30602

Особенности журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...

Русский

2014-10-17

40.5 KB

3 чел.

69. Особенности журналистского творчества 

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Из Горохова:

+Потребность аудитории – существенный фактор журналистского тв-ва: своим отношением к СМИ читатель побуждает ж-тов к совершенствованию их деятельности, к поискам новых методов и форм работы.

+Духовно-практическая природа журналистского тв-ва: оперативность, актуальность, общезначимость и интегральность ж-ки откликается на все вопросы, выдвигаемые жизнью во всех областях, а также ж-ка объединяет людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности, помогает найти единое отношение к актуальным событиям и процессам современности.

+Взаимодействие дух. и практической сторон деятельности ж-та единство творческого мышления и поведения.

+Единство индивидуального и коллективного творчества. Послушаем К. Марска: «Пресса, шаг за шагом, посредством разделения труда, выясняет всю правду – но не тем путем, что кто-либо один делает все, а тем, что каждый из этого множества людей делает какое-либо одно небольшое дело». Коллективизм в ж-ке – творческая необходимость: «мысль будит мысль, идея рождает идею, находки ж-тов обогащают др. друга».

+Ж-ка – соединение творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов. Т.Е. создание журналистского текста (муки слова, выбор композиции, жанровое и художественное оформление…) и  технические моменты труда (верстка, тиражирование и т.п.).

Творческое содержание деятельности ж-та определяется:

- эффективностью и действенностью печатного слова

- своеобразием решаемых проблем

- особенностями и способами процесса деятельности

- взаимодействием этих текстов с сознанием аудитории.

Если в науке тв-во – это открытие новых фактов, то в ж-ке – это внедрение знаний об этих фактах в сознание масс. В ис-ве тв-во – это создание оригинальных ценностей, то в ж-ке – это социально-эстетическая оценка этих худ.произведений.

По Матейко:

Исходная точка всякого тв-ва – легкость образования неожиданных ассоциаций, именно в этом проявляется творческая фантазия;

Уровни тв-ва: низший (использование уже существующих знаний, расширение области их применения; например, изобретение книгопечатания); высший (создание абсолютно новой концепции, например, теория относительности Эйнштейна).

Мотейко отмечает, что к тв-ву неспособны люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты.

Закономерности ТВ-ВА: новые решения чаще приходят внезапно и неожиданно; решение проблемы проходит путь от более общих рассуждений к более частным; творческий акт требует разрыва с привычными схемами мышления. Виды тв-ва:

1. Организационно-управленческое тв-во (планирование, организация деятельности редакторского коллектива, подбор и расстановка кадров);

2. Организаторская деят-ть (внередакционные социальные связи редакции);

3. Публицистическая деятельность (писать историю современности).

Аграновский тут же: 1. Возникновение проблемной ситуации в ж-ке; 2. Фаза отбора материала; 3. Фаза интенсивного исследования: скачок от известного к неизвестному; 4. Этап проверки фактов, логические суждения и эмоциональные реакции автора; 5. Формирование прогноза, практической гипотезы; 6. Этап демонстрации полученного решения.

Каждое время приносит с собой че-нить.

  1.  Всеобщая глобализация и как следствие много чего:
  •  Возможность добраться в любую точку земли быстро и узнать что нужно.
  •  Технические средства, которые позволяют снимать, записывать то, о чем раньше и не мечтали, а также ОПЕРАТИВНО передавать.
  •  Интернет. Что-то уточнить, проверить, найти нужную инфу + возможность …
  •  Всегда можно послушать-посмотреть-почитать другие СМИ  с помощью спутника, того же интернета
  1.  Тенденция к специализации

Противоречивая хрень. С одной стороны, идет сегментация рынка (типа и для любителей мутировавших бурундучков, и для бабушек с авоськами)=>специализация журналистов. С другой стороны, и специализация СМИ-то не особо осуществляется (только для крупных групп населения), да и журналисты профильных изданий не всегда так уж в теме. Чаще всего, где только не работали

  1.  Поверхностность В изданиях, особенно развлекательных и молодежных часто сплошь че-то типа жж, причем не самых умных. Поверхностные, легковесные материалы, отсутствие анализа, нередко плагиат
  2.  Много рекламности

Ж-т почти каждый занимается рекламой, пиаром.

  1.  Зависимость от концепции издания

Ну, это, наверно, всегда так было: кто платит, тот и заказывает музыку. Изменились разве что эти боссы. Ну, а так, все кругом говорят о том, что особенно в провинции можно написать хороший материал, но он никуда не пойдет, не возьмут ибо, потому что он вдруг заденет кого, а мы с ними в деловых связях. Ага.

  1.  Информационность

Типа большой поток инфы, не до анализа нам…. Хотя как сказать. Есть точка зрения, что все меняется постепенно. В России так вот много типа анализа, где ребятки продвигают и разжевывают либо идеи партии власти, либо т.н. оппозиции. Анализ вроде, правда нифига не объективный

  1.  Стерты границы жанров
  2.  Мало социальной журналистики. В основном развлекаловка. Тираж у развлекаловки большой, у чего-либо стоящего – маленький. Ну, сравните Коммерсант и КП, уж не говоря о журналах всяких научных, типа Неприкосновенного запаса.
  3.  Омоложение журналистики. Типа кругом одна мОлодежь.

Есть еще вот какие мнения:

  •  Текучка кадров Короче, люди долго не задерживаются на одном месте.
  •  Деградация журналистики, понижение уровня, спрос на серость
  •  Отсутствие индивидуальностей
  •  Очень уж тесное взаимодействие с банками, олигархами и всякими властьпридержащими


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48055. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКЕ 667.5 KB
  УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Английский биолог Glton ввел в науку и практику следующие методы генетики человека и медицинской генетики: Близнецовый Дерматоглифический Популяционно-статистический Статистический Цитогенетический Генеалогический
48056. Регіональна економіка 747.5 KB
  Господарський комплекс України 7 Тема 1.1 Природноресурсний потенціал України 7 Тема 1.2 Трудовий потенціал України 8 Тема 1.4 Економічне районування та територіальна організація господарства України.
48057. Логістика. Парктичні роботи 383.5 KB
  Порядок приймання товарів регламентується нормативними актами держави а також умовами договору. У господарській практиці в Україні в даний час використовуються такі нормативні документи що регламентують порядок приймання товарів: Інструкція про порядок приймання продукції виробничотехнічного призначення і товарів народного споживання за кількістю інструкція № П6. Інструкція про порядок приймання продукції виробничотехнічного призначення і товарів народного споживання за якістю інструкція № П7.
48058. Логістика. Методичні вказівки 702 KB
  тонн умови діяльності якого відповідають нижченаведеним а також рівень впливу на загальні витрати тих факторів які визначаються умовами договорів оптового підприємства з постачальниками товарів. Таблиця 1 Фактори які впливають на розмір загального матеріального потоку на складі Позначення фактора Назва фактора Значення фактора за варіантами 1 2 3 4 5 А1 Частка товарів які надходять на склад в неробочий час і проходять через приймальну експедицію 20 15 15 20 15 А2 Частка товарів які проходять через дільницю приймання складу 25 25 20...
48059. Взаємозвязок діалогічного та монологічного мовлення 40.5 KB
  Взаємозвязок діалогічного та монологічного мовлення. Показати взаємозвязок діалогічного та монологічного мовлення на конкретних прикладах; ознайомити з видами опор при навчанні звязного мовлення молодших школярів; навчити складати структурні схемиопори для монологічних висловлювань розповідного та описового характеру. Вивчіть схему Види опор в навчанні звязного мовлення та дайте відповідь на питання: Які опори доцільно використати для навчання монологічного мовлення а які для діалогічного мовлення Види опор в навчанні звязного...
48060. Методика подготовки к семинарским занятиям 37.5 KB
  Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме студент должен подробно изучить соответствующий раздел программы курса где в самом сжатом виде определены основные вопросы дана их последовательность а также указана рекомендованная учебная литература основная и дополнительная. Завершающий этап подготовки к семинарам это ответы на проверочные вопросы и выполнение тестовых заданий которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания. Если пройдены все этапы самостоятельной работы то на семинаре Вы...