30599

Ремесло, мастерство, творчество в журналистике

Доклад

Культурология и искусствоведение

Твво – СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА – выручает словотворчество без нее происходило...

Русский

2013-08-24

19.08 KB

2 чел.

66. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике.
Тв-во – СМ вопрос7
Ремесло (по главе книги Яна Парандовского «Алхимия слова» Тайны ремесла): по мнению автора, единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики (Аристотель, Буало), а также стилистики и школы риторики у древних. Творцы литературы всегда будут обращаться к опыту предшественников. Главная задача в воспитании писателя – овладение наукой о слове, познание и осмысление языка, на котором он призван творить:
- знание о языке, его богатствах, законах
- знание поэтических тропов и фигур
- анализ силы воздействия стилистических приемов
МЕТАФОРА – выручает словотворчество, без нее происходило бы непрерывное производство все новых и новых словà отягощение человеческой памяти; также она выражает дух народа (поэтический инстинкт человека).
В основе всякого ис-ва – РЕМЕСЛО, говорит Парандовский. Источники постижения ремесла:
- различные школы (журналисткого и писательского творчества)
- произведения искусства как образцы
- музеи
- общение с другими художниками слова
- собственный характер, темперамент, наклонности, талант (писатель подобен растению, ктр берет питательные вещества из земли, света, воздуха)

Мастерство(сюда относятся стиль и литературные приемы):
Хороший стиль – это нужное слово в нужном месте (говорил на лекциях Владимирцев…L). Любая попытка дать возможно более четкое и верное представление о наипростейших вещах натыкается на огромные, временами совершенно непреодолимые препятствия со стороны слов. Писатель и журналист оказываются перед дилеммой: или не высказывать мысль до конца, или, пользуясь словами-символами, сделать ее темной и непонятной. Некоторые прибегают к чрезвычайным мерам и выдумывают новые слова.
Обиходная речь – бесценное орудие во всех видах прозы, где требуется ясность выражения. Чем больше иностранных слов и терминов вводится в текст, тем больше опасность путаницы. Многие авторы просто слишком ленивы и не хотят утруждать себя поисками простых словдля выражения мыслей, некоторые же, прибегая к языку посвященных в тайны науки, хотят придать себе больше веса в глазах читателей.
Отличные слова Ю. Друниной: «Как просто показаться «сложной», как сложно, Муза, быть простой». Раздувать собственный авторитет посредством усложненного словаря – старый прием пустых голов, бойких перьев и просто невежд (если что, всё это тоже из парандовского).
Вкус. В настоящее время в литературном языке – время неограниченной свободы – никакие предрассудки предубеждения не связывают писателя в выборе слов. Забыт совет Бюффона: «Называйте вещи общими названиями», сейчас принцип противоположный рулит: искать слово единственное, настоящее, целиком и недвусмысленно определяющим предмет.
Литературные приемы: ни поэт, ни прозаик, ни журналист не отказывались ни от метафор, ни от метонимий, ни от перифразов. Эти приемы присущи поэзии и прозе всех веков. Для них всего важнее момент неожиданности, удивления, лежащие в самих основах тв-ва. В этой функции поэтические фигуры сродни головоломкам, остротам, поговоркам, сопутствующим человеку многие тысячелетия.
Ум человека испытывает огромное наслаждение, когда обыденные вещи предстают в новом, незнакомом обличье. Слово, обнажающее или преображающее действительность, захватывает как движение фокусника, выпускающего из пустой шляпы голубя. Люди, привыкшие воспринимать все в одном значении, чувствуют себя счастливыми и пораженными, когда опредленный предмет им покажут преломленным через призму сходств, возможностей, фантазии. На этом строят свою славу мастера сверкающей мишуры – жонглеры словами, мыслями, образами, блещущие в разговоре, дискуссии, импровизации, но потухающие в одиночестве и тишине. А ведь именно при этих обстоятельствах рождаются слова откровений, приносящие величайшие неожиданности, открывающие великое в будничном, позволяющие понять суть вещей.
Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении - это же касается и журналистов.
Очень часто мысль и слово разделены между собой непроходимой пропастью. Порой то, что выражается в словах – только общие контуры мысли. Самое трудное начинается, когда мы пытаемся выразить свою мысль целиком, до дна. Лабьюер: «Из всех возможных фраз, которые призваны выразить нашу мысль, есть только одна истинная. Не всегда найдешь ее в речи или на письме».
Любовь к слову – трудная любовь. «Два с половиной дня я потратил на одну фразу, где, по существу, дело шло об одном-единственном слове, которое мне было нужно и которое я никак не мог найти. Я поворачивал фразу на все лады, стараясь придать ей форму, в которой рисовавшийся мне образ стал бы видимым для читателей», - писал известный писатель (кому известный?) Виланд Мерку.
Искусство рождается из сопротивления материала, ктр нужно преодолеть. Ни один шедевр не создавался без усилий. Перо подлинного автора никогда не спешит (а вот ж-та, напротив, летит, я бы сказала).
СТИЛЬ – совокупность особенностей словаря, конструкции предложений, их соотношение между собой, употебления метафор, сравнений, различные речевые особенности писателя (ж-та) ИЛИ сознательное избежание всего этого.

Ярослав Голованов (ж-т по ходу, Сагал «25 интервью»): можно о самом обыкновенном событии написать так, что все будет интересно и значительно, можно и героический подвиг там заштамповать, что при чтении испытываешь только скуку. Пусть это покажется банальностью, но я всё же скажу: читайте книги, написанные хорошим, сочным языком. Систематически, пусть хоть по 10 страниц в день. Тренируйте себя в минуты досуга – попытайтесь выразить одну мысль в десятках вариантах. Если есть время – правьте свою статью или заметку сами раз 10, прежде чем, она попадет на стол редактору. .. Если человек не работает над языком, не умеет писать живо, изобретательно, ему лучше переменить профессию – в ж-ке он не удержится».

Ну и отсебятина (несколько методов «мастерства», скорее ремесла)
- остранение (писать Небанально)
- изобретательность
- коэффециент интересности
- публицистическое заострение текста
- креативность
- использование уместных эпиграфов, а также пословиц и поговорок, литературных и исторических  аллюзий
- эффект края (перекликание между собой начала и конца)
- графическая выразительность: отточие, междометия, инверсии, скобки…
ГЛАВНОЕ – единство формы и содержания!!!
Парочка советов от Аграновского:
- Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает
- Составные журналистского мастерства: умение удивляться, рабочее состояние (творческая личность всегда работает)
Советы: читать классиков, словотворчество, охрана русского литературного языка, умение сохранить индивидуальность героев, умение одеваться в яркие пиджаки, избегать штампов.

И еще, помните, друзья! Истинный ж-т не тот, кто собирает чужие мысли, а тот, кто щедро одаривает коллег собственными)))


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36634. Как устроен компьютер 50.5 KB
  Организационный момент психологический настрой 1 мин: На доске запущена презентация с загадкой: Напишу и сосчитаю ошибку укажу Я и музыку сыграю И картинку покажу Я хотя росточком мал Но большой универсал компьютер Тема нашего урока Как устроен компьютер слайд 2 Постановка целей урока 3 мин Что такое компьютер это универсальное устройство для хранения обработки и передачи информации Из каких устройств состоит компьютер системный блок монитор клавиатура мышь и др....
36635. Количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний 37.5 KB
  Тип урока: комбинированный Цели: Обучающая дать определение единицы измерения информации; развивающая – развивать интерес к изучаемой теме логическое мышление; воспитывающая – воспитывать у ребят дисциплинированность и внимательность на уроке. Тема нашего сегодняшнего занятия Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний.
36636. Інструкція з безпеки праці 46.5 KB
  Тому дайте будьласка відповіді на такі питання: Назвіть основні положення кодексу законів про працю Назвіть основний закон що гарантує право громадян на безпечні та нешкідливі умови праці Що зобов’язаний роботодавець забезпечити Які створює держава умови Які Ви знаєте законодавчі акти з охорони праці Активізація нового матеріалу: А темою уроку є €œІнструкція з безпеки праці€. На уроках €œВиробничого навчання€ ми застосовуємо безпосередньо отриманні знання з охорони праці адже уявлення безпеки праці і виховування вміння до...
36637. Економічна інформатика 1.16 MB
  Інформаційні технології - технологічні процеси, що охоплюють інформаційну діяльність управлінських працівників, повязану з підготовкою і прийняттям управлінських рішень. Являють собою сукупність методів і прийомів розвязання типових задач обробки даних. Включають збір, зберігання, передачу, обробку інформації.
36638. Предмет і задачі вірусології 484.5 KB
  Історія вірусології досить незвичайна. Перша вакцина для попередження вірусної інфекції — віспи була запропонована англійським лікарем Є. Дженнером в 1796 г., майже за сто років до відкриття вірусів, друга вакцина — антирабічна була запропонована засновником мікробіології Л. Пастером в 1885 г.— за сім років до відкриття вірусів.
36639. Охорона праці в галузі загальні Міжнародна економіка 475.5 KB
  Охорона праці в галузі загальні вимоги Конспект лекцій для напряму підготовки 6. МІЖНАРОДНІ НОРМИ І ЗАКОНОДАВСТВО УКРАЇНИ В ГАЛУЗІ ОХОРОНИ ПРАЦІ Лекції № 1 1. Стан безпеки праці в світі 2. Європейський Союз і законодавство з охорони праці 6.
36640. СТАНДАРТИЗАЦІЯ ТА СЕРТИФІКАЦІЯ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ 171.1 KB
  Тому проблема забезпечення і підвищення якості продукції актуальна для всіх країн і підприємств. При цьому необхідно врахувати те що підвищення якості продукції задача довгострокова і безперервна. Рівень якості продукції не може бути постійною величиною. Тому вирішувати її традиційними методами тобто лише шляхом контролю якості готової продукції практично не можливо.
36641. Економічна теорія 1.56 MB
  Попри певну обмеженість вчення досягненням фізіократів було те що вони вперше походження багатства повязали не зі сферою обміну а зі сферою виробництва. Найважливішим внеском класичної політекономії в економічну науку вважається остаточне перенесення аналізу зі сфери обігу до сфери виробництва. Маркс доводив неспроможність капіталізму та сформулював його основну суперечність що існує між суспільним характером виробництва та приватною формою привласнення доходів. відома як Велика депресія виявила що вільна некерована економіка не...
36642. Вироби на основі будівельного вапна 265.5 KB
  Вимоги ДСТУ на випуск силікатної цегли. Технологічна схема виробництва силікатної цегли. Переваги силікатної цегли Екологічність Силікатна цегла виготовлений з екологічно чистої натуральної сировини вапна і піску за технологією знайомої людству кілька десятиліть. Вартість силікатної цегли нижче ніж у його керамічних аналогів За техніко економічними показниками він значно перевершує глиняна цегла.