровне. Примечательным здесь является формирование местными администрациями целевых квазирегиональных организаций, создаваемых на договорных началах для решения общих задач. Порождая эффект «управленческого синергизма» (т.е. получения при сложении отдельных усилий результата, большего их номинальной суммы), они распространены ныне почти во всех европейских странах. Например, в Финляндии таким образом сложилось 19 межмуниципальных ассоциаций в сфере регионального развития и планирования, 21 — в области здравоохранения. В Австрии их аналогами выступают «административные союзы» и ассоциации коммун, в том числе для совместного управления школами, общественным транспортом, коммунальным хозяйством, госпиталями, водоснабжением и т.д. Однако чемпионом в этой сфере является Франция, где возникло уже 16 352 «межкоммунальных синдиката», занимающих свое иерархическое место между коммунами и департаментами.

Концепцией административной реформы в Украине предполагается трансформация низового звена системы административно-территориального устройства путем добровольного объединения на основе действующих положений Конституции Украины административно-территориальных единиц для обеспечения формирования реального субъекта местного самоуправления — такой территориальной общины (коммунального объединения территориальных общин), какая имела бы необходимые финансовые и материальные возможности для предоставления населению полноценных государственных общественных услуг.

2. Процессы евроинтеграции. Еврорегионы

Особенностью региональной политики в Западной Европе является ее постепенное преобразование с внутринациональной на наднациональную. Этот процесс связан с образованием Европейского Союза. В последние годы страны-члены ЕС начинают восприниматься именно как "Европа регионов".

Основные направления региональной политики европейского сообщества были изложены в 1987 г. в докладе Европейской комиссии. В этом докладе подчеркивалось, что основная цель региональной политики – гарантировать предпринимателям любых регионов (в том числе и отсталых регионов и районов промышленного спада) равные возможности для завершения формирования единого европейского рынка.

4 декабря 1996 года свыше 300 европейских регионов, в которых проживает свыше 400 млн. чел. населения, приняли Декларацию о регионализме в Европе.

Для содействия развития территорий муниципального и провинциального уровня при Совете Европы была создана независимая структурная единица – Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Принятие в 1994 г. устава КМРВЕ, заседания которого происходят в Страсбурге (Франция), конкретизировало понимание самого понятия "регион", которое толкуется как "единая территория, население которой разделяет определенные общие ценности, а также стремится сохранять... свою самобытность ради стимулирования культурного, экономического и социального прогресса".

В современной региональной политике ЕС выделяются пять целей.

Цель 1 – содействия структурной перестройке и развитию отсталых регионов. (К числу отсталых регионов относятся районы, в которых производство валового внутреннего продукта в перерасчете на 1 тыс. чел. составляет меньше 75% от среднего уровня в странах-членах ЕС.) Список регионов, которые попадают под действие цели № 1, пересматривается каждые пять лет.

Цель 2 – содействие перестройке и развитию депрессивных регионов, пограничных районов. (Депрессивный регион – в прошлом промышленно развитая территория, которая находится в процессе структурной перестройки национальной экономики или под давлением конъюнктурных факторов рынка переживает упадок.)

Под действие цели № 2 попадают такие территории:

1) районы, где средний уровень безработицы за последние 3 года достигал уровня, высшего от средней величины этого показателя в ЕС вообще;

2) районы, где доля промышленных рабочих в общей численности занятых равняется среднему уровню в странах ЕС или же превышает его;

3) районы, где на протяжении последних трех лет наблюдается резкое сокращение рабочих мест или жизненно важных секторов экономики, которое приводит к существенному обострению проблем безработицы.

На основе учета этих критериев создается список районов, который пересматривается каждые три года. Заметим, что Европейская комиссия имеет право изменять критерии отбора районов в рамках второй цели региональной политики ЕС.

Цель 3 – борьба с долго действующей безработицей. Критерием для отнесения территорий к субъектам этой категории служит срок поиска работы –  ими считаются районы, где население в возрасте старше 25 лет ищет работу свыше 12 месяцев.

Цель 4 – помощь молодежи во включении в трудовую жизнь. Критерием отбора регионов является количество молодежи в возрасте до 25 лет, которое ищет работу.

Цель 5 – содействие проведению реформ в сфере общей аграрной политики с выделением двух подцелей:

цель 5а – модернизация областей, которые обслуживают сельское хозяйство (заготовка, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции);

цель 5б – содействие развитию сельскохозяйственных территорий.

Цель № 1 полностью или частично распространяется на 7 стран: Грецию, Ирландию, Португалию (полностью), Италию и Испанию (частично), заморские департаменты Франции и Северную Ирландию. На этой территории ЕС проживает 21,5 млн. граждан стран-членов ЕС.

Цель № 2 охватывает полностью или частично 60 регионов (за исключением Греции, Ирландии и Португалии, которые полностью попадают под действие цели № 1), в которых живет 16% населения сообщества.

Цель 5б распространяется на 56 территорий и охватывает 5% населения сообщества.

Выделяются три группы основных инструментов проведения региональной политики ЕС:

1) Европейский фонд регионального развития;

2) финансовые учреждения и фонды, средства которых могут быть использованы в региональных целях:

  •  Европейский инвестиционный банк;
  •  Европейский социальный фонд;
  •  Европейский комитет угля;
  •  Европейский сельскохозяйственный фонд управления и гарантий;

3) другие средства координации:

  •  конкурентная политика;
  •  региональные налоги;
  •  планы-предложения относительно регионального развития стран-членов Европейского Союза;
  •  субсидии и кредиты для населения и предпринимателей.

Субсидии выделяют специальные фонды:

1) Европейский фонд регионального развития, созданный в 1975 году с целью содействия устранению социально-экономических различий между регионами сообщества;

2) Европейский социальный фонд, призванный оказывать содействие занятости населения стран ЕС;

3) отдел управления при Европейском сельскохозяйственном фонде менеджмента и гарантий.

Масштабы участия сообщества в решении региональных проблем определяются с учетом таких условий:

  •  финансировать не больше 75% и не меньше 50% затрат на осуществление мероприятий в регионах, которые попадают под цель № 1;
  •  финансировать не больше 50% и не меньше 25% общих затрат в других регионах;
  •  не устанавливать препятствий для инвестиций, благодаря которым можно ожидать получение доходов;
  •  полностью финансировать консалтинговые услуги, предоставляемые для подготовки планов-предложений, концепций общего развития и др.

Наиболее существенными инициативными программами ЕС являются следующие:

  •  "Star" – программа улучшения доступа отсталых регионов к современным телекоммуникациям;
  •  "Valoren" – программа содействия развития регионов за счет использования внутренних источников энергии;
  •  "Resider" – программа содействия развития регионов, которые переживают реструктуризацию сталелитейного производства;
  •  "Rechard" – программа, которая предусматривает представление существенной помощи в решении наиболее сложных проблем в развитии отдельных областей и регионов. Зоны, которые попадают в сферу действия данной программы, являются небольшими географическими территориями, где размещены шахты. Основная задача программы – ускорить адаптацию шахтерских районов к реальной или возможной потере рабочих мест в связи с закрытием шахт. Приоритетными направлениями считаются охрана окружающей среды, создание новых сфер производственной деятельности и переобучение бывших шахтеров;
  •  "Envired" – проект внедрения наилучших средств очищения воды на побережье Средиземного моря, в особенности в зонах активизации туризма. Эта программа предусматривает помощь в сооружении очистительных установок, поддержании биологического типа побережья, побуждение предприятий к сокращению выбросов токсичных отходов и внедрения производственных технологий с экономным потреблением воды и т.п.;
  •  "Interreg" – программа, направленная на консолидацию усилий пограничных районов при формировании общего рынка и на представление помощи в выполнении специальных программ по нивелированию различий в экономическом развитии сопредельных регионов соседних стран;
  •  "Regis" – программа ускоренной диверсификации экономики ЕС и в особенности ультрапериферийных территорий, таких как французские заморские территории, Канарские острова, Мадейра и Азоры;
  •  "Eurform", "Now", "Horizon" – программы профессионального обучения населения сообщества. Фонд "Eurform" предусматривает общее участие стран ЕС в организации обучения принципиально новым профессиям, связанным с возникновением новейших технологий; фонд "Now" – создание равных возможностей для женщин в сфере профессионального образования; фонд "Horizon" – развитие ремесленничества и других профессий для беднейших слоев населения;
  •  "Stride" – программа расширения возможностей регионов в сфере научных исследований и создания технологий. Акцент в этой программе сделан на стимулировании локального спроса на научные исследования, создании базы для адаптации образования и профессионального обучения в соответствии с насущной необходимостью регионального производственного сектора;
  •  "Prisme" – программа помощи предприятиям в регионах, которые попадают под действие цели № 1, в адаптации к условиям общего рынка. Основная поддержка направлена на распространение стандартов качества и сертификатов в регионах, где недостаточно центров контроля за качеством;
  •  "Telematigue" – программа помощи регионам в обеспечении их телекоммуникационным сервисом;
  •  "Leader" – программа помощи в развитии сельских регионов и использовании резервов внутреннего регионального (локального) потенциала для обеспечения диверсификации сельской экономики и поддержки соответствующей структуры социальной и хозяйственной жизни в отдаленных от промышленных центров районах. Помощь подается локальным сельским органам власти с делегированием им прав управления общими субсидиями;
  •  "Оuvеrturе" – программа поощрения проектов сотрудничества локальных и региональных органов власти сообщества с органами власти соответствующего уровня в странах Центральной и Восточной Европы. Эту инициативу, которая имеет особое значение для развития межрегионального сотрудничества с участием отдельных территорий Украины, была одобрена в 1990 году.

Существенная часть программ ЕС охватывает бывшие советские республики и страны-члены Совета экономической взаимопомощи. Украина тоже подключена к отдельным программам. Одной из них является программа TАСИС.

Существенная часть программ ЕС охватывает бывшие советские республики и страны-члены Совета экономической взаимопомощи. Украина тоже подключена к отдельным программам. Одной из них является программа TАСІ, детально описанная в следующих разделах этого пособия.

В поле постоянного внимания КМРВЕ находятся проблемы трансграничного взаимодействия компактных территорий соседних стран. Направленность подобных контактов обусловлена насущной необходимостью в решении проблем экономического роста путем координации развития хозяйственных комплексов сопредельных регионов. Высочайшим уровнем организационного оформления пограничных связей стали еврорегионы.

Еврорегионы формируются и концентрируются в пределах трех основных векторов трансграничного сотрудничества: североморско-средиземноморского, балтийско-адриатического, балтийско-черноморского, которые охватывают пограничье Российской Федерации, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Украины, Беларуси и близлежащие центрально-европейские страны.

Институциональную основу деятельности регионов составляют межрегиональные советы депутатов местной представительской власти разных уровней, рабочие группы представителей исполнительной власти и межрегиональные объединения предпринимателей.

Финансирование процесса реализации инвестиционных проектов происходит по счет местных бюджетов, бюджетов стран, к которым принадлежат регионы, и ЕС, который финансирует программы поддержки пограничных районов ("Іntеrrеg").

Образование еврорегионов происходит путем заключения соглашений о пограничном сотрудничестве между органами местной власти пограничных территорий. На данной основе формируются объединения административно-территориальных единиц муниципального и регионального уровней, заинтересованные в общей реализации разноплановых проектов в границах данной совокупности пограничных регионов.

Базовым документом пограничных связей является Европейская рамочная конвенция о пограничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года).

Ныне на территории Западной Европы функционирует свыше 50 еврорегионов.

В особенности активное участие в процессе учреждения еврорегиональных образований принимает Польша. Так, польские пограничные территории подключены к деятельности 9 еврорегионов (созданных при участии Германии, Чехии, Словакии, Украины, Венгрии, Беларуси и Литвы) – "Померания", "Проевропа Вадрина", "Шпрева-Ниса-Бубр", "Ниса", "Союз Верхней Силезии и Северной Моравии", "Татры", "Карпаты", "Буг" и "Неман".

Геополитическое положение Украины и ее стратегический курс на подключение к общеевропейским интеграционным процессам требуют развития цивилизованных форм трансграничных взаимоотношений. Процесс образования еврорегионов начался и в нашем государстве.

Так, 29 сентября 1995 года председатель Волынской облгосадминистрации и воевода Хелмского, Люблянского, Замосцкого и Тарнобжегского воеводств Польши подписали в Луцке уставные документы трансграничного объединения еврорегион "Буг", создаваемого пограничными регионами Украины и Польши.

Особый интерес составляет опыт и результаты функционирования еврорегиона "Карпаты", соглашение о создании которого было заключено 14 февраля 1993 года административно-территориальными единицами Украины, Польши, Венгрии и Словакии. Он охватывает территорию с населением свыше 10 миллионов чел.

В территориальном аспекте в состав еврорегиона "Карпаты" включены:

  •  от Венгрии – области Хайду-Бихар, Сабольч, Хевеш, Боршод и Сольнок;
  •  от Польши –воеводства Кросно и Пшемисль, к которым со временем присоединился Жешув (после реформирования административно-территориального устройства Польши все они вошли в состав Жешувського воеводства);
  •  от Словакии – шесть районов и мост в восточной части страны (Бардеев, Требишов, Михаловце, Гуменное, Вранов, Швидник с центрами в Кошице и Прешове);
  •  от Украины – Закарпатская область (спустя некоторое время к участию в трансграничном сотрудничестве приобщились Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая области).

В организационном плане вышестоящим органом еврорегиона является Совет. Для участия в его работе все стороны делегируют трех представителей Предусмотрена возможность участия в заседаниях в роли наблюдателей представителей МИД, государственных органов и международных организаций.

В соответствии с соглашением и уставом в еврорегионе функционируют четыре комиссии:

комиссия по вопросам регионального развития (штаб-квартира в Венгрии), в функции которой входят:

  •  подготовка информационно-аналитических материалов относительно возможностей расширения экономических связей между сторонами-участницами;
  •  обработка предложений относительно привлечения иностранных инвестиций для осуществления общих проектов;
  •  организация участия в международных выставках-ярмарках;

комиссия по охране окружающей среды и туризма (с штаб-квартирой в Польше), которая выполняет такие функции:

  •  подготовка подробной рекреационной карты региона с указанием пунктов пересечения границы;
  •  разработка оптимальных туристических маршрутов;
  •  анализ состояния окружающей среды на территории регионов-участников и обработка предложений относительно скоординированных действий для ее охраны и т.п.;

комиссия по вопросам образования, культуры и спорта (с штаб-квартирой в Словакии), которое имеет такие обязанности:

  •  организация взаимного представительства;
  •  проведение международных встреч работников образования, науки и культуры;
  •  проведение культурно-художественных мероприятий, фестивалей, спортивных соревнований и др.;

ревизионно-контрольная комиссия (ее штаб-квартира находится в стране пребывания объединенного секретариата).

В процессе работы Совета было принято решение об учреждении пятой комиссии – комиссии по вопросам торговли.

Также был создан институт "наднациональных координаторов" по вопросам деятельности еврорегиона, которые назначаются членами Совета от каждой страны.

По уставу, бюджет еврорегиона "Карпаты" формируется за счет взносов участников и может пополняться из внешних источников. Заметим, что до 1995 года данный еврорегион консолидированного бюджета не имел. Общие мероприятия финансировались американским институтом "Восток-Запад" и фондом Рокфеллера.

Итоги функционирования еврорегиона "Карпаты" показывают, что становление подобного межрегионального объединения происходит с большими осложнениями как организационного, так и политического плана К числу экономических причин такого медленного развертывания деятельности еврорегиона "Карпаты" относят финансовые проблемы регионов-участников. Весомой причиной такого состояния дел является и отсутствие опыта отладки межрегиональных связей. Причем организаторы образования считают, что опыт Западной Европы в этой сфере для нас малопригоден.

В результате трансграничное сотрудничество в границах еврорегиона "Карпаты" практически не отличалось от существующих форм пограничного взаимодействия в других регионах Украины. Так, деятельность объединения концентрировалась пока лишь на подготовке предложений правительственным структурам относительно увеличения количества переходов границ и развития трансграничной инфраструктуры.

Проводились также форумы предпринимателей по вопросам трансграничного сотрудничества, была налажена работа научных семинаров, ежегодные встречи ректоров университетов и т.п.. Имели место и довольно активные контакты в сфере культуры, искусства и спорта. При этом было реализовано крайне незначительное количество общих хозяйственных проектов.

Итак, развитие трансграничного сотрудничества в Украине должно происходить в общем русле развития единой Европы с максимальным учетом специфики типа межрегиональных взаимоотношений, обусловленного исторической ретроспективой, характером этногенеза и экономико-гуманитарных контактов.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70298. Розробка бази знань експертної системи 427 KB
  Експертні системи - це клас комп’ютерних програм, які пропонують рекомендації, проводять аналіз, виконують класифікацію, дають консультації і ставлять діагноз. Вони орієнтовані на розв’язування задач, вирішення яких вимагає проведення експертизи людиною-спеціалістом.
70299. Введение в экономическую теорию. Функции и методы экономической теории 1.11 MB
  Альфред маршал ввел понятие спрос и предложение исследовал факторы воздействующие на них разработал концепцию эластичности спроса и предложения. Сформулировал законы спроса и предложения доказал что рыночная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения.
70300. Операции с символами, строками, фрагментами 33.5 KB
  Клавиша Пробел вставляет символ «пробел» между другими символами, на место пробела можно затем вписать другой символ, т.е. эта клавиша как бы производит раздвижку символов. В случае если в слове пропущена буква, ее можно вставить вместо пробела после «раздвижки».