30607

Понятие творчества в работах Бахтина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.

Русский

2013-08-24

28 KB

1 чел.

6. Понятие творчества в работах Бахтина

В России проблемой методологии гуманитарного познания активно занимался  Михаил Бахтин. Он утверждал, что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности, то есть слово – поступок.  По сути, это переход от формулы "слово и дело" к формуле "и слово есть дело". Для журналиста это принципиально важно, ведь для нас, господа, слово действительно дело.

Основа теории.

Воспринимая окружающий мир, человек дает полученным ощущениям имена. Когда субъект присваивает имя объекту, это означает, что он, во-первых, отразил объект как некоторый знак, во-вторых, его декодировал, т. е. конструктивно понял - истолковал. Механизм декодирования знака, который дал субъекту объект, был раскрыт Бахтиным.

Процесс истолкования знака-слова:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимания его значения в данном контексте (ближнем или более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст оценочного момента, и степень его глубины и универсальности.

Бахтин изучал даже не столько само слово, сколько границы звучащего слова. В частности, когда исследователь обращался к творчеству Достоевского, он замечал, что слово героя и здесь постоянно сопровождается значимым молчанием, и роль этого молчания тем существеннее, чем ярче выражена "двуголосость" самого звучащего слова (Примеры: скрытое молчание собеседника Макара Девушкина, "реплики" которого реконструирует Бахтин в книге о Достоевском; молчание Христа в "диалогизированном монологе"  Великого Инквизитора). При произнесении слова (в диалоге), по мнению Бахтина, присутствует «молчащее третье» (только при этом «третьем» диалог становится диалогом в высшем смысле). Слово вообще, по Бахтину, не есть главное и диалог тоже не главное. В начале было отношение! Вот! Таким образом, можно говорить о вхаимодополнительности СЛОВА и МОЛЧАНИЯ, которые только в единстве образуют полноту бытия.                                                    Для выражения события нужна вся полнота слова. Полнота слова состоит: содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), наглядно-выразительная сторона (слово-образ), эмоционально-волевая сторона(интонация слова) – в их единстве. Через эту полноту и можно выразить событие. К тому же язык, считает Бахтин, гораздо более приспособлен высказывать именно конкретную правду события,  а не отвлеченный логический момент в его чистоте. С помощью использования этой полноты слова сокращается разрыв между «миром слов» и «миром жизни».                                                                                                             НО!!! "Не следует преувеличивать силу языка, - замечает Бахтин, - единое и единственное бытие-событие и поступок, ему причастный, принципиально выразимы, но фактически это очень трудная задача, и полная адекватность недостижима, но всегда задана."


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10955. Повторение испытаний (Схема Бернулли) 90.31 KB
  Повторение испытаний Схема Бернулли Если производится несколько испытаний опытов причем вероятность события в каждом испытании не зависит от исходов других испытаний то такие испытания называются независимыми относительно события . В схеме Я. Бернулли рассматр
10956. Локальная теорема Муавра-Лапласа 65.77 KB
  Локальная теорема МуавраЛапласа Несмотря на элементарность формулы Бернулли при большом числе испытаний непосредственное вычисление по ней связано с большой вычислительной работой погрешностью. Разрешить эту проблему поможет локальная теорема МуавраЛапласа:
10957. Непрерывная случайная величина и плотность распределения 181.23 KB
  Непрерывная случайная величина и плотность распределения Случайная величина называется непрерывной если ее пространством элементарных событий является вся числовая ось либо отрезок отрезки числовой оси а вероятность наступления любого элементарного события р
10958. Числовые характеристики одномерной случайной величины 163.51 KB
  Числовые характеристики одномерной случайной величины Математическим ожиданием или средним значением случайной величины называется постоянная константа обозначаемая символом и определяемая равенством: 8.1 ПРИМЕР 1: Известны законы распределения СВ и чи
10959. Многомерные случайные величины 198.57 KB
  Многомерные случайные величины Очень часто результат испытания характеризуется не одной случайной величины а некоторой системой случайных величин которую называют также многомерной мерной случайной величиной или случайным вектором . Случайные величины в
10960. Условная плотность распределения 140.12 KB
  Условная плотность распределения Рассмотрим другой подход при определении вероятности попадания двумерной СВ в элементарный прямоугольник со сторонами и и устремим и к нулю. Рассмотрим вероятность попадания в элементарный прямоугольник как произведение вероятн
10961. Нормальный (гауссов) закон распределения 209.39 KB
  Нормальный гауссов закон распределения Нормальный закон распределения закон Гаусса играет исключительно важную роль в теории вероятностей. Это наиболее часто встречающийся на практике закон распределения СВ. Главная особенность выделяющая закон Гаусса состоит в
10962. Показательный (экспоненциальный) закон распределения 102.76 KB
  Показательный экспоненциальный закон распределения В теории массового случайные процессы часто распределены по показательному закону например время обслуживания требования каналом обслуживания. Непрерывная случайная величина имеет показательный экспоненциа
10963. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми 91.65 KB
  Розширити уявлення учнів про групи слів за значенням; розкрити поняття синонімічні ряди, способи розрізнення омонімів і багатозначних слів, навчити користуватися словниками; вчити п’ятикласників свідомо підходити до розуміння значення і використання слова, добирати синоніми й антоніми, доцільно вживати їх у власному мовленні;