30585

Теория и методика журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Долгое время считалось что мозг производит мысли участвует в творческой деятельности так же как слюнная железа выделяет слюну. А вот каким образом мозг производит мысли Как объяснить когда в головах сразу у нескольких людей живущих в разных концах света рождается одно и то же научное открытиеИзобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов.А может действительно нашей мыслительной творческой деятельностью ктото управляетЯ могу экспериментально подтвердить что работа сознания не...

Русский

2013-08-24

19.86 KB

13 чел.

50. Теория и методика журналистского творчества.
Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций. Генрих Боровик писал: «Много врут. Неплохо бы научиться мно-гим писать и говорить по-русски правильно!»  Ангажированность прессы сегодня очевидна, как очевидно ее деление на  качественную и некаче-ственную.
Российская журналистика многопланова: от новостных, аналитиче-ских, расследовательских изданий до пиар-изданий, рекламно-коммер-ческих изданий и др. лишь в Иркутской области издается 400 газет, а в Российской Федерации более 30 тысяч.
Сегодня уже никто не сомневается в том, что теория журналистики одна из составляющих науки. Как и всякое научное направление она по-стоянно развивается.  Появляются новые направления, новые проблемы, а потому возникает потребность в изучении каких-либо вопросов, разделов науки.
Один из таковых разделов – это теория и методика журналистско-го творчества. Следует отметить, что теория и методика творчества явля-ется одной из составляющих творческой деятельности журналиста.
Еще никто не дал определения творчества, а точнее никто не «риск-нул» дать точного определения творчества.
Долгое время считалось, что мозг производит мысли, участвует в творческой деятельности так же, как слюнная железа выделяет слюну. Од-нако процесс выделения слюны можно наблюдать. А вот каким образом мозг производит мысли? Как объяснить, когда в головах сразу у несколь-ких людей, живущих в разных концах света, рождается одно и то же науч-ное открытие?
Изобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов. С небольшой разницей во времени несколько ученых заявляли об открытиях телеграфа, паровоза, реактивного двигателя, ядерного реактора. Как-то странно быстро нужные идеи, в нуж-ное время начинают носиться в воздухе. Вы не замечали? Моцарт утвер-ждал, что получал вдохновение, его творчество происходило откуда-то извне. Сократ говорил, что в своем творчестве подчинялся голосу, идуще-му из ниоткуда. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, мадам Кюри связывали свои успехи с «наваждением».
А может, действительно нашей мыслительной, творческой деятель-ностью кто-то управляет?
«Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне.»
Итак, по предположению ученых, человек – всего лишь биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Им управляет сознание через мозг, служащий приемником и вспомогательным сервисным компь-ютером, который всего лишь обрабатывает информацию.
«…Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь очень простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. Тысячи действий и поступков совершаются человеком под воздействием «матрицы памяти» – простейших ячеек, касающихся лишь нашего обихода. А творческий процесс – это проявление нового качества, которое не содержится в этих «матрицах». Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом. Но как ученый, я еще не нашла этому доказательств» .
Журналистика есть творчество, а творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека.
И тем не менее, чтобы журналистское творчество состоялось, журна-листу нужны знания и изучение жизни. Писать трудно. Хорошо писать еще труднее. Можно назвать десятки журналистов, чье творчество неповторимо и многопланово. Известный журналист Юрий Рост – автор заметки о брошенной собаке, которая выходила встречать самолеты в аэропорту Ше-реметьева, в надежде, что за ней приехал хозяин, но беспутый хозяин так и не появился. Заметку Роста, опубликованную в «Комсомолке», перепеча-тали все газеты мира. Творчество Роста многопланово. Он фотохудожник, телеведущий.
Василий Песков – автор репортажа из разрушенного землетрясением Ташкента. Репортаж включен в хрестоматии по журналистике. Автор по-вестей, лауреат Ленинской премии, автор еженедельных «Окон в природе» в «Комсомольской правде». Он ведет около 200 тематических досье, по-дробные записные книжки. Ежедневно в конце рабочего дня, пусть самого трудного, Василий Михайлович садится за стол и переносит в записную книжку впечатления прошедшего дня. Делает это он, даже если очень устал или находится в командировках. Записи из его рабочих записных книжек часто целиком переходят в публикации, где множество интересных фактов, деталей.
Анатолий Аграновский великий мастер анализа и исследования все-гда старался познать проблему, докопаться до истины. Темы, поднимаемые в его корреспонденциях, статьях, очерках актуальны и сегодня. Он работал много. Перед командировкой обязательно что-то читал, обдумывал, раз-мышлял. В командировке  пользовался блокнотами, куда заносил факты, какие-то детали. Анатолий Аграновский любил и умел беседовать с людь-ми, его будущими героями. Из бесед он всегда умел извлечь «изюминку». Потому, наверное, его статьи, очерки так убедительны и точны.
Татьяна Тэсс, великолепный мастер слова, очеркист, специальный корреспондент газеты «Известия», работала неделями, месяцами над каж-дым очерком. Тэсс окончила три курса Одесской консерватории, умела строить «музыкальные» фразы. Любовь журналистки к слову, к красоте, к смыслу, скрытому в словах, была безмерной. В год из под пера Татьяны Тэсс выходило 6–7 очерков… Темы она находила в письмах читателей. Над текстом она корпела до тех пор, пока не выходил номер газеты. Тэсс говорила о том, что журналистский труд тяжел, неимоверно тяжел. Оцени-вая его, она употребляла слово «каторга».
Виктор Шкловский как-то сказал: «Все пишут по-разному и все пи-шут трудно». Он говорил о писательском труде, но это характерно  и для журналистской деятельности.
Очень важно писать связно и связанно, находить факты, находить слова. В словах должна выражаться мысль. Если нет мысли, а есть лишь описание пусть даже филигранное, все равно скучно. Без мысли тоска. Где взять мысли?
Записные книжки замечательно полезны. Надо записывать впрок, на авось.
Предварительное обдумывание, без записи. У одних это утро, раннее утро. У других вечер, ночь. Обдумывание необходимо.
Работа над материалом. Кто-то работает по утрам, кто-то в редакци-онном кабинете, а кто-то вечером, ночью дома на кухне.
Трудность в журналистской работе – это штампы. Штампы многоли-ки: избитые сюжеты, затасканные сентенции, глубокомысленные рассуж-дения о пустяках.
Начало… В начальных фразах кто-то ищет музыкальный строй вещи, кто-то изысканный слог.
Конец… Здесь должен быть смысл, итог. Заканчивать материал надо неожиданно…
Технология и методика журналистского творчества индивидуальна. Более того, и технология и методика постоянно меняются, уточняются, со-вершенствуются. Журналистика изменяется, как меняется время, темы, со-бытия, факты. В результате непродуманных и быстрых реформ в России создался духовный вакуум в обществе, а потому требуется восполнить его здоровыми идеями и мыслями. Это очень непростое дело. И здесь множе-ство тем для журналистских выступлений.
Еще Н. М. Карамзин писал, что самая высокая особенность России – это неуемная скорость. Мы зреем, писал он, не столетиями, как другие государства, а десятилетиями и даже годами, потому что времени на рас-качку остается мало…
История учит: если есть силы, которые понимают, что нужно делать, то общество расцветает морально, духовно и, конечно, экономически. Вот и надо журналистам посмотреть, есть ли у нас такие силы.
В августе 1776 года Екатерина II писала сыну Павлу: «Признаюсь чистосердечно, что самолюбию моему очень льстит неупадающая сила русского имени».