30589

Диалог как основа творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия.

Русский

2013-08-24

30.5 KB

3 чел.

54. Диалог как основа творчества.

«Познание ограничивается самим собой,

и лишь диалог как форма,

предполагающая активную деятельность,

выводит на орбиту социального».

Диалог, как точно подметил Л.Н. Коган, – это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры», а если брать более узкое значение – способ реализации функций журналистики.

Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия. Мнение Бахтина: «Человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть… Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается – все кончается. Поэтому диалог в сущности не может и не должен кончаться».

Диалог – это логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством выражения своих смысловых позиций. Соприкосновение и противоборство точек зрения в процессе диалога ведет к кристаллизации отстаиваемых идей, к их творческому обогащению и синтезу. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, а даже приоюретают. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена инфо.

Как и любое другое общественное явление, диалог исторически развиваля, приобретая самые разнообразные формы.

1. сократический диалог (исследовательский). В этой форме диалога каждый имеет право высказать своё мнение и защищать его, слушать своего собеседника и задавать ему вопросы. Эта форма названа по имени древнегреч философа Сократа, великолепного мастера ведения диалога. Сократ знал о следующем св-ве чел. Мышления: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем из них могут быть сделаны не любые, а вполне конкретные выводы.

2. Риторический диалог широко применялся в Древнем Риме. Его образцами могут служить речи знаменитого оратора Цицерона. Этот диалог характеризуются преимущественно активностьб одной из сторон. Один говорит, остальные слушают. Риторический диалог – это монолог популяризаторского или увещевательно-моралистического характера.

3. Диалоги ещё есть – ритуальные, игровые, карнавальные. Эти виды диалога не преследуют цели поиска инфо или установления истины. В карнавальном диалоге осуществл принцип свободного, задушевного межличностного общения. Он возник в античное время.

Диалог м.б. и письменным, и устным. Истоки диалогичности кроются в функциях живо, человеческой речи. Эффективность диалога зависит от формы его воплощения.

В наиболее отчетоивой форме диалогичность проявляется в беседе и споре. Беседа служит прежде всего удовлетворению потребности людей в общении друг с другом. В споре сталкиваются различные взгляды, различные мнения.

Структура диалога.

Он должен удовлетворять следующим формальным условиям:

  1.  «Ходы» диалога делаются его участниками по очереди;
  2.  дддиалог заканчивается после конечного числа шагов результатом, позволяющим решить, кто выйграл и кто проиграл;
  3.  Участники диалога пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений и влияющие на изменения в его структуре.
  4.  Диалог ведется с учетом реакции одного участника на «ходы» другого.

Ходы диалога зависят от того, удачно или неудачно формулируются исходные вопросы и даются ответы на них.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление.

Вокруг вопросно-ответного ядра диалога формир-ся другие, иногда неявно формируемые элементы его структуры:

- мотивы и цели диалога

- критерии отбора точек зрения, доводы

- вспомогательные элементы как реакции на действия противоположной стороны (подсказки, выражения одобрения, уточнения и др)

Известно, что ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для его вознивновения необходимы, по крайней мере, 2 точки зрения, 2 противоположных суждения.

Т.о., диалог, возникает на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскивание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59646. На Великдень: Святкове дійство 46 KB
  Діти в кошику відкривають очі похитують голівками ніби від подиху вітерця ожили: ПАСКА: Чому в мене голова Ще в мене поклали: Яйця масло молоко Цукор і сметану Дріжджі борошно і сіль Ще й для запаху ваніль.
59647. Народні символи України 36.5 KB
  У канадців наприклад клен у росіян берізка а в нас калина верба і тополя. Не було хати біля якої б не пишалась червона калина. Бувало як зацвіте калина пишним цвітом дівчата ними коси прикрашають. Калина була потрібна і в численних обрядах.
59648. Оживає дух козацький: Театралізований вечір-конкурс 37 KB
  Отаман: За дніпровськими порогами за південними дорогами за степами за широкими Наші прадіди жили Мали Січ козацьку сильную Цінували волю вільную Україну свою рідну Як зіницю берегли. Отаман: Дякую тобі лицарю добрі були слова твої...
59649. Ой, завю вінки... Сценарій народного свята на Троїцю 51.5 KB
  На сцену у справжньому народному одязі виходить ведуча. ВЕДУЧА: Добридень люди добрі Вітаємо з святою Троїцею Саме сьогодні весна передала літу своє зелене вбрання. 1 ДІВЧИНА: Молодець Катруся А зараз понесімо радість усім людям нашого селаВедуча дає дітям крашанки та цукерки.
59650. Число ПИ «π» 807 KB
  «Число Пи - это математическая константа, через которую выражается отношение длины окружности к её диаметру. И это число приблизительно равно 3,14.». Одним из первых заметил и высчитал такую интересную зависимость между длиной окружности и её диаметром Архимед
59651. Під срібні переливи бандури: Сценарій літературно-мистецького вечора 39.5 KB
  Ведуча ІІ: Походження української кобзибандури сягає кінця ХУпочатку ХVІ ст. Ведуча І: Гей на татарських полях На козацьких шляхах То не вовкисі романці Квилять...
59653. Перлини українського романсу: Матеріали до сценарію літературно-музичної композиції 54 KB
  Народжується романс. Український романс. Виростаючи з ліричної народної пісні романс поступово набирає ознак самостійного жанру якому частіше притаманна не куплетна форма взаємозумовленість слова і музики простота і щирість естетична краса широкий між жанровий зв’язок.
59654. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс: Сценарії вечора памяті до дня Чорнобильської трагедії 46.5 KB
  У ніч з 25 на 26 квітня 1986 року о першій годині 23 хв. 40 сек., коли всі спали безтурботним сном, над 4-м реактором Чорнобильської атомної електростанції несподівано розірвало нічну темряву велетенське полумя. Почався новий відлік українського часу. Болісний, Гіркий. Печальний...