30602

Особенности журналистского творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...

Русский

2014-10-17

40.5 KB

3 чел.

69. Особенности журналистского творчества 

Подлинно творческое поведение ж-та и состоит в знании существующих норм и правил (главное, чтоб они с шаблонами не отождествлялись), в умении ими пользоваться в соответствующих обстоятельствахи умение их превзойти или создать новые, когда это необходимо.   

Самый распространенный критерий творчества - новизна и оригинальность.

Спиркин в своей работе «Сознание и самосознание» определил тв-во так: «это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

начальный этап тв-ва:  выбор темы, формулирование замысла и определение порядка действий по его реализации. Выбор темы – это этап изучения действительности и получение инф из внешнего мира посредством сбора инфо, ее интерпретации, осмыслении, формулировании концепции, объясняющей суть явления.

Следующий этап – воздействие на дейст-ть, т.е. доведение созданного на основе полученной инфо текста до сознания массовой аудитории. Здесь выделяют две стадии: создание журналистского текста (выработка и реализация концепции) и придание ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Творческая личность может существовать и успешно развиваться только в условиях журналистской творческой среды (редакционного коллектива). Функции этой среды:

- критическая (оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности)

- селективная (отбор приемов и способов деятельности ж-та для последующего закрепления в коллективной памяти)

- программирующая (определение возможных способов и путей деятельности ж-та в реальной ситуации)  

Из Горохова:

+Потребность аудитории – существенный фактор журналистского тв-ва: своим отношением к СМИ читатель побуждает ж-тов к совершенствованию их деятельности, к поискам новых методов и форм работы.

+Духовно-практическая природа журналистского тв-ва: оперативность, актуальность, общезначимость и интегральность ж-ки откликается на все вопросы, выдвигаемые жизнью во всех областях, а также ж-ка объединяет людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности, помогает найти единое отношение к актуальным событиям и процессам современности.

+Взаимодействие дух. и практической сторон деятельности ж-та единство творческого мышления и поведения.

+Единство индивидуального и коллективного творчества. Послушаем К. Марска: «Пресса, шаг за шагом, посредством разделения труда, выясняет всю правду – но не тем путем, что кто-либо один делает все, а тем, что каждый из этого множества людей делает какое-либо одно небольшое дело». Коллективизм в ж-ке – творческая необходимость: «мысль будит мысль, идея рождает идею, находки ж-тов обогащают др. друга».

+Ж-ка – соединение творческих (продуктивных) и нетворческих (репродуктивных) элементов. Т.Е. создание журналистского текста (муки слова, выбор композиции, жанровое и художественное оформление…) и  технические моменты труда (верстка, тиражирование и т.п.).

Творческое содержание деятельности ж-та определяется:

- эффективностью и действенностью печатного слова

- своеобразием решаемых проблем

- особенностями и способами процесса деятельности

- взаимодействием этих текстов с сознанием аудитории.

Если в науке тв-во – это открытие новых фактов, то в ж-ке – это внедрение знаний об этих фактах в сознание масс. В ис-ве тв-во – это создание оригинальных ценностей, то в ж-ке – это социально-эстетическая оценка этих худ.произведений.

По Матейко:

Исходная точка всякого тв-ва – легкость образования неожиданных ассоциаций, именно в этом проявляется творческая фантазия;

Уровни тв-ва: низший (использование уже существующих знаний, расширение области их применения; например, изобретение книгопечатания); высший (создание абсолютно новой концепции, например, теория относительности Эйнштейна).

Мотейко отмечает, что к тв-ву неспособны люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты.

Закономерности ТВ-ВА: новые решения чаще приходят внезапно и неожиданно; решение проблемы проходит путь от более общих рассуждений к более частным; творческий акт требует разрыва с привычными схемами мышления. Виды тв-ва:

1. Организационно-управленческое тв-во (планирование, организация деятельности редакторского коллектива, подбор и расстановка кадров);

2. Организаторская деят-ть (внередакционные социальные связи редакции);

3. Публицистическая деятельность (писать историю современности).

Аграновский тут же: 1. Возникновение проблемной ситуации в ж-ке; 2. Фаза отбора материала; 3. Фаза интенсивного исследования: скачок от известного к неизвестному; 4. Этап проверки фактов, логические суждения и эмоциональные реакции автора; 5. Формирование прогноза, практической гипотезы; 6. Этап демонстрации полученного решения.

Каждое время приносит с собой че-нить.

  1.  Всеобщая глобализация и как следствие много чего:
  •  Возможность добраться в любую точку земли быстро и узнать что нужно.
  •  Технические средства, которые позволяют снимать, записывать то, о чем раньше и не мечтали, а также ОПЕРАТИВНО передавать.
  •  Интернет. Что-то уточнить, проверить, найти нужную инфу + возможность …
  •  Всегда можно послушать-посмотреть-почитать другие СМИ  с помощью спутника, того же интернета
  1.  Тенденция к специализации

Противоречивая хрень. С одной стороны, идет сегментация рынка (типа и для любителей мутировавших бурундучков, и для бабушек с авоськами)=>специализация журналистов. С другой стороны, и специализация СМИ-то не особо осуществляется (только для крупных групп населения), да и журналисты профильных изданий не всегда так уж в теме. Чаще всего, где только не работали

  1.  Поверхностность В изданиях, особенно развлекательных и молодежных часто сплошь че-то типа жж, причем не самых умных. Поверхностные, легковесные материалы, отсутствие анализа, нередко плагиат
  2.  Много рекламности

Ж-т почти каждый занимается рекламой, пиаром.

  1.  Зависимость от концепции издания

Ну, это, наверно, всегда так было: кто платит, тот и заказывает музыку. Изменились разве что эти боссы. Ну, а так, все кругом говорят о том, что особенно в провинции можно написать хороший материал, но он никуда не пойдет, не возьмут ибо, потому что он вдруг заденет кого, а мы с ними в деловых связях. Ага.

  1.  Информационность

Типа большой поток инфы, не до анализа нам…. Хотя как сказать. Есть точка зрения, что все меняется постепенно. В России так вот много типа анализа, где ребятки продвигают и разжевывают либо идеи партии власти, либо т.н. оппозиции. Анализ вроде, правда нифига не объективный

  1.  Стерты границы жанров
  2.  Мало социальной журналистики. В основном развлекаловка. Тираж у развлекаловки большой, у чего-либо стоящего – маленький. Ну, сравните Коммерсант и КП, уж не говоря о журналах всяких научных, типа Неприкосновенного запаса.
  3.  Омоложение журналистики. Типа кругом одна мОлодежь.

Есть еще вот какие мнения:

  •  Текучка кадров Короче, люди долго не задерживаются на одном месте.
  •  Деградация журналистики, понижение уровня, спрос на серость
  •  Отсутствие индивидуальностей
  •  Очень уж тесное взаимодействие с банками, олигархами и всякими властьпридержащими


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36023. Концентраторы напряжений 34 KB
  Дефекты и конструктивные концентраторы напряжений в элементах способствуют повышению уровня напряженности металла и как следствие снижению ресурса оборудования. Для изделий имеющих конструктивные концентраторы напряжений при оценке влияния дефекта на их работоспособность следует сопоставить степень влияния конструктивного концентратора напряжений и дефекта. При расположении дефекта в зоне концентратора напряжений он может оказывать большее влияние на долговечность изделия чем даже более опасный по его ориентации форме но...
36024. Основные задачи системного администрирования. Процессы и их идентификаторы 34.51 KB
  Процессы и их идентификаторы Для понимания процедуры начальной загрузки необходимо иметь самое общее представление о том что такое процесс в системе поскольку это понятие будет постоянно использоваться в дальнейшем. Процесс это загруженная в оперативную память программа. В Linux вначале запускается процесс который загружает в оперативную память программу из указанного ему файла и начинает ее выполнять. Это означает что каждый процесс должен быть запущен как говорят порожден какимто другим процессом.
36025. Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления. Предикаты и высказывания 32 KB
  Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления.
36026. Английский либерализм 19 века, его методологические принципы 36 KB
  Либерализм от лат свободный: идеология индивидуальных прав и свобод; свобода смысл чел жизни а не средство; начало 17в Локк. Идейное содержание: индивидуальная свобода цель общественного прогресса. Милль: индивидуальная свобода независимость чела в сфере действий кас его самого; границы: свобода мысли и мнения выражаемого вовне свобода действовать сообща с другими индивидами свобода выбора целей; угроза свободе не только от гва но и от обществен мнения взглядов большинства = уловил опасность массовой демократии ...
36027. Философия Платона, основные идеи Платона 34.5 KB
  Платон кличка широкий родился в Афинах в 428 или 427 г. Платон отправился в Египет и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Платон вернулся в Афины в возрасте сорока лет он основал Академию в которой преподавал до конца своих дней.
36028. Слово как основная единица лексики. Лексика русского языка как система 34.5 KB
  Лексика русского языка как система. Слово основная значимая единица языка. Оно принадлежит лексикосемантическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней фонем и морфем: фонемы образуют морфемы а морфемы складываются в слово. Хотя синтаксическая конструкция абстрактное понятие отвлеченное от выражения ее в виде реальных словосочетаний или предложений на это указывает и само слово конструкция многообразные синтаксические конструкции языка воплощаются всегда в конкретных сочетаниях слов и в предложениях.
36029. Художественное образование как феномен культуры 34 KB
  Содержание художественного образования включает: формирование культурноисторической компетентности подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественнопрактической компетентности подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовнонравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях: формирование отношения...
36030. Формы взаимодействия организмов 34 KB
  Ряд исследователей относят к симбиозу любое сожительство в том числе комменсализм паразитизм а к мутуализму взаимовыгодное сожительство. Подобно паразитизму и симбиозу комменсализм обычно связан с добыванием пищи или поиском необходимого укрытия. Паразитизм форма взаимоотношений между организмами растениями животными микроорганизмами относящимися к разным видам из которых один паразит использует другого хозяина в качестве среды обитания и источника пищи возлагая при всём этом частично или полностью на хозяина регуляцию...
36031. Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании, информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа 34 KB
  Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа По времени: 1. Ретроспективный исторический посмертный анализ; 2. Оперативный ситуационный анализ; 3.