30608

Характеристика творчества в работах Пришвина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.

Русский

2013-08-24

38.5 KB

3 чел.

7. Характеристика творчества в работах Пришвина

Несколько общих фраз для вступления: Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь (умер на 81 году), но за перо взялся только в 30 лет. Сам он по этому поводу писал: «Первую половину своей жизни, до 30 лет, я посвятил себя внешнему усвоению элементов культуры, или, как я теперь называю, чужого ума. Вторую половину, с того момента, как я взялся за перо, я вступил в борьбу с чужим пером с целью превратить его в личное достояние при условии быть самим собой». Анализируя тв-во писателя, можно сказать, что он жил для того, чтобы понять жизнь – свою и всего живого – понять и передать нам свой понимание, слово нельзя отделять от его бытия (верил в его всемогущество). Слово у Пришвина было его рабочее дело и одновременно вся жизнь его без малейших отвлечений. Отсюда понятным становится образ, в котором писатель видит себя самого: на старости лет он представлял себя верблюдом, долго, тяжко и терпеливо переходящим безводную пустыню – он относился к своей поэзии, своему слову, как верблюд к воде. Понять и отдать, перелить личное в общее – вот его всепоглощающая и бескорыстная потребность. Пришвин в своем писательстве никогда не позволял себе предварительного загада, слово его было на редкость свободно и в то же время послушно жизни: «ПИШУ, КАК ЖИВУ». «Искусство как образ поведения» - такую книгу хотел он написать, но смерть помешала его планам. Наблюдая неразрывность и естественность у Пришвина слова и жизни, можно сказать: тв-во Пришвина – движение самой жизни в ее самосознании; художник является как бы орудием или органом жизни, она сама его создала для нас, чтобы показать нам свое разнообразие, скрытый свет и смысл.    

  •  Всякое живое существо говорит о себе не только словами, но и формой своего поведения в жизни - никто не безмолвствует.
  •  Талант – это способность делать больше, чем нужно только себе, и счастье не в том, что у тебя есть какой-то талант, а в том, что ты сам нашел его в себе и стал им управлять, как человек управляет природой.
  •  Мастерство в наше время применяется в смысле превосходства человеческой организующей силы против стихийной силы природы: талант - это природа, а мастерство - человеческая способность преобразования, или творчество.
  •  Надо уберечь детей наших от соблазна мастерить произведения искусства и печь их, как печет повар блины, - сотнями на одной сковороде. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Возможно, в этом и таится загадка стиля, таланта, вдохновения: каждое новое произведение искусства требует для себя новой формы. Так, настоящий актер трепещет выходя на сцену в старой роли, художник не может в точности скопировать свою картину, Рафаэль и Рембрандт существуют в одном экземпляре, Лев Толстой сам не может точно переписать свою рукопись. Спрашивается, почему?
  •  Основной материей таланта является чувство современности. Некоторые называют современным то, что держится минутку на поверхности дня и потом навсегда исчезает. И типа чем ближе чел к этой минутке, тем он современнее. Некоторые, напротив, понимают дни нашей жизни как море: на поверхности ходят волны, а в глубине тишина, поэтому из глубины можно видеть проходящие волны. Человеком, по мнению таких людей, можно назвать только того, кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня.
  •  Творец должен утверждаться в современности не по башенным часам, а по тому, как в эту минуту башенного часа определяется и вкладывается его живая душа. Современность, по мнению Пришвина, это что-то вроде суда или проверки каждого из нас на живого человека: «живой он живет или мертвый показывается». Есть тысячи выработанных в веках приемов обходить запрос современности, принимая на себя формальное обличие - на этом пути остаются мертвые. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа. Таким образом, мертвые живут по часам, заменяя всю жизнь счетом (время-деньги), а живые определяют свою жизнь каким-либо поступком:  декабристы шли на виселицу, Пушкин заключал себя в слово и в нем встречал свою современность.
  •  Секрет и сердце поэзии - чувство современности, которое предполагает, что не люди проходят со временем, а сами они делают это время.
  •  Психология писателя такова, что нет возможности удовлетворить себя сделанным, все, что позади, уже «не твое» и кажется несовершенным. Стремление к полному самоудовлетворению законченной формой (фи, как пошло получилось) в сущности есть стремление как бы к б л а ж е н н о й кончине своей, потому что пока сам не кончился и продолжаешься в жизни, то как же можешь удовлетвориться вчерашним, все ждешь впереди чего-то лучшего (в общем, совершенству нет пред ела – для писателей особенно это актуально).
  •  При этом Пришвин отмечает в себе одно постоянство  - все большее приближение к простоте языка. Отсюда и стремление упростить фразу, сжать слова, чтобы они стали сухими, но взрывались, как порох.
  •  Всякое великое произведение искусства содержит, кроме всего, исповедь художника в том, как он, достигая правды своей картины, преодолел в себе давление жизненной лжи.
  •  Секрет всех художников, побеждающих время в том, что они «видят не вперед» (не являются провидцами времени), а видят здесь, возле себя самого, и этого хватает им надолго. К таким художникам Пришвин относил, в частности, Шекспира.
  •  Себя в себе нельзя увидать и, чтобы увидать себя, надо смотреть на другого Поведение писателя - это его дорога к другу, мастерство же должно состоять в том, как бы найти ему такую форму, чтобы читатель видел в героях не самого писателя, а догадывался бы больше сам о себе. У великих творцов мастерство, может быть, и является формой их поведения и приходит к ним само на пути к другу - читателю, как приходит аппетит во время еды.
  •  Имя писателя растет, когда вещи его растут и поднимают имя над собой. Если же вещи чередой идут, не поднимаясь, то имя остается подписью, не поднимаясь.
  •  В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды. Талант – способность делать больше, чем нужно только себе.

Вот что еще писал Пришвин о творческом поведении: «Творческое поведение я понимаю как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг в этом общем деле оставаться самим собой. Мне всегда казалось, что каждый человек, если добьется такого своего места в жизни, приносит для всех что-то новое, небывалое…в этом и есть тв-во».

- Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. А люди понимают талант как заготовленное от рождения счастье. Мне теперь кажется, что в ис-ве поклонники таланта для того и придумали «талант», чтобы носителя счастья сделать своим идолом: прославляет идол, а сам творец, вложивший в достижение своего счастья столько героического труда, особого, рискованного – забывается

Приводит такой пример: типа в одном селе жил-был рыбак. И вот мужику охрененно повезло – поймал он вот такуууую здоровенную щуку. Ну в селе все – АХ! Вот счастье-то! Ну облепили его все, давай спрашивать: «Ты как это ее вытащил?». А он, не растерялся, да как скажет им: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Мораль: без особого личного усилия в море ис-ва не вытащишь свою золотую рыбку! Во как!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38293. Конституційне право 282 KB
  Декларація про державний суверенітет України від 16 липня 1990 р.Декларація стала основою для прийняття нової Конституції законів України проголосивши три види суверенітету: державний національний і народний. Народ України є єдиним джерелом державної влади в Україні. Від імені всього народу може виступати виключно Верховна Рада України.
38294. Кримінальне право 407 KB
  Часом вчинення злочину визнається час вчинення особою передбаченої законом про кримінальну відповідальність дії або бездіяльності. Питання про КВ дипломатичних представників іноземних держав та інших громадян які за законами України і міжнародними договорами згода на обов'язковість яких надана ВРУ не є підсудні у кримінальних справах судам України в разі вчинення ними злочину на території України вирішується дипломатичним шляхом.8 âЧинність закону про кримінальну відповідальність щодо злочинів вчинених іноземцями або особами без...
38295. Теорія аграрних відносин та аграрна політика 1.08 MB
  Однією із найбільш важливих сфер господарювання людей є відносини які виникають в сфері де головним засобом виробництва є земля. Першою особливістю є специфічний засіб виробництва земля яка характеризується як невіттворюваний елемент виробництва збільшити який практично не можливо. Вплив природних умов викликає в цій галузі особливий технологічний спосіб виробництва. Це вимагає від виробника врахування постійних непередбачуваний змін в технологічному процесі більшу ніж в інших галузях виробництва.
38296. Теорія та метод К.Маркса, А.Маршалла, Дж.М.Кейнса 647 KB
  Навчальний курс «Теорія та метод К. Маркса, А. Маршалла, Дж.М.Кейнса» є своєрідним поглибленням та продовженням політичної економії, мікро- макроекономіки, історії економічних учень та інших наук, які були вивчені студентами раніше, і мали за мету дати майбутнім фахівцям економістам-теоретикам більш чітке й детальне уявлення про історичні умови формування учень, предмет та методологію дослідження наведених вище видатних економістів
38297. Международное право 490.5 KB
  ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Возникновение и основные этапы развития международного права Международное право: понятие и сущность особенности и функции Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины механизмы воздействия Система международного права. Институты и отрасли международного права Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Нормы международного права их особенности и виды.
38298. Види і форми міжнародної відповідальності 198 KB
  Проблема відповідальності в міжнародному праві безпосередньо пов’язана з функціонуванням міжнародного права та забезпеченням миру і правопорядку у світі. Таке розуміння цього міжнародно-правового інституту характерне, як для міжнародної наукової доктрини, так і для вітчизняної.
38299. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПЕРЕВЕЗЕНЬ МОРСЬКИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТУ 215 KB
  Перевезення товарів - справа, повязана з ризиком. Перевізники завжди прагнули максимально обмежити свою відповідальність. З іншого боку, вантажовідправники мають договірні зобовязання перед своїми покупцями і теж прагнуть зменшити ризик втрати або псування перевезених товарів.