30583

История журналистской профессии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Но журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий возникших в Европе в XVI веке в России в XVII веке.Массовой журналистика стала после отмены крепостного права.Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров профессионалов мастеров своего дела умеющих быть мобильными находчивыми остроумными и подчас смелыми людьми писал Б.После 1917 года журналистика изменилась другими стали требования к журналисту.

Русский

2013-08-24

20.29 KB

18 чел.

48. История журналистской профессии.
В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес – это бог мудрости в русской ведической мифологии.
Гермес у греков – вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом – кадуцеем – Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником.
Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян – гении, у славян – ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека.
Гений – от латинского genius – род, gigno – рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.
Демон – от греческого daimon – божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции.
В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.
Михаил – архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей.
Гавриил – один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий.
Рафаил – по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель.
Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum – изречение, пророчество) – Дельфийский оракул Аполлона.
Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон).
Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» – вести с заседаний сената и «Acta diurnal populi Romani» – последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения.
В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».
Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии.
Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке.
В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов.
Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах – это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.
Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:
1) солидная, серьезная;
2) желтая, бульварная.
В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчика». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце.
Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров – профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми…», – писал Б. И. Есин . Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера .
После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и пропагандистом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа:
а) полное неучастие в газете;
б) работа в качестве корректора и т.д. ( т.е. технических работников).
Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергичных и преданных работников».
С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5 – 3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов.
В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К началу 90-х годов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % – журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2–3 раза ниже).
Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии:
1) профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;
2) журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;
3) журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной;
4) журналистика стала интересней для аудитории;
5) журналистика коммерциализировалась;
6) журналистика обульварилась, пожелтела;
7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентаций.
Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется:
а) из пророческой в реальную, земную;
б) из индивидуальной в коллективную;
в) из элитарной в массовую;
г) из монологичной в диалогичную;
д) из устной в письменную;
е) из печатной в электронную;
ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую);
ж) из непрофессиональной в профессиональную;
Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам: из профессионального становится полупрофессиональным, из творческого – информационным, из реального – виртуальным.
В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:
а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ;
б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененного информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, научной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.);
в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени;
г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории;
д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры;
е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются возможности для проявления творчества;
ё) журналистика становится саморегулируемой;
ж) информация приобретает свойства товара;
з) расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетям;
и) журналистика становится надомной работой с компьютером;
к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением;
л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям;
м) журналистика содействует интеграции народов.
Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68033. Розробка бібліотечного уроку для учнів 3-х класів вчителя початкових класів 98 KB
  Мета: Ознайомити учнів з історією виникнення книги з першодрукарями; розвивати звязне мовлення школярів спостережливість допитливість; прищеплювати бажання поповнювати свій словниковий запас; виховувати дбайливе ставлення до книги. Без слова немає людської мови а без мови книги.
68034. Інтелектуально-розважальна гра „Що ми знаємо про Кобзаря?” 41 KB
  Оскільки підлітковий вік це час самоутвердження формування особистості то зважаючи на це пропонуємо в ненавязливій формі гри вивчати Шевченка позмагатися хто краще знає долю і творчість поета. Клас або актова зала прибрані відповідно до відзначення дня народження Тараса Григоровича Шевченка...
68035. Вшановуємо Великого Кобзаря 153.5 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про творчість та життєвий шлях Т.Г.Шевченка; виробити вміння осмислити та зрозуміти тяжку долю поету, прищепити повагу та любов до нього, до України, до її чудової природи, до співучої солов’їної мови; поповнювати словник дітей образними виразами...
68036. Ми чуємо тебе, Кобзарю, крізь століття... 312 KB
  Музичне оформлення: пісня Ми йдемо до Тараса В.Шевченко Відеоролик лунає уривок пісні Ми йдемо до Тараса В. Немає з нами великого Кобзаря та слова його бентежать і тривожать душу Тарас Шевченко був одним із тих кого ми називаємо провісником нового життя народним пророком титаном духу.
68037. Літературна подорож «У гості до Кобзаря» (Т.Г. Шевченко і Донеччина) 823.5 KB
  Шевченка прикрашений рушником. На дошці висить карта Донецької області чи України на якій прапорцями позначені місця з якими пов’язане ім’я Тараса Шевченка. Шевченка наші земляки М. Звучить українська народна пісня Заповіт вірші Тараса Шевченка.
68038. Сценарій виховного заходу «Кохання моє неприховане…» 97 KB
  Майнової Виховний захід на тему Кохання моє неприховане покликаний навчати пізнавати поважати себе та інших розвивати культуру моральних почуттів культуру відносин духовність виховувати почуття людської гідності. Кохання любов одна з проблем що хвилюють кожну людину протягом усього життя.
68039. Колектив - велика сила: всі за одного, один за всіх - будь яка справа має успіх 310.5 KB
  Уточнити уявлення дітей про життя, працю в колективі; ознайомити з правилами чемності для хлопчиків і дівчат. Розвивати вміння оцінювати свої вчинки, визначати свою роль у колективі, авторитет колективу. Виховувати почуття колективізму, дружби, товаришування, прищеплювати бажання удосконалювати себе.
68040. Колективізм – як риса особистості 86 KB
  Створення учнівського самоврядування в гуртожитку не є засобом звільнення вихователів від педагогічних обовязків і завантаження ними учнів. Завдання органів учнівського самоврядування в гуртожитку Працюючи з молоддю в гуртожитку ВПУ25 не один рік дійшла висновку...
68041. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ 65.5 KB
  На сцене появляются дети. Выходят на сцену дети. Колобки директору: Ой подождите Еще отличники опоздали Первоклассники дети: Мы не отличники. Дети: Думать писать и читать Научил нас любимый учитель Учил нас буквы складывать считать Цветы растить и бабочек ловить.