30608

Характеристика творчества в работах Пришвина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.

Русский

2013-08-24

38.5 KB

3 чел.

7. Характеристика творчества в работах Пришвина

Несколько общих фраз для вступления: Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь (умер на 81 году), но за перо взялся только в 30 лет. Сам он по этому поводу писал: «Первую половину своей жизни, до 30 лет, я посвятил себя внешнему усвоению элементов культуры, или, как я теперь называю, чужого ума. Вторую половину, с того момента, как я взялся за перо, я вступил в борьбу с чужим пером с целью превратить его в личное достояние при условии быть самим собой». Анализируя тв-во писателя, можно сказать, что он жил для того, чтобы понять жизнь – свою и всего живого – понять и передать нам свой понимание, слово нельзя отделять от его бытия (верил в его всемогущество). Слово у Пришвина было его рабочее дело и одновременно вся жизнь его без малейших отвлечений. Отсюда понятным становится образ, в котором писатель видит себя самого: на старости лет он представлял себя верблюдом, долго, тяжко и терпеливо переходящим безводную пустыню – он относился к своей поэзии, своему слову, как верблюд к воде. Понять и отдать, перелить личное в общее – вот его всепоглощающая и бескорыстная потребность. Пришвин в своем писательстве никогда не позволял себе предварительного загада, слово его было на редкость свободно и в то же время послушно жизни: «ПИШУ, КАК ЖИВУ». «Искусство как образ поведения» - такую книгу хотел он написать, но смерть помешала его планам. Наблюдая неразрывность и естественность у Пришвина слова и жизни, можно сказать: тв-во Пришвина – движение самой жизни в ее самосознании; художник является как бы орудием или органом жизни, она сама его создала для нас, чтобы показать нам свое разнообразие, скрытый свет и смысл.    

  •  Всякое живое существо говорит о себе не только словами, но и формой своего поведения в жизни - никто не безмолвствует.
  •  Талант – это способность делать больше, чем нужно только себе, и счастье не в том, что у тебя есть какой-то талант, а в том, что ты сам нашел его в себе и стал им управлять, как человек управляет природой.
  •  Мастерство в наше время применяется в смысле превосходства человеческой организующей силы против стихийной силы природы: талант - это природа, а мастерство - человеческая способность преобразования, или творчество.
  •  Надо уберечь детей наших от соблазна мастерить произведения искусства и печь их, как печет повар блины, - сотнями на одной сковороде. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Возможно, в этом и таится загадка стиля, таланта, вдохновения: каждое новое произведение искусства требует для себя новой формы. Так, настоящий актер трепещет выходя на сцену в старой роли, художник не может в точности скопировать свою картину, Рафаэль и Рембрандт существуют в одном экземпляре, Лев Толстой сам не может точно переписать свою рукопись. Спрашивается, почему?
  •  Основной материей таланта является чувство современности. Некоторые называют современным то, что держится минутку на поверхности дня и потом навсегда исчезает. И типа чем ближе чел к этой минутке, тем он современнее. Некоторые, напротив, понимают дни нашей жизни как море: на поверхности ходят волны, а в глубине тишина, поэтому из глубины можно видеть проходящие волны. Человеком, по мнению таких людей, можно назвать только того, кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня.
  •  Творец должен утверждаться в современности не по башенным часам, а по тому, как в эту минуту башенного часа определяется и вкладывается его живая душа. Современность, по мнению Пришвина, это что-то вроде суда или проверки каждого из нас на живого человека: «живой он живет или мертвый показывается». Есть тысячи выработанных в веках приемов обходить запрос современности, принимая на себя формальное обличие - на этом пути остаются мертвые. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа. Таким образом, мертвые живут по часам, заменяя всю жизнь счетом (время-деньги), а живые определяют свою жизнь каким-либо поступком:  декабристы шли на виселицу, Пушкин заключал себя в слово и в нем встречал свою современность.
  •  Секрет и сердце поэзии - чувство современности, которое предполагает, что не люди проходят со временем, а сами они делают это время.
  •  Психология писателя такова, что нет возможности удовлетворить себя сделанным, все, что позади, уже «не твое» и кажется несовершенным. Стремление к полному самоудовлетворению законченной формой (фи, как пошло получилось) в сущности есть стремление как бы к б л а ж е н н о й кончине своей, потому что пока сам не кончился и продолжаешься в жизни, то как же можешь удовлетвориться вчерашним, все ждешь впереди чего-то лучшего (в общем, совершенству нет пред ела – для писателей особенно это актуально).
  •  При этом Пришвин отмечает в себе одно постоянство  - все большее приближение к простоте языка. Отсюда и стремление упростить фразу, сжать слова, чтобы они стали сухими, но взрывались, как порох.
  •  Всякое великое произведение искусства содержит, кроме всего, исповедь художника в том, как он, достигая правды своей картины, преодолел в себе давление жизненной лжи.
  •  Секрет всех художников, побеждающих время в том, что они «видят не вперед» (не являются провидцами времени), а видят здесь, возле себя самого, и этого хватает им надолго. К таким художникам Пришвин относил, в частности, Шекспира.
  •  Себя в себе нельзя увидать и, чтобы увидать себя, надо смотреть на другого Поведение писателя - это его дорога к другу, мастерство же должно состоять в том, как бы найти ему такую форму, чтобы читатель видел в героях не самого писателя, а догадывался бы больше сам о себе. У великих творцов мастерство, может быть, и является формой их поведения и приходит к ним само на пути к другу - читателю, как приходит аппетит во время еды.
  •  Имя писателя растет, когда вещи его растут и поднимают имя над собой. Если же вещи чередой идут, не поднимаясь, то имя остается подписью, не поднимаясь.
  •  В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды. Талант – способность делать больше, чем нужно только себе.

Вот что еще писал Пришвин о творческом поведении: «Творческое поведение я понимаю как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг в этом общем деле оставаться самим собой. Мне всегда казалось, что каждый человек, если добьется такого своего места в жизни, приносит для всех что-то новое, небывалое…в этом и есть тв-во».

- Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. А люди понимают талант как заготовленное от рождения счастье. Мне теперь кажется, что в ис-ве поклонники таланта для того и придумали «талант», чтобы носителя счастья сделать своим идолом: прославляет идол, а сам творец, вложивший в достижение своего счастья столько героического труда, особого, рискованного – забывается

Приводит такой пример: типа в одном селе жил-был рыбак. И вот мужику охрененно повезло – поймал он вот такуууую здоровенную щуку. Ну в селе все – АХ! Вот счастье-то! Ну облепили его все, давай спрашивать: «Ты как это ее вытащил?». А он, не растерялся, да как скажет им: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Мораль: без особого личного усилия в море ис-ва не вытащишь свою золотую рыбку! Во как!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34596. Столетняя война 17.15 KB
  Столетняя война наименование длительного военного конфликта между Англией и Францией 13371453 вызванного стремлением Англии вернуть принадлежавшие ей на континенте Нормандию Мен Анжу и др. а также династическими притязаниями английских королей на французский престол. война между Англией и Францией. причины войны: стремление Франции вытеснить Англию с югозапада страны провинция Гиень и ликвидировать этот последний оплот английской власти на франц.
34597. Династия Тюдоров. Генрих VII 19.17 KB
  Генрих VII Генрих VII Тюдор 28 января 1457 21 апреля 1509 король Англии и государь Ирландии 1485 1509. Родители: Эдмунд Тюдор 1й граф Ричмонд; единоутробный брак короля Генриха VI Маргарита Бофорт. 1471 гибель Генриха VI и принца Уэльского Генрих почти единственный родственник Ланкастеров. Генрих поклялся в Ренне в случае захвата власти жениться на дочери Эдуарда IV Елизавете Йоркской.
34598. Реформация, противостояние католиков и протестантов 12.42 KB
  Первоначально Генрих VIII был противником Реформации книга против Лютера В защиту 7 таинств 1521 г. Генрих был женат на Екатерина Арагонской единственный ребенок девочка Мария Тюдор. Поняв что мальчиков не будет Генрих решил добиться развода однако Папа Римский Климент VII на это не согласился. Генрих обвинил английское духовенство в неповиновении статуту статут запрещал признавать любое лицо назначенное Папой без утверждения королем заставил духовенство признать себя главой церкви Англии.
34599. Мария Тюдор 20.58 KB
  Известна как Мария Кровавая Мария Католичка. Мария была единственным выжившим ребенком Генриха от его первой жены Екатерины Арагонской. Франциск I король Франции стремился укрепить свои позиции через свадьбу Марии и французского дофина решение принято осенью 1518 Мария должна выйти замуж по достижении дофином 14летнего возраста если у Генриха не появится наследник мужского пола то корону наследует Мария.
34600. Война с Испанией. «Непобедимая Армада» 33.5 KB
  Непобедимая Армада. Однако в том же 1587 году английская эскадра адмирала Френсиса Дрейка совершила налет на Кадис где базировалась Непобедимая Армада и уничтожила около 100 кораблей. 20 мая 1588 года Непобедимая Армада в составе шести эскадр вышла в море из устья реки Тахо. Армада подвергалась постоянным нападениям более легких и маневренных английских судов адмирала Дрейка.
34601. Культура Англии в XIV –XV в. 20.06 KB
  В конце 14 века оформился единый английский язык. Однако в 14 15 веках среди английской знати особенно при дворе была широко распространена литература на французском языке. Огромную роль в развитии английской литературы сыграли Кентерберийские рассказы Джеффри Чосера вторая половина 14 века. В 70е годы 15 века в Англии появилось книгопечатание.
34602. Династия Стюартов: Яков I 20.19 KB
  Династия Стюартов: Яков I Яков VI Шотландский Яков I Английский; 19 июня 1566 1625 король Шотландии Англии первый государь правивший Шотл. Шотландия 24 июля 1567 восстание отец Якова умер убийцей считали Марию. 29 июля 1567 Стерлинг Яков коронован Ш. Яков правил при регентском совете с 29 июля 1567 самостоятельно с 12 марта 1578.
34603. Долгий парламент. Гражданская война (XVII в.) 40.5 KB
  Долгого парламента 16401653 гг. В состав Долгого парламента входило 516 членов Палаты общин и 150 Палаты лордов. Немало было депутатов бывших членами памятного парламента 1628 г. Положение англиканской церкви стало первым объектом политической атаки парламента и вынужденных уступок короны.
34604. Британия в эпоху Просвещения 19.89 KB
  Поскольку мир по Беркли не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас не материя поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений причем наших ощущений постольку философские идеи Д. Беркли объявлялось ими противоестественным на согласующимся с истинами здравого смысла.