30576

Эстетика и творчество

Доклад

Культурология и искусствоведение

Как красота в природе или в жизни будучи воспринята нами мобилизует наши духовные силы так и эстетическое начало в орнаменте музыкальной ритмике и ритмике танца организуют естественно эстетически наш внутренний мир. Однако ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие когда он преобразуясь в соответствующие психологические импульсы способен привести наш духовный мир в особое состояние эстетическое настроение. Недаром художники писатели журналисты понимают эстетическое начало как тот вид...

Русский

2013-08-24

36.5 KB

2 чел.

35. Эстетика и творчество

Все виды и роды эстетической деятельности (ЭД) людей служили мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. ЭД объективно необходима челу как инструмент саморегулирования в об-ве.

Чел по натуре своей, девочки, ХУДОЖНИК, всюду он стремится вносить в свою жизнь красоту (клумбочки возле дома, цветочки в горшочках на подоконнике). Чел улавливает проявление всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от объектов самой творческой действительности человека. Так вот, эти сигналы он впитывает в себя и пронизывает ими продукты своего творчества.

Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в об-ве (это не какое-нибудь там сопутствующее общественное явление). Как красота в природе или в жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике и ритмике танца – организуют, естественно эстетически, наш внутренний мир.

Первоначально эстетические силы сосредотачивались для людей:

- в природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий (типа шум ветра, плеск воды)

- в ритмике создаваемого человеком орнамента, танца, песен, мелодий

Как писал г-н Веселовский в кн. «Историческая поэтика»: «…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала».   

Однако ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в особое состояние – эстетическое настроение. Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой художественной выразительности повлиять на противостоящие им явления природы.

Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия, поэтому они являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся настоящим «человековедением», высока художественно-познавательная и воспитательная роль ис-ва. Главный признак художественности с тчк. зр. эстетики – познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность.

Основа тв-ва, его прочный фундамент – ОБРАЗ, НО только образное воссоздание действительности и ее образное познание еще не являются творчеством.

У людей творческих, чутко воспринимающих проявление эстетического начала в природе, в жизни вырабатывается путь эстетического освоения действительности. «Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача» (писал Солоухин).

Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства» (Шиллер).

Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраиваемым началом.

Эстетическая настройка духовного мира чела является не менее важной, чем познавательная деятельность. При таком подходе к тв-ву становится понятно, что оно родилось для удовлетворения 2-х потребностей об-ва: 1) познавательно-образной и 2) эстетически настраивающей.

Эстетическое воздействие тв-ва на дух.мир людей:

Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции (ужас какой! Хорошо, хоть не импотенции) в наших чувствах и мыслях, способно организовать их и стимулировать.

Эстетически настраивающая ф-ция ярко проявляется в тв-ве писателей и ж-тов глубокое воздействие на аудиторию худ.произведений, эстетически-психологический эффект!

  В общем, я так понимаю суть вопроса: человек, наслаждаясь эстетическим видом природы (птички поют, речка журчит, деревца такие красивенькие растут) и впитывая в себя все эти прелести, настолько переполняется этим эстетизмом, что он у него начинает «лезть» буквально из всех щелей. И тут он резко становится до фига клеевым художником, поэтом, скульптором, и, естесссно – журналистом! Таким образом эстетические ценности окружающего мира находят отражение в творениях рук человеческих. Ах да, сначала он их мобилизирует (наши руки и впрямь не для скуки)  Во как!

Я понимаю, что рассказывать этот бред нереально. Поэтому предлагаю вам более иди менее связный текст из энциклопедии: «Духовный мир человека» (Аванта+)

1. Эстетика – философское учение об искусстве как об особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни (наука о прекрасном, грубо говоря).

2. Эстетическое – сфера субъект-объектных отношений, в которой творчески активное восприятие объекта или создание его сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.

3. Главная цель эстетического опыта – обретение максимально доступного человеку объема особой духовной энергии (переживание единения с Универсумом, абсолютной полноты бытия, небывалого прилива творческой энергии, духовного наслаждения).

Фазы эстетического восприятия:

- эстетическая установка (настроенность на восприятие: волевой акт ч-ка, сознательно пришедшего в театр, кино, музей или отправившегося полюбоваться природным ландшафтом; чел понимает, что выбранный им объект обладает обладает эстетическими качествами и желает соприкоснуться с прекрасным, пережить особые состояния)

- эстетическая эмоция (определенные эмоционально-психические процессы общей позитивной направленности)

- восприятие (формирование системы образов и эмоциональных состояний; в процессе контакта субъекта и объекта чел практически полностью отрешается от всего, что не относится к эстетическому восприятию, выключается из обыденности и погружается в мир созданных ими образов, переживаний; формируется особое эстетическое пространственно-временное измерение; чел переживает иную жизнь)

- эстетическое созерцание (у чела возникает в сознании система образов, в душе активно формируются и развиваются образные процессы, вершится активное созидание эстетического предмета - чел реально переживает состояния, ситуации, связанные с объектом).

- катарсис (высшее состояние духовно-эстетического тв-ва, достигается сущностный контакт с Универсумом, полное ощущение бытия, ощущение значимости своей личности, полноценности, безграничного счастья и свободы). Именно это состояние может повлечь за собой непосредственное включение личности в творческий акт (челу хочется еще раз испытать эстетическое наслаждение, и он пытается воссоздать увиденное в художественном тексте, на картине, в музыкальном произведении).

О влиянии ис-ва на чела: настоящее ис-во пробуждает в человеке почти все интеллектуально-духовные и эмоциональные процессы; активно начинают работать механизмы воображения, фантазии, ассоциативные связи подключаются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10438. Корозія металів та способи захисту від корозії 60.5 KB
  Корозія металів та способи захисту від корозії. Мета: навчальна: дати поняття про корозію металів як окисновідновний процес ознайомитись з причинами її виникнення; показати шкоду якої завдає корозія; розглянути способи захисту металів від корозії. виховна: фо
10439. Динаміка культурних процесів 97.5 KB
  Динаміка культури характеризує трансформаційні процеси всередині культури й у взаємодіях культур, які специфічні цілісністю, закономірністю, спрямованістю і впорядкованістю провідних тенденцій. Для динаміки культури характерною є усталеність взаємодії компонентів
10440. Загальні методи одержання металів. Метали в природі 84.5 KB
  Тема: Загальні методи одержання металів. Метали в природі. Навчальна мета: спираючись на знання періодичного закону та типи хімічних звязків поглибити знання учнів про елементи метали їх місце у періодичній системі та особливості будови атомів сформувати поняття
10441. Метали в природі. Загальні методи одержання металів 53.5 KB
  Тема: Метали в природі. Загальні методи одержання металів. Навчальна мета: спираючись на знання періодичного закону та типи хімічних звязків поглибити знання учнів про елементи метали їх місце у періодичній системі та особливості будови атомів; сформувати поняття
10442. Основи таємного діловодства та режиму таємності. Організація таємного діловодства 494.5 KB
  Тема 2. Основи таємного діловодства та режиму таємності. Організація таємного діловодства Затверджено на методичнiй нарадi Кафедри медицини катастроф та вiйськової медицини...
10443. Статут внутрішньої служби ЗСУ Збереження і зміцнення здоровя військовослужбовців 243 KB
  Тема 3: Статут внутрішньої служби ЗСУ Збереження і зміцнення здоровя військовослужбовців Розділ 6. Збереження і зміцнення здоров'я військовослужбовців ...
10444. Диапазон электромагнитного излучения 776.5 KB
  Диапазон электромагнитного излучения делится на ряд поддиапазонов: Гаммаизлучение рентгеновский ультрафиолетовый видимый инфракрасный радиодиапазон. Для задач дистанционного зондирования земли используются видимый инфракрасный радиодиапазон и отчасти ульт...
10445. Реализация JPEG-подобного алгоритма сжатия изображений 109 KB
  Реализация JPEGподобного алгоритма сжатия изображений. Алгоритмы на основе дискретного косинусного преобразования наиболее распространенным из которых является разработанный в начале 1990х годов алгоритм JPEG Joint Photographic Expert Group являются относительно простыми в реал
10446. Использование вейвлет - преобразования для сжатия изображений 1003 KB
  Использование вейвлет преобразования для сжатия изображений В настоящее время сжатие изображения на основе вейвлет преобразования получает все более широкое распространение. Так новый стандарт сжатия изображений JPEG2000 использует вейвлет преобразование. В совр