30599

Ремесло, мастерство, творчество в журналистике

Доклад

Культурология и искусствоведение

Твво СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА выручает словотворчество без нее происходило...

Русский

2013-08-24

19.08 KB

5 чел.

66. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике.
Тв-во – СМ вопрос7
Ремесло (по главе книги Яна Парандовского «Алхимия слова» Тайны ремесла): по мнению автора, единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики (Аристотель, Буало), а также стилистики и школы риторики у древних. Творцы литературы всегда будут обращаться к опыту предшественников. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове, познание и осмысление языка, на котором он призван творить:
- знание о языке, его богатствах, законах
- знание поэтических тропов и фигур
- анализ силы воздействия стилистических приемов
МЕТАФОРА – выручает словотворчество, без нее происходило бы непрерывное производство все новых и новых словà отягощение человеческой памяти; также она выражает дух народа (поэтический инстинкт человека).
В основе всякого ис-ва – РЕМЕСЛО, говорит Парандовский. Источники постижения ремесла:
- различные школы (журналисткого и писательского творчества)
- произведения искусства как образцы
- музеи
- общение с другими художниками слова
- собственный характер, темперамент, наклонности, талант (писатель подобен растению, ктр берет питательные вещества из земли, света, воздуха)

Мастерство(сюда относятся стиль и литературные приемы):
Хороший стиль – это нужное слово в нужном месте (говорил на лекциях Владимирцев…L). Любая попытка дать возможно более четкое и верное представление о наипростейших вещах натыкается на огромные, временами совершенно непреодолимые препятствия со стороны слов. Писатель и журналист оказываются перед дилеммой: или не высказывать мысль до конца, или, пользуясь словами-символами, сделать ее темной и непонятной. Некоторые прибегают к чрезвычайным мерам и выдумывают новые слова.
Обиходная речь – бесценное орудие во всех видах прозы, где требуется ясность выражения. Чем больше иностранных слов и терминов вводится в текст, тем больше опасность путаницы. Многие авторы просто слишком ленивы и не хотят утруждать себя поисками простых словдля выражения мыслей, некоторые же, прибегая к языку посвященных в тайны науки, хотят придать себе больше веса в глазах читателей.
Отличные слова Ю. Друниной: «Как просто показаться «сложной», как сложно, Муза, быть простой». Раздувать собственный авторитет посредством усложненного словаря – старый прием пустых голов, бойких перьев и просто невежд (если что, всё это тоже из парандовского).
Вкус. В настоящее время в литературном языке – время неограниченной свободы – никакие предрассудки предубеждения не связывают писателя в выборе слов. Забыт совет Бюффона: «Называйте вещи общими названиями», сейчас принцип противоположный рулит: искать слово единственное, настоящее, целиком и недвусмысленно определяющим предмет.
Литературные приемы: ни поэт, ни прозаик, ни журналист не отказывались ни от метафор, ни от метонимий, ни от перифразов. Эти приемы присущи поэзии и прозе всех веков. Для них всего важнее момент неожиданности, удивления, лежащие в самих основах тв-ва. В этой функции поэтические фигуры сродни головоломкам, остротам, поговоркам, сопутствующим человеку многие тысячелетия.
Ум человека испытывает огромное наслаждение, когда обыденные вещи предстают в новом, незнакомом обличье. Слово, обнажающее или преображающее действительность, захватывает как движение фокусника, выпускающего из пустой шляпы голубя. Люди, привыкшие воспринимать все в одном значении, чувствуют себя счастливыми и пораженными, когда опредленный предмет им покажут преломленным через призму сходств, возможностей, фантазии. На этом строят свою славу мастера сверкающей мишуры – жонглеры словами, мыслями, образами, блещущие в разговоре, дискуссии, импровизации, но потухающие в одиночестве и тишине. А ведь именно при этих обстоятельствах рождаются слова откровений, приносящие величайшие неожиданности, открывающие великое в будничном, позволяющие понять суть вещей.
Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении - это же касается и журналистов.
Очень часто мысль и слово разделены между собой непроходимой пропастью. Порой то, что выражается в словах – только общие контуры мысли. Самое трудное начинается, когда мы пытаемся выразить свою мысль целиком, до дна. Лабьюер: «Из всех возможных фраз, которые призваны выразить нашу мысль, есть только одна истинная. Не всегда найдешь ее в речи или на письме».
Любовь к слову – трудная любовь. «Два с половиной дня я потратил на одну фразу, где, по существу, дело шло об одном-единственном слове, которое мне было нужно и которое я никак не мог найти. Я поворачивал фразу на все лады, стараясь придать ей форму, в которой рисовавшийся мне образ стал бы видимым для читателей», - писал известный писатель (кому известный?) Виланд Мерку.
Искусство рождается из сопротивления материала, ктр нужно преодолеть. Ни один шедевр не создавался без усилий. Перо подлинного автора никогда не спешит (а вот ж-та, напротив, летит, я бы сказала).
СТИЛЬ – совокупность особенностей словаря, конструкции предложений, их соотношение между собой, употебления метафор, сравнений, различные речевые особенности писателя (ж-та) ИЛИ сознательное избежание всего этого.

Ярослав Голованов (ж-т по ходу, Сагал «25 интервью»): можно о самом обыкновенном событии написать так, что все будет интересно и значительно, можно и героический подвиг там заштамповать, что при чтении испытываешь только скуку. Пусть это покажется банальностью, но я всё же скажу: читайте книги, написанные хорошим, сочным языком. Систематически, пусть хоть по 10 страниц в день. Тренируйте себя в минуты досуга – попытайтесь выразить одну мысль в десятках вариантах. Если есть время – правьте свою статью или заметку сами раз 10, прежде чем, она попадет на стол редактору. .. Если человек не работает над языком, не умеет писать живо, изобретательно, ему лучше переменить профессию – в ж-ке он не удержится».

Ну и отсебятина (несколько методов «мастерства», скорее ремесла)
- остранение (писать Небанально)
- изобретательность
- коэффециент интересности
- публицистическое заострение текста
- креативность
- использование уместных эпиграфов, а также пословиц и поговорок, литературных и исторических  аллюзий
- эффект края (перекликание между собой начала и конца)
- графическая выразительность: отточие, междометия, инверсии, скобки…
ГЛАВНОЕ – единство формы и содержания!!!
Парочка советов от Аграновского:
- Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает
- Составные журналистского мастерства: умение удивляться, рабочее состояние (творческая личность всегда работает)
Советы: читать классиков, словотворчество, охрана русского литературного языка, умение сохранить индивидуальность героев, умение одеваться в яркие пиджаки, избегать штампов.

И еще, помните, друзья! Истинный ж-т не тот, кто собирает чужие мысли, а тот, кто щедро одаривает коллег собственными)))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41571. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 296.54 KB
  Эмиссионные пенные бумаги. Особенности эмиссии ценных бумаг банков. Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов привлекаемых для решения определенных целей. Эмиссия ценных бумаг наряду с Другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна Для корпораций так как в этом случае можно: варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств без ограничения срока при эмиссии акций и выбирать...
41572. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. АКЦИИ 258.74 KB
  К выпуску акций эмитент прибегает в силу того что: это установленный законом способ формирования уставного капитала; акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал вложенный в покупку акций. Покупка ими акций рассматривается как долгосрочное финансирование затрат эмитента держателями акций. Хотя законом предусматриваются случаи когда акционерывладельцы голосующих акций вправе требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций если затрагиваются их имущественные права. Получив денежные средства за счет размещения...
41573. Порядок выплаты дохода по облигациям, оценка доходности облигаций 113.43 KB
  Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Действующее российское законодательство определяет облигацию как âэмиссионную ценную бумагу закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалентаâ. Таким образом облигация это долговое свидетельство которое непременно включает два главных элемента: обязательство эмитента вернуть держателю облигации по...
41574. Понятие векселя. Классификация векселей. Порядок обращения и погашения. Протест векселя 298.97 KB
  Производные ценные бумаги; понятие и общая характеристика Вексель как инструмент кредитнорасчетных отношений является результатом многовекового развития товарноденежного хозяйства. Известно что элементы вексельного обращения появились еще в эпоху средневекового феодализма XII XIV вв. Появление нового расчетного инструмента в средние века многие специалисты истории вексельного права связывают с потребностью средневековых торговцев стремящихся сохранить свой капитал во время переездов и переселений от разбоя на дорогах в заменителе...
41575. Другие основные ценные бумаги 84.25 KB
  Обязательные реквизиты: наименование âдепозитный или сберегательный сертификатâ; указание на причину выдачи сертификата внесение депозита илисберегательного вклада; дата внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного вклада оформленного сертификатом прописью и цифрами; безусловное обязательство банка вернуть сумму внесенную в депозит или на вклад; дата востребования вкладчиком суммы по сертификату; ставка процента за пользование депозитом или вкладом; сумма причитающихся процентов;...
41576. Свопы и соглашения о форвардной ставке 119 KB
  С другой стороны компания выпустившая обязательство под плавающий процент и ожидающая в будущем роста процентных ставок сможет избежать увеличения своих выплат по обслуживанию долга за счет обмена плавающего процента на фиксированный. Например компания А с рейтингом ААА может заимствовать на рынке средства под плавающую ставку LIBOR 05' а компания В с рейтингом ВВВ под ставку LIBOR 075. На рынке облигаций компания А может заимствовать на десять лет средства под 13 а компания В под 145. 2 компания А обладает...
41577. Опционы. Оценка опциона 576.45 KB
  Право купить или продать актив имеет покупатель опциона. Из самого определения опциона следует что возможны два типа контрактов соглашение о праве на приобретение опцион на приобретение или опцион âколлâ и соглашение о праве на продажу опцион на продажу или опцион âпутâ. Цена по которой покупатель опциона может купить продать базовый актив называется ценой выполнения. Момент времени в который заканчивается действие соглашения называется моментом выполнения опциона.
41578. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 73 KB
  Понятие и классификация субъектов трудового права. Субъектами трудового права являются участники общественных отношений определенные трудовым законодательством которые могут владеть трудовыми правами и соответствующими обязанностями. Которые работают на основании трудового договора за пределами страны.
41579. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 47 KB
  Понятие трудовых правоотношений Условия возникновения трудовых правоотношений Основания возникновения трудовых правоотношений Содержание трудовых правоотношений