30607

Понятие творчества в работах Бахтина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.

Русский

2013-08-24

28 KB

1 чел.

6. Понятие творчества в работах Бахтина

В России проблемой методологии гуманитарного познания активно занимался  Михаил Бахтин. Он утверждал, что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности, то есть слово – поступок.  По сути, это переход от формулы "слово и дело" к формуле "и слово есть дело". Для журналиста это принципиально важно, ведь для нас, господа, слово действительно дело.

Основа теории.

Воспринимая окружающий мир, человек дает полученным ощущениям имена. Когда субъект присваивает имя объекту, это означает, что он, во-первых, отразил объект как некоторый знак, во-вторых, его декодировал, т. е. конструктивно понял - истолковал. Механизм декодирования знака, который дал субъекту объект, был раскрыт Бахтиным.

Процесс истолкования знака-слова:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимания его значения в данном контексте (ближнем или более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст оценочного момента, и степень его глубины и универсальности.

Бахтин изучал даже не столько само слово, сколько границы звучащего слова. В частности, когда исследователь обращался к творчеству Достоевского, он замечал, что слово героя и здесь постоянно сопровождается значимым молчанием, и роль этого молчания тем существеннее, чем ярче выражена "двуголосость" самого звучащего слова (Примеры: скрытое молчание собеседника Макара Девушкина, "реплики" которого реконструирует Бахтин в книге о Достоевском; молчание Христа в "диалогизированном монологе"  Великого Инквизитора). При произнесении слова (в диалоге), по мнению Бахтина, присутствует «молчащее третье» (только при этом «третьем» диалог становится диалогом в высшем смысле). Слово вообще, по Бахтину, не есть главное и диалог тоже не главное. В начале было отношение! Вот! Таким образом, можно говорить о вхаимодополнительности СЛОВА и МОЛЧАНИЯ, которые только в единстве образуют полноту бытия.                                                    Для выражения события нужна вся полнота слова. Полнота слова состоит: содержательно-смысловая сторона (слово-понятие), наглядно-выразительная сторона (слово-образ), эмоционально-волевая сторона(интонация слова) – в их единстве. Через эту полноту и можно выразить событие. К тому же язык, считает Бахтин, гораздо более приспособлен высказывать именно конкретную правду события,  а не отвлеченный логический момент в его чистоте. С помощью использования этой полноты слова сокращается разрыв между «миром слов» и «миром жизни».                                                                                                             НО!!! "Не следует преувеличивать силу языка, - замечает Бахтин, - единое и единственное бытие-событие и поступок, ему причастный, принципиально выразимы, но фактически это очень трудная задача, и полная адекватность недостижима, но всегда задана."


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59518. Палац культурної людини (мовний етикет) 53.5 KB
  Обладнання: Картки правил поведінки; картки завдань для команд; музика; картина. Продовжувати мандрівку від однієї зупинки до іншої можна тільки тоді коли чергова команда виконає всі завдання зупинки.
59519. Виготовлення новорічних ялинкових прикрас (гірлянди “Сніговики”, “Ялинки”, “Дзвоники”, “Зірочки”) 54 KB
  Організація дітей до роботи Привітання Сьогодні до нас на заняття діти завітали гості. Вступна бесіда Чи вірите ви діти у дива Відповідь учнів Я запитала про дива саме тому бо сьогоднішнє заняття наше буде незвичайним. Ми діти знаємо що в передноворічні...
59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...
59521. Виховна година: “Батькова криниця” 42 KB
  Учитель. Вітцівська хата, мамина пісня, дідусева казка, бабусина вишиванка, незамулена батькова криниця, з якої пив воду філософ чи мандрівник; старі жорна, що годували в тяжке лихоліття дітей, портрет на стіні найдорожчої людини...
59522. Свято козацького роду (у дошкільному закладі) 79.5 KB
  Гостей дорогих ми вітаємо щиро Покозацьки стрічаємо з хлібом і миром. 2й учень: Для гостей відкрита Наша хата біла Тільки б чужа кривда До нас не забігла. 3й учень: Хліб духмяний в хаті Сяють очі щирі Хай живеться в правді Хай живеться в мирі.
59523. Сценарій до Дня української писемності й мови: “Рідна мова чиста, як роса” 70.5 KB
  1й учень О слово рідне Пращура молитво Громи Перука Велеса поля Софія Київська творіння Ярослава Словяномовна праведна земля. 2й учень В мені в тобі Бояна віщим співом Воно живе здолавши тьму віків Воно Мстиславича Романа голос і ратний клич Данилових полків.
59524. Сценарій КВК до дня правових знань 31 KB
  Познайомити учнів середніх класів з основними правознавства. Виховувати у дітей почуття відповідальності за свої вчинки популяризувати правові закони формувати правову культуру школярів.
59525. Мову вивчай, а пильно про неї знай (свято рідної мови) 58 KB
  Рідна моя мова поетична пісенна Пелюсткова і ніжна як спів соловя Як народу душа: щира добра натхненна Ти найкраща у світі бо рідна моя 1 Учениця: Скільки в мові тепла і палкого кохання Туги й щастя дзвінкого і світла душі...
59526. Бал казок. Сценарій виховного заходу 42.5 KB
  Дійові особи: Принц Попелюшки Принц Принцеси на горошині Принц Русалоньки князь Гвідон Ельф Морозенко Зайчик Гном Вовк Пєро. З вами міг би я погратись Та від сонця у кутку Мушу я сховатись Виходять два принци: Принц Попелюшки і Принцеси т горошині.