30606

Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

Доклад

Культурология и искусствоведение

БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.

Русский

2013-08-24

43.5 KB

6 чел.

5.Бердяев о творческом поведении («Самопознание»)

«Мир не есть мысль, как думают философы. Мир есть страсть. Охлаждение страсти дает обыденность». Н.А. Бердяев. Он был очень разносторонним человеком, интересной личностью и т.д.

«Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы».

                                                                                     Н.А.Бердяев
Вариант сокращенный, обобщенный, для шпор короче:  

В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления?

* Не уничтожение зла, а творческое преображением злого в доброе.

* Для творчества возможен прорыв к другим мирам, оно преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни.

* Этика творчества есть прежде всего этика ценности, а не спасения.

* Этика творчества исходит из личности и направлена на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.

* Этика творчества утверждает ценность индивидуального и единичного.

* Этика творчества есть высшая форма нравственного сознания.

* Этика творчества не есть этика развития: развитие, усовершенствование, завершение творчества есть уже его ухудшение, старость. Этика творчества есть этика юности, и девственность духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.

Пять ключей к пониманию Бердяева и творчества:

1. СВОБОДА ПЕРВИЧНА. Она предшествует всему – даже Богу («несотворенная свобода»). Благодаря этой свободе Бог и творит мир и человека. Но из-за нее же он не может контролировать сотворенное им – и это открывает дорогу злу. Однако свобода живет в глубине человека и являет собой высшее благо, которого человек вполне в состоянии достичь.                                                                                                                                 2. ОСВОБОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧ-ВО. Единственным путем к свободе является творчество. Творчество – это выход за пределы своего «я» навстречу Богу. Бог свободно сотворил человека, чтобы тот так же свободно шагнул к нему. Бог вочеловечился в образе Христа, чтобы человек мог обожиться. Но период подъема сменяется упадком, но за ним обязательно будет снова подъем.                                                                                                      3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕОБР-Ю. Б. верил, что нынешнее состояние мира конечно. На смену ему придет истинная реальность – то самое царство свободы, вкус которой человек познает в творческом акте. Как именно это случится – непостижимая тайна. Б. было близко христианское учение о Втором пришествии, но он считал, что оно искажено человеческим непониманием. Ад существует – это встреча человека с собственной греховной природой, – но он не вечен. Закончится все не Страшным судом и вечными муками, но духовным и нравственным преображением мира и человека.                                                                                                                         4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, Б. подчеркивал уникальность каждого человека. Прочитанный в юности Достоевский сильно повлиял на него, и вслед за писателем он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Личность превыше любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. Для Б. были в равной мере неприемлемы любые формы принуждения: давлению коллектива он противопоставлял добровольный союз свободных личностей. Такое сообщество – это результат человеческой свободы и то место, где она может быть полноценно реализована.                                                                                                  5. НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРЕОДОЛИМО. Б. вовсе не закрывал глаза на несовершенство человеческой природы. Он видел его проявления и в себе, и в других, с горечью отмечая, что самое страшное, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни, – непостоянство, предательство, ложь. Но под этим слоем «человеческого, слишком человеческого» он всегда прозревал истинную человечность и был уверен в ее высшем происхождении. Он утверждал: нравственное усилие, позволяющее духу одолеть природу, и есть один из самых важных и благородных видов творчества.

Более подробно о творчестве:

Б. вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Христианское понимание человека: чел-к – не творец, а существо спасающееся.

Бердяевское понимание чел-ка: Человек- творец. Творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога".
Творчество как "всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием".

Три элемента творчества:1. - это свобода, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

2.- дар, гений. Он дается человеку не за какие-то заслуги, а просто так от Бога (ты можешь быть хоть пьяницей, хоть потаскушкой, но делать это будешь талантливо ) Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных.

3. - сотворенный Богом мир, в котором из творчества Бог черпает материал.  В творчестве Бердяев различает два разных акта: 1. первоначальный творческий акт, в котором человек стоит как бы перед лицом Божьим.

2. вторичный творческий акт- перед лицом людей и мира, т.е. человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества.

Творчество для Б. не столько оформление в конечном,  сколько раскрытие бесконечного; не объектное, а трансцендентальное, прорыв свободы через необходимость. Творчество связано с воображением, гениально по своей природе. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. "Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь". Человеку свойственно и лжетворчество, человек может давать ответ не на призыв Бога, а на призыв сатаны.  Творец одинок, творчество носит не коллективно-общий характер, а индивидуально-личностный.  

Трагедия творчества по Б. в том, что результатом творчества являются книги, картины, учреждения, хотя изначально оно направлено на создания нового бытия. Т.е. чел. творчество небезгранично и сковано миром. Ставит вопрос о смысле творчества.

Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории. У Б. свои представления об эсхатологическом исходе: это не космическая катастрофа, не второе пришествие Христа; исход должен совершить сам человек – он должен преодолеть объективацию (отчужденность, безличность) с помощью творчества. Акт творчества - это прорыв вечного во временное.

Но человечеству еще нужно дорасти до "исхода" из плена объективации.

«творчество означает переход души в иной план бытия».

На всякий случай:

Б. в  работе "Литературное направление и "социальный заказ", выделяет четыре типа творческой личности.

1. Творец  не одинок и социален. равновесие между личностью и соц средой, он создает социальное искусство, и это независимо от миросозерцания. Личность пребывает в социальном коллективе, склонны к класситцизму, консерватизму. напр, революционеры.

2.Творец одинок и не социален. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Обычно это одиночество элит, групповое одиночество – отдельно от соц децствит-ти, не интерес. ни революц, ни консерватиз.

3.Творец не одинок и не социален. В сфере религиозной это есть тип сакраментально-литургический. Личность в религиозном коллективе, творческая личность обращена не к обществу, не к судьбе народа и человечества, а  к спасению своей души и к душам других людей.  

4. Наиболее близок Бердяеву, профетический ("Я все-таки одиночка, хотя и часто действующий социально"), одинок и социален. Пророк -  " его не признают и побивают камнями, и вместе с тем он обращен к обществу и судьбе народа; предвидит грядущее, обличает и призывает к обновлению и возрождению". Творчество есть социальное служение, но повинуется не голосу общества, а голосу Божьему. Острое чувство призвания судьбы.

Эти типы не встречаются в чистом виде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26300. Использование документов АФ РФ и других архивных документов в архиве 30.29 KB
  Использование документов АФ РФ и других архивных документов в архиве. В современном архивоведении важнейшими направлениями использования архивных документов являются: укрепление российской государственности удовлетворение информационных потребностей общества обеспечения законных прав и интересов граждан. В процессе использования архивных документов участвуют 2 стороны – архив хранящий информацию и пользователь которому нужна информация. Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного...
26301. Архивное законодательство в 1990-е 50.5 KB
  правовые основы архивного дела – иерархическая классификация архивного законодательства: федеральное законодательство: Конституция РФ ФЗ об архивном деле н р ФЗ Об обязательном экземпляре документов 1994г. норма архивного права воздействует на все сферы общественных отношений возникающих в области архивного дела: организация и фондирование документов АФ РФ комплектование и экспертиза ценности н р приказ Росархива Об утверждении примерного положения о центральноэкспертных комиссиях министерств и ведомств РФ...
26302. Внешняя политика индепендентской республики. Ирландская и шотландская экспедиции Кромвеля 25.49 KB
  Бежавшие в Ирландию роялисты установили контроль над большей частью Ирландии которую они надеялись использовать как базу для вторжения в Англию. Армия прекрасно помнила опыт 1641 года когда в ответ на восстание ирландцев парламент издал указ о конфискации в Ирландии 2. Офицеры армии надеялись что и теперь завоевание Ирландии приведет к улучшению их благосостояния. Завоевание Ирландии Сразу же после высадки в Дублине войска республики начали систематическое завоевание страны.
26303. Протекторат Кромвеля и причины Реставрации 22.61 KB
  Эту конституцию одобрил Государственный Совет 16 декабря 1653 года; новый документ осуществил разделение власти между лордомпротектором Англии Шотландии и Ирландии Государственным Советом и парламентом; впервые в него вошли представители Ирландии на самом деле это были представители англичанпротестантов которые в то время проживали в Ирландии и Шотландии. Несмотря на заключение мира в Англии сохранялись обременительные налоговые обложения военного времени акцизы. Недовольство в Англии росло быстрыми темпами и кавалеры в своих...
26304. Англия в годы Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г. 31.58 KB
  Восстановление королевской власти в Англии произошло не вследствие того что феодалыкавалеры оказались сильнее буржуазии и сумели оружием навязать свою власть. объясняется усилением консервативных настроений в рядах самой английской буржуазии а также в среде английского нового дворянства удовлетворенного превращением своей феодальной земельной собственности в неограниченную буржуазную собственность и расширением своего землевладения в Англии и особенно в Ирландии. В Англии была полностью восстановлена государственная англиканская церковь в...
26305. Хронологические границы новой истории. Периодизация курса. Ключевые проблемы курса 15.12 KB
  Хронологические границы новой истории. Хронологические границы новой истории: НОВАЯ ИСТОРИЯ общепринятая в исторической науке название третьего периода всемирной истории которому предшествуют древний и средневековый. Это деление всемирной истории на древнюю средневековую и новую уже с XVII в. были приняты советской исторической наукой которая положила в основу периодизации всемирной истории марксистский тезис об изменениях общественноэкономической формации и революционного перехода от одной формации к другой.
26306. Политическая карта Европы в начале нового времени 32.49 KB
  Политическая карта Европы в начале нового времени. политическая карта Европы сложилась в следующем виде. Всю среднюю полосу Европы занимали территориально сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия между которыми располагался Швейцарский Союз. На Севере Европы политическую карту определяли Дания с Норвегией и Исландией и Швеция с Финляндией.
26307. Экономика стран Западной Европы в период новой истории. Переход к капиталистическому хозяйству 25.36 KB
  XVI в. вторая треть XVIII в. На экономическое развитие западноевропейских стран периода разложения феодализма и зарождения капитализма решающее влияние оказали: великие географические открытия XV XVI вв. В XVI в.
26308. Причины великих географических открытий 16.73 KB
  Причины великих географических открытий Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия конец XVXVII век благодаря которым удалось установить новые торговые пути вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. В XIIIXV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток арабы Северную Африку Русь находилась под гнетом монгол...