30606

Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.

Русский

2013-08-24

43.5 KB

6 чел.

5.Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

«Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти дает обыденность». Н.А. Бердяев. Он был очень разносторонним человеком, интересной личностью и т.д.

«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы».

                                                                                     Н.А.Бердяев
Вариант сокращенный, обобщенный, для шпор короче:  

В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления?

* Не уничтожение зла, а творческое преображением злого в доброе.

* Для творчества возможен прорыв к другим мирам, оно преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни.

* Этика творчества есть прежде всего этика ценности, а не спасения.

* Этика творчества исходит из личности и направлена на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.

* Этика творчества утверждает ценность индивидуального и единичного.

* Этика творчества есть высшая форма нравственного сознания.

* Этика творчества не есть этика развития: развитие, усовершенствование, завершение творчества есть уже его ухудшение, старость. Этика творчества есть этика юности, и девственность духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.

Пять ключей к пониманию Бердяева и творчества:

1. СВОБОДА ПЕРВИЧНА. Она предшествует всему – даже Богу («несотворенная свобода»). Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.                                                                                                                                 2. ОСВОБОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧ-ВО. Единственным путем к свободе является творчество. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но период подъема сменяется упадком, но за ним обязательно будет снова подъем.                                                                                                      3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕОБР-Ю. Б. верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Б. было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.                                                                                                                         4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, Б. подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Б. были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.                                                                                                  5. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРЕОДОЛИМО. Б. вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

Более подробно о творчестве:

Б. вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Христианское понимание человека: чел-к – не творец, а существо спасающееся.

Бердяевское понимание чел-ка: Человек- творец. Творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога".
Творчество как "всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием".

Три элемента творчества:1. - это свобода, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

2.- дар, гений. Он дается человеку не за какие-то заслуги, а просто так от Бога (ты можешь быть хоть пьяницей, хоть потаскушкой, но делать это будешь талантливо ) Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных.

3. - сотворенный Богом мир, в котором из творчества Бог черпает материал.  В творчестве Бердяев различает два разных акта: 1. первоначальный творческий акт, в котором человек стоит как бы перед лицом Божьим.

2. вторичный творческий акт- перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества.

Творчество для Б. не столько оформление в конечном,  сколько раскрытие бесконечного; не объектное, а трансцендентальное, прорыв свободы через необходимость. Творчество связано с воображением, гениально по своей природе. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. "Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь". Человеку свойственно и лжетворчество, человек может давать ответ не на призыв Бога, а на призыв сатаны.  Творец одинок, творчество носит не коллективно-общий характер, а индивидуально-личностный.  

Трагедия творчества по Б. в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. чел. творчество небезгранично и сковано миром. Ставит вопрос о смысле творчества.

Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории. У Б. свои представления об эсхатологическом исходе: это не космическая катастрофа, не второе пришествие Христа; исход должен совершить сам человек – он должен преодолеть объективацию (отчужденность, безличность) с помощью творчества. Акт творчества - это прорыв вечного во временное.

Но человечеству еще нужно дорасти до "исхода" из плена объективации.

«творчество означает переход души в иной план бытия».

На всякий случай:

Б. в  работе "Литературное направление и "социальный заказ", выделяет четыре типа творческой личности.

1. Творец  не одинок и социален. равновесие между личностью и соц средой, он создает социальное искусство, и это независимо от миросозерцания. Личность пребывает в социальном коллективе, склонны к класситцизму, консерватизму. напр, революционеры.

2.Творец одинок и не социален. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Обычно это одиночество элит, групповое одиночество – отдельно от соц децствит-ти, не интерес. ни революц, ни консерватиз.

3.Творец не одинок и не социален. В сфере религиозной это есть тип сакраментально-литургический. Личность в религиозном коллективе, творческая личность обращена не к обществу, не к судьбе народа и человечества, а  к спасению своей души и к душам других людей.  

4. Наиболее близок Бердяеву, профетический ("Я все-таки одиночка, хотя и часто действующий социально"), одинок и социален. Пророк -  " его не признают и побивают камнями, и вместе с тем он обращен к обществу и судьбе народа; предвидит грядущее, обличает и призывает к обновлению и возрождению". Творчество есть социальное служение, но повинуется не голосу общества, а голосу Божьему. Острое чувство призвания судьбы.

Эти типы не встречаются в чистом виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21904. Атрибутивное описание. Векторная модель. Топологическая модель 121 KB
  Атрибутивное описание Одних координатных данных недостаточно для описания картографической или сложной графической информации. Атрибуты соответствующие тематической форме данных и определяющие различные признаки объектов также хранятся в таблицах. Применение атрибутов позволяет осуществлять анализ объектов базы данных с использованием стандартных форм запросов и разного рода фильтров а также выражений математической логики. Кроме того с помощью атрибутов можно типизировать данные и упорядочивать описание для широкого набора некоординатных...
21905. Растровая модель. Оверлейные структуры. Трехмерные модели 158 KB
  Трехмерные модели. При этом каждой ячейке растровой модели соответствует одинаковый по размерам но разный по характеристикам цвет плотность участок поверхности объекта. В ячейке модели содержится одно значение усредняющее характеристику участка поверхности объекта. В растровых моделях в качестве атомарной модели используют двухмерный элемент пространства пиксель ячейка.
21906. Введение в дистанционное зондирование. Восстановление (коррекция) видеоинформации. Предварительная обработка изображений. Классификация. Преобразование изображений 145.5 KB
  К настоящему времени накоплен огромный фонд более 100 миллионов аэрокосмических снимков полностью покрывающих всю поверхность Земли а для значительной части районов с многократным перекрытием. Геометрическая коррекция или трансформирование снимков предназначено для устранения искажений вызванных кривизной и вращением Земли а также углом наклона орбиты спутника к плоскости экватора. Часто для представления и совместной обработки материалов разных видов типов съемок а также разновременных снимков одной и той же территории используется...
21907. Отраслевые геоинформационные проекты 139.5 KB
  Создание карт распределения геологической продукции и информации: а по административным районам; б по геологическим структурам. Создание двумерных и трехмерных моделей подсчета запасов полезных ископаемых и карт в изолиниях. Персональные компьютеры в руках геолога представляют собой надежный инструмент который дает большие возможности как по созданию геологических отчетов геологических карт научных разработок так и по решению различных модельных задач по теории рудообразования геотектонике стратиграфии металлогении и т.
21908. Некоторые вопросы оценки качества цифровых карт 110 KB
  Для быстрой оценки точности цифровой карты необходимо проверить значения реальных координат объектов карты. Проверить значения координат в углах рамки карты. в зависимости от вида и масштаба карты. Если югозападный угол карты имеет неточную привязку то весьма вероятно что все объекты карты будут иметь координаты со сдвигом.
21909. История развития ГИС 77.5 KB
  Одна из наиболее интересных черт раннего развития ГИС особенно в шестидесятые годы заключается в том что первые инициативные проекты и исследования сами были ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ по многим точкам причем эти работы осуществлялись независимо часто без упоминания и даже с игнорированием себе подобных. Возникновение и бурное развитие ГИС было предопределено богатейшим опытом топографического и особенно тематического картографирования успешными попытками автоматизировать картосоставительский процесс а также революционным достижениями...
21910. Классификация ГИС технологий 96.5 KB
  Множество задач решаемых современными ГИС научных прикладных образовательных наконец бытовых не поддается исчислению складываясь из необозримого числа достойных внимания и описания объектов реальности помноженных на разнообразие мотивов и целей человеческой деятельности. При всем многообразии типов ГИС возможна их классификация по нескольким основаниям: пространственному охвату объекту и предметной области информационного моделирования проблемной ориентации функциональным возможностям уровню управления и некоторым другим...
21911. Ввод данных в ГИС. Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Структура геоинформационных систем 73 KB
  Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Ввод данных в ГИС.
21912. Определение положения точек на поверхности Земли. Координатные данные. Взаимосвязи между координатными моделями. Определение положения точек на поверхности Земли 71 KB
  Определение положения точек на поверхности Земли Координатные данные составляющие один из основных классов геоинформационных данных используют для указания местоположения на земной поверхности Поверхность Земли имеет сложную форму. Эта информация образует класс координатных данных ГИС являющийся обязательной характеристикой геообъектов. Будучи частью классом общей модели данных в ГИС координатные данные определяют класс координатных моделей Основные типы координатных моделей Класс координатных моделей можно разбить на типы. При этом...