30599

Ремесло, мастерство, творчество в журналистике

Доклад

Культурология и искусствоведение

Твво СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА выручает словотворчество без нее происходило...

Русский

2013-08-24

19.08 KB

5 чел.

66. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике.
Тв-во – СМ вопрос7
Ремесло (по главе книги Яна Парандовского «Алхимия слова» Тайны ремесла): по мнению автора, единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики (Аристотель, Буало), а также стилистики и школы риторики у древних. Творцы литературы всегда будут обращаться к опыту предшественников. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове, познание и осмысление языка, на котором он призван творить:
- знание о языке, его богатствах, законах
- знание поэтических тропов и фигур
- анализ силы воздействия стилистических приемов
МЕТАФОРА – выручает словотворчество, без нее происходило бы непрерывное производство все новых и новых словà отягощение человеческой памяти; также она выражает дух народа (поэтический инстинкт человека).
В основе всякого ис-ва – РЕМЕСЛО, говорит Парандовский. Источники постижения ремесла:
- различные школы (журналисткого и писательского творчества)
- произведения искусства как образцы
- музеи
- общение с другими художниками слова
- собственный характер, темперамент, наклонности, талант (писатель подобен растению, ктр берет питательные вещества из земли, света, воздуха)

Мастерство(сюда относятся стиль и литературные приемы):
Хороший стиль – это нужное слово в нужном месте (говорил на лекциях Владимирцев…L). Любая попытка дать возможно более четкое и верное представление о наипростейших вещах натыкается на огромные, временами совершенно непреодолимые препятствия со стороны слов. Писатель и журналист оказываются перед дилеммой: или не высказывать мысль до конца, или, пользуясь словами-символами, сделать ее темной и непонятной. Некоторые прибегают к чрезвычайным мерам и выдумывают новые слова.
Обиходная речь – бесценное орудие во всех видах прозы, где требуется ясность выражения. Чем больше иностранных слов и терминов вводится в текст, тем больше опасность путаницы. Многие авторы просто слишком ленивы и не хотят утруждать себя поисками простых словдля выражения мыслей, некоторые же, прибегая к языку посвященных в тайны науки, хотят придать себе больше веса в глазах читателей.
Отличные слова Ю. Друниной: «Как просто показаться «сложной», как сложно, Муза, быть простой». Раздувать собственный авторитет посредством усложненного словаря – старый прием пустых голов, бойких перьев и просто невежд (если что, всё это тоже из парандовского).
Вкус. В настоящее время в литературном языке – время неограниченной свободы – никакие предрассудки предубеждения не связывают писателя в выборе слов. Забыт совет Бюффона: «Называйте вещи общими названиями», сейчас принцип противоположный рулит: искать слово единственное, настоящее, целиком и недвусмысленно определяющим предмет.
Литературные приемы: ни поэт, ни прозаик, ни журналист не отказывались ни от метафор, ни от метонимий, ни от перифразов. Эти приемы присущи поэзии и прозе всех веков. Для них всего важнее момент неожиданности, удивления, лежащие в самих основах тв-ва. В этой функции поэтические фигуры сродни головоломкам, остротам, поговоркам, сопутствующим человеку многие тысячелетия.
Ум человека испытывает огромное наслаждение, когда обыденные вещи предстают в новом, незнакомом обличье. Слово, обнажающее или преображающее действительность, захватывает как движение фокусника, выпускающего из пустой шляпы голубя. Люди, привыкшие воспринимать все в одном значении, чувствуют себя счастливыми и пораженными, когда опредленный предмет им покажут преломленным через призму сходств, возможностей, фантазии. На этом строят свою славу мастера сверкающей мишуры – жонглеры словами, мыслями, образами, блещущие в разговоре, дискуссии, импровизации, но потухающие в одиночестве и тишине. А ведь именно при этих обстоятельствах рождаются слова откровений, приносящие величайшие неожиданности, открывающие великое в будничном, позволяющие понять суть вещей.
Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении - это же касается и журналистов.
Очень часто мысль и слово разделены между собой непроходимой пропастью. Порой то, что выражается в словах – только общие контуры мысли. Самое трудное начинается, когда мы пытаемся выразить свою мысль целиком, до дна. Лабьюер: «Из всех возможных фраз, которые призваны выразить нашу мысль, есть только одна истинная. Не всегда найдешь ее в речи или на письме».
Любовь к слову – трудная любовь. «Два с половиной дня я потратил на одну фразу, где, по существу, дело шло об одном-единственном слове, которое мне было нужно и которое я никак не мог найти. Я поворачивал фразу на все лады, стараясь придать ей форму, в которой рисовавшийся мне образ стал бы видимым для читателей», - писал известный писатель (кому известный?) Виланд Мерку.
Искусство рождается из сопротивления материала, ктр нужно преодолеть. Ни один шедевр не создавался без усилий. Перо подлинного автора никогда не спешит (а вот ж-та, напротив, летит, я бы сказала).
СТИЛЬ – совокупность особенностей словаря, конструкции предложений, их соотношение между собой, употебления метафор, сравнений, различные речевые особенности писателя (ж-та) ИЛИ сознательное избежание всего этого.

Ярослав Голованов (ж-т по ходу, Сагал «25 интервью»): можно о самом обыкновенном событии написать так, что все будет интересно и значительно, можно и героический подвиг там заштамповать, что при чтении испытываешь только скуку. Пусть это покажется банальностью, но я всё же скажу: читайте книги, написанные хорошим, сочным языком. Систематически, пусть хоть по 10 страниц в день. Тренируйте себя в минуты досуга – попытайтесь выразить одну мысль в десятках вариантах. Если есть время – правьте свою статью или заметку сами раз 10, прежде чем, она попадет на стол редактору. .. Если человек не работает над языком, не умеет писать живо, изобретательно, ему лучше переменить профессию – в ж-ке он не удержится».

Ну и отсебятина (несколько методов «мастерства», скорее ремесла)
- остранение (писать Небанально)
- изобретательность
- коэффециент интересности
- публицистическое заострение текста
- креативность
- использование уместных эпиграфов, а также пословиц и поговорок, литературных и исторических  аллюзий
- эффект края (перекликание между собой начала и конца)
- графическая выразительность: отточие, междометия, инверсии, скобки…
ГЛАВНОЕ – единство формы и содержания!!!
Парочка советов от Аграновского:
- Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает
- Составные журналистского мастерства: умение удивляться, рабочее состояние (творческая личность всегда работает)
Советы: читать классиков, словотворчество, охрана русского литературного языка, умение сохранить индивидуальность героев, умение одеваться в яркие пиджаки, избегать штампов.

И еще, помните, друзья! Истинный ж-т не тот, кто собирает чужие мысли, а тот, кто щедро одаривает коллег собственными)))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

340. Экономика вопросы для подготовки к экзамену 338.5 KB
  Производство и производственные возможности общества. Воспроизводство и экономический рост. Циклический характер экономического развития. Кредитные учреждения и их функции. Влияние НТП и инвестиционных проектов на развитие страны. Валютный рынок.
341. Государство российской империи в период абсолютизма. Губернская реформа 1775 года 245.5 KB
  Преобразования в государственном управлении в царствовании Екатерины II. Губернская реформа 1775 года. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов. Политические реформы Петра I. Положение Русской Церкви до реформ.
342. Принципы функционирования различных входных цепей 283 KB
  Схема исследования входного устройства профессионального радиоприемника состоящего из противолокационного фильтра и аттенюатора. Схемы исследования низкочастотной входной цепи профессионального радиоприемника.
343. Экономическая теория. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений 249 KB
  Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект замещения и эффект дохода. Кругооборот капиталов, основной и оборотный капитал. Основные направления антимонопольной политики.
344. Внешнеэкономическая деятельность Центрального Федерального округа России: итоги, проблемы, перспективы 297.5 KB
  Анализ внешнеэкономический деятельности региона. Расчет экономических показателей, планирование. Обобщение результатов исследования внешнеэкономической деятельности Центрального Федерального округа России. Формирование внешнеторгового контракта.
345. Социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств у старшеклассников 301.5 KB
  Теоретические аспекты формирования лидерских качеств у старшеклассников. Характеристика социально-психологического тренинга как средства формирования лидерских качеств у старшеклассников. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию лидерских качеств у старшеклассников посредством социально-психологического тренинга
346. Спроектировать участок механического цеха для изготовления детали Наконечник ушковый 299 KB
  Расчет контрольно–измерительного инструмента калибр–скоба 8,7h11. Характеристика существующего технологического процесса. Проектирование варианта технологического маршрута механической обработки детали Наконечник ушковый.
347. Разработка воздушного радиатора транзистора ГТ701А 668 KB
  Транзистор германиевый сплавной p-n-p универсальный. Корпус металлический со стеклянными изоляторами и гибкими выводами. Коэффициент теплоотдачи зависит от теплофизических свойств воздуха, его режима движения и геометрии омываемой поверхности.
348. Курортный горнолыжный комплекс в городе Ишимбай, республика Башкортостан 1.12 MB
  Градостроительный принцип формирования рекреационных систем. Роль и назначение проектируемой территории в формировании архитектурного облика города. Принципы архитектурно-планировочной организации рекреационных центров.