30607

Понятие творчества в работах Бахтина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово – поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.

Русский

2013-08-24

28 KB

1 чел.

6. Понятие творчества в работах Бахтина

В России проблемой методологии гуманитарного познания активно занимался  Михаил Бахтин. Он утверждал, что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности, то есть слово – поступок.  По сути, это переход от формулы "слово и дело" к формуле "и слово есть дело". Для журналиста это принципиально важно, ведь для нас, господа, слово действительно дело.

Основа теории.

Воспринимая окружающий мир, человек дает полученным ощущениям имена. Когда субъект присваивает имя объекту, это означает, что он, во-первых, отразил объект как некоторый знак, во-вторых, его декодировал, т. е. конструктивно понял - истолковал. Механизм декодирования знака, который дал субъекту объект, был раскрыт Бахтиным.

Процесс истолкования знака-слова:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимания его значения в данном контексте (ближнем или более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст оценочного момента, и степень его глубины и универсальности.

Бахтин изучал даже не столько само слово, сколько границы звучащего слова. В частности, когда исследователь обращался к творчеству Достоевского, он замечал, что слово героя и здесь постоянно сопровождается значимым молчанием, и роль этого молчания тем существеннее, чем ярче выражена "двуголосость" самого звучащего слова (Примеры: скрытое молчание собеседника Макара Девушкина, "реплики" которого реконструирует Бахтин в книге о Достоевском; молчание Христа в "диалогизированном монологе"  Великого Инквизитора). При произнесении слова (в диалоге), по мнению Бахтина, присутствует «молчащее третье» (только при этом «третьем» диалог становится диалогом в высшем смысле). Слово вообще, по Бахтину, не есть главное и диалог тоже не главное. В начале было отношение! Вот! Таким образом, можно говорить о вхаимодополнительности СЛОВА и МОЛЧАНИЯ, которые только в единстве образуют полноту бытия.                                                    Для выражения события нужна вся полнота слова. Полнота слова состоит: содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), наглядно-выразительная сторона (слово-образ), эмоционально-волевая сторона(интонация слова) – в их единстве. Через эту полноту и можно выразить событие. К тому же язык, считает Бахтин, гораздо более приспособлен высказывать именно конкретную правду события,  а не отвлеченный логический момент в его чистоте. С помощью использования этой полноты слова сокращается разрыв между «миром слов» и «миром жизни».                                                                                                             НО!!! "Не следует преувеличивать силу языка, - замечает Бахтин, - единое и единственное бытие-событие и поступок, ему причастный, принципиально выразимы, но фактически это очень трудная задача, и полная адекватность недостижима, но всегда задана."


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57778. Застосування похідної для побудови графіків функції 458.5 KB
  Яка функція називається опуклої вниз на інтервалі ; b Яка функція називається опуклою в гору на інтервалі ; b Що називається точкою перегину графіка функції Назвіть властивості графіків опуклості функції...
57779. ЗАСТОСУВАННЯ ПОХІДНОЇ ДО РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ПРИКЛАДНИХ ЗАДАЧ 201.5 KB
  МЕТА: перевірити знання учнями формул для знаходження похідної та вміння застосовувати метод диференціального числення до розв’язування прикладних задач вміння виділяти етапи в розв’язуванні прикладних задач...
57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...
57783. Применение производной к исследованию функции 1.89 MB
  Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Учитель записывает на доске а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.
57784. Похідна та її застосування 89 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань, вмінь та навичок учнів з теми; формування вмінь працювати самостійно, спілкуватись, допомагати іншим, аналізувати ситуацію; розвиток загально навчальних навичок, творчого...
57785. Застосування похідної в різних галузях науки 1.1 MB
  Мета: Навчальна: дати учням всебічні поглиблені і розширені знання про предмет вивчення його цілісну картину досягти засвоєння учнями систематичних знань про поняття похідної її геометричний та фізичний зміст.
57786. Польща в 20-х роках ХХ століття 76.5 KB
  Мета уроку: охарактеризувати процес відновлення державної незалежності Польщі; розкрити роль Ю. Очікуванні результати: Після уроку учні зможуть: пояснювати обставини за яких відбулося відновлення Польщі...