30600

Особенности журналистского труда

Доклад

Культурология и искусствоведение

Комплексный характер труда журналистаВ труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Публицистическая деятельность умение писать один из основных критериев профессионального мастерства журналиста и всего лишь один из компонентов его труда. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста.Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста.

Русский

2013-08-24

18.25 KB

17 чел.

67. Особенности журналистского труда.
1. Комплексный характер труда журналиста
В труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Это прежде всего:
а) публицистический;
б) редакторский;
в) организаторский;
Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий исполь-зовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной дей-ствительности. Литератор-публицист готов писать для газеты каждый день. Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных кри-териев профессионального мастерства журналиста, и всего лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать тексты коллег и материалы внередакционных авторов. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. А потому редактор должен владеть искусством литературного редактирования. Журналист должен уметь ра-ботать и с редакционной почтой. Оценить письмо, отредактировать его, суметь использовать в своем выступлении и ответить автору.
Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста. Можно выделить несколько направлений – это:
а) поддержка контакта с активом газеты;
б) заказ внештатным авторам материалов для газеты и подготовка их к печати;
в) руководство обсуждением актуальных проблем за «круглым сто-лом» в редакции;
г) руководство акцией;
д) дежурство на выпуске номера газеты, участие в редакционных ле-тучках, разработка плана спецвыпуска.
Для главного редактора, его заместителя, ответсекретаря – организа-торские обязанности становятся основной и важнейшей частью их дея-тельности. Для остальных творческих работников редакции многофункци-ональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся особенностью их деятельности.

2. Индивидуально-коллективный характер
Журналист сам создает произведение – репортаж, статью, очерк. Здесь журналист трудится в одиночку. Создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Но в отличие от писателя или художника, журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь объектом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения выпуска газеты. Темы определяются в отделе, на планерках, летучках, редактором и т.д.
Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно ши-рокие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глу-бокой ее разработки и т.д. Здесь основной  стимул, которым он руковод-ствуется, – воссоздание в газете правдивой картины действительности в соответствии с задачами редакционного коллектива. Коллективный харак-тер работы над индивидуальным журналистским произведением определя-ется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции. Публикация появившаяся в газете носит индивидуально-коллективный характер. С использованием компьютера и Интернета коллективистский характер труда усиливается.

3. Производственно-творческая деятельность
Как индивидуальное, так и коллективное творчество в области жур-налистики ограничено рамками периодического издания – конкретной га-зеты. Документальность журналистики ограничивает это творчество и рамками реальных фактов и ситуации, которые изучает и отображает жур-налист. Это не сужение творчества журналиста, а закономерное ограниче-ние. Объект приложения творческих сил ничем не ограничен. Это вся окружающая его действительность, вся жизнь как отдельного человека, так и общества. Их изучение требует отдачи всех творческих сил, способностей журналиста. Но редакция газеты это не только творческий, но и про-изводственный коллектив. Он работает по общередакционному плану, производственному плану и производственному графику. Это определяет характер работы и каждого члена редакционного коллектива, в первую очередь каждого журналиста. Журналист обязан предъявить свою продук-цию-произведение заранее. Причем заранее обусловленного характера и объема. Без этого невозможен выпуск периодического издания.
Только исходя из производственно-творческого характера журна-листского труда можно моделировать и планировать работу редакции. Эта особенность журналистского труда резко отличает его от деятельности пи-сателя, художника, композитора.

4. Оперативность и непрерывность
Для журналистики характерно большое ограничение времени, нахо-дящегося в распоряжении автора. Оперативность и непрерывность означает для сотрудника редакции необходимость выдерживать срок представления своего произведения. Срок, устанавливаемый редакцией, редакционным заданием, обусловливает степень глубины разработки темы журналистом, совершенствования формы его произведения. И если он нарушит этот срок, уменьшается актуальность его выступления и публикация в газете окажется нецелесообразной. Сжатые сроки не снижают требований к уровню журналистского произведения, к его содержанию и форме.
Быстрота передачи социальной информации массовой аудитории, оперативность журналистского труда приводят к нежелательным послед-ствиям. К примеру, журналист не может изучать действительность с той же глубиной и обстоятельностью, как это делает ученый.
Журналист работает постоянно. Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает журналист, чувство его ответственности перед читателем. И дома журналист обдумывает, набрасывает, пишет. Итак, оперативность и непрерывность журналистского труда условие успешной деятельности журналиста.

5. Сочетание универсальности со специализацией
Универсалом вынужден быть собкор. Ему приходится писать на раз-ные темы, в разных жанрах. Работа журналистов региональных, районных газет также универсальна. Но в редакциях крупных периодических изданий сотрудники все чаще приходят к специализации, находя свое тематическое направление, а подчас и жанр. Развитие общества, появление новых профессий требуют от журналиста специализации. Это дает возможность углубленного изучения одной отрасли, одной специальности, это делает выступление журналиста компетентным. Это обеспечивает доказательность и убедительность его произведений, высокий уровень его воздействия на аудиторию.
Но компетентность журналиста ограничена. Обеспечение высокого уровня компетентности журналиста – нелегкая, но выполнимая задача. Этому способствует опыт накопление знаний, но наилучшие возможности для повышения компетентности журналиста дает ему специализация. Именно специализация позволяет журналисту достичь глубинного пости-жения темы, проблемы.

6. Профессионализм в журналистике
Важно обладать даром быстро сходиться с людьми, умением распо-ложить к себе человека.
Журналист должен находить что писать, как писать и куда писать.
Способность различать существенное от случайного, правду от вы-думки.
Искусство журналиста заключается в том, чтобы писать кратко. Кратко, но не бедно.
Объективность, смелость, высокое достоинство, бережное обращение с фактами и мыслью, осведомленность.
Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто  хорошо думает.
Умение удивляться.
Творческое горение, вдохновение.
Чтобы стать профессиональным журналистом, нужно быть эрудиро-ванным.
Ум, чувство юмора, обаятельность, работоспособность, чувство сти-ля.
Основные профессиональные качества журналиста – это талант, ли-тературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспо-собность. Успеха в профессии добиваются те, у кого развито желание за-ниматься журналистикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40695. Конкурентоспособность в предпринимательстве и пути ее повышения 30.5 KB
  Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Вопервых факторы конкурентоспособности предприятия делятся на: основные; развитые. Основные факторы это природные ресурсы климатические условия географическое положение страны неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы современная инфраструктура обмена информацией высококвалифицированные кадры использование высокотехнологичных производств.
40696. Структура и сегментирование рынков в маркетинге 30.5 KB
  Углубленное исследование рынка предполагает необходимость ее рассмотрения как дефиринцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды...
40697. Маркетинг: принципы и методы маркетинговых исследований 31.5 KB
  Маркетинговые исследования занимают обычно срединное положение между осознанием необходимости какоголибо решения и его принятием. Принципиальной особенностью маркетингового исследования отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. В итоге маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы который она намерена представить на определённом рынке. Принцип точности означает четкость постановки...
40698. Товарная политика фирмы и методы ее формирования 32 KB
  Товарная политика это разработка частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и движения ее до потребителей соответствующих рынков. Товарная политика составная часть перспективного плана развития производства включающая предварительный выбор номенклатуры продукции некоторые из которых в дальнейшем будут включены в производственный портфель. Разработка товарной политики предусматривает: комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации планируемой номенклатуры продукции т....
40699. Диагностика банкротства предприятия 32 KB
  Диагностика банкротства предприятия. Определение банкротства дается в ст. Наличие признаков банкротства: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей если соответствующие обязательства и или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты когда они должны были быть исполнены. Одним из методов диагностики вероятности банкротства может быть использован многокритериальный подход.
40700. Методы разработки, обоснования и принятия УР на предприятии 28 KB
  Конечная цель системы менеджмента увеличение массы прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Другими словами улучшения финансового состояния фирмы можно достигнуть за счет повышения качества товара чем выше качество тем выше цена реализации политики ресурсосбережения увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара организационнотехнического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на...
40701. Экономические методы управления 32 KB
  Экономические методы управления. Методы управления совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
40702. Организация антикризисного управления предприятием 47 KB
  Организация антикризисного управления предприятием. Главная задача антикризисного управления выработка наименее рисковых управленческих решений которые позволили бы достичь поставленной цели и результата с минимумом дополнительных средств и при минимальных негативных последствиях. 2 Разработка концепции преодоления кризиса Ниже указаны этапы разработки концепции преодоления кризиса: ознакомление со стратегическим планом развития предприятия для уточнения целей и задач антикризисного управления; налаживание межрегиональных отношений...
40703. Характеристика организационных структур управления 44.5 KB
  Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы показывающей состав подчиненность и связи структурных единиц организации. Основы линейных структур составляет так называемый шахтный принцип принцип колодца построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации маркетинг производство исследования и разработки финансы персонал и т. При этом конечный результат эффективность и качество работы организации в целом становится как бы второстепенным так как считается что все...