30602

Особенности журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...

Русский

2014-10-17

40.5 KB

3 чел.

69. Особенности журналистского творчества 

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Из Горохова:

+Потребность аудитории – существенный фактор журналистского тв-ва: своим отношением к СМИ читатель побуждает ж-тов к совершенствованию их деятельности, к поискам новых методов и форм работы.

+Духовно-практическая природа журналистского тв-ва: оперативность, актуальность, общезначимость и интегральность ж-ки откликается на все вопросы, выдвигаемые жизнью во всех областях, а также ж-ка объединяет людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности, помогает найти единое отношение к актуальным событиям и процессам современности.

+Взаимодействие дух. и практической сторон деятельности ж-та единство творческого мышления и поведения.

+Единство индивидуального и коллективного творчества. Послушаем К. Марска: «Пресса, шаг за шагом, посредством разделения труда, выясняет всю правду – но не тем путем, что кто-либо один делает все, а тем, что каждый из этого множества людей делает какое-либо одно небольшое дело». Коллективизм в ж-ке – творческая необходимость: «мысль будит мысль, идея рождает идею, находки ж-тов обогащают др. друга».

+Ж-ка – соединение творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов. Т.Е. создание журналистского текста (муки слова, выбор композиции, жанровое и художественное оформление…) и  технические моменты труда (верстка, тиражирование и т.п.).

Творческое содержание деятельности ж-та определяется:

- эффективностью и действенностью печатного слова

- своеобразием решаемых проблем

- особенностями и способами процесса деятельности

- взаимодействием этих текстов с сознанием аудитории.

Если в науке тв-во – это открытие новых фактов, то в ж-ке – это внедрение знаний об этих фактах в сознание масс. В ис-ве тв-во – это создание оригинальных ценностей, то в ж-ке – это социально-эстетическая оценка этих худ.произведений.

По Матейко:

Исходная точка всякого тв-ва – легкость образования неожиданных ассоциаций, именно в этом проявляется творческая фантазия;

Уровни тв-ва: низший (использование уже существующих знаний, расширение области их применения; например, изобретение книгопечатания); высший (создание абсолютно новой концепции, например, теория относительности Эйнштейна).

Мотейко отмечает, что к тв-ву неспособны люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты.

Закономерности ТВ-ВА: новые решения чаще приходят внезапно и неожиданно; решение проблемы проходит путь от более общих рассуждений к более частным; творческий акт требует разрыва с привычными схемами мышления. Виды тв-ва:

1. Организационно-управленческое тв-во (планирование, организация деятельности редакторского коллектива, подбор и расстановка кадров);

2. Организаторская деят-ть (внередакционные социальные связи редакции);

3. Публицистическая деятельность (писать историю современности).

Аграновский тут же: 1. Возникновение проблемной ситуации в ж-ке; 2. Фаза отбора материала; 3. Фаза интенсивного исследования: скачок от известного к неизвестному; 4. Этап проверки фактов, логические суждения и эмоциональные реакции автора; 5. Формирование прогноза, практической гипотезы; 6. Этап демонстрации полученного решения.

Каждое время приносит с собой че-нить.

  1.  Всеобщая глобализация и как следствие много чего:
  •  Возможность добраться в любую точку земли быстро и узнать что нужно.
  •  Технические средства, которые позволяют снимать, записывать то, о чем раньше и не мечтали, а также ОПЕРАТИВНО передавать.
  •  Интернет. Что-то уточнить, проверить, найти нужную инфу + возможность …
  •  Всегда можно послушать-посмотреть-почитать другие СМИ  с помощью спутника, того же интернета
  1.  Тенденция к специализации

Противоречивая хрень. С одной стороны, идет сегментация рынка (типа и для любителей мутировавших бурундучков, и для бабушек с авоськами)=>специализация журналистов. С другой стороны, и специализация СМИ-то не особо осуществляется (только для крупных групп населения), да и журналисты профильных изданий не всегда так уж в теме. Чаще всего, где только не работали

  1.  Поверхностность В изданиях, особенно развлекательных и молодежных часто сплошь че-то типа жж, причем не самых умных. Поверхностные, легковесные материалы, отсутствие анализа, нередко плагиат
  2.  Много рекламности

Ж-т почти каждый занимается рекламой, пиаром.

  1.  Зависимость от концепции издания

Ну, это, наверно, всегда так было: кто платит, тот и заказывает музыку. Изменились разве что эти боссы. Ну, а так, все кругом говорят о том, что особенно в провинции можно написать хороший материал, но он никуда не пойдет, не возьмут ибо, потому что он вдруг заденет кого, а мы с ними в деловых связях. Ага.

  1.  Информационность

Типа большой поток инфы, не до анализа нам…. Хотя как сказать. Есть точка зрения, что все меняется постепенно. В России так вот много типа анализа, где ребятки продвигают и разжевывают либо идеи партии власти, либо т.н. оппозиции. Анализ вроде, правда нифига не объективный

  1.  Стерты границы жанров
  2.  Мало социальной журналистики. В основном развлекаловка. Тираж у развлекаловки большой, у чего-либо стоящего – маленький. Ну, сравните Коммерсант и КП, уж не говоря о журналах всяких научных, типа Неприкосновенного запаса.
  3.  Омоложение журналистики. Типа кругом одна мОлодежь.

Есть еще вот какие мнения:

  •  Текучка кадров Короче, люди долго не задерживаются на одном месте.
  •  Деградация журналистики, понижение уровня, спрос на серость
  •  Отсутствие индивидуальностей
  •  Очень уж тесное взаимодействие с банками, олигархами и всякими властьпридержащими


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78156. Социализация личности. Семейное воспитание 52.23 KB
  Признаки и функции коллектива методика его формирования. Признаки развитого коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей; включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; связь коллектива с обществом; наличие положительных традиций и перспектив; атмосфера взаимопомощи доверия и требовательности; развитые критика и самокритика сознательная дисциплина и др. Это результат упорного целенаправленного и длительного труда всего коллектива результат...
78157. Социальная подструктура личности 33.17 KB
  Стадии социализации личности. Полученные в процессе социализации знания приобретенные личностные качества не станут лишь индивидуальным достоянием а станут достоянием общества так как человек не только обогащается опытом но и реализует себя как личность влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Механизмы социализации: Имитация механическое повторение воспроизведение наблюдаемых человеком социальных действий без понимания их подлинного смысла.
78158. Эмоции и психические состояния личности 115.54 KB
  Эмоции имеются и у животных но у человека они приобретают особую глубину имеют множество оттенков и сочетаний. Эмоции различают по интенсивности и длительности а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение собственно эмоции и аффекты.
78159. Биологическая и психологическая подструктуры личности 129.43 KB
  Механизмы развития и тренировки памяти. Этот образ соотносится с информацией хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов: представления памяти т. Особенности памяти: память немыслима без других психических процессов так как она запечатляет сохраняет и воспроизводит психические продукты этих процессов когда мы воспринимаем чтото оно запоминается; память это сквозной психический процесс так как присутствует в течение...
78160. Введение в курс «Основы психологии» 196.17 KB
  Психология и очень старая и совсем молодая наука. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа 1679-1754 опубликовавшего книги Рациональная психология 1732 и Экспериментальная психология 1734 в которых он использовал термин психология. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Возникли такие ее отрасли как педагогическая юридическая военная управленческая спортивная психология и т.
78162. Личность и группа как субъект и объект управления 49.27 KB
  Особенности коммуникации в организации. И это в полной мере относится и к личности и к организации в качестве субъектов и объектов управления. Управление личностью может складываться из: правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; обеспечения выполнения каждым работником своей роли. Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора обеспечивают социальный контроль ее поведения а также упорядочивают характер взаимодействий в рамках организации...
78163. Личность и творчество 55.97 KB
  Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и в частности для развития его творческого потенциала необходимым условием является свобода. При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Творческая активность это мотивированная готовность личности к творческой деятельности определяемая скоростью...
78164. Межличностные отношения и взаимодействия людей в малых группах 63.18 KB
  Понятие малой группы. Социальнопсихологический климат группы. Социометрическая структура группы. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять либо не одобрять некоторые социальные роли иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.