30584

Журнализм в мире профессии (по Бахтину)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело.Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.

Русский

2013-08-24

16.02 KB

1 чел.

49. Журнализм в мире профессии (по Бахтину).
В России проблемой методологии гуманитарного познания активно занимался  Михаил Бахтин. Он утверждал, что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности, то есть слово – поступок.  По сути, это переход от формулы "слово и дело" к формуле "и слово есть дело". Для журналиста это принципиально важно, ведь для нас, господа, слово действительно дело.
Основа теории.
Воспринимая окружающий мир, человек дает полученным ощущениям имена. Когда субъект присваивает имя объекту, это означает, что он, во-первых, отразил объект как некоторый знак, во-вторых, его декодировал, т. е. конструктивно понял - истолковал. Механизм декодирования знака, который дал субъекту объект, был раскрыт Бахтиным.
Процесс истолкования знака-слова:
1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова цвета, пространственной формы).
2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.
3. Понимания его значения в данном контексте (ближнем или более далеком).
4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст оценочного момента, и степень его глубины и универсальности.
Бахтин изучал даже не столько само слово, сколько границы звучащего слова. В частности, когда исследователь обращался к творчеству Достоевского, он замечал, что слово героя и здесь постоянно сопровождается значимым молчанием, и роль этого молчания тем существеннее, чем ярче выражена "двуголосость" самого звучащего слова (Примеры: скрытое молчание собеседника Макара Девушкина, "реплики" которого реконструирует Бахтин в книге о Достоевском; молчание Христа в "диалогизированном монологе"  Великого Инквизитора). При произнесении слова (в диалоге), по мнению Бахтина, присутствует «молчащее третье» (только при этом «третьем» диалог становится диалогом в высшем смысле). Слово вообще, по Бахтину, не есть главное и диалог тоже не главное. В начале было отношение! Вот! Таким образом, можно говорить о вхаимодополнительности СЛОВА и МОЛЧАНИЯ, которые только в единстве образуют полноту бытия.   Для выражения события нужна вся полнота слова. Полнота слова состоит: содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), наглядно-выразительная сторона (слово-образ), эмоционально-волевая сторона(интонация слова) – в их единстве. Через эту полноту и можно выразить событие. К тому же язык, считает Бахтин, гораздо более приспособлен высказывать именно конкретную правду события,  а не отвлеченный логический момент в его чистоте. С помощью использования этой полноты слова сокращается разрыв между «миром слов» и «миром жизни».                                                                                                             НО!!! "Не следует преувеличивать силу языка, - замечает Бахтин, - единое и единственное бытие-событие и поступок, ему причастный, принципиально выразимы, но фактически это очень трудная задача, и полная адекватность недостижима, но всегда задана."
10 ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

по Эрику Фихтелиусу

(1999 г., Стокгольм, Швеция)

Десять заповедей радио- и тележурналистики сформулированы Эриком Фихтелиусом, одним из самых известных и опытных репортеров Швеции. В них отражаются точки отсчета и методы работы журналиста, техника интервью, приемы аудио- видео монтажа, вопросы драматургического построения радио- и телесюжетов, требования сохранения культуры речи и умения говорить в эфире, тонкости работы с видео- и звукозаписями, аспекты журналистской этики, а также перспективы развития профессии в ближайшем будущем.

- Работать увлеченно

- Сообщать о важном

- Работать планомерно

- Говорить о конкретном

- Подготовиться и слушать

- Не мешать развитию событий

- Беречь культуру языка

- Создавать новые версии

- Быть  нейтральным к последствиям

- Идти в ногу со временем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59724. А. Де Сент-Екзюпері. Життєпис письменника. «Маленький принц» 76.5 KB
  Засвоїти поняття філософська казкапритча; допомогти школярам зрозуміти ідейнохудожній зміст твору Маленький принц його філософський зміст та гуманістичну спрямованість; сприяти моральноетичному вихованню учнівОбладнання...
59725. Літературний вечір: День святого Валентина 90.5 KB
  Кохання одна з магістральних тем світової літератури від самого початку її існування. Знайомлячись із шедеврами скарбниці світової культури захоплюємося античною любовною лірикою; дивуємося глибині проникнення й відображення людських почуттів...
59726. Інсценізація казки: Пан Коцький 40.5 KB
  На дворі на лавочці біля хати сидить дід та баба а біля її ніг лежить кіт. Залишив кота під дубом Кіт сидить сумує Коли дивиться лисички весело мандрують. Що тут робиш поробляєш куди шлях ти держиш Кіт.
59728. Біблійні мотиви і пророцтво майбутнього у творчості Тараса Шевченка 74 KB
  Тарас Шевченко виріс у патріархальній українській родині де любов до Бога була неодмінною умовою життя. Українці свято вірили в Бога і ревно молилися а жорстоку панщину сприймали як замах на їхню віру переконання...
59729. День вчителя 36 KB
  Дитина: Вчитель Скільки сили треба Щоб навчити нас усіх І терпіння і бажання Дитина: І надій і сподівання. Дитина: Якби не було вчителя То не було напевне Ні поета ні мислителя Ні Шекспира ні Коперника І понині напевне Якби б не було учителя Невідкритими залишилися б Береги Америки.
59730. Конкурс на тему: Зачаровані казкою 51.5 KB
  Конкурс проходив у двох вікових рівнях у категорії €œІлюстрація до улюбленої казки учні €œ0 та І класів та Як уважно вміємо читати казки учні 2 та 3 класів і вимагав ознайомлення учасників зі змістом слідуючих українських народних казок: а Перша група кл.
59731. Державні символи України 53 KB
  Мета: 1 закцентувати увагу на державних символах; 2 повторити документи які узаконюють державність; 3 показати відображення питань української символіки в літературі та мистецтві; 4 виховання патріотичних почуттів у підростаючого покоління.
59732. Кривенька качечка 40.5 KB
  Нічого я ще не знаю, бабуся миленька. Давай підемо по грибки, ти моя старенька. Бери козуб і корзину, я візьму відерце, Наберемо ще води ми з чистого джерельця, Назбираємо грибочків, ягідок нарвемо, Зваримо юшки із грибами, млинців напечемо.