30585

Теория и методика журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Долгое время считалось что мозг производит мысли участвует в творческой деятельности так же как слюнная железа выделяет слюну. А вот каким образом мозг производит мысли Как объяснить когда в головах сразу у нескольких людей живущих в разных концах света рождается одно и то же научное открытиеИзобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов.А может действительно нашей мыслительной творческой деятельностью ктото управляетЯ могу экспериментально подтвердить что работа сознания не...

Русский

2013-08-24

19.86 KB

12 чел.

50. Теория и методика журналистского творчества.
Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций. Генрих Боровик писал: «Много врут. Неплохо бы научиться мно-гим писать и говорить по-русски правильно!»  Ангажированность прессы сегодня очевидна, как очевидно ее деление на  качественную и некаче-ственную.
Российская журналистика многопланова: от новостных, аналитиче-ских, расследовательских изданий до пиар-изданий, рекламно-коммер-ческих изданий и др. лишь в Иркутской области издается 400 газет, а в Российской Федерации более 30 тысяч.
Сегодня уже никто не сомневается в том, что теория журналистики одна из составляющих науки. Как и всякое научное направление она по-стоянно развивается.  Появляются новые направления, новые проблемы, а потому возникает потребность в изучении каких-либо вопросов, разделов науки.
Один из таковых разделов – это теория и методика журналистско-го творчества. Следует отметить, что теория и методика творчества явля-ется одной из составляющих творческой деятельности журналиста.
Еще никто не дал определения творчества, а точнее никто не «риск-нул» дать точного определения творчества.
Долгое время считалось, что мозг производит мысли, участвует в творческой деятельности так же, как слюнная железа выделяет слюну. Од-нако процесс выделения слюны можно наблюдать. А вот каким образом мозг производит мысли? Как объяснить, когда в головах сразу у несколь-ких людей, живущих в разных концах света, рождается одно и то же науч-ное открытие?
Изобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов. С небольшой разницей во времени несколько ученых заявляли об открытиях телеграфа, паровоза, реактивного двигателя, ядерного реактора. Как-то странно быстро нужные идеи, в нуж-ное время начинают носиться в воздухе. Вы не замечали? Моцарт утвер-ждал, что получал вдохновение, его творчество происходило откуда-то извне. Сократ говорил, что в своем творчестве подчинялся голосу, идуще-му из ниоткуда. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, мадам Кюри связывали свои успехи с «наваждением».
А может, действительно нашей мыслительной, творческой деятель-ностью кто-то управляет?
«Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне.»
Итак, по предположению ученых, человек – всего лишь биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Им управляет сознание через мозг, служащий приемником и вспомогательным сервисным компь-ютером, который всего лишь обрабатывает информацию.
«…Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь очень простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. Тысячи действий и поступков совершаются человеком под воздействием «матрицы памяти» – простейших ячеек, касающихся лишь нашего обихода. А творческий процесс – это проявление нового качества, которое не содержится в этих «матрицах». Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом. Но как ученый, я еще не нашла этому доказательств» .
Журналистика есть творчество, а творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека.
И тем не менее, чтобы журналистское творчество состоялось, журна-листу нужны знания и изучение жизни. Писать трудно. Хорошо писать еще труднее. Можно назвать десятки журналистов, чье творчество неповторимо и многопланово. Известный журналист Юрий Рост – автор заметки о брошенной собаке, которая выходила встречать самолеты в аэропорту Ше-реметьева, в надежде, что за ней приехал хозяин, но беспутый хозяин так и не появился. Заметку Роста, опубликованную в «Комсомолке», перепеча-тали все газеты мира. Творчество Роста многопланово. Он фотохудожник, телеведущий.
Василий Песков – автор репортажа из разрушенного землетрясением Ташкента. Репортаж включен в хрестоматии по журналистике. Автор по-вестей, лауреат Ленинской премии, автор еженедельных «Окон в природе» в «Комсомольской правде». Он ведет около 200 тематических досье, по-дробные записные книжки. Ежедневно в конце рабочего дня, пусть самого трудного, Василий Михайлович садится за стол и переносит в записную книжку впечатления прошедшего дня. Делает это он, даже если очень устал или находится в командировках. Записи из его рабочих записных книжек часто целиком переходят в публикации, где множество интересных фактов, деталей.
Анатолий Аграновский великий мастер анализа и исследования все-гда старался познать проблему, докопаться до истины. Темы, поднимаемые в его корреспонденциях, статьях, очерках актуальны и сегодня. Он работал много. Перед командировкой обязательно что-то читал, обдумывал, раз-мышлял. В командировке  пользовался блокнотами, куда заносил факты, какие-то детали. Анатолий Аграновский любил и умел беседовать с людь-ми, его будущими героями. Из бесед он всегда умел извлечь «изюминку». Потому, наверное, его статьи, очерки так убедительны и точны.
Татьяна Тэсс, великолепный мастер слова, очеркист, специальный корреспондент газеты «Известия», работала неделями, месяцами над каж-дым очерком. Тэсс окончила три курса Одесской консерватории, умела строить «музыкальные» фразы. Любовь журналистки к слову, к красоте, к смыслу, скрытому в словах, была безмерной. В год из под пера Татьяны Тэсс выходило 6–7 очерков… Темы она находила в письмах читателей. Над текстом она корпела до тех пор, пока не выходил номер газеты. Тэсс говорила о том, что журналистский труд тяжел, неимоверно тяжел. Оцени-вая его, она употребляла слово «каторга».
Виктор Шкловский как-то сказал: «Все пишут по-разному и все пи-шут трудно». Он говорил о писательском труде, но это характерно  и для журналистской деятельности.
Очень важно писать связно и связанно, находить факты, находить слова. В словах должна выражаться мысль. Если нет мысли, а есть лишь описание пусть даже филигранное, все равно скучно. Без мысли тоска. Где взять мысли?
Записные книжки замечательно полезны. Надо записывать впрок, на авось.
Предварительное обдумывание, без записи. У одних это утро, раннее утро. У других вечер, ночь. Обдумывание необходимо.
Работа над материалом. Кто-то работает по утрам, кто-то в редакци-онном кабинете, а кто-то вечером, ночью дома на кухне.
Трудность в журналистской работе – это штампы. Штампы многоли-ки: избитые сюжеты, затасканные сентенции, глубокомысленные рассуж-дения о пустяках.
Начало… В начальных фразах кто-то ищет музыкальный строй вещи, кто-то изысканный слог.
Конец… Здесь должен быть смысл, итог. Заканчивать материал надо неожиданно…
Технология и методика журналистского творчества индивидуальна. Более того, и технология и методика постоянно меняются, уточняются, со-вершенствуются. Журналистика изменяется, как меняется время, темы, со-бытия, факты. В результате непродуманных и быстрых реформ в России создался духовный вакуум в обществе, а потому требуется восполнить его здоровыми идеями и мыслями. Это очень непростое дело. И здесь множе-ство тем для журналистских выступлений.
Еще Н. М. Карамзин писал, что самая высокая особенность России – это неуемная скорость. Мы зреем, писал он, не столетиями, как другие государства, а десятилетиями и даже годами, потому что времени на рас-качку остается мало…
История учит: если есть силы, которые понимают, что нужно делать, то общество расцветает морально, духовно и, конечно, экономически. Вот и надо журналистам посмотреть, есть ли у нас такие силы.
В августе 1776 года Екатерина II писала сыну Павлу: «Признаюсь чистосердечно, что самолюбию моему очень льстит неупадающая сила русского имени».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37958. Определение моментов инерции твердых тел методом трифилярного подвеса 318.5 KB
  Момент инерции.1] Список литературы Лабораторная работа № 1 Определение моментов инерции твердых тел методом трифилярного подвеса 1. Экспериментальное определение моментов инерции твердых тел. Момент инерции.
37959. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ ТРИФИЛЯРНОГО ПОДВЕСА 284.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ ТРИФИЛЯРНОГО ПОДВЕСА 1. Цель работы Экспериментальное определение моментов инерции твердых тел. Момент инерции. Теорема Штейнера Моментом инерции материальной точки...
37960. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СОХРАНЕНИЯ МОМЕНТА ИМПУЛЬСА И ЭНЕРГИИ 160.54 KB
  Количественной мерой различных форм движения и взаимодействия материи является энергия. В соответствии с различными формами движения и взаимодействия материи различают виды энергии: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную и другие. Механическая энергия является мерой механического движения рассматриваемой системы, а также механического взаимодействия тел системы друг с другом и с внешними телами. Различают два вида механической энергии: кинетическую и потенциальную.
37961. Законы вращательного движения твердого тела 196.5 KB
  Проверка зависимости момента инерции грузов от расстояния до оси вращения. Рассмотрим твердое тело вращающееся вокруг оси ОО. Рассмотрим один из элементов массой mi расположенный на расстоянии ri от оси вращения. Моментом силы относительно оси называют физическую величину численно равную произведению силы на плечо.
37962. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 493.5 KB
  Момент инерции.11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ МЕТОДОМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 1. Цель работы Исследование крутильных колебаний и измерение момента инерции тела сложной формы. Момент инерции.
37963. Определение моментов инерции тел произвольной формы 180 KB
  Определение моментов инерции математического и физического маятников8 3. Определение момента инерции физического маятника в зависимости от распределения массы10 4.11 Лабораторная работа № 5 Определение моментов инерции тел произвольной формы 1. Цель работы Определение момента инерции математического и физического маятника а также изучение зависимости момента инерции физического маятника от распределения массы.
37964. Изучение законов поступательного движения тела 786 KB
  Изучение законов поступательного движения тела 1. Цель работы Проверка основных законов кинематики и динамики поступательного движения тела на машине Атвуда. Теоретическая часть Простейшая форма движения – это механическое движение которое характеризуется изменением с течением времени взаимного расположения тел или их частей относительно друг друга в пространстве.
37965. ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 480 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИФЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА Методические указания К лабораторной работе № 6 По курсу общей физики Уфа 2000 Составитель А.43 Проверка основных законов кинематики и динамики поступательного движения твердого тела; Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсу общей физики Уфимск. Работа знакомит с...
37966. Изучение законов соударения тел 128 KB
  Центральный удар двух шаров. Цель работы Определение коэффициентов восстановления скорости и энергии при центральном ударе двух шаров времени и средней силы соударения. Центральный удар двух шаров Рассмотрим два шара подвешенных рядом так что их центры находятся на одном уровне. Отведем один из шаров на некоторый угол α и отпустим без начальной скорости.