30606

Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.

Русский

2013-08-24

43.5 KB

6 чел.

5.Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

«Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти дает обыденность». Н.А. Бердяев. Он был очень разносторонним человеком, интересной личностью и т.д.

«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы».

                                                                                     Н.А.Бердяев
Вариант сокращенный, обобщенный, для шпор короче:  

В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления?

* Не уничтожение зла, а творческое преображением злого в доброе.

* Для творчества возможен прорыв к другим мирам, оно преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни.

* Этика творчества есть прежде всего этика ценности, а не спасения.

* Этика творчества исходит из личности и направлена на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.

* Этика творчества утверждает ценность индивидуального и единичного.

* Этика творчества есть высшая форма нравственного сознания.

* Этика творчества не есть этика развития: развитие, усовершенствование, завершение творчества есть уже его ухудшение, старость. Этика творчества есть этика юности, и девственность духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.

Пять ключей к пониманию Бердяева и творчества:

1. СВОБОДА ПЕРВИЧНА. Она предшествует всему – даже Богу («несотворенная свобода»). Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.                                                                                                                                 2. ОСВОБОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧ-ВО. Единственным путем к свободе является творчество. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но период подъема сменяется упадком, но за ним обязательно будет снова подъем.                                                                                                      3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕОБР-Ю. Б. верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Б. было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.                                                                                                                         4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, Б. подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Б. были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.                                                                                                  5. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРЕОДОЛИМО. Б. вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

Более подробно о творчестве:

Б. вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Христианское понимание человека: чел-к – не творец, а существо спасающееся.

Бердяевское понимание чел-ка: Человек- творец. Творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога".
Творчество как "всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием".

Три элемента творчества:1. - это свобода, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

2.- дар, гений. Он дается человеку не за какие-то заслуги, а просто так от Бога (ты можешь быть хоть пьяницей, хоть потаскушкой, но делать это будешь талантливо ) Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных.

3. - сотворенный Богом мир, в котором из творчества Бог черпает материал.  В творчестве Бердяев различает два разных акта: 1. первоначальный творческий акт, в котором человек стоит как бы перед лицом Божьим.

2. вторичный творческий акт- перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества.

Творчество для Б. не столько оформление в конечном,  сколько раскрытие бесконечного; не объектное, а трансцендентальное, прорыв свободы через необходимость. Творчество связано с воображением, гениально по своей природе. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. "Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь". Человеку свойственно и лжетворчество, человек может давать ответ не на призыв Бога, а на призыв сатаны.  Творец одинок, творчество носит не коллективно-общий характер, а индивидуально-личностный.  

Трагедия творчества по Б. в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. чел. творчество небезгранично и сковано миром. Ставит вопрос о смысле творчества.

Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории. У Б. свои представления об эсхатологическом исходе: это не космическая катастрофа, не второе пришествие Христа; исход должен совершить сам человек – он должен преодолеть объективацию (отчужденность, безличность) с помощью творчества. Акт творчества - это прорыв вечного во временное.

Но человечеству еще нужно дорасти до "исхода" из плена объективации.

«творчество означает переход души в иной план бытия».

На всякий случай:

Б. в  работе "Литературное направление и "социальный заказ", выделяет четыре типа творческой личности.

1. Творец  не одинок и социален. равновесие между личностью и соц средой, он создает социальное искусство, и это независимо от миросозерцания. Личность пребывает в социальном коллективе, склонны к класситцизму, консерватизму. напр, революционеры.

2.Творец одинок и не социален. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Обычно это одиночество элит, групповое одиночество – отдельно от соц децствит-ти, не интерес. ни революц, ни консерватиз.

3.Творец не одинок и не социален. В сфере религиозной это есть тип сакраментально-литургический. Личность в религиозном коллективе, творческая личность обращена не к обществу, не к судьбе народа и человечества, а  к спасению своей души и к душам других людей.  

4. Наиболее близок Бердяеву, профетический ("Я все-таки одиночка, хотя и часто действующий социально"), одинок и социален. Пророк -  " его не признают и побивают камнями, и вместе с тем он обращен к обществу и судьбе народа; предвидит грядущее, обличает и призывает к обновлению и возрождению". Творчество есть социальное служение, но повинуется не голосу общества, а голосу Божьему. Острое чувство призвания судьбы.

Эти типы не встречаются в чистом виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84703. Порядок разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в Российской Федерации 13.75 KB
  Однако разработкой практически всех документов и решений по внешней политики РФ занимается МИД России как орган координирующий всю внешнюю политику России. Основные задачи МИД: разработка основных положений стратегии внешней стратегии РФ и подготовка соответствующих предложений президенту и правительству реализация внешней политики РФ координация внешнеполитической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в целях проведения единой внешнеполитической линии РФ на международной арене обеспечение дипломатическими...
84704. Место дипломатической службы в системах государственной власти мира 14.19 KB
  В одних из ведущих стран мира например США и Великобритании дипломатическая служба имеет следующее место: она выделена в особый вид государственной службы со своими правилами набора кадров рангирования продвижения по служебной лестнице и другими собственно кадровыми характеристиками; прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов; несмотря на провозглашенный принцип...
84705. Роль МИДа в выработке внешнеполитического курса 15 KB
  Обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами международными организациями представительство и защиту за рубежом интересов РФ прав и интересов российских физических и юридических лиц; Для успешной деятельности МИД РФ наделен следующими правамив соответствии с Положением о нем: Аполучение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов органов местного самоуправления предприятий учреждений и организаций независимо от их организационноправовых форм и ведомственной...
84706. Правовая основа деятельности МИД РФ 11.83 KB
  Положение о МИДе 14 марта 1995 г. утвержденное указом Президента РФ; Федеральные и федеральные конституционные законы; Постановления правительства РФ; указ президента о координирующей роли МИДа; положение о посольстве и после; положение о консульском учреждении РФ; положение о постоянном представительстве РФ при международной организации; указ о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг; положение о порядке присвоения...
84707. Положение о МИД РФ, его основные задачи и функции 15.25 KB
  По нему Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет президент Российской Федерации. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Российской Федерации; Положением о МИД России утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. Основные...
84708. Структура МИД России 15.81 KB
  Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент Западная Европа Греция Турция Второй Европейский департамент Северная Европа Прибалтика Третий...
84709. Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции 14.65 KB
  Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции. Департаменты МИДа России делятся на: 1.Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент...
84710. Административный процесс в системе административного права 110 KB
  Понятие и принципы административного процесса. Виды административных процедур (производств). Правовое регулирование административных процедур и производств. Административная юстиция. Административная юрисдикция
84711. Коллегия МИД России. 11.35 KB
  Коллегия МИД России. В МИД образуется коллегия в составе министра председателя коллегии его заместителей по должности а также других руководящих работников системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. В целях выработки наиболее обоснованных предложений по вопросам внешней политики государства МИД может образовывать научноконсультативные методические и экспертные советы.