30589

Диалог как основа творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм ваейшая черта человеческого бытия.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

3 чел.

54. Диалог как основа творчества.

«Познание ограничивается самим собой,

и лишь диалог как форма,

предполагающая активную деятельность,

выводит на орбиту социального».

Диалог, как точно подметил Л.Н. Коган, – это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры», а если брать более узкое значение – способ реализации функций журналистики.

Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия. Мнение Бахтина: «Человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть… Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается – все кончается. Поэтому диалог в сущности не может и не должен кончаться».

Диалог – это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций. Соприкосновение и противоборство точек зрения в процессе диалога ведет к кристаллизации отстаиваемых идей, к их творческому обогащению и синтезу. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, а даже приоюретают. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена инфо.

Как и любое другое общественное явление, диалог исторически развиваля, приобретая самые разнообразные формы.

1. сократический диалог (исследовательский). В этой форме диалога каждый имеет право высказать своё мнение и защищать его, слушать своего собеседника и задавать ему вопросы. Эта форма названа по имени древнегреч философа Сократа, великолепного мастера ведения диалога. Сократ знал о следующем св-ве чел. Мышления: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем из них могут быть сделаны не любые, а вполне конкретные выводы.

2. Риторический диалог широко применялся в Древнем Риме. Его образцами могут служить речи знаменитого оратора Цицерона. Этот диалог характеризуются преимущественно активностьб одной из сторон. Один говорит, остальные слушают. Риторический диалог – это монолог популяризаторского или увещевательно-моралистического характера.

3. Диалоги ещё есть – ритуальные, игровые, карнавальные. Эти виды диалога не преследуют цели поиска инфо или установления истины. В карнавальном диалоге осуществл принцип свободного, задушевного межличностного общения. Он возник в античное время.

Диалог м.б. и письменным, и устным. Истоки диалогичности кроются в функциях живо, человеческой речи. Эффективность диалога зависит от формы его воплощения.

В наиболее отчетоивой форме диалогичность проявляется в беседе и споре. Беседа служит прежде всего удовлетворению потребности людей в общении друг с другом. В споре сталкиваются различные взгляды, различные мнения.

Структура диалога.

Он должен удовлетворять следующим формальным условиям:

  1.  «Ходы» диалога делаются его участниками по очереди;
  2.  дддиалог заканчивается после конечного числа шагов результатом, позволяющим решить, кто выйграл и кто проиграл;
  3.  Участники диалога пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений и влияющие на изменения в его структуре.
  4.  Диалог ведется с учетом реакции одного участника на «ходы» другого.

Ходы диалога зависят от того, удачно или неудачно формулируются исходные вопросы и даются ответы на них.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление.

Вокруг вопросно-ответного ядра диалога формир-ся другие, иногда неявно формируемые элементы его структуры:

- мотивы и цели диалога

- критерии отбора точек зрения, доводы

- вспомогательные элементы как реакции на действия противоположной стороны (подсказки, выражения одобрения, уточнения и др)

Известно, что ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для его вознивновения необходимы, по крайней мере, 2 точки зрения, 2 противоположных суждения.

Т.о., диалог, возникает на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскивание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13631. Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом 14.08 KB
  Культура лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.Ф. НицшеЯ глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное бессознательное в челов...
13632. Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней 16.16 KB
  Наука не сводится к сумме фактов как здание не сводится к груде камней.А. ПуанкареНаука является одной из форм духовной культуры. Увеличение дальнейшее совершенствование научных знаний во многом определяет развитие материального производства социальноэкономическ...
13633. Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого 14.72 KB
  Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого и музыканту в изображении невидимого. Леонардо да Винчи И поэт и художник и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем что искусство особый способ познания и отражения действительности посредством ...
13634. Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно 14.86 KB
  Проповедовать мораль легко обосновать ее трудно. А. Шопенгауэр.Что такое мораль И почему согласно Шопенгауэру обосновать ее трудно Мораль это часть духовности форма общественного сознания это система норм регулирующих поведение людей основанная на общеприняты
13635. Кеннеди. У искусства есть враг, имя которому - невежество 15.65 KB
  У искусства есть враг имя которому невежество. Д. Кеннеди Автор считает что незнание не способность разбираться в чемлибо а тем более в искусстве может принести огромный вред искусству. И мы можем с этим согласиться. Невежество происходит от слова ведать знат
13636. Цивилизация есть стадия умирания культуры 14.68 KB
  Цивилизация есть стадия умирания культуры.О. ШпенглерРазвитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей созданных в процессе культурной деятельности людей не может сложиться и цивилизационная общность.Некоторые исследователи полностью ото...
13637. Щадя преступников, вредят честным людям 14.43 KB
  Щадя преступников вредят честным людямСенекаВыдающийся философ Сенека жил во времена Римской империи. Что же этой фразой он хотел сказать Не наказывая преступников вообще или не наказывая их должным образом мы наносим вред честнымзаконопослушным гражданам. И хотя...
13638. Ньютон. Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов 14.11 KB
  Я видел дальше других только потому что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон. Эти слова сложно было бы понять не зная их автора. Но зная что автором этого высказывания является Ньютон один из самых выдающихся ученых человечества мы можем понять их смысл. Я думаю гиганта
13639. Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм 14.12 KB
  Гордиться своей нацией патриотизм хвалиться своей национальностью национализм И.Н. Шевелев Эссе Шевелев в своем высказывании безусловно прав. Какое прекрасное чувство патриотизм Гордость за свой народ и богатейшую историю нации уважение и почитание традиций...