30598

Ремесло, мастерство и тв-во в ж-ке

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности жта для последующего закрепления в коллективной памяти программирующая определение возможных способов и путей деятельности жта в реальной ситуации Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у...

Русский

2013-08-24

39.5 KB

2 чел.

66. Ремесло, мастерство и тв-во в ж-ке

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Ремесло (по главе книги Яна Парандовского «Алхимия слова» Тайны ремесла): по мнению автора, единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики (Аристотель, Буало), а также стилистики и школы риторики у древних. Творцы литературы всегда будут обращаться к опыту предшественников. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове, познание и осмысление языка, на котором он призван творить:

- знание о языке, его богатствах, законах

- знание поэтических тропов и фигур

- анализ силы воздействия стилистических приемов

МЕТАФОРА – выручает словотворчество, без нее происходило бы непрерывное производство все новых и новых слов отягощение человеческой памяти; также она выражает дух народа (поэтический инстинкт человека).

В основе всякого ис-ва – РЕМЕСЛО, говорит Парандовский. Источники постижения ремесла:

- различные школы (журналисткого и писательского творчества)

- произведения искусства как образцы

- музеи

- общение с другими художниками слова

- собственный характер, темперамент, наклонности, талант (писатель подобен растению, ктр берет питательные вещества из земли, света, воздуха)

Мастерство(сюда относятся стиль и литературные приемы):

Хороший стиль – это нужное слово в нужном месте (говорил на лекциях Владимирцев…). Любая попытка дать возможно более четкое и верное представление о наипростейших вещах натыкается на огромные, временами совершенно непреодолимые препятствия со стороны слов. Писатель и журналист оказываются перед дилеммой: или не высказывать мысль до конца, или, пользуясь словами-символами, сделать ее темной и непонятной. Некоторые прибегают к чрезвычайным мерам и выдумывают новые слова.

Обиходная речь – бесценное орудие во всех видах прозы, где требуется ясность выражения. Чем больше иностранных слов и терминов вводится в текст, тем больше опасность путаницы. Многие авторы просто слишком ленивы и не хотят утруждать себя поисками простых словдля выражения мыслей, некоторые же, прибегая к языку посвященных в тайны науки, хотят придать себе больше веса в глазах читателей.

Отличные слова Ю. Друниной: «Как просто показаться «сложной», как сложно, Муза, быть простой». Раздувать собственный авторитет посредством усложненного словаря – старый прием пустых голов, бойких перьев и просто невежд (если что, всё это тоже из парандовского).

Вкус. В настоящее время в литературном языке – время неограниченной свободы – никакие предрассудки предубеждения не связывают писателя в выборе слов. Забыт совет Бюффона: «Называйте вещи общими названиями», сейчас принцип противоположный рулит: искать слово единственное, настоящее, целиком и недвусмысленно определяющим предмет.

Литературные приемы: ни поэт, ни прозаик, ни журналист не отказывались ни от метафор, ни от метонимий, ни от перифразов. Эти приемы присущи поэзии и прозе всех веков. Для них всего важнее момент неожиданности, удивления, лежащие в самих основах тв-ва. В этой функции поэтические фигуры сродни головоломкам, остротам, поговоркам, сопутствующим человеку многие тысячелетия.

Ум человека испытывает огромное наслаждение, когда обыденные вещи предстают в новом, незнакомом обличье. Слово, обнажающее или преображающее действительность, захватывает как движение фокусника, выпускающего из пустой шляпы голубя. Люди, привыкшие воспринимать все в одном значении, чувствуют себя счастливыми и пораженными, когда опредленный предмет им покажут преломленным через призму сходств, возможностей, фантазии. На этом строят свою славу мастера сверкающей мишуры – жонглеры словами, мыслями, образами, блещущие в разговоре, дискуссии, импровизации, но потухающие в одиночестве и тишине. А ведь именно при этих обстоятельствах рождаются слова откровений, приносящие величайшие неожиданности, открывающие великое в будничном, позволяющие понять суть вещей.

Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении - это же касается и журналистов.

Очень часто мысль и слово разделены между собой непроходимой пропастью. Порой то, что выражается в словах – только общие контуры мысли. Самое трудное начинается, когда мы пытаемся выразить свою мысль целиком, до дна. Лабьюер: «Из всех возможных фраз, которые призваны выразить нашу мысль, есть только одна истинная. Не всегда найдешь ее в речи или на письме».

Любовь к слову – трудная любовь. «Два с половиной дня я потратил на одну фразу, где, по существу, дело шло об одном-единственном слове, которое мне было нужно и которое я никак не мог найти. Я поворачивал фразу на все лады, стараясь придать ей форму, в которой рисовавшийся мне образ стал бы видимым для читателей», - писал известный писатель (кому известный?) Виланд Мерку.

Искусство рождается из сопротивления материала, ктр нужно преодолеть. Ни один шедевр не создавался без усилий. Перо подлинного автора никогда не спешит (а вот ж-та, напротив, летит, я бы сказала).

СТИЛЬ – совокупность особенностей словаря, конструкции предложений, их соотношение между собой, употебления метафор, сравнений, различные речевые особенности писателя (ж-та) ИЛИ сознательное избежание всего этого.

Ярослав Голованов (ж-т по ходу, Сагал «25 интервью»): можно о самом обыкновенном событии написать так, что все будет интересно и значительно, можно и героический подвиг там заштамповать, что при чтении испытываешь только скуку. Пусть это покажется банальностью, но я всё же скажу: читайте книги, написанные хорошим, сочным языком. Систематически, пусть хоть по 10 страниц в день. Тренируйте себя в минуты досуга – попытайтесь выразить одну мысль в десятках вариантах. Если есть время – правьте свою статью или заметку сами раз 10, прежде чем, она попадет на стол редактору. .. Если человек не работает над языком, не умеет писать живо, изобретательно, ему лучше переменить профессию – в ж-ке он не удержится».

Ну и отсебятина (несколько методов «мастерства», скорее ремесла)

- остранение (писать Небанально)

- изобретательность

- коэффециент интересности

- публицистическое заострение текста

- креативность

- использование уместных эпиграфов, а также пословиц и поговорок, литературных и исторических  аллюзий

- эффект края (перекликание между собой начала и конца)

- графическая выразительность: отточие, междометия, инверсии, скобки…

ГЛАВНОЕ – единство формы и содержания!!!

Парочка советов от Аграновского:

- Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает

- Составные журналистского мастерства: умение удивляться, рабочее состояние (творческая личность всегда работает)

Советы: читать классиков, словотворчество, охрана русского литературного языка, умение сохранить индивидуальность героев, умение одеваться в яркие пиджаки, избегать штампов.

И еще, помните, друзья! Истинный ж-т не тот, кто собирает чужие мысли, а тот, кто щедро одаривает коллег собственными)))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35690. Метод проектов (научно-исследовательских или художественно-эстетических) 56 KB
  Результат деятельности каждого из участников проекта фиксируется учитывается его личный вклад в общее дело. На протяжении всего времени реализации проекта осуществляется его психологопедагогическая поддержка и сопровождение. Метод проектов предполагает создание временных творческих коллективов деятельность которых направлена на осуществление данного проекта. Главной целью в данном случае является успешная реализация проекта а личностнопрофессиональное и творческое развитие членов коллектива выступает латентной целью и побочным...
35695. Художественная аппликация «Вытынанка». Творческий проект 13.43 MB
  Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем что данный материал даёт большой простор творчеству. С помощью бумаги можно украсить елку сложить головоломку смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое многое другое что интересует ребенка. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Художественнопроектный раздел История вытынанки Вытынанка вырезание из бумаги Нет сомнений что вам хоть...
35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.