30608

Характеристика творчества в работах Пришвина

Доклад

Культурология и искусствоведение

Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.

Русский

2013-08-24

38.5 KB

3 чел.

7. Характеристика творчества в работах Пришвина

Несколько общих фраз для вступления: Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь (умер на 81 году), но за перо взялся только в 30 лет. Сам он по этому поводу писал: «Первую половину своей жизни, до 30 лет, я посвятил себя внешнему усвоению элементов культуры, или, как я теперь называю, чужого ума. Вторую половину, с того момента, как я взялся за перо, я вступил в борьбу с чужим пером с целью превратить его в личное достояние при условии быть самим собой». Анализируя тв-во писателя, можно сказать, что он жил для того, чтобы понять жизнь – свою и всего живого – понять и передать нам свой понимание, слово нельзя отделять от его бытия (верил в его всемогущество). Слово у Пришвина было его рабочее дело и одновременно вся жизнь его без малейших отвлечений. Отсюда понятным становится образ, в котором писатель видит себя самого: на старости лет он представлял себя верблюдом, долго, тяжко и терпеливо переходящим безводную пустыню – он относился к своей поэзии, своему слову, как верблюд к воде. Понять и отдать, перелить личное в общее – вот его всепоглощающая и бескорыстная потребность. Пришвин в своем писательстве никогда не позволял себе предварительного загада, слово его было на редкость свободно и в то же время послушно жизни: «ПИШУ, КАК ЖИВУ». «Искусство как образ поведения» - такую книгу хотел он написать, но смерть помешала его планам. Наблюдая неразрывность и естественность у Пришвина слова и жизни, можно сказать: тв-во Пришвина – движение самой жизни в ее самосознании; художник является как бы орудием или органом жизни, она сама его создала для нас, чтобы показать нам свое разнообразие, скрытый свет и смысл.    

  •  Всякое живое существо говорит о себе не только словами, но и формой своего поведения в жизни - никто не безмолвствует.
  •  Талант – это способность делать больше, чем нужно только себе, и счастье не в том, что у тебя есть какой-то талант, а в том, что ты сам нашел его в себе и стал им управлять, как человек управляет природой.
  •  Мастерство в наше время применяется в смысле превосходства человеческой организующей силы против стихийной силы природы: талант - это природа, а мастерство - человеческая способность преобразования, или творчество.
  •  Надо уберечь детей наших от соблазна мастерить произведения искусства и печь их, как печет повар блины, - сотнями на одной сковороде. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Возможно, в этом и таится загадка стиля, таланта, вдохновения: каждое новое произведение искусства требует для себя новой формы. Так, настоящий актер трепещет выходя на сцену в старой роли, художник не может в точности скопировать свою картину, Рафаэль и Рембрандт существуют в одном экземпляре, Лев Толстой сам не может точно переписать свою рукопись. Спрашивается, почему?
  •  Основной материей таланта является чувство современности. Некоторые называют современным то, что держится минутку на поверхности дня и потом навсегда исчезает. И типа чем ближе чел к этой минутке, тем он современнее. Некоторые, напротив, понимают дни нашей жизни как море: на поверхности ходят волны, а в глубине тишина, поэтому из глубины можно видеть проходящие волны. Человеком, по мнению таких людей, можно назвать только того, кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня.
  •  Творец должен утверждаться в современности не по башенным часам, а по тому, как в эту минуту башенного часа определяется и вкладывается его живая душа. Современность, по мнению Пришвина, это что-то вроде суда или проверки каждого из нас на живого человека: «живой он живет или мертвый показывается». Есть тысячи выработанных в веках приемов обходить запрос современности, принимая на себя формальное обличие - на этом пути остаются мертвые. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа. Таким образом, мертвые живут по часам, заменяя всю жизнь счетом (время-деньги), а живые определяют свою жизнь каким-либо поступком:  декабристы шли на виселицу, Пушкин заключал себя в слово и в нем встречал свою современность.
  •  Секрет и сердце поэзии - чувство современности, которое предполагает, что не люди проходят со временем, а сами они делают это время.
  •  Психология писателя такова, что нет возможности удовлетворить себя сделанным, все, что позади, уже «не твое» и кажется несовершенным. Стремление к полному самоудовлетворению законченной формой (фи, как пошло получилось) в сущности есть стремление как бы к б л а ж е н н о й кончине своей, потому что пока сам не кончился и продолжаешься в жизни, то как же можешь удовлетвориться вчерашним, все ждешь впереди чего-то лучшего (в общем, совершенству нет пред ела – для писателей особенно это актуально).
  •  При этом Пришвин отмечает в себе одно постоянство  - все большее приближение к простоте языка. Отсюда и стремление упростить фразу, сжать слова, чтобы они стали сухими, но взрывались, как порох.
  •  Всякое великое произведение искусства содержит, кроме всего, исповедь художника в том, как он, достигая правды своей картины, преодолел в себе давление жизненной лжи.
  •  Секрет всех художников, побеждающих время в том, что они «видят не вперед» (не являются провидцами времени), а видят здесь, возле себя самого, и этого хватает им надолго. К таким художникам Пришвин относил, в частности, Шекспира.
  •  Себя в себе нельзя увидать и, чтобы увидать себя, надо смотреть на другого Поведение писателя - это его дорога к другу, мастерство же должно состоять в том, как бы найти ему такую форму, чтобы читатель видел в героях не самого писателя, а догадывался бы больше сам о себе. У великих творцов мастерство, может быть, и является формой их поведения и приходит к ним само на пути к другу - читателю, как приходит аппетит во время еды.
  •  Имя писателя растет, когда вещи его растут и поднимают имя над собой. Если же вещи чередой идут, не поднимаясь, то имя остается подписью, не поднимаясь.
  •  В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды. Талант – способность делать больше, чем нужно только себе.

Вот что еще писал Пришвин о творческом поведении: «Творческое поведение я понимаю как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг в этом общем деле оставаться самим собой. Мне всегда казалось, что каждый человек, если добьется такого своего места в жизни, приносит для всех что-то новое, небывалое…в этом и есть тв-во».

- Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. А люди понимают талант как заготовленное от рождения счастье. Мне теперь кажется, что в ис-ве поклонники таланта для того и придумали «талант», чтобы носителя счастья сделать своим идолом: прославляет идол, а сам творец, вложивший в достижение своего счастья столько героического труда, особого, рискованного – забывается

Приводит такой пример: типа в одном селе жил-был рыбак. И вот мужику охрененно повезло – поймал он вот такуууую здоровенную щуку. Ну в селе все – АХ! Вот счастье-то! Ну облепили его все, давай спрашивать: «Ты как это ее вытащил?». А он, не растерялся, да как скажет им: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Мораль: без особого личного усилия в море ис-ва не вытащишь свою золотую рыбку! Во как!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75556. Канада. Географічне положення. Перші українці в Канаді. Canada. The first Ukrainians in Canada. The geographical position of Canada 21.68 KB
  Підготувати учнів до самостійного усного повідомлення за запропонованою комунікативною ситуацією з опорою на прочитаний текст і план. Ввести нові ЛО та відпрацювати їх вживання у мові.
75557. Тарас Шевченко — великий український поет 90 KB
  Підготувати учнів до самостійного висловлювання за запропонованою ситуацією на основі змісту прочитаного тексту. Наука і культура. Дозвілля. Science and Culture. Free Time.
75558. Книги в нашому житті, Контроль позакласного читання 21.98 KB
  Обладнання: підручник Reding Preferences НО1 текст It is interesting to red different kinds of booksrdquo;. Т: We re going to discuss the topic Books in our life . By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges bout books in your life; to identify detils from the given text; to discuss tsk 3 of your Home Reding.Т: Do you like reding Do you spend much time reding Not counting mgzines for teengers how much do you red out of school One book week One fortnight month One now nd gin Wht kind...
75559. Канада. Перші українці в Канаді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 56.5 KB
  Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень учнів за вивченими темами: Cnd. The first Ukrinins in Cnd . Т: We\'ve got test tody to check your skills in communictive writing bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd. By the end of the lesson you will be ble: to mtch the English words word combintions nd sentences with their Ukrinin equivlents Level 1 2; to put the questions to show your bility of operting fcts bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd Level 3; to write bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd to check your skills in communictive...
75560. Об’єднане Королівство Великобританії та Північної Ірландії. Географічне положення 59.5 KB
  Explin how you understnd these syings Wht is the min sense of them б Т: Listening to joke Fthers nd sons . Wht is the resemblnce between Kyiv Ottw nd London They re the cpitls of the countries. Blck Red White Yellow wht word not colour cn be dded to ech of these to put them ll in the sme group Se Wht countries mke up Gret Britin Englnd Scotlnd nd Wles. Wht nother nme does the English Chnnel hve L Mnche Is the UK n Europen country Yes it is.
75561. Економічний розвиток Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61 KB
  Tody we re going to tlk bout the economicl development of Gret Britin. Jigsw sentences: The crds re mixed Gret Britin in the world one of the leding countries is fmous Gret Britin for its woolen industry hs got highly developed industry Gret Britin II. Активізація ЛО теми The industry of Gret Britin nd Northern Irelnd .T: Gret Britin is fmous for.
75562. Україна та Великобританія, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник географічні карти Великобританії та України Odd One Out на дошці Red the questions bout Ukrine HO1 Fill in the missing informtion H02 Pick up the sentences Ho3. Т: Tody we re going to tlk bout the geogrphicl position nd the climte of Ukrine nd Gret Britin. By the end of the lesson you should be ble: to understnd the gist nd detils of the text for listening; to give comprtive chrcteristics of the geogrphicl position nd climte of Ukrine nd Gret Britin; to discuss Tsk 4 of your Home Reding. Аудіювання тексту...
75563. Великобританія. Осінь в Англії. Минулий доконаний час 65.5 KB
  Обладнання: підручник граматична таблиця Pst Perfect Tense Exmple Sitution HO1 висловлювання P. We hve to revise the grmmr mteril the Pst Perfect Tense. Drw on the bord Noughts nd crosses grid with nine ctegories like this: Pst Perfect I hd done. Повторення та активізація граматичного матеріалу: Pst Perfect Tense.
75564. Великобританія. Уельс, Контроль позакласного читання 76 KB
  Обладнання: підручник текст для аудіювання rthur Conn Doyle HO1 True or Flse H02 H04 Put the events in the order H03 Interesting fcts bout Wles H05. Wles. Предявлення тексту для читання Wles вир.Т: Wht do you think Why do the English like to spend their holidys in Wles Wles is known s lnd of songs why 2 WhileReding ctivities.