30597

Журналистское творчество в наши дни

Доклад

Культурология и искусствоведение

Журналистское творчество в наши дни. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей благодаря которым создается текст отличающийся новизной оригинальностью уникальностью.Журналистское творчество существует в ряду других видов творчества.Жизнь есть творчество а потому и история есть творчество.

Русский

2013-08-24

19.53 KB

4 чел.

65. Журналистское творчество в наши дни.
Сменилась общественно-политическая формация, изменилась и жур-налистика. На смену анализу, исследованию и высокохудожественной публицистичности в журналистику пришла беглая информационность, комментирование, версификация событий и сенсационность. Высокие принципы морали и нравственности всегда бытовавшие в журналистике русской, советской почти исчезли из российских СМИ.
Журналистика сегодня отражает интересы и устремления российской правящей элиты и региональных элит. Журналистика все более становится информационным капиталом. Капитализируясь, журналистика наших дней соревнуется в мастерстве сплетен, интриг, овладение приемов папарацци. Журналистика стремительно желтеет.
Хозяева современной прессы, издатели, учредители наперебой гово-рят о том, что желтизна и порно-сексологические темы в газете необходи-мы. Они нужны читателю. К числу таковых относится и главный редактор газеты «Комсомольская правда», генеральный директор издательского дома «Комсомольская правда» В. Сунгоркин.
Много места в современной газете занимают заказные материалы. Редакции, журналисту оплачивают подготовленный материал. И журналист здесь послушно выполняет волю заказчика, его концептуальные установки. Естественно, что от творчества здесь мало что остается.
Творчество в современной журналистике явление редкое. Более все-го на газетных страницах мы наблюдаем журналистское ремесло. Ремесло это навыки журналистской работы. Как правило, материалы журналиста ремесленника не очень глубокие, поверхностные, зачастую штампованные.
Вторая ступень на пути к творчеству – это мастерство. Оно предпо-лагает владение всеми видами жанров журналистики. Знание секретов композиции и концепции материала. Журналистскому мастерству присущи свои стилевые особенности.
Третья ступенька на пути к творчеству – это талант. Талант означает высокий уровень развития способностей. О наличии таланта в журнали-стике следует судить по результатам деятельности журналиста, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Творчество журналиста – это деятельность, результатом которой яв-ляется создание новых высокохудожественных текстов, имеющих большое морально-нравственное и духовное значение. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей, благодаря которым создается текст, отличающийся новизной, оригинальностью, уни-кальностью.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение, проверку.
Центральным, специфически творческим моментом считалось озаре-ние – интуитивное схватывание искомого результата.
Журналистское творчество существует в ряду других видов творче-ства. К примеру, творчества актера. К. С. Станиславский выдвинул пред-ставление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил лич-ности при порождении продукта творчества. Под сверхсознанием К. С. Станиславский понимал как высший этап творческого процесса, от-личный от его сознательных, так и бессознательных компонентов. Сверх-сознание в творчестве, по Станиславскому, выступает как механизм твор-ческой интуиции.
Творчество – это опыт журналиста, который знает, что он хочет ска-зать, от имени кого сказать и во имя чего сказать. Журналистское творче-ство многогранно. Его истоки в общественно-политической жизни, эконо-мике, истории, философии, культуре и т.д.
«Жизнь есть творчество, а потому и история есть творчество. Творе-ние есть жертва…» , – писал русский философ Сергей Николаевич Булга-ков. Итак, по Булгакову  творчество проистекает из жизни, из ее многооб-разия. А потому, чтобы стать настоящим творцом, человеком творческим, журналист должен глубоко познать жизнь, ее глубинные процессы.
«…во власти журналистов и непрофессиональных газетных добро-вольцев снять перегородки, создать ощущение единства в нашей многооб-разной жизни, свежим взглядом показать людям, как интересен их труд, как соединен он со всем, что делается вокруг.
Право же, это не пустые слова: повсюду идет увлекательная, полная неожиданностей жизнь, даже в самом скучном на вид учреждении с его давно заведенным, неменяющимся порядком» ,–  писал А. З. Рубинов.
Знание жизни, жизненных ситуаций, умение их анализировать при-сущи журналистскому творчеству. У журналистского творчества множе-ство составляющих. Главный инструмент творчества – это слово. Творец слова, его мастер А. М. Ремизов писал: «Мир словарь. Меня можно оцара-пать словом и обольстить» .
Слово в творчестве журналиста играет ведущую роль. Именно слово помогает журналисту отражать стремление создать текст, где выражается нечто новое, ранее не публиковавшееся. Новый поворот темы, или новая тема, композиция или концепция.
Творчество – это трудный и многоплановый, многоликий процесс. Творчество не рождается на пустом месте. В его преддверии много состав-ляющих. А самая главная составляющая творчества – это труд. Ежедневный труд писания. «Писать надо всякий день не только для упражнения, словесный человек как цветок распускается. И часто сам не знаешь, какие еще цветы и листья хранит душа» .
Да. настоящее творчество любит труд. Труд упорный, до седьмого пота.
Творческое состояние вещь трудная и неудобная.  Поэт Н. Заболоц-кий, имея в виду творчество, писал: «Чтоб воду в ступе не толочь душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
Да, теперь в журналистском творчестве много «воды». «Информаци-онная вода» заполонила газетные страницы, телевизионные программы, ра-диостанции.
В рассказе Ю. Нагибина «Машинистка живет на 6-м этаже» читаю: «Творческое состояние – внутренняя обостренность».
Без творческого состояния творчество невозможно. Истинному твор-честву предшествует большая, кропотливая работа. Состояние преддверия творчества хорошо выразил В. А. Солоухин. Вот что он написал:
«О, белизна бумажного листа!
Ни завитка, ни черточки, ни знака.
Ни мысли и ни кляксы. Немота.
И слепота. Нейтральная бумага.
Пока она безбрежна и чиста
Нужны или наивность, или отвага
Для первого пятнающего шага –
Оставишь след и не сотрешь следа».
Свой творческий след в журналистике оставили и оставят многие журналисты. Разные темы, разные методы и методологии журналистского творчества делают этот творческий след неповторимым и уникальным.
В многотемье, многоцветье творчества наше богатство, наше достоя-ние. Естественно, что это богатство в той или иной степени используется в журналистике. И потому, журналистское творчество каждой эпохи базиру-ясь на достигнутом имеет все возможности для творческого роста.
В русской, советской, российской журналистике работали и работают много интересных, творчески мыслящих журналистов – это Глеб Успенский, Владимир Короленко, Владимир Гиляровский, Влас Дороше-вич, Антон Чехов, Александр Горький, Лариса Рейснер, Михаил Кольцов, Борис Полевой, Константин Симонов, Петр Лидов, Валентин Овечкин, Ефим Дорош, Анатолий Гудимов, Евгений Рябчиков, Татьяна Тэсс, Анато-лий Аграновский, Андрей Ваксберг, Ольга Чайковская, Ярослав Голова-нов, Анатолий Рубинов, Валерий Аграновский, Василий Песков, Юрий Рост, Александр Невзоров, Борис Резник, Александр Минкин, Дмитрий Холодов, Андрей Лошак, Федор Павлов-Андреевич, Дмитрий Соколов-Митрич и многие другие журналисты, работавшие и работающие в цен-тральных СМИ.
Мастера-журналисты трудятся и у нас, в провинции. Иркутские СМИ также богаты творческими личностями. В их числе я бы назвал Юрия Удоденко, Любовь Сухаревскую, Алексея Комарова, Татьяну Сазонову, Надежду Кузнецову и других. Их творчество получило широкое признание читателей, слушателей. Их материалы ждут, читают, слушают…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9315. Договор финансовой аренды (лизинга) 30.5 KB
  Тема №15: Договор финансовой аренды (лизинга) -1- Понятие и содержание договора. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определе...
9316. Договор аренды зданий и сооружений. Договор аренды предприятия 39 KB
  Тема №16: Договор аренды зданий и сооружений. Договор аренды предприятия. Понятие и исполнение договора аренды здания или сооружения. По договору аренды здания/сооружения арендодатель обязуется передать во временное ...
9317. Жилищное право 70.5 KB
  Тема №17: Жилищное право. ЖК РФ от 29 декабря 2004 года. Градостроительный кодекс 29.12.04 Закон РФ от 4 июля 1991 о приватизации Закон РСФСР от 18 октября 1991 о реабилитации жертв политических репрессий Закон РФ от 19.02.1993 года о вын...
9318. Права и обязанности сторон по договору найма 46 KB
  Тема №18: Права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору коммерческого найма поднайм Наймодатель жилого помещения имеет...
9319. Изменение жилищных правоотношений 43 KB
  Тема №19: Изменение жилищных правоотношений. основания изменения договора социального найма основания расторжения договора социального найма расторжение договора коммерческого найма...
9320. Приватизация жилья 24 KB
  Тема №20: Приватизация жилья. Приватизация - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в государственном...
9321. Безвозмездное пользование имуществом 42.5 KB
  Тема №21: Безвозмездное пользование имуществом. Понятие и элементы договора (договор ссуды) По договору безвозмездного пользования имущества одна сторона ссудодатель обязуется передать или передает вещь в безвозмезд...
9322. Общие положения о договоре подряда 60 KB
  Тема №22: Общие положения о договоре подряда. Общие положения По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать результаты заказчику, а заказчик обязуется принять р...
9323. Договор бытового подряда. 46 KB
  Тема №23: Договор бытового подряда. Понятие ДБП. По ДБП подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые ...