30575

Природа эстетического творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции ужас какой Хорошо хоть не импотенции в наших чувствах и мыслях способно организовать их и стимулировать. Эстетическое сфера субъектобъектных отношений в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным незаинтересованным удовольствием. Фазы эстетического восприятия: эстетическая установка настроенность на восприятие: волевой акт чка сознательно пришедшего в театр кино музей или отправившегося полюбоваться природным...

Русский

2013-08-24

40 KB

1 чел.

34. Природа эстетич.творчества.  

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции (ужас какой! Хорошо, хоть не импотенции) в наших чувствах и мыслях, способно организовать их и стимулировать.

Эстетически настраивающая ф-ция ярко проявляется в тв-ве писателей и ж-тов глубокое воздействие на аудиторию худ.произведений, эстетически-психологический эффект!

1. Эстетика – философское учение об искусстве как об особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни (наука о прекрасном, грубо говоря).

2. Эстетическое – сфера субъект-объектных отношений, в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.

3. Главная цель эстетического опыта – обретение максимально доступного человеку объема особой духовной энергии (переживание единения с Универсумом, абсолютной полноты бытия, небывалого прилива творческой энергии, духовного наслаждения).

Фазы эстетического восприятия:

- эстетическая установка (настроенность на восприятие: волевой акт ч-ка, сознательно пришедшего в театр, кино, музей или отправившегося полюбоваться природным ландшафтом; чел понимает, что выбранный им объект обладает обладает эстетическими качествами и желает соприкоснуться с прекрасным, пережить особые состояния)

- эстетическая эмоция (определенные эмоционально-психические процессы общей позитивной направленности)

- восприятие (формирование системы образов и эмоциональных состояний; в процессе контакта субъекта и объекта чел практически полностью отрешается от всего, что не относится к эстетическому восприятию, выключается из обыденности и погружается в мир созданных ими образов, переживаний; формируется особое эстетическое пространственно-временное измерение; чел переживает иную жизнь)

- эстетическое созерцание (у чела возникает в сознании система образов, в душе активно формируются и развиваются образные процессы, вершится активное созидание эстетического предмета - чел реально переживает состояния, ситуации, связанные с объектом).

- катарсис (высшее состояние духовно-эстетического тв-ва, достигается сущностный контакт с Универсумом, полное ощущение бытия, ощущение значимости своей личности, полноценности, безграничного счастья и свободы). Именно это состояние может повлечь за собой непосредственное включение личности в творческий акт (челу хочется еще раз испытать эстетическое наслаждение, и он пытается воссоздать увиденное в художественном тексте, на картине, в музыкальном произведении).

О влиянии ис-ва на чела: настоящее ис-во пробуждает в человеке почти все интеллектуально-духовные и эмоциональные процессы; активно начинают работать механизмы воображения, фантазии, ассоциативные связи подключаются.

«Искусство и ответственность»

  •  Искусство обретает единство только в личности. Часто в челе искусства художник и чел соединены механически=>искусство ненастоящее, пафосное-патетическое, не отражает связь жизненных элементов. Это не гуд
  •  Поэт (и вообще любой творческий чувак) не оторван от реальности, должен чувствовать и отвественность, и вину: «в прозе жизни виновата  и его поэзия»

«Автор и герой в эстетической деятельности»

  •  Чтобы состоялся процесс творчества (а это завершение, переосмысление реальности), автор должен отразить этот процесс в себе. Без автора, в т.ч. его эстетического начала творчество не может быть, как не может быть эстетического видения без человека
  •  Автор (как и читатель) творческой формы находится вне ее (вненаходимость), чтобы все понять, но не участвовать
  •  Эстетическое восприятие отличает автора-творца от героя. Ценность художественного произведения определяется в контексте героя (познавательно-этичное нечто, жизненность) и в контексте автора (познавательно-этичное и формально-эстетическое)

«Проблема содержания материи и формы в словесном художественном творчестве»

Суть такова: произведение можно расчленить на маериал, форму и значение. Все вместе оно

1. Исусствоведение и общая эстетика

  •  Понятие эстетического нельзя извлечь интуитивно или эмпирически. Эстетическое можно узреть только с помощью анализа,  при этом сопоставляя его с другими категориями культуры и искусства
  •  Бахтин выступает против материальной эстетики (это когда эстетичсекая деятельность направлена только на материал, эстетически значимая форма есть форма материала, то есть типа вся эстетика  в куске мрамора, в его обработке. Важно, что он мрамор, а не значения, идеи, форма,  как носитель и организатор идеи). Против, потому что: форма без содержания – это не творчество, потому что не различает композиции и архитектоники (глубинных основ произведения, что ли), не может объяснить эстетику вне искусства (например, в природе, где нет как такового материала и формы).
  •  Для журналиста важно: определив место материала (это слово), формы (ну, текст какой-то репортаж или еще че) и содержаия, мы поймем, что форма, с одной стороны, материальна, а с другой организует материал. Это взаимодействие типа поможет в работе

2. Проблема содержания

  •  Произведение искусства может быть значимо только в контексте реальности (политики, социума, религии, экономики, личности). И эстетическое знание без актуальности, что ли, невозможно.
  •  В отличие от познания, которое отталкивает оценки и этисность, категория эстетического приемлет все, в т.ч. действительность, ничему не противится. Но эстетическая форма преобразует действительность, подчиняет новому единству, индивидуализирует, завершает. Короче, делает произведение искусства.
  •  Искусство создает новую форму, объединяет чела и природу
  •  Содержание необходимо для эстетического объекта
  •  Каждый художник в своем творчестве должен быть первым художником, ему приходится занимать эстетическую позицию по отношению к внеэстетической действительности

3. Проблема материала (для лит-ры и ж-ки это слово)

  •  Если в лингвистике слово рассматривается как просто единицу, лингвистическую определенность (без всяких там образов, символов и т.д.), то в словесном творчестве это понятие преодолевается, т.е. важны не морфемы или предложения, а их значение,  эстетическая ценность.
  •  Эстетический объект – это художественно оформленное содержание. Эстетический компонент (или образ) – это не слово, не зрительный образ, а своеобразное эстетическое образование, нематериальное. Т.е. существует восприятие материальное+психологическое+эстетическое

4. Проблема формы

  •  Форма – активно ценностное отношение к содержанию, она художественно значима
  •  Форма и делает творца творцом: нужно войти творцом в видимое, слышимое, произносимое
  •  Форма как бы изолирует содержание (ну, что-то остается за рамками произведения),  создавая тем самым произведение искусства
  •  Автор-творец может овладеть всеми сторонами слова (звуковая, значение, взаимосвязь слов, интонация, все, что вкладывает автор) и за счет этого управлять своим творением, оттачивать его.

В итоге можно сказать, что для Бахтина искусство невозможно без эстетики, ну, и красоты, само собой. Но оно также должно исходить из реальности. Плюс личность творца дико важна, а творец ответственен за свое творчество перед миром. Ну и важный момент, в т.ч. для словесного творчества: соотношения формы-материала-содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65168. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов. Золотая Орда в 1358-1362 гг.: династический кризис и феномен самозванства 153 KB
  Также мы попытаемся разобраться с проблемой самозванства ряда претендентов на трон в этот период кажется единственный беспрецедентный период в истории Золотой Орды когда к власти приходили правители с сомнительным происхождением.
65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.
65173. ОБРАЗ МАМАЯ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ КАК СРЕДСТВО ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ОРДЫНСКОГО ХАНА 132 KB
  В отечественной историографии правитель Золотой Орды Мамай удостоился самых отрицательных отзывов какими только характеризовались враги России. Эти характеристики могут быть отнесены к проводимой им в отношении Руси политики но некоторые источники...
65174. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА) 78 KB
  Другие же ногайские орды казахские узбекские монгольские сибирские ханства по мнению исследователей сделали в своем развитии шаг назад и из государств трансформировались в вождества; соответственно развитая система писанного права существовавшая...
65175. Математик, которого я знаю – Ньютон Исаак 235 KB
  Исаак Ньютон появился на свет в небольшой деревушке в семье мелкого фермера, умершего за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным, бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой об пол.
65176. Математик, которого я знаю – Франсуа Виет 77.7 KB
  Франсуа Виет 1540-1603 Родился в 1540 году на юге Франции в небольшом городке Фантенеле Конт французской провинции Пуату Шарант в 60 км от Ла Рошели. Его отец Этьен Виет прокурор. Благодаря связям матери Маргариты Дюпон и браку своей ученицы с принцем...