30575

Природа эстетического творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции ужас какой Хорошо хоть не импотенции в наших чувствах и мыслях способно организовать их и стимулировать. Эстетическое сфера субъектобъектных отношений в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным незаинтересованным удовольствием. Фазы эстетического восприятия: эстетическая установка настроенность на восприятие: волевой акт чка сознательно пришедшего в театр кино музей или отправившегося полюбоваться природным...

Русский

2013-08-24

40 KB

1 чел.

34. Природа эстетич.творчества.  

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции (ужас какой! Хорошо, хоть не импотенции) в наших чувствах и мыслях, способно организовать их и стимулировать.

Эстетически настраивающая ф-ция ярко проявляется в тв-ве писателей и ж-тов глубокое воздействие на аудиторию худ.произведений, эстетически-психологический эффект!

1. Эстетика – философское учение об искусстве как об особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни (наука о прекрасном, грубо говоря).

2. Эстетическое – сфера субъект-объектных отношений, в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.

3. Главная цель эстетического опыта – обретение максимально доступного человеку объема особой духовной энергии (переживание единения с Универсумом, абсолютной полноты бытия, небывалого прилива творческой энергии, духовного наслаждения).

Фазы эстетического восприятия:

- эстетическая установка (настроенность на восприятие: волевой акт ч-ка, сознательно пришедшего в театр, кино, музей или отправившегося полюбоваться природным ландшафтом; чел понимает, что выбранный им объект обладает обладает эстетическими качествами и желает соприкоснуться с прекрасным, пережить особые состояния)

- эстетическая эмоция (определенные эмоционально-психические процессы общей позитивной направленности)

- восприятие (формирование системы образов и эмоциональных состояний; в процессе контакта субъекта и объекта чел практически полностью отрешается от всего, что не относится к эстетическому восприятию, выключается из обыденности и погружается в мир созданных ими образов, переживаний; формируется особое эстетическое пространственно-временное измерение; чел переживает иную жизнь)

- эстетическое созерцание (у чела возникает в сознании система образов, в душе активно формируются и развиваются образные процессы, вершится активное созидание эстетического предмета - чел реально переживает состояния, ситуации, связанные с объектом).

- катарсис (высшее состояние духовно-эстетического тв-ва, достигается сущностный контакт с Универсумом, полное ощущение бытия, ощущение значимости своей личности, полноценности, безграничного счастья и свободы). Именно это состояние может повлечь за собой непосредственное включение личности в творческий акт (челу хочется еще раз испытать эстетическое наслаждение, и он пытается воссоздать увиденное в художественном тексте, на картине, в музыкальном произведении).

О влиянии ис-ва на чела: настоящее ис-во пробуждает в человеке почти все интеллектуально-духовные и эмоциональные процессы; активно начинают работать механизмы воображения, фантазии, ассоциативные связи подключаются.

«Искусство и ответственность»

  •  Искусство обретает единство только в личности. Часто в челе искусства художник и чел соединены механически=>искусство ненастоящее, пафосное-патетическое, не отражает связь жизненных элементов. Это не гуд
  •  Поэт (и вообще любой творческий чувак) не оторван от реальности, должен чувствовать и отвественность, и вину: «в прозе жизни виновата  и его поэзия»

«Автор и герой в эстетической деятельности»

  •  Чтобы состоялся процесс творчества (а это завершение, переосмысление реальности), автор должен отразить этот процесс в себе. Без автора, в т.ч. его эстетического начала творчество не может быть, как не может быть эстетического видения без человека
  •  Автор (как и читатель) творческой формы находится вне ее (вненаходимость), чтобы все понять, но не участвовать
  •  Эстетическое восприятие отличает автора-творца от героя. Ценность художественного произведения определяется в контексте героя (познавательно-этичное нечто, жизненность) и в контексте автора (познавательно-этичное и формально-эстетическое)

«Проблема содержания материи и формы в словесном художественном творчестве»

Суть такова: произведение можно расчленить на маериал, форму и значение. Все вместе оно

1. Исусствоведение и общая эстетика

  •  Понятие эстетического нельзя извлечь интуитивно или эмпирически. Эстетическое можно узреть только с помощью анализа,  при этом сопоставляя его с другими категориями культуры и искусства
  •  Бахтин выступает против материальной эстетики (это когда эстетичсекая деятельность направлена только на материал, эстетически значимая форма есть форма материала, то есть типа вся эстетика  в куске мрамора, в его обработке. Важно, что он мрамор, а не значения, идеи, форма,  как носитель и организатор идеи). Против, потому что: форма без содержания – это не творчество, потому что не различает композиции и архитектоники (глубинных основ произведения, что ли), не может объяснить эстетику вне искусства (например, в природе, где нет как такового материала и формы).
  •  Для журналиста важно: определив место материала (это слово), формы (ну, текст какой-то репортаж или еще че) и содержаия, мы поймем, что форма, с одной стороны, материальна, а с другой организует материал. Это взаимодействие типа поможет в работе

2. Проблема содержания

  •  Произведение искусства может быть значимо только в контексте реальности (политики, социума, религии, экономики, личности). И эстетическое знание без актуальности, что ли, невозможно.
  •  В отличие от познания, которое отталкивает оценки и этисность, категория эстетического приемлет все, в т.ч. действительность, ничему не противится. Но эстетическая форма преобразует действительность, подчиняет новому единству, индивидуализирует, завершает. Короче, делает произведение искусства.
  •  Искусство создает новую форму, объединяет чела и природу
  •  Содержание необходимо для эстетического объекта
  •  Каждый художник в своем творчестве должен быть первым художником, ему приходится занимать эстетическую позицию по отношению к внеэстетической действительности

3. Проблема материала (для лит-ры и ж-ки это слово)

  •  Если в лингвистике слово рассматривается как просто единицу, лингвистическую определенность (без всяких там образов, символов и т.д.), то в словесном творчестве это понятие преодолевается, т.е. важны не морфемы или предложения, а их значение,  эстетическая ценность.
  •  Эстетический объект – это художественно оформленное содержание. Эстетический компонент (или образ) – это не слово, не зрительный образ, а своеобразное эстетическое образование, нематериальное. Т.е. существует восприятие материальное+психологическое+эстетическое

4. Проблема формы

  •  Форма – активно ценностное отношение к содержанию, она художественно значима
  •  Форма и делает творца творцом: нужно войти творцом в видимое, слышимое, произносимое
  •  Форма как бы изолирует содержание (ну, что-то остается за рамками произведения),  создавая тем самым произведение искусства
  •  Автор-творец может овладеть всеми сторонами слова (звуковая, значение, взаимосвязь слов, интонация, все, что вкладывает автор) и за счет этого управлять своим творением, оттачивать его.

В итоге можно сказать, что для Бахтина искусство невозможно без эстетики, ну, и красоты, само собой. Но оно также должно исходить из реальности. Плюс личность творца дико важна, а творец ответственен за свое творчество перед миром. Ну и важный момент, в т.ч. для словесного творчества: соотношения формы-материала-содержания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59512. Шкідливі звички – шлях у безодню 66.5 KB
  Обладнання та оформлення: технічні засоби навчання учнівські реферати брошури книги плакати записи на дошці; Бережи одяг доки новий а здоровя доки молодий. Не піддавайся шкідливій звичці...
59513. Його величність хліб (сценарій позакласного заходу) 98.5 KB
  Його величність хліб. Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба.
59514. Люблю тебе, всім серцем і душею, моя ти рідна Україно 60 KB
  Повези мене батьку на Україну Хай весною почую спів соловя Повези мене батьку за свою Батьківщину Де зелені Карпати домівка твоя. Повези повези де зелені Карати Домівка твоя. Повези мене батьку на Україну Щоби літом побачить пшеничні поля Повези мене батьку на свою батьківщину...
59515. Геній Івана Франка 70.5 KB
  Ведучий. Мабуть, твори Івана Франка народилися з пилинки вогню. Незбагненна клітинка божественного пломеню, «правдива іскра Прометея», залетіла з батьківського ковадла ще в дитяче серце поета, вибухнула вулканом любові до праці, до правди, до свободи...
59516. Як ми знаємо творчість Т.Г.Шевченка 70.5 KB
  Добрий день юні шанувальники творчості Кобзаря дорогі глядачі вболівальники судді Сьогодні ми присутні з вами на конкурсі знавців творчості Тараса Григоровича Шевченка. Кожна команда повинна за 10 хвилин розповісти про Тараса Шевченка...
59517. Свято Андрія 43 KB
  Добрий вечір хазяєчко А чи можна до вас на вечорниці Господиня: Заходьте заходьте дівчата. 2 Дівчина. Чули щось грюкнуло за дверима 3 Дівчина. Всі: Дівчаточка відпустіть мене Що хочете зроблю будьяке бажання виконаю 1 Дівчина: Відгадай загадку...
59518. Палац культурної людини (мовний етикет) 53.5 KB
  Обладнання: Картки правил поведінки; картки завдань для команд; музика; картина. Продовжувати мандрівку від однієї зупинки до іншої можна тільки тоді коли чергова команда виконає всі завдання зупинки.
59519. Виготовлення новорічних ялинкових прикрас (гірлянди “Сніговики”, “Ялинки”, “Дзвоники”, “Зірочки”) 54 KB
  Організація дітей до роботи Привітання Сьогодні до нас на заняття діти завітали гості. Вступна бесіда Чи вірите ви діти у дива Відповідь учнів Я запитала про дива саме тому бо сьогоднішнє заняття наше буде незвичайним. Ми діти знаємо що в передноворічні...
59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...