30595

Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств

Доклад

Культурология и искусствоведение

Еще Аристотель писал о том что явление ктр в действительности вызывает в нас отвращение будучи художественно изображенным привлекает нас но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным Так рисунок жука большого неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными...

Русский

2013-08-24

52 KB

3 чел.

60. Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств.

1. Проявление эстетич.активности в безобразном и трагическом.

Еще Аристотель писал о том, что явление, ктр в действительности вызывает в нас отвращение, будучи художественно изображенным, привлекает нас, но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным

Так, рисунок жука большого, неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. Но само изображение жука привлекает нас силой эстетического воздействия. Худож.изображение привлекает внимание именно как эстетически организованное изображение.

Подлинно эстетическая передача трагических событий порождает, по словам Белинского «чувство гармонии в душе». Он, анализируя трагедии. Шекспира «Гамлет», писал о том, что Галет, Офелия, король погибли, нет ни доброго, ни злого – все погибло. А зритель выходит из театра с чувством гармонии и спокойствия в душе.

Трагедия Шекспира поражает ощущением гармонии от полноты худож.осмысления изображаемых явлений. Такое явление в искусстве, лит-ре, ж-ке еще со времен древнегреческой трагедии называется катарсисом – эстетическое очищение, просветление.

Проявления комического, безобразного, трагического в реальной действительности лишь тогда становятся эстетич. реальностями, когда они, переходя в худож.изображение, приобретают тем самым эстетическую организованность и начинают действовать уже не только как бытовые проявления комического, безобразного и трагического, но и худож-ного, т.е. становятся носителями эстетич.сил.

2. Эстетическая и идеологическая роль ис-ва, лит-ры, ж-ки.

Идея есть познание и стремление чел-ва. В идее слиты представления о желаемом и активное стремление к нему. Идея несет не только отражение, но и стремление, т.е. волю к действию. Отражение и воля слиты в идеях и в их выражениях воедино.

Идея здесь понимается расширенно, а не только как рационалистическая, рассудочная мысль. Представления, образы, в том числе и художественные, - это тоже идеи, поскольку они являются идеальными представлениями, возникающими или вызываемыми в нашем мозгу. Вся идея одновременно выступает и отражением, и волевым импульсом, т.е. сам отражательный смысл имеет значение и определенного волевого момента, в то же время идет как волевой момент имеет отражательный смысл.

Ис-во, лит-ра, ж-ка при всей своей специфике и особенностях, является формой общественного сознания и формой идеологии.

3. Худож-ые и ж-кие произведения как «релейные» усилители.

Инфо сигнал как релейный усилитель. Принцип действия всех реле: малыми импульсами энергии открывать пути для несоизмеримо больших энергий.

Х-ки, писатели, ж-ты, будучи предельно чуткими к жизненным осуществлениям «релейных действий», вводят подобные проявления в ткань произведения и раскрывают ситуации, имеющие значение такого своеобразного усилителя для всей развертывающейся в произведении жизненной установки и судеб своих герое, т.е. еле заметными штрихами достигают огромной худож.цели.

Возможность релейных усилителей связана с эстетически-организационной ролью худож.произведений. Релейные усилители в произведении способны многократно усилить малые и незначительные факты и весь художественный смысл раскрытия больших событий.

4. «Релейный эффект» ис-ва, лит-ры, ж-ки и проблема худож.обобщения.

Иногда достаточно слова, звука, чтобы перед худ-ком, творцом начала произноситься вереница образов. Каждое пр-ие всегда выступает как сложный, многоступенчатый «релейный усилитель», ктр действует в сознании читателя, зрителя, слушателя.

Х-к, изображая определенные стороны действительности, не отвлекается от жизненной конкретной  индивидуальности самих явлений. Но, взяв из жизни, например, отдельные черты х-ра своего героя, х-к не прямо переносит их в произ-ие, а добивается такого сцепления элементов события, что определенные стороны этого события подвергаются релейному усилению.

Худож.образы и образная ткань произ-ий ис-ва динамичны и жизнеспособны благодаря тому, что для нашего восприятия и сознания эти образы и образная ткань излучает импульсы, высвобождающие большее познавательное и чувственно-эмоциональное значение по сравнению с тем, чем является только фактографический смысл образов.

Релейное действие худож.образов помогает разобраться а антиномии единичного и типического. «Релейное действие» осущ-ся в сфере самого чел-го сознания, его тв-ве.

1. ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (обозрение, очерк, фельетон, памфлет)

Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но «определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль». К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.

Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. Типизация в очерке в том и заключается, что «очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления...». Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: «фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, “досочинение” качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь – только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав (как и писатель) наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами».

Автор может:

- подвергнуть факты собственному осмыслению;

- поделиться личными впечатлениями; - выразить свое отношение к герою;

- на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д.

В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.

По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность», она проявляется:   

- Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа.

- Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие».

В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.

Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

СПЕЦИФИКА УСЛОВНОСТИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Механизм запуска воображения начинает срабатывать только тогда, когда у творца накоплены определенные впечатления, представления и образы реального мира. Образы воображения не могут возникнуть на пустом месте. Они обязательно должны иметь свою питательную почву. В тех же случаях, когда творцу не хватает каких-то фактических данных для характеристики того или иного лица, или впечатлений для обрисовки той или иной ситуации, он может использовать вымысел, т.е. нечто такое, что не существует и не существовало в действительности, а «представляет собой плод, созданный работой мысли, воображения». Вымышленными могут быть герои произведения, жизненные коллизии, ситуации, человеческие судьбы и т.п. Таким образом, вымысел есть прямой продукт воображения.

Категории «домысел», «вымысел», «художественность» выступают псевдонимами понятия «условность».

При оценке любого документа необходимо делать поправку на авторскую интерпретацию фактов, на его возможную субъективность, проявляющуюся даже при самом искреннем стремлении к достоверному отображению факта.

Категория условности, трактуемая не только как изображение вымышленных героев и жизненных ситуаций, а как свобода авторского воображения, как плодотворный художественный метод отображения социальной действительности, как способ постижения внутренней сущности изучаемого объекта и т.д., вполне может служить делу создания полноценных художественных образов. Тем не менее она несомненно должна быть подчинена «документализму».

Формы условности могут выражаться в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть открыто заявлены автором, и в догадках о мыслях героя, которые строятся не на основе вольных измышлений, а выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, жестов, речи и т.п. Но самой универсальной формой является, по мнению теоретиков, пространственно-временная условность.

Пространство и время имеют объективный характер, неотделимы от материи. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности».

В любом художественном произведении мы имеем дело не с реальными временем и пространством, а с их отражением, т.е. с условными. При этом события могут разворачиваться в различных пространственно-временных координатах. В публицистических текстах мы также имеем дело с отраженными, а значит, условными пространством и временем.

Но: Е.П. Прохорова:. «Если развернуть метафору, то можно говорить о трехмерности этого пространства, где тремя жанровыми осями координат будут репортажность, очерковость и статейность. Репортажные элементы описания призваны, на наш взгляд, создать в очерке весь колорит места действия. Очерковые элементы необходимы и при описании их внутренней жизни.

Три специфических особенности публицистического времени. 1.связана с обостренным чувством реальности, «открытостью» времени в публицистике, его обязательной – в отличие от времени художественного – включенностью в широкий контекст конкретной историч эпохи. Открытым и неизвестным для автора является и будущее его героев, дальнейшее развитие событий.

2. «разорванность» («дискретность») времени (авторские рассуждения нередко как бы перебивают, приостанавливают плавное повествование. 3.Время в публицистике носит преимущественно «внешний», событийный характер (в отличие от внутреннего, психологического времени художественного текста).

«Открытость» публицистического времени, как правило, проявляется в ее пластической гибкости: в очерке возможны и даже желательны различные переходы из одного временного периода в другие.

Художественные элементы в очерке

К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. «Природа художественной выразительности, – отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия».

Пейзаж. В путевых очерках пейзаж необходим:

·             для географического обозначения места действия;

·             для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;

·             для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;

·             для запечатления различных явлений природы и т.д.

 В портретных очерках пейзаж применяется:

·             в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

·             как средство в раскрытии человеческого характера;

·             в качестве фона для портрета героя;

·             как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

 В проблемных очерках пейзаж может выступать:

·             в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем;

·             для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

 Деталь (отлич-ся емкостью и конкретностью) в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем»..

В.В. Учёнова выделила несколько этапов работы над деталью.

1. – вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих журналиста в процессе сбора материала.

2. связан с выбором опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения, – определяющий момент художественно-образного решения в журналистике и микродетализацию избранной опорной детали. Таковы основные этапы отбора художественно-выразительных деталей для публицистических произведений.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32112. LADJECTIF ET SES SYNONYMES GRAMMATICAUX 11.47 KB
  L'djectif fit l fonction de differents termes: epithetecompl determintif dhernt directement u nom ttribut determinnt predictif detchee. L vleur expressive de l'djectif dns toutes ces fonctions depend en grnde mesure de s plce dns l phrse. L'djectif designe ses trits prticuliers ses qulités et ses defuts.
32113. La syntaxe expressive 13.61 KB
  Y. Skrebnev considere comme neutre une proposition а deux termes, а lordre des mots direct et qui ne contient pas de transposition, cest а dire quil ny a pas dasymetrie forme/fonction (ils communiquent а la proposition des caracteristiques specifiques dordre fonctionnel, emotionnel, expressif)
32114. Les figures de construction 12.9 KB
  Les constructions parallиles, ce sont deux ou plusieurs phrases ou expressions ayant la meme structure syntaxique où setablissent les correspondances entre les idées: Quand un Anglais rencontre un Anglais, il lui dit
32115. Linversion 11.24 KB
  Le COD se place normalement apres le verbe. Mais il se place en tete de la proposition. EX : Aux multitudes asservies, martyrisйes, provisoirement vaincues, Barbusse indiquait le chemin de la libйration.
32116. La definition et les types de figures La figure consiste а detourner le sens par un emploi expressif qui secarte de lemploi canonique de l'unitee linguistique 11.74 KB
  es orateurs employaient les figures pour retenir lattention du public, pour attenuer leurs idees, pour frapper limagination par loriginalitee de lexpression et de points de vue. Mais le role stylistique des figures depasse de beaucoup le champ de la rhetorique
32117. les tropes (figure de sens) 12.8 KB
  Le même réfèrent peut être désigné directement, par le mot au sens propre et indirectement, par son indice secondaire.«Le sens imagé, cest la vision cumulée de deux images » (V.G. Gak).
32118. les comparaisons, leurs typoes et fonctions 12.88 KB
  L stylistique étudie les comprisons imgées qui peuvent être figées stbles ou occsionnelles. Les comprisons imgées rpprochent les rélités différentes pr leur nture elles se distinguent pr l'originlité de cette similitude. que tel comprble ressembler en de les verbes dire croire u Conditionnel etc.
32119. La metaphore. Se base sur le transfert de la nomination d’un referent sur l’autre liee au premier par la ressemblensce. C’est une comparaison en raccourci 12.18 KB
  On distingue : L metp 3 termes : vous n’etes qu’une pie bevrde 2 termes : le desert une mer de sble un terme : mon oiseux u point de vue grmmt les met puvent etre nominles Mon beu nvire o m memoire verble l’ombre violente des touffes de giroflee eclboussit le mur rugueux. djectivlemon esprit mer dverbileJ’i quitee Mdrid prcournt philosophiquement les des Cstilles L semntique des imges on distingue : l met sptile Une mer de sble nthropomorphique quel princesse nimlomorphique : Le troupeuconcret de ponts...
32120. La metonimie et ses variantes, la synecdoque et l’antonomase sont des figures basees sur la contiguitee(sur le rapport de voisinage, d’interdependance) et ne depend pas de la vision personnele de l’auteur 11.84 KB
  Types de metonimies : on prend le contennt pour le contenu et vice vers : boire une bouteille=boisson on prend le producteur pour le produit : un beu Millet=tbleu on prend le lieu d’origine pour le produit : un bordeuxvin fbriquee Bordeux on prend l consequence pour l cuse et vicevers : ce trvil est remrqubleresultt On prend le concret pour l’bstrit : l bottel’oppression l tyrnnie On prend l qulitee pour le porteur de cette qulitee :l bontee memeune femme tres bonne On prend le tout pour l prtie et...