30602

Особенности журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...

Русский

2014-10-17

40.5 KB

2 чел.

69. Особенности журналистского творчества 

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Из Горохова:

+Потребность аудитории – существенный фактор журналистского тв-ва: своим отношением к СМИ читатель побуждает ж-тов к совершенствованию их деятельности, к поискам новых методов и форм работы.

+Духовно-практическая природа журналистского тв-ва: оперативность, актуальность, общезначимость и интегральность ж-ки откликается на все вопросы, выдвигаемые жизнью во всех областях, а также ж-ка объединяет людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности, помогает найти единое отношение к актуальным событиям и процессам современности.

+Взаимодействие дух. и практической сторон деятельности ж-та единство творческого мышления и поведения.

+Единство индивидуального и коллективного творчества. Послушаем К. Марска: «Пресса, шаг за шагом, посредством разделения труда, выясняет всю правду – но не тем путем, что кто-либо один делает все, а тем, что каждый из этого множества людей делает какое-либо одно небольшое дело». Коллективизм в ж-ке – творческая необходимость: «мысль будит мысль, идея рождает идею, находки ж-тов обогащают др. друга».

+Ж-ка – соединение творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов. Т.Е. создание журналистского текста (муки слова, выбор композиции, жанровое и художественное оформление…) и  технические моменты труда (верстка, тиражирование и т.п.).

Творческое содержание деятельности ж-та определяется:

- эффективностью и действенностью печатного слова

- своеобразием решаемых проблем

- особенностями и способами процесса деятельности

- взаимодействием этих текстов с сознанием аудитории.

Если в науке тв-во – это открытие новых фактов, то в ж-ке – это внедрение знаний об этих фактах в сознание масс. В ис-ве тв-во – это создание оригинальных ценностей, то в ж-ке – это социально-эстетическая оценка этих худ.произведений.

По Матейко:

Исходная точка всякого тв-ва – легкость образования неожиданных ассоциаций, именно в этом проявляется творческая фантазия;

Уровни тв-ва: низший (использование уже существующих знаний, расширение области их применения; например, изобретение книгопечатания); высший (создание абсолютно новой концепции, например, теория относительности Эйнштейна).

Мотейко отмечает, что к тв-ву неспособны люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты.

Закономерности ТВ-ВА: новые решения чаще приходят внезапно и неожиданно; решение проблемы проходит путь от более общих рассуждений к более частным; творческий акт требует разрыва с привычными схемами мышления. Виды тв-ва:

1. Организационно-управленческое тв-во (планирование, организация деятельности редакторского коллектива, подбор и расстановка кадров);

2. Организаторская деят-ть (внередакционные социальные связи редакции);

3. Публицистическая деятельность (писать историю современности).

Аграновский тут же: 1. Возникновение проблемной ситуации в ж-ке; 2. Фаза отбора материала; 3. Фаза интенсивного исследования: скачок от известного к неизвестному; 4. Этап проверки фактов, логические суждения и эмоциональные реакции автора; 5. Формирование прогноза, практической гипотезы; 6. Этап демонстрации полученного решения.

Каждое время приносит с собой че-нить.

  1.  Всеобщая глобализация и как следствие много чего:
  •  Возможность добраться в любую точку земли быстро и узнать что нужно.
  •  Технические средства, которые позволяют снимать, записывать то, о чем раньше и не мечтали, а также ОПЕРАТИВНО передавать.
  •  Интернет. Что-то уточнить, проверить, найти нужную инфу + возможность …
  •  Всегда можно послушать-посмотреть-почитать другие СМИ  с помощью спутника, того же интернета
  1.  Тенденция к специализации

Противоречивая хрень. С одной стороны, идет сегментация рынка (типа и для любителей мутировавших бурундучков, и для бабушек с авоськами)=>специализация журналистов. С другой стороны, и специализация СМИ-то не особо осуществляется (только для крупных групп населения), да и журналисты профильных изданий не всегда так уж в теме. Чаще всего, где только не работали

  1.  Поверхностность В изданиях, особенно развлекательных и молодежных часто сплошь че-то типа жж, причем не самых умных. Поверхностные, легковесные материалы, отсутствие анализа, нередко плагиат
  2.  Много рекламности

Ж-т почти каждый занимается рекламой, пиаром.

  1.  Зависимость от концепции издания

Ну, это, наверно, всегда так было: кто платит, тот и заказывает музыку. Изменились разве что эти боссы. Ну, а так, все кругом говорят о том, что особенно в провинции можно написать хороший материал, но он никуда не пойдет, не возьмут ибо, потому что он вдруг заденет кого, а мы с ними в деловых связях. Ага.

  1.  Информационность

Типа большой поток инфы, не до анализа нам…. Хотя как сказать. Есть точка зрения, что все меняется постепенно. В России так вот много типа анализа, где ребятки продвигают и разжевывают либо идеи партии власти, либо т.н. оппозиции. Анализ вроде, правда нифига не объективный

  1.  Стерты границы жанров
  2.  Мало социальной журналистики. В основном развлекаловка. Тираж у развлекаловки большой, у чего-либо стоящего – маленький. Ну, сравните Коммерсант и КП, уж не говоря о журналах всяких научных, типа Неприкосновенного запаса.
  3.  Омоложение журналистики. Типа кругом одна мОлодежь.

Есть еще вот какие мнения:

  •  Текучка кадров Короче, люди долго не задерживаются на одном месте.
  •  Деградация журналистики, понижение уровня, спрос на серость
  •  Отсутствие индивидуальностей
  •  Очень уж тесное взаимодействие с банками, олигархами и всякими властьпридержащими


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75588. Театр. Вільний час, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 71.5 KB
  Активізувати вживання ЛО теми «Вільний час», «Відвідування театру естради». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (scanning) Підготувати до самостійного усного висловлювання про відвідування театру.
75589. Відвідування театру естради, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 65.5 KB
  Активізувати в мові учнів вживання ЛО теми «Відвідування театру». Підготувати учнів до самостійного висловлювання про відвідування театру естради на основі плану. Практикувати у діалогічному мовленні: конструюванні діалогів за заданою ситуацією та з урахуванням міжрольових взаємодій комунікативних партнерів...
75590. Музичні захоплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 90.5 KB
  Обладнання: підручник вікторина Pop Music Quiz НО1 текст для читання My fvourite singer Elvis Presley king of rock nd roll HO2 Fill in the tble HO3 Write biogrphy of your own fvourite pop strrdquo;HO4 тексти 1 2 для позакласного читання з серії Pop rt з молодіжних журналів НO5 НO6. Т: We re going to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups By the end of the lesson you should be ble: to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups; to conduct your own dilogues using the given one s n...
75591. Музичні захоплення. Мій улюблений співак 63.5 KB
  Обладнання: підручник текст і запис пісні Yesterdy групи Betles НО1 текст цієї пісні з пропускамНO2 текст для аудіювання The Betles НО3 True or Flse HO4 HO5. Предявлення тексту для аудіювання The Betles. Т: Wht do you think Do you know the fmous group The Betles Wht hits of the Betles do you like re the Betles still populr in Englnd Why 2 WhileListening ctivities. Н03: The Betles The Betles becme ntionlly fmous in Englnd in October 1962 when their first single record Love me do entered the Hit Prde t number 27.
75592. Музичні захплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 59.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (scanning) та з метою точного й повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (skimming). Навчати висловлюванню за змістом прочитаного тексту.
75593. Шекспір — видатний англійський письменник 69 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Shkespere HO1 True or Flse H02 nswer the questions H03 Strip story H04 текст для позакласного читання про англійських або американських акторів на вибір учителя. Т: The topic of our tody\'s lesson is Shkespere the gretest English writer...
75594. Відвідування кінотеатру 71 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning).
75595. Відвідування кінотеатру в Англії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру», «Кіно». Практикувати в аудіюванні та читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Практикувати учнів у спілкуванні в формі діалогу-розпитування, діалогу-обміну думками.
75596. Кіно в Британії. Моє відвідування кінотеатру 58.5 KB
  Обладнання: підручник Keyfcts bout film HO1 Trueorflse H02. T: In your notebook write 9 types of films. I will cll out one type of films t time. If you her one of your type of films put your hnd up nd cross the word out.