30602

Особенности журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...

Русский

2014-10-17

40.5 KB

2 чел.

69. Особенности журналистского творчества 

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Из Горохова:

+Потребность аудитории – существенный фактор журналистского тв-ва: своим отношением к СМИ читатель побуждает ж-тов к совершенствованию их деятельности, к поискам новых методов и форм работы.

+Духовно-практическая природа журналистского тв-ва: оперативность, актуальность, общезначимость и интегральность ж-ки откликается на все вопросы, выдвигаемые жизнью во всех областях, а также ж-ка объединяет людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности, помогает найти единое отношение к актуальным событиям и процессам современности.

+Взаимодействие дух. и практической сторон деятельности ж-та единство творческого мышления и поведения.

+Единство индивидуального и коллективного творчества. Послушаем К. Марска: «Пресса, шаг за шагом, посредством разделения труда, выясняет всю правду – но не тем путем, что кто-либо один делает все, а тем, что каждый из этого множества людей делает какое-либо одно небольшое дело». Коллективизм в ж-ке – творческая необходимость: «мысль будит мысль, идея рождает идею, находки ж-тов обогащают др. друга».

+Ж-ка – соединение творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов. Т.Е. создание журналистского текста (муки слова, выбор композиции, жанровое и художественное оформление…) и  технические моменты труда (верстка, тиражирование и т.п.).

Творческое содержание деятельности ж-та определяется:

- эффективностью и действенностью печатного слова

- своеобразием решаемых проблем

- особенностями и способами процесса деятельности

- взаимодействием этих текстов с сознанием аудитории.

Если в науке тв-во – это открытие новых фактов, то в ж-ке – это внедрение знаний об этих фактах в сознание масс. В ис-ве тв-во – это создание оригинальных ценностей, то в ж-ке – это социально-эстетическая оценка этих худ.произведений.

По Матейко:

Исходная точка всякого тв-ва – легкость образования неожиданных ассоциаций, именно в этом проявляется творческая фантазия;

Уровни тв-ва: низший (использование уже существующих знаний, расширение области их применения; например, изобретение книгопечатания); высший (создание абсолютно новой концепции, например, теория относительности Эйнштейна).

Мотейко отмечает, что к тв-ву неспособны люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты.

Закономерности ТВ-ВА: новые решения чаще приходят внезапно и неожиданно; решение проблемы проходит путь от более общих рассуждений к более частным; творческий акт требует разрыва с привычными схемами мышления. Виды тв-ва:

1. Организационно-управленческое тв-во (планирование, организация деятельности редакторского коллектива, подбор и расстановка кадров);

2. Организаторская деят-ть (внередакционные социальные связи редакции);

3. Публицистическая деятельность (писать историю современности).

Аграновский тут же: 1. Возникновение проблемной ситуации в ж-ке; 2. Фаза отбора материала; 3. Фаза интенсивного исследования: скачок от известного к неизвестному; 4. Этап проверки фактов, логические суждения и эмоциональные реакции автора; 5. Формирование прогноза, практической гипотезы; 6. Этап демонстрации полученного решения.

Каждое время приносит с собой че-нить.

  1.  Всеобщая глобализация и как следствие много чего:
  •  Возможность добраться в любую точку земли быстро и узнать что нужно.
  •  Технические средства, которые позволяют снимать, записывать то, о чем раньше и не мечтали, а также ОПЕРАТИВНО передавать.
  •  Интернет. Что-то уточнить, проверить, найти нужную инфу + возможность …
  •  Всегда можно послушать-посмотреть-почитать другие СМИ  с помощью спутника, того же интернета
  1.  Тенденция к специализации

Противоречивая хрень. С одной стороны, идет сегментация рынка (типа и для любителей мутировавших бурундучков, и для бабушек с авоськами)=>специализация журналистов. С другой стороны, и специализация СМИ-то не особо осуществляется (только для крупных групп населения), да и журналисты профильных изданий не всегда так уж в теме. Чаще всего, где только не работали

  1.  Поверхностность В изданиях, особенно развлекательных и молодежных часто сплошь че-то типа жж, причем не самых умных. Поверхностные, легковесные материалы, отсутствие анализа, нередко плагиат
  2.  Много рекламности

Ж-т почти каждый занимается рекламой, пиаром.

  1.  Зависимость от концепции издания

Ну, это, наверно, всегда так было: кто платит, тот и заказывает музыку. Изменились разве что эти боссы. Ну, а так, все кругом говорят о том, что особенно в провинции можно написать хороший материал, но он никуда не пойдет, не возьмут ибо, потому что он вдруг заденет кого, а мы с ними в деловых связях. Ага.

  1.  Информационность

Типа большой поток инфы, не до анализа нам…. Хотя как сказать. Есть точка зрения, что все меняется постепенно. В России так вот много типа анализа, где ребятки продвигают и разжевывают либо идеи партии власти, либо т.н. оппозиции. Анализ вроде, правда нифига не объективный

  1.  Стерты границы жанров
  2.  Мало социальной журналистики. В основном развлекаловка. Тираж у развлекаловки большой, у чего-либо стоящего – маленький. Ну, сравните Коммерсант и КП, уж не говоря о журналах всяких научных, типа Неприкосновенного запаса.
  3.  Омоложение журналистики. Типа кругом одна мОлодежь.

Есть еще вот какие мнения:

  •  Текучка кадров Короче, люди долго не задерживаются на одном месте.
  •  Деградация журналистики, понижение уровня, спрос на серость
  •  Отсутствие индивидуальностей
  •  Очень уж тесное взаимодействие с банками, олигархами и всякими властьпридержащими


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3880. Деловые циклы и инфляция 156.5 KB
  Вступление Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост. Однако наблюд...
3881. Денежная и кредитная система центрального банка Российской Федерации 263 KB
  Введение Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей перспективе. В свою очередь...
3882. Цели, инструменты, типы денежно-кредитной политики 200 KB
  Цели, инструменты, типы денежно-кредитной политики Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономичес...
3883. Технологический процесс изготовления вал-шестерни 713.5 KB
  Введение Завершающей стадией обучения в ТТК является выполнение дипломного проекта. Дипломное проектирование является большой самостоятельной работой будущего специалиста, направленный на решение конкретных задач в области совершенствования технолог...
3884. Денежно-кредитная система в рыночной экономике 137 KB
  Введение В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма. Банковская система представляет собой по сути oсистему кровообращения экономики, обеспеч...
3885. Деньги: возникновение, сущность, функции. Виды денег 150 KB
  Деньги: возникновение, сущность, функции. Виды денег Введение. Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием де...
3886. Алкоголь и курение и их отрицательное действие на организм 80 KB
  Введение Алкоголизм – один из видов наркомании. Наркотики и злоупотребление ими. Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками – это их употребление любым н...
3887. Дослідження співвідношень сигнал/завада в каналах інформаційно – телекомунікаційних систем 1.23 MB
  Дослідження співвідношень сигнал/завада в каналах інформаційно – телекомунікаційних систем Мета лабораторного заняття: формування практичних навичок з дослідження співвідношень сигнал/завада в каналах інформаційно – телекомунікаційних...
3888. Сучасна філософська антропологія. Основні школи і проблеми 301.34 KB
  Сучасна філософська антропологія. Основні школи і проблеми Вступ Сьогодні,на початку третього тисячоліття,підвищений інтерес до гуманізації усієї суспільної свідомості невипадковий.Багатопланова гуманізація суспільних ві...