30606

Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.

Русский

2013-08-24

43.5 KB

6 чел.

5.Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

«Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти дает обыденность». Н.А. Бердяев. Он был очень разносторонним человеком, интересной личностью и т.д.

«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы».

                                                                                     Н.А.Бердяев
Вариант сокращенный, обобщенный, для шпор короче:  

В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления?

* Не уничтожение зла, а творческое преображением злого в доброе.

* Для творчества возможен прорыв к другим мирам, оно преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни.

* Этика творчества есть прежде всего этика ценности, а не спасения.

* Этика творчества исходит из личности и направлена на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.

* Этика творчества утверждает ценность индивидуального и единичного.

* Этика творчества есть высшая форма нравственного сознания.

* Этика творчества не есть этика развития: развитие, усовершенствование, завершение творчества есть уже его ухудшение, старость. Этика творчества есть этика юности, и девственность духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.

Пять ключей к пониманию Бердяева и творчества:

1. СВОБОДА ПЕРВИЧНА. Она предшествует всему – даже Богу («несотворенная свобода»). Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.                                                                                                                                 2. ОСВОБОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧ-ВО. Единственным путем к свободе является творчество. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но период подъема сменяется упадком, но за ним обязательно будет снова подъем.                                                                                                      3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕОБР-Ю. Б. верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Б. было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.                                                                                                                         4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, Б. подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Б. были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.                                                                                                  5. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРЕОДОЛИМО. Б. вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

Более подробно о творчестве:

Б. вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Христианское понимание человека: чел-к – не творец, а существо спасающееся.

Бердяевское понимание чел-ка: Человек- творец. Творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога".
Творчество как "всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием".

Три элемента творчества:1. - это свобода, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

2.- дар, гений. Он дается человеку не за какие-то заслуги, а просто так от Бога (ты можешь быть хоть пьяницей, хоть потаскушкой, но делать это будешь талантливо ) Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных.

3. - сотворенный Богом мир, в котором из творчества Бог черпает материал.  В творчестве Бердяев различает два разных акта: 1. первоначальный творческий акт, в котором человек стоит как бы перед лицом Божьим.

2. вторичный творческий акт- перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества.

Творчество для Б. не столько оформление в конечном,  сколько раскрытие бесконечного; не объектное, а трансцендентальное, прорыв свободы через необходимость. Творчество связано с воображением, гениально по своей природе. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. "Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь". Человеку свойственно и лжетворчество, человек может давать ответ не на призыв Бога, а на призыв сатаны.  Творец одинок, творчество носит не коллективно-общий характер, а индивидуально-личностный.  

Трагедия творчества по Б. в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. чел. творчество небезгранично и сковано миром. Ставит вопрос о смысле творчества.

Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории. У Б. свои представления об эсхатологическом исходе: это не космическая катастрофа, не второе пришествие Христа; исход должен совершить сам человек – он должен преодолеть объективацию (отчужденность, безличность) с помощью творчества. Акт творчества - это прорыв вечного во временное.

Но человечеству еще нужно дорасти до "исхода" из плена объективации.

«творчество означает переход души в иной план бытия».

На всякий случай:

Б. в  работе "Литературное направление и "социальный заказ", выделяет четыре типа творческой личности.

1. Творец  не одинок и социален. равновесие между личностью и соц средой, он создает социальное искусство, и это независимо от миросозерцания. Личность пребывает в социальном коллективе, склонны к класситцизму, консерватизму. напр, революционеры.

2.Творец одинок и не социален. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Обычно это одиночество элит, групповое одиночество – отдельно от соц децствит-ти, не интерес. ни революц, ни консерватиз.

3.Творец не одинок и не социален. В сфере религиозной это есть тип сакраментально-литургический. Личность в религиозном коллективе, творческая личность обращена не к обществу, не к судьбе народа и человечества, а  к спасению своей души и к душам других людей.  

4. Наиболее близок Бердяеву, профетический ("Я все-таки одиночка, хотя и часто действующий социально"), одинок и социален. Пророк -  " его не признают и побивают камнями, и вместе с тем он обращен к обществу и судьбе народа; предвидит грядущее, обличает и призывает к обновлению и возрождению". Творчество есть социальное служение, но повинуется не голосу общества, а голосу Божьему. Острое чувство призвания судьбы.

Эти типы не встречаются в чистом виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7358. Расчет щековой дробилки со сложным качанием щеки 878.5 KB
  Расчет щековой дробилки со сложным качанием щеки Введение Дробильное оборудование широко применяется при переработке природных и искусственных материалов. Подсчитано, что на измельчение (дробление и помол) ежегодно тратиться не менее 5% всей произво...
7359. Основы программирования и эксплуатации промышленного робота РМ-01 модели PUMA-56 и УЧПУ модели СФЕРА-36 273 KB
  Основы программирования и эксплуатации промышленного робота РМ-01 модели PUMA-56 и УЧПУ модели СФЕРА-36 Общие сведения о роботе РМ - 01. Промышленный робот РМ-01 может использоваться в следующих основных направлениях: механизация...
7360. Стилистика и особенности оформления SEO текста 56 KB
  Стилистика и особенности оформления SEO текста Редактирование - это подготовка SEO-текста к публикации на сайте. Редакторская проверка помогает оценить логичность написанного, удалить лишнюю информацию, ошибки или опечатки, сделать текст конкретным ...
7361. Производство дрожжей 205 KB
  Производство дрожжей Содержание 1. Сырьё и основные стадии технологического процесса 2. Дрожжи используемые для производства хлебопекарных дрожжей 3. Вредители дрожжевого производства 3.1 Микрофлора мелассы 3.2 Микрофлора воды и воздуха 3.3 Вторичны...
7362. Сегментирование рынка. Ответы на экзаменационные вопросы 241.5 KB
  Ответы на экзаменационные вопросы Сегментирование рынка. Его основные критерии Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобр...
7363. Сегментирование рынка: необходимость или отсутствие таковой 195.5 KB
  Сегментирование рынка Сегментирование рынка: необходимость или отсутствие таковой После того как произведен общий анализ всех факторов внешней среды, в маркетинговых исследованиях рекомендуется все внимание сосредоточить на одном из них, а именно на...
7364. Разработка стройфинплана дорожно-строительной организации 1.16 MB
  Разработка стройфинплана дорожно-строительной организации Конструкция дорожной одежды: 1,5 см щебень 35 см песок 1. Определение затрат ресурсов на строительство 1 км автомобильной дороги. Технология работ по...
7365. Организация лечебно-профилактического и диетического питания на примере столовой Орел ГТУ 159 KB
  Организация лечебно-профилактического и диетического питания (на примере столовой Орел ГТУ) Введение Данная курсовая работа посвящена организации лечебно-профилактического и диетического питания. Данная тема на сегодняшний день является довольно а...
7366. Тепловой и аэродинамические расчеты котла ТВГ-8М 512.5 KB
  Пояснительная записка содержит страниц, таблиц, 21 источников. Объект исследования - тягодутьевое оборудование котла ТВГ-8М на Бородинской котельной в г. Запорожье. Цель проекта - аэродинамический расчет котла ТВГ-8М. Метод исследо...