30584

Журнализм в мире профессии (по Бахтину)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово – поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело.Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.

Русский

2013-08-24

16.02 KB

1 чел.

49. Журнализм в мире профессии (по Бахтину).
В России проблемой методологии гуманитарного познания активно занимался  Михаил Бахтин. Он утверждал, что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности, то есть слово – поступок.  По сути, это переход от формулы "слово и дело" к формуле "и слово есть дело". Для журналиста это принципиально важно, ведь для нас, господа, слово действительно дело.
Основа теории.
Воспринимая окружающий мир, человек дает полученным ощущениям имена. Когда субъект присваивает имя объекту, это означает, что он, во-первых, отразил объект как некоторый знак, во-вторых, его декодировал, т. е. конструктивно понял - истолковал. Механизм декодирования знака, который дал субъекту объект, был раскрыт Бахтиным.
Процесс истолкования знака-слова:
1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова цвета, пространственной формы).
2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.
3. Понимания его значения в данном контексте (ближнем или более далеком).
4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст оценочного момента, и степень его глубины и универсальности.
Бахтин изучал даже не столько само слово, сколько границы звучащего слова. В частности, когда исследователь обращался к творчеству Достоевского, он замечал, что слово героя и здесь постоянно сопровождается значимым молчанием, и роль этого молчания тем существеннее, чем ярче выражена "двуголосость" самого звучащего слова (Примеры: скрытое молчание собеседника Макара Девушкина, "реплики" которого реконструирует Бахтин в книге о Достоевском; молчание Христа в "диалогизированном монологе"  Великого Инквизитора). При произнесении слова (в диалоге), по мнению Бахтина, присутствует «молчащее третье» (только при этом «третьем» диалог становится диалогом в высшем смысле). Слово вообще, по Бахтину, не есть главное и диалог тоже не главное. В начале было отношение! Вот! Таким образом, можно говорить о вхаимодополнительности СЛОВА и МОЛЧАНИЯ, которые только в единстве образуют полноту бытия.   Для выражения события нужна вся полнота слова. Полнота слова состоит: содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), наглядно-выразительная сторона (слово-образ), эмоционально-волевая сторона(интонация слова) – в их единстве. Через эту полноту и можно выразить событие. К тому же язык, считает Бахтин, гораздо более приспособлен высказывать именно конкретную правду события,  а не отвлеченный логический момент в его чистоте. С помощью использования этой полноты слова сокращается разрыв между «миром слов» и «миром жизни».                                                                                                             НО!!! "Не следует преувеличивать силу языка, - замечает Бахтин, - единое и единственное бытие-событие и поступок, ему причастный, принципиально выразимы, но фактически это очень трудная задача, и полная адекватность недостижима, но всегда задана."
10 ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

по Эрику Фихтелиусу

(1999 г., Стокгольм, Швеция)

Десять заповедей радио- и тележурналистики сформулированы Эриком Фихтелиусом, одним из самых известных и опытных репортеров Швеции. В них отражаются точки отсчета и методы работы журналиста, техника интервью, приемы аудио- видео монтажа, вопросы драматургического построения радио- и телесюжетов, требования сохранения культуры речи и умения говорить в эфире, тонкости работы с видео- и звукозаписями, аспекты журналистской этики, а также перспективы развития профессии в ближайшем будущем.

- Работать увлеченно

- Сообщать о важном

- Работать планомерно

- Говорить о конкретном

- Подготовиться и слушать

- Не мешать развитию событий

- Беречь культуру языка

- Создавать новые версии

- Быть  нейтральным к последствиям

- Идти в ногу со временем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82392. Типичная русская еда 49.5 KB
  Задачи направленные на достижение метапредметных результатов: регулятивные УУД формирование умения принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать контролировать и оценивать свою деятельность деятельность группы; познавательные УУД формирование умения использовать различные...
82393. Односоставные предложения 87.5 KB
  Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. В чём же преимущество увиденной рекламы Чем она больше всего запоминается Простотой изложения лаконичностью легкостью ненавязчивостью Какие предложения использованы в этом рекламном ролике Односоставные В этой рекламе прозвучали стихи...
82394. Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав 38.91 KB
  Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...
82395. Неравенства. Конспект урока математики в 8 классе 684 KB
  Цель урока: развивать умение обобщать правильно отбирать способы решения неравенств; расширять общий кругозор. Задачи урока: Образовательные: Расширить обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах; Повторить понятие неравенства алгоритм решения неравенства с одной переменной...
82396. Герб. Флаг. Гимн 32.05 KB
  Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики государства России; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету. Оборудование: компьютер физическая карта России мультимедиапроектор энциклопедия книги о символике.
82397. Волны в океане 57.5 KB
  Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?
82398. А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 44.55 KB
  Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных – пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...
82399. Царь и кузнец (притча) 100.7 KB
  Это воистину волшебные создания С давних времен бабочки ассоциировалось с легкостью и беззаботностью. Среди скандинавов и славян бабочки олицетворяли душу человека а также служили символом всех влюбленных. С древних времен бабочки вызывали восхищение и являлись символом просветления...
82400. ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 74 KB
  Теория искусства при характеристике идейного содержания произведения в первую очередь выявляет авторское понимание объяснение жизни выраженное в произведении и авторский приговор оценку ее не противопоставляя идейную и художественную стороны.