30589

Диалог как основа творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм ваейшая черта человеческого бытия.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

3 чел.

54. Диалог как основа творчества.

«Познание ограничивается самим собой,

и лишь диалог как форма,

предполагающая активную деятельность,

выводит на орбиту социального».

Диалог, как точно подметил Л.Н. Коган, – это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры», а если брать более узкое значение – способ реализации функций журналистики.

Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия. Мнение Бахтина: «Человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть… Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается – все кончается. Поэтому диалог в сущности не может и не должен кончаться».

Диалог – это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций. Соприкосновение и противоборство точек зрения в процессе диалога ведет к кристаллизации отстаиваемых идей, к их творческому обогащению и синтезу. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, а даже приоюретают. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена инфо.

Как и любое другое общественное явление, диалог исторически развиваля, приобретая самые разнообразные формы.

1. сократический диалог (исследовательский). В этой форме диалога каждый имеет право высказать своё мнение и защищать его, слушать своего собеседника и задавать ему вопросы. Эта форма названа по имени древнегреч философа Сократа, великолепного мастера ведения диалога. Сократ знал о следующем св-ве чел. Мышления: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем из них могут быть сделаны не любые, а вполне конкретные выводы.

2. Риторический диалог широко применялся в Древнем Риме. Его образцами могут служить речи знаменитого оратора Цицерона. Этот диалог характеризуются преимущественно активностьб одной из сторон. Один говорит, остальные слушают. Риторический диалог – это монолог популяризаторского или увещевательно-моралистического характера.

3. Диалоги ещё есть – ритуальные, игровые, карнавальные. Эти виды диалога не преследуют цели поиска инфо или установления истины. В карнавальном диалоге осуществл принцип свободного, задушевного межличностного общения. Он возник в античное время.

Диалог м.б. и письменным, и устным. Истоки диалогичности кроются в функциях живо, человеческой речи. Эффективность диалога зависит от формы его воплощения.

В наиболее отчетоивой форме диалогичность проявляется в беседе и споре. Беседа служит прежде всего удовлетворению потребности людей в общении друг с другом. В споре сталкиваются различные взгляды, различные мнения.

Структура диалога.

Он должен удовлетворять следующим формальным условиям:

  1.  «Ходы» диалога делаются его участниками по очереди;
  2.  дддиалог заканчивается после конечного числа шагов результатом, позволяющим решить, кто выйграл и кто проиграл;
  3.  Участники диалога пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений и влияющие на изменения в его структуре.
  4.  Диалог ведется с учетом реакции одного участника на «ходы» другого.

Ходы диалога зависят от того, удачно или неудачно формулируются исходные вопросы и даются ответы на них.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление.

Вокруг вопросно-ответного ядра диалога формир-ся другие, иногда неявно формируемые элементы его структуры:

- мотивы и цели диалога

- критерии отбора точек зрения, доводы

- вспомогательные элементы как реакции на действия противоположной стороны (подсказки, выражения одобрения, уточнения и др)

Известно, что ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для его вознивновения необходимы, по крайней мере, 2 точки зрения, 2 противоположных суждения.

Т.о., диалог, возникает на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскивание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34732. Единицы веса и объема в Российской империи 18.05 KB
  Рассмотрим систему русских мер веса в XVIII в. встречаются следующие меры веса: берковец пуд фунт золотник грен крата и доля. На основе этой системы единиц измерения веса складываются наиболее употребительные наборы гирь.
34733. Обеспечение единства измерений и надзор за мерами и весами в Российской империи 16.29 KB
  в связи с экономическим развитием страны встал вопрос не только о единообразии мер и единой для всей страны системе мер как это было в XVI и XVII вв. Вопрос об основных эталонах оказался непростым так как было неясно какие образцы мер следует взять за основу. Предстояло прежде всего найти основания для установления величин той или иной меры а затем разработать принципы организации поверочного дела.
34734. Введение метрической системы в России. Метрические единицы измерения, принятые в СССР 17.08 KB
  Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по указанию В. И. Ленина 11 сентября 1918 г. принял декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». Декрет определял «положить в основание всех измерений, производимых в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике...
34735. Историческая генеалогия: история развития, предмет и задачи, смежные дисциплины 13.87 KB
  Лихачева разработавшего научную методику исследования генеалогических источников и Л. Появляются исследования по истории отдельных дворянских родов работы Барсукова Васильчикова. многие отечественные генеалоги оказались за границей и там продолжили свои исследования. генеалогические исследования значительно сокращаются.
34736. Источники по генеалогии дворянства 16 - 17вв.: Государев родословец и Бархатная книга (история создания, структура, содержание) 13.23 KB
  : Государев родословец и Бархатная книга история создания структура содержание Государев родословец История создания: Составлен Разрядным приказом в 1555 1556 году. В XVII веке Государев родословец включён в Бархатную книгу. Структура: 1 часть государев родословец был составлен при Иване 4; 2 часть составлена на основе приказов. В Бархатную книгу включены: Государев родословец 1555 1556 состоящий преимущественно из родословных записей Рюриковичей и Гедиминовичей царский княжеские боярские роды а также материалы за вторую...
34738. Ревизские сказки как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 15.76 KB
  Это документы именной переписи податного населения Российской Империи XVIII середины XIX вв. Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения в которых указывались имя отчество и фамилия владельца двора его возраст имя и отчество членов семьи с указанием возраста отношение к главе семьи.
34739. Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.06 KB
  дают материалы Первой всероссийской переписи населения это прямой массовый статистический учет населения проводимый с целью определения его численности состава и размещения на определенный момент. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II согласно Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи изданному в 1895 г.
34740. Церковные метрические книги как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.82 KB
  Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. Во второй части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории учреждение с церковноадминистративными и судебными функциями которая подчинялась епархиальному архиерею второй оставался в церкви.