30589

Диалог как основа творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

2 чел.

54. Диалог как основа творчества.

«Познание ограничивается самим собой,

и лишь диалог как форма,

предполагающая активную деятельность,

выводит на орбиту социального».

Диалог, как точно подметил Л.Н. Коган, – это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры», а если брать более узкое значение – способ реализации функций журналистики.

Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия. Мнение Бахтина: «Человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть… Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается – все кончается. Поэтому диалог в сущности не может и не должен кончаться».

Диалог – это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций. Соприкосновение и противоборство точек зрения в процессе диалога ведет к кристаллизации отстаиваемых идей, к их творческому обогащению и синтезу. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, а даже приоюретают. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена инфо.

Как и любое другое общественное явление, диалог исторически развиваля, приобретая самые разнообразные формы.

1. сократический диалог (исследовательский). В этой форме диалога каждый имеет право высказать своё мнение и защищать его, слушать своего собеседника и задавать ему вопросы. Эта форма названа по имени древнегреч философа Сократа, великолепного мастера ведения диалога. Сократ знал о следующем св-ве чел. Мышления: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем из них могут быть сделаны не любые, а вполне конкретные выводы.

2. Риторический диалог широко применялся в Древнем Риме. Его образцами могут служить речи знаменитого оратора Цицерона. Этот диалог характеризуются преимущественно активностьб одной из сторон. Один говорит, остальные слушают. Риторический диалог – это монолог популяризаторского или увещевательно-моралистического характера.

3. Диалоги ещё есть – ритуальные, игровые, карнавальные. Эти виды диалога не преследуют цели поиска инфо или установления истины. В карнавальном диалоге осуществл принцип свободного, задушевного межличностного общения. Он возник в античное время.

Диалог м.б. и письменным, и устным. Истоки диалогичности кроются в функциях живо, человеческой речи. Эффективность диалога зависит от формы его воплощения.

В наиболее отчетоивой форме диалогичность проявляется в беседе и споре. Беседа служит прежде всего удовлетворению потребности людей в общении друг с другом. В споре сталкиваются различные взгляды, различные мнения.

Структура диалога.

Он должен удовлетворять следующим формальным условиям:

  1.  «Ходы» диалога делаются его участниками по очереди;
  2.  дддиалог заканчивается после конечного числа шагов результатом, позволяющим решить, кто выйграл и кто проиграл;
  3.  Участники диалога пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений и влияющие на изменения в его структуре.
  4.  Диалог ведется с учетом реакции одного участника на «ходы» другого.

Ходы диалога зависят от того, удачно или неудачно формулируются исходные вопросы и даются ответы на них.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление.

Вокруг вопросно-ответного ядра диалога формир-ся другие, иногда неявно формируемые элементы его структуры:

- мотивы и цели диалога

- критерии отбора точек зрения, доводы

- вспомогательные элементы как реакции на действия противоположной стороны (подсказки, выражения одобрения, уточнения и др)

Известно, что ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для его вознивновения необходимы, по крайней мере, 2 точки зрения, 2 противоположных суждения.

Т.о., диалог, возникает на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскивание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53885. Органи кровообігу 91.5 KB
  Обладнання: таблиця Органи кровообігу картки; комп’ютер ППЗ Природознавство 3й клас для загальноосвітніх навчальних шкіл. Органи дихання це ніс гортань трахея бронхи легені легеневі пухирці кровоносні судини 3. Мотивація навчальної діяльності Прослухавши вірш ви легко дасте відповідь на запитання: про яку систему органів сьогодні піде мова Тема сьогодні у нас важкувата Адже кров ми вивчаєм малята.
53886. День слави і печалі. Урок – пам’ять присвячений річниці бою під Крутами 111 KB
  94 роки тому назад у бою під Крутами що на Чернігівщині понад 300 курсантів військової школи студентів та гімназистів рішуче відстоюючи право українського народу жити у власній державі вступили у нерівний бій із значно переважаючим добре озброєним і вишколеним противником і протягом кількох днів стримували на підступах до Києва величезну більшовицьку армію. Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національносвідомого робітництва яке гаряче стояло за українську державність розуміючи за нами ту...
53887. Квадратне рівняння та його використання 87.5 KB
  Завдання: навчальні: відтворити знання про квадратне рівняння його види способи розвязування;вміння розвязувати квадратні рівняння. використовувати рівняння що зводяться до квадратних перетворювання раціональних виразів розвязування квадратичних виразів графічним способом; систематизувати та узагальнити навчальні досягнення учнів щодо розвязання квадратних рівнянь та їх використання в ході уроку та їх використання в ході уроку під час формування компетенцій учнів з алгебри;;розвивальні: розвивати увагу мислення пам'ять...
53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.
53890. Методика «Кулькова лялька» 90.5 KB
  Вік: рекомендуємо використовувати з 2х років разом з психологом з батьками до 11 років вік коли дитина ще вірить у казки чаклунство. Емоція яку проговорить дитина буде відображена на обличчі кулькової ляльки. Хід роботи: Чарівні маленькі предмети дитина кладе у коробок зпід кіндерсюрпризу. Дитина думає про те що їй допомагає та 3 рази дує в коробочок закриває його.
53891. Культура и традиции 62.5 KB
  И такой вариант возможен и у вас начнётся как переплетение с цветочками посредине. Допустим мы взяли черно злато белые цвета императорского штандарта. Что вам нужно Я взял три нитки можно цветов и поболее собрал их вместе. Можно подвести просто по одному цвету.
53892. Наземний, підземний, повітряний, водний – нас транспорт домчить будь-куди вже сьогодні 72.5 KB
  Тема: Наземний підземний повітряний водний - нас транспорт домчить будькуди вже сьогодні Автор: Ярмоленко Людмила Анатоліївна вчительлогопед ДНЗ №8 Золотий півник м. Вчительлогопед. Диференціація голосних та приголосних звуків Вчительлогопед. Вчительлогопед.
53893. Створення розвивально-ігрового середовища для розвитку творчого життя дошкільника 38 KB
  Продовжувати вчити виконувати роль кожного працівника кондитерського цеху знаходити методи спілкування між працівниками фабрики: кондитер завідувач кондитерським цехом директор секретар; будувати правильні міжрольові діалоги; закріпити засвоєні знання дітей із культури ділового спілкування; продовжувати вчити застосовувати свої знання на практиці в нестандартних умовах; закріпити вміння творчо працювати групами і допомагати один одному співпереживати. Розширювати уявлення дітей про роботу малих підприємств; закріпити вміння виконувати...