30583

История журналистской профессии

Доклад

Культурология и искусствоведение

Но журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий возникших в Европе в XVI веке в России в XVII веке.Массовой журналистика стала после отмены крепостного права.Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров – профессионалов мастеров своего дела умеющих быть мобильными находчивыми остроумными и подчас смелыми людьми – писал Б.После 1917 года журналистика изменилась другими стали требования к журналисту.

Русский

2013-08-24

20.29 KB

17 чел.

48. История журналистской профессии.
В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес – это бог мудрости в русской ведической мифологии.
Гермес у греков – вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом – кадуцеем – Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником.
Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян – гении, у славян – ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека.
Гений – от латинского genius – род, gigno – рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.
Демон – от греческого daimon – божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции.
В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.
Михаил – архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей.
Гавриил – один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий.
Рафаил – по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель.
Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum – изречение, пророчество) – Дельфийский оракул Аполлона.
Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон).
Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» – вести с заседаний сената и «Acta diurnal populi Romani» – последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения.
В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».
Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии.
Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке.
В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов.
Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах – это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.
Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:
1) солидная, серьезная;
2) желтая, бульварная.
В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчика». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце.
Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров – профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми…», – писал Б. И. Есин . Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера .
После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и пропагандистом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа:
а) полное неучастие в газете;
б) работа в качестве корректора и т.д. ( т.е. технических работников).
Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергичных и преданных работников».
С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5 – 3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов.
В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К началу 90-х годов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % – журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2–3 раза ниже).
Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии:
1) профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;
2) журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;
3) журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной;
4) журналистика стала интересней для аудитории;
5) журналистика коммерциализировалась;
6) журналистика обульварилась, пожелтела;
7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентаций.
Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется:
а) из пророческой в реальную, земную;
б) из индивидуальной в коллективную;
в) из элитарной в массовую;
г) из монологичной в диалогичную;
д) из устной в письменную;
е) из печатной в электронную;
ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую);
ж) из непрофессиональной в профессиональную;
Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам: из профессионального становится полупрофессиональным, из творческого – информационным, из реального – виртуальным.
В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:
а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ;
б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененного информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, научной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.);
в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени;
г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории;
д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры;
е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются возможности для проявления творчества;
ё) журналистика становится саморегулируемой;
ж) информация приобретает свойства товара;
з) расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетям;
и) журналистика становится надомной работой с компьютером;
к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением;
л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям;
м) журналистика содействует интеграции народов.
Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4551. История McDonald’s 52 KB
  До последнего времени складывалось впечатление, что новое тысячелетие для корпорации McDonald’s, опутавшей сетью своих ресторанчиков даже самые отдаленные уголки земного шара, стало началом полосы неудач. Нападки на бизнес посыпались...
4552. Измерение линейных и диаметральных размеров детали абсолютным методом 43.5 KB
  Цель работы: Ознакомится с практическими навыками при измерении микрометром, штангенциркулем. Получить представления о методе обработки результатов измерения. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении курса. Взаимозаменяемость, с...
4553. Выбор универсальных измерительных средств для контроля или измерения деталей 41 KB
  Выбор универсальных измерительных средств для контроля или измерения деталей. Цель работы: Научится выбору измерительных средств для контроля или измерения. Получить представления о параметрах, определяющих выбор измерительных средств, о количествен...
4554. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка ценных бумаг 136 KB
  Введение Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо р...
4555. Анализ доходов и расходов банка 213.5 KB
  Введение В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрас...
4556. Електрообладнання автомобіля 53.5 KB
  Електрообладнання автомобіля поділяється на дві групи. Перша група – це джерела електричної енергії: генератор і акумуляторна батарея. Друга група, яка носить назву споживачів – це всі інші прилади електрообладнання. 1.Джерела струму Акуму...
4557. Битлз и из роль в развитии молодежной музыкальной культуры ХХ века 192 KB
  Тинэйджеры зачастую подвержены подростковому нигилизму, когда не воспринимается ничего, связанного с поколением родителей.Мне же всегда была интересна эпоха их юности, то время, когда мои мама с папой были такими же, как я теперь...
4558. Валютные операции банков 167 KB
  Валютные операции банков Регулирование валютных операций коммерческих банков Сущность и классификация валютных операций коммерческого банка. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты Основные виды валютных операц...
4559. Внутренний контроль в коммерческих банках 91.5 KB
  Внутренний контроль в коммерческих банках Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах Служба внутреннего контроля банка, функции и принципы организации Система внутреннего контроля в коммерческ...