30576

Эстетика и творчество

Доклад

Культурология и искусствоведение

Как красота в природе или в жизни будучи воспринята нами мобилизует наши духовные силы так и эстетическое начало в орнаменте музыкальной ритмике и ритмике танца организуют естественно эстетически наш внутренний мир. Однако ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие когда он преобразуясь в соответствующие психологические импульсы способен привести наш духовный мир в особое состояние эстетическое настроение. Недаром художники писатели журналисты понимают эстетическое начало как тот вид...

Русский

2013-08-24

36.5 KB

2 чел.

35. Эстетика и творчество

Все виды и роды эстетической деятельности (ЭД) людей служили мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. ЭД объективно необходима челу как инструмент саморегулирования в об-ве.

Чел по натуре своей, девочки, ХУДОЖНИК, всюду он стремится вносить в свою жизнь красоту (клумбочки возле дома, цветочки в горшочках на подоконнике). Чел улавливает проявление всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от объектов самой творческой действительности человека. Так вот, эти сигналы он впитывает в себя и пронизывает ими продукты своего творчества.

Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в об-ве (это не какое-нибудь там сопутствующее общественное явление). Как красота в природе или в жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике и ритмике танца – организуют, естественно эстетически, наш внутренний мир.

Первоначально эстетические силы сосредотачивались для людей:

- в природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий (типа шум ветра, плеск воды)

- в ритмике создаваемого человеком орнамента, танца, песен, мелодий

Как писал г-н Веселовский в кн. «Историческая поэтика»: «…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала».   

Однако ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в особое состояние – эстетическое настроение. Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой художественной выразительности повлиять на противостоящие им явления природы.

Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия, поэтому они являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся настоящим «человековедением», высока художественно-познавательная и воспитательная роль ис-ва. Главный признак художественности с тчк. зр. эстетики – познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность.

Основа тв-ва, его прочный фундамент – ОБРАЗ, НО только образное воссоздание действительности и ее образное познание еще не являются творчеством.

У людей творческих, чутко воспринимающих проявление эстетического начала в природе, в жизни вырабатывается путь эстетического освоения действительности. «Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача» (писал Солоухин).

Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства» (Шиллер).

Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраиваемым началом.

Эстетическая настройка духовного мира чела является не менее важной, чем познавательная деятельность. При таком подходе к тв-ву становится понятно, что оно родилось для удовлетворения 2-х потребностей об-ва: 1) познавательно-образной и 2) эстетически настраивающей.

Эстетическое воздействие тв-ва на дух.мир людей:

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции (ужас какой! Хорошо, хоть не импотенции) в наших чувствах и мыслях, способно организовать их и стимулировать.

Эстетически настраивающая ф-ция ярко проявляется в тв-ве писателей и ж-тов глубокое воздействие на аудиторию худ.произведений, эстетически-психологический эффект!

  В общем, я так понимаю суть вопроса: человек, наслаждаясь эстетическим видом природы (птички поют, речка журчит, деревца такие красивенькие растут) и впитывая в себя все эти прелести, настолько переполняется этим эстетизмом, что он у него начинает «лезть» буквально из всех щелей. И тут он резко становится до фига клеевым художником, поэтом, скульптором, и, естесссно – журналистом! Таким образом эстетические ценности окружающего мира находят отражение в творениях рук человеческих. Ах да, сначала он их мобилизирует (наши руки и впрямь не для скуки)  Во как!

Я понимаю, что рассказывать этот бред нереально. Поэтому предлагаю вам более иди менее связный текст из энциклопедии: «Духовный мир человека» (Аванта+)

1. Эстетика – философское учение об искусстве как об особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни (наука о прекрасном, грубо говоря).

2. Эстетическое – сфера субъект-объектных отношений, в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.

3. Главная цель эстетического опыта – обретение максимально доступного человеку объема особой духовной энергии (переживание единения с Универсумом, абсолютной полноты бытия, небывалого прилива творческой энергии, духовного наслаждения).

Фазы эстетического восприятия:

- эстетическая установка (настроенность на восприятие: волевой акт ч-ка, сознательно пришедшего в театр, кино, музей или отправившегося полюбоваться природным ландшафтом; чел понимает, что выбранный им объект обладает обладает эстетическими качествами и желает соприкоснуться с прекрасным, пережить особые состояния)

- эстетическая эмоция (определенные эмоционально-психические процессы общей позитивной направленности)

- восприятие (формирование системы образов и эмоциональных состояний; в процессе контакта субъекта и объекта чел практически полностью отрешается от всего, что не относится к эстетическому восприятию, выключается из обыденности и погружается в мир созданных ими образов, переживаний; формируется особое эстетическое пространственно-временное измерение; чел переживает иную жизнь)

- эстетическое созерцание (у чела возникает в сознании система образов, в душе активно формируются и развиваются образные процессы, вершится активное созидание эстетического предмета - чел реально переживает состояния, ситуации, связанные с объектом).

- катарсис (высшее состояние духовно-эстетического тв-ва, достигается сущностный контакт с Универсумом, полное ощущение бытия, ощущение значимости своей личности, полноценности, безграничного счастья и свободы). Именно это состояние может повлечь за собой непосредственное включение личности в творческий акт (челу хочется еще раз испытать эстетическое наслаждение, и он пытается воссоздать увиденное в художественном тексте, на картине, в музыкальном произведении).

О влиянии ис-ва на чела: настоящее ис-во пробуждает в человеке почти все интеллектуально-духовные и эмоциональные процессы; активно начинают работать механизмы воображения, фантазии, ассоциативные связи подключаются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37463. Экологическое право. Концепции экологического права 667.5 KB
  Эта концепция была подвергнута резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оценивались как утопичные и реакционные.
37464. Антропология права 2.94 MB
  Ковлер Антропология права Учебник для вузов Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА ИНФРА М Москва 2002 УДК 340. руководитель Центра сравнительного правоведения Института государства и права РАН и главный редактор журнала Государство и право в настоящее время судья Европейского Суда по правам человека избранный от Российской Федерации. Специалист в области теории и истории права сравнительного правоведения.
37468. ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ОБДУМЫВАЮЩИХ ЖИТЬЕ или Веселая книга о свободе и нравственности 683 KB
  Как называется Истинная правда или Учебник для психолога по жизни . Про Клуб Синтон то есть тоже про жизнь и про психологов то есть про отношение к жизни. Она для повседневности для живого и чувствующего человека с утра до вечера его дня и жизни в привычном окружении близких и далеких для работы и праздников болезней и телевизора. Клуб этот мир созданный мною двенадцать лет назад попрежнему занимает в моей душе и жизни большое место: он много требует но и много дает.
37470. Новый этап в развитии физики рентгеновских лучей 54.26 KB
  Первое что бросается в глаза это следующее. фантастическое увеличение потока информации и все возрастающая узкая специализация приводят к тому что большинство книг представляет собой сборники а не монографии в прямом смысле этого слова. Из них 28 это сборники обзоров такого же типа что и рецензируемая книга. Разумеется в том что такая книга будет неровной будет содержать повторения.
37471. Классики мировой философии о политику, государстве и праве 26.46 KB
  Противопоставление Гераклитом аристократического права и государства справедливым законам за которые люди должны биться как за стены родного города. Четыре свойства государства: мудрость мужество рассудительность справедливость. Структура государства. Разработал теорию возникновения и существования государства ради достижения благой жизни.