30600

Особенности журналистского труда

Доклад

Культурология и искусствоведение

Комплексный характер труда журналистаВ труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Публицистическая деятельность умение писать один из основных критериев профессионального мастерства журналиста и всего лишь один из компонентов его труда. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста.Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста.

Русский

2013-08-24

18.25 KB

16 чел.

67. Особенности журналистского труда.
1. Комплексный характер труда журналиста
В труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Это прежде всего:
а) публицистический;
б) редакторский;
в) организаторский;
Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий исполь-зовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной дей-ствительности. Литератор-публицист готов писать для газеты каждый день. Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных кри-териев профессионального мастерства журналиста, и всего лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать тексты коллег и материалы внередакционных авторов. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. А потому редактор должен владеть искусством литературного редактирования. Журналист должен уметь ра-ботать и с редакционной почтой. Оценить письмо, отредактировать его, суметь использовать в своем выступлении и ответить автору.
Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста. Можно выделить несколько направлений – это:
а) поддержка контакта с активом газеты;
б) заказ внештатным авторам материалов для газеты и подготовка их к печати;
в) руководство обсуждением актуальных проблем за «круглым сто-лом» в редакции;
г) руководство акцией;
д) дежурство на выпуске номера газеты, участие в редакционных ле-тучках, разработка плана спецвыпуска.
Для главного редактора, его заместителя, ответсекретаря – организа-торские обязанности становятся основной и важнейшей частью их дея-тельности. Для остальных творческих работников редакции многофункци-ональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся особенностью их деятельности.

2. Индивидуально-коллективный характер
Журналист сам создает произведение – репортаж, статью, очерк. Здесь журналист трудится в одиночку. Создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Но в отличие от писателя или художника, журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь объектом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения выпуска газеты. Темы определяются в отделе, на планерках, летучках, редактором и т.д.
Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно ши-рокие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глу-бокой ее разработки и т.д. Здесь основной  стимул, которым он руковод-ствуется, – воссоздание в газете правдивой картины действительности в соответствии с задачами редакционного коллектива. Коллективный харак-тер работы над индивидуальным журналистским произведением определя-ется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции. Публикация появившаяся в газете носит индивидуально-коллективный характер. С использованием компьютера и Интернета коллективистский характер труда усиливается.

3. Производственно-творческая деятельность
Как индивидуальное, так и коллективное творчество в области жур-налистики ограничено рамками периодического издания – конкретной га-зеты. Документальность журналистики ограничивает это творчество и рамками реальных фактов и ситуации, которые изучает и отображает жур-налист. Это не сужение творчества журналиста, а закономерное ограниче-ние. Объект приложения творческих сил ничем не ограничен. Это вся окружающая его действительность, вся жизнь как отдельного человека, так и общества. Их изучение требует отдачи всех творческих сил, способностей журналиста. Но редакция газеты это не только творческий, но и про-изводственный коллектив. Он работает по общередакционному плану, производственному плану и производственному графику. Это определяет характер работы и каждого члена редакционного коллектива, в первую очередь каждого журналиста. Журналист обязан предъявить свою продук-цию-произведение заранее. Причем заранее обусловленного характера и объема. Без этого невозможен выпуск периодического издания.
Только исходя из производственно-творческого характера журна-листского труда можно моделировать и планировать работу редакции. Эта особенность журналистского труда резко отличает его от деятельности пи-сателя, художника, композитора.

4. Оперативность и непрерывность
Для журналистики характерно большое ограничение времени, нахо-дящегося в распоряжении автора. Оперативность и непрерывность означает для сотрудника редакции необходимость выдерживать срок представления своего произведения. Срок, устанавливаемый редакцией, редакционным заданием, обусловливает степень глубины разработки темы журналистом, совершенствования формы его произведения. И если он нарушит этот срок, уменьшается актуальность его выступления и публикация в газете окажется нецелесообразной. Сжатые сроки не снижают требований к уровню журналистского произведения, к его содержанию и форме.
Быстрота передачи социальной информации массовой аудитории, оперативность журналистского труда приводят к нежелательным послед-ствиям. К примеру, журналист не может изучать действительность с той же глубиной и обстоятельностью, как это делает ученый.
Журналист работает постоянно. Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает журналист, чувство его ответственности перед читателем. И дома журналист обдумывает, набрасывает, пишет. Итак, оперативность и непрерывность журналистского труда условие успешной деятельности журналиста.

5. Сочетание универсальности со специализацией
Универсалом вынужден быть собкор. Ему приходится писать на раз-ные темы, в разных жанрах. Работа журналистов региональных, районных газет также универсальна. Но в редакциях крупных периодических изданий сотрудники все чаще приходят к специализации, находя свое тематическое направление, а подчас и жанр. Развитие общества, появление новых профессий требуют от журналиста специализации. Это дает возможность углубленного изучения одной отрасли, одной специальности, это делает выступление журналиста компетентным. Это обеспечивает доказательность и убедительность его произведений, высокий уровень его воздействия на аудиторию.
Но компетентность журналиста ограничена. Обеспечение высокого уровня компетентности журналиста – нелегкая, но выполнимая задача. Этому способствует опыт накопление знаний, но наилучшие возможности для повышения компетентности журналиста дает ему специализация. Именно специализация позволяет журналисту достичь глубинного пости-жения темы, проблемы.

6. Профессионализм в журналистике
Важно обладать даром быстро сходиться с людьми, умением распо-ложить к себе человека.
Журналист должен находить что писать, как писать и куда писать.
Способность различать существенное от случайного, правду от вы-думки.
Искусство журналиста заключается в том, чтобы писать кратко. Кратко, но не бедно.
Объективность, смелость, высокое достоинство, бережное обращение с фактами и мыслью, осведомленность.
Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто  хорошо думает.
Умение удивляться.
Творческое горение, вдохновение.
Чтобы стать профессиональным журналистом, нужно быть эрудиро-ванным.
Ум, чувство юмора, обаятельность, работоспособность, чувство сти-ля.
Основные профессиональные качества журналиста – это талант, ли-тературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспо-собность. Успеха в профессии добиваются те, у кого развито желание за-ниматься журналистикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58994. Голодомор в Україні 1932-1933 рр. Причини, наслідки 53 KB
  Ініціаторами знищення непокірних українців були Ленін і Сталін. Саме Сталін і його прибічники наказали відібрати в українських селян усе, що вони виростили на полях, щоб людям зимою не було чого їсти. І цей наказ старанно виконали...
58995. Грати за правилами. Конспект уроку з основ суспільствознавства, етики 38.5 KB
  Для другої гри: декілька залежить від кількості гравців однакових копій настільної гри типу Подорож така ж кількість ігрових костей по одній унікальній ігровій фігурці наприклад з яєць Сюрприз для кожного із гравців...
58996. Гроші, їх види та функції 63.5 KB
  Механізми що приводять у дію економіку досить складні але один з найдавніших і важливих гроші. Як економічний механізм гроші відомі нам з раннього дитинства з першої монетки чи банкноти. Рольова гра учні класу виступають у ролі представників наукових...
58997. День Святого Миколая 52.5 KB
  Тим часом не так давно в Україні Новий рік зустрічали зі Святим Миколаєм більше знаним у народі як Миколайчудотворець. У зимову ніч з 18 на 19 грудня святий Миколай спускався на срібній вервечці з неба. Миколайугодник один з найулюбленіших народних святих з іменем якого...
58998. День учителя 39 KB
  У звязку зі святкуванням Дня вчителя до нас у місто прибув почесний гість - сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені зявляються папа римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
58999. Державний устрій, закони та звичаї Ліліпутії в романі Дж. Свіфта 35.5 KB
  Як у романі пародіюються стосунки між католиками та протестантами Хто й чому промовляє: Я рішуче відмовився бути знаряддям поневолення незалежного й відважного народу Як наказ премєра Англії про грошову винагороду за голову злочинця виявив повагу ірландців до Свіфта.
59000. Детективні новели Едгара По 60.5 KB
  Від новели чекали розповіді про те що трапилося насправді про якусь дивну подію що сталася десь і з кимось подію настільки вірогідну щоб читачі змогли її упізнати та порівняти з власним життям.
59001. Джеймс Олдрідж. Останній дюйм 44.5 KB
  Мета: підібрати відповідний матеріал для розкриття теми. Залучити всіх учнів до вирішення проблем взаємин батьків і дітей, викликати бажання висловити власну точку зору, аргументувати її. Розвивати логічне мисленн, творчу уяву, виховувати мужність, волю, розвивати вміння самостійно приймати рішення
59002. Лінійка-реквієм. Дзвони Чорнобиля 29.5 KB
  Голос за сценою Чорнобиля гіркий Полин На серце ліг незримо й тяжко, І плине над землею дзвін Із тихим стогоном протяжно.