30606

Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.

Русский

2013-08-24

43.5 KB

6 чел.

5.Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

«Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти дает обыденность». Н.А. Бердяев. Он был очень разносторонним человеком, интересной личностью и т.д.

«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы».

                                                                                     Н.А.Бердяев
Вариант сокращенный, обобщенный, для шпор короче:  

В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления?

* Не уничтожение зла, а творческое преображением злого в доброе.

* Для творчества возможен прорыв к другим мирам, оно преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни.

* Этика творчества есть прежде всего этика ценности, а не спасения.

* Этика творчества исходит из личности и направлена на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.

* Этика творчества утверждает ценность индивидуального и единичного.

* Этика творчества есть высшая форма нравственного сознания.

* Этика творчества не есть этика развития: развитие, усовершенствование, завершение творчества есть уже его ухудшение, старость. Этика творчества есть этика юности, и девственность духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.

Пять ключей к пониманию Бердяева и творчества:

1. СВОБОДА ПЕРВИЧНА. Она предшествует всему – даже Богу («несотворенная свобода»). Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.                                                                                                                                 2. ОСВОБОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧ-ВО. Единственным путем к свободе является творчество. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но период подъема сменяется упадком, но за ним обязательно будет снова подъем.                                                                                                      3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕОБР-Ю. Б. верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Б. было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.                                                                                                                         4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, Б. подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Б. были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.                                                                                                  5. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРЕОДОЛИМО. Б. вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

Более подробно о творчестве:

Б. вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Христианское понимание человека: чел-к – не творец, а существо спасающееся.

Бердяевское понимание чел-ка: Человек- творец. Творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога".
Творчество как "всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием".

Три элемента творчества:1. - это свобода, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

2.- дар, гений. Он дается человеку не за какие-то заслуги, а просто так от Бога (ты можешь быть хоть пьяницей, хоть потаскушкой, но делать это будешь талантливо ) Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных.

3. - сотворенный Богом мир, в котором из творчества Бог черпает материал.  В творчестве Бердяев различает два разных акта: 1. первоначальный творческий акт, в котором человек стоит как бы перед лицом Божьим.

2. вторичный творческий акт- перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества.

Творчество для Б. не столько оформление в конечном,  сколько раскрытие бесконечного; не объектное, а трансцендентальное, прорыв свободы через необходимость. Творчество связано с воображением, гениально по своей природе. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. "Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь". Человеку свойственно и лжетворчество, человек может давать ответ не на призыв Бога, а на призыв сатаны.  Творец одинок, творчество носит не коллективно-общий характер, а индивидуально-личностный.  

Трагедия творчества по Б. в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. чел. творчество небезгранично и сковано миром. Ставит вопрос о смысле творчества.

Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории. У Б. свои представления об эсхатологическом исходе: это не космическая катастрофа, не второе пришествие Христа; исход должен совершить сам человек – он должен преодолеть объективацию (отчужденность, безличность) с помощью творчества. Акт творчества - это прорыв вечного во временное.

Но человечеству еще нужно дорасти до "исхода" из плена объективации.

«творчество означает переход души в иной план бытия».

На всякий случай:

Б. в  работе "Литературное направление и "социальный заказ", выделяет четыре типа творческой личности.

1. Творец  не одинок и социален. равновесие между личностью и соц средой, он создает социальное искусство, и это независимо от миросозерцания. Личность пребывает в социальном коллективе, склонны к класситцизму, консерватизму. напр, революционеры.

2.Творец одинок и не социален. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Обычно это одиночество элит, групповое одиночество – отдельно от соц децствит-ти, не интерес. ни революц, ни консерватиз.

3.Творец не одинок и не социален. В сфере религиозной это есть тип сакраментально-литургический. Личность в религиозном коллективе, творческая личность обращена не к обществу, не к судьбе народа и человечества, а  к спасению своей души и к душам других людей.  

4. Наиболее близок Бердяеву, профетический ("Я все-таки одиночка, хотя и часто действующий социально"), одинок и социален. Пророк -  " его не признают и побивают камнями, и вместе с тем он обращен к обществу и судьбе народа; предвидит грядущее, обличает и призывает к обновлению и возрождению". Творчество есть социальное служение, но повинуется не голосу общества, а голосу Божьему. Острое чувство призвания судьбы.

Эти типы не встречаются в чистом виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31285. СПЕЦІАЛЬНІ СИСТЕМИ ЕЛЕКТРОПРИВОДУ. Методичні вказівки щодо практичних занять 2.08 MB
  5 Практичне заняття № 1 Розрахунок характеристик виконавчих електроприводів з двигунами постійного струму з якірним та полюсним керуванням. Статичний момент приведений до валу двигуна при підйомі Мс=42кГм а при спуску він являється активним и дорівнює 34кГм. Приведений до валу двигуна момент інерції механізму Jмех=00815 кГм∙сек2. Момент інерції ротора двигуна Jд= 04 кГм∙сек2.
31286. Основи моделювання аналогових та цифрових вузлів систем управління в пакеті програм Electronics Workbench 475.5 KB
  ТЕОРЕТИЧНІ ВІДОМОСТІ Пакет Electronics Workbench призначений для перевірки роботи електронних схем цифрових та аналогових методом математичного моделювання. Для моделювання роботи схем застосовуються численні методи МонтеКарло. 2 ПОРЯДОК ВИКОНАННЯ РОБОТИ 1.
31287. Дослідження низькочастотних генераторів сигналів різної форми в пакеті Electronics Workbench 1.39 MB
  Розглянемо ряд найпоширеніших генераторів сигналів синусоїдальної прямокутної і трикутної форм із регульованими параметрами частота амплітуда тривалість імпульсів та з різними методами стабілізації параметрів вихідних коливань. Генератори синусоїдальних коливань Принцип роботи генераторів синусоїдальних коливань заснований на використанні в ланцюгах зворотного звязку ЗЗ фазозсуваючих чи резонансних елементів: моста Віна подвійного Т образного моста що зсуває RC ланцюгів і ін. Тому при використанні високоякісних RC елементів...
31288. Дослідження схем активних випрямлячів в пакеті Electronics Workbench 1.11 MB
  Робота подібних випрямлячів як правило заснована на тому що при одній полярності вхідна напруга з деяким масштабним коефіцієнтом подається на вихід а при іншій вихідна напруга підтримується рівною нулю однонапівперіодний випрямляч чи інвертованій вхідній напрузі двонапівперіодний випрямляч. Побудувати схеми випрямлячів в пакеті Electronics Workbench для контролю за вихідними параметрами необхідно до виходів випрямлячів підключити вольтметр та осцилограф. Для кожного з побудованих випрямлячів визначити його тип.
31289. Дослідження комбінаційних схем, реалізованих за методом декомпозиції 1.2 MB
  Знайти гарантовано мінімальний вираз для довільної функції можна лише перебравши всі варіанти різних способів групування в процесі мінімізації що реально лише для невеликої кількості аргументів. З точки зору підходів до спрощення логічних виразів функції з якими має справу схемотехнік доцільно розділити на три групи: функції невеликої кількості аргументів €œобєктивні€ функції багатьох аргументів €œсубєктивні€ функції багатьох аргументів. До першої групи відносять функції трьохпяти аргументів. Статистичний аналіз реальних схем...
31290. Дослідження схем синхронних та асинхронних цифрових автоматів з пам’яттю в пакеті Electronics Workbench 2.88 MB
  При моделюванні роботи синхронного автомата синхросерію слід подавати з генератора коливань обравши прямокутну форму імпульсів з параметрами близькими до вказаних на рис. Побудування логічних вентилів при синтезі синхронного автомата Якщо потрібно сформувати память автомата на Ттригерах не слід шукати їх в бібліотеці елементів так як їх фізично не існує необхідно побудувати Т тригер з JK тригера походячи з таблиці переходів. Часові діаграми роботи автомата слід скопіювати через буфер до редактора Paint або іншого графічного...
31291. Вивчення структури контролера КРВМ-2 та його засобів вводу-виводу 677.5 KB
  ЯПВВ - комірка програмованого вводу-виводу. Забезпечує зв’язок з зовнішніми об’єктами за будь-яким напрямком. До складу комірки входить мікросхема КР580ВВ55, порти якої з’єднані із зовнішніми приладами через шинні підсилювачі К589АП16, 2 шинних формувача КР580ВА86, мікросхеми К555ИД4 (здвоєний дешифратор 2 входи – 4 виходи), мікросхеми К155ТМ8 (4 D-тригери), К155ЛА3 (4 елементи 2І-НІ).
31292. Розрахунок генераторів пилкоподібної напруги 408 KB
  широко використовуються генератори пилкоподібної лінійнозмінної напруги. Часову діаграму пилкоподібної напруги наведено на рис.1 Часова діаграма пилкоподібної напруги Основними параметрами такої напруги є: тривалість робочого і зворотного ходу пилкоподібної напруги; період проходження імпульсів ; амплітуда імпульсів ; коефіцієнт нелінійності і коефіцієнт використання напруги джерела живлення .
31293. Розрахунок схем активних фільтрів 778 KB
  Апроксимація характеристик активних фільтрів зводиться до вибору таких коефіцієнтів цих поліномів що забезпечують найкраще в тому чи іншому значенні наближення до бажаних амплітудночастотної АЧХ чи фазочастотної характеристик фільтра.1 де відносна частота; частота зрізу; порядок фільтра. В фільтрі Чебишева апроксимуюча функція вибирається так щоб в смузі пропускання фільтра отримати відхилення його характеристики від ідеальної що не перевищує деякої заданої величини.2 де постійний коефіцієнт що визначає нерівномірність АЧХ...