30612

Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Творчество вообще Для Бродского творчество – это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...

Русский

2013-08-24

19.1 KB

5 чел.

7.Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания)

 Маленькая ремарка: я понятия не имею, что значит «воспоминания». Я в общем немало и Бродского, и про Бродского почитала, и эссе из книги эссе, о которой речь шла. но…… Простите, товарищи, не знаю. Просто расскажу, что говорил Бродский о творчестве воообще, о поэтическом творчестве и своем.

Творчество вообще

  1.  Для Бродского творчество – это прежде всего процесс, а не результат «потому, что последний невозможен без первого» (это он высказывает и в интервью, и в речи нобелевского лауреата, и в своих эссе, например «Кошачье мяу»).
  2.  Говоря о творческих способностях, он скептичен: «Со стороны творческие способности представляются предметом зависти или восхищения; изнутри - это нескончаемое упражнение в неуверенности и огромная школа сомнений».
  3.  Но даже при наличии творческих способностей «появление чего-либо качественно нового - это вопрос случая». «Признание одним художником гениальности другого есть, по существу, признание силы случая и, возможно, чужого усердия при создании обстоятельств, для случая этого благоприятных».
  4.  Термин "творческие способности" обозначает не столько качество человеческой деятельности, сколько свойство материала, к которому эта деятельность время от времени прилагается. материя начинает выражать себя через искусство только под некоторым нажимом. Усталость материи, ее износ или перенасыщенность временем – вот причина творческого результата. В этом смысле способность создавать - пассивная способность
  5.  В искусстве опыт и знание - злейшие враги создателя (чем замечательней шедевр вы произвели, тем меньше вероятность, что вы повторите этот подвиг завтра).
  6.  созданное руками человека обычно намного прекраснее самого человека.
  7.  В творчестве и искусстве эстетика  - мать этики.  Зло  - вульгарно.
  8.  Искусство подражает не жизни, а смерти. Оно имитирует ту область, о которой жизнь не дает никакого представления: сознавая собственную бренность, искусство пытается одомашнить самый длительный из существующих вариант времени.

Поэтическое творчество

  1.  Язык - это  уникальный  инструмент познания.
  2.  Единственный долг поэта перед обществом и мировой культурой - долг писать хорошо. Задача поэта - найти свое место в культуре и соответствовать ему.
  3.  Не язык инструмент поэта,  а  он  инструмент  языка.  Сам  язык  относится  к  материалу с известным равнодушием, а поэт - слуга языка. То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка. Язык же - даже если представить его как некое одушевленное существо - к этическому выбору не способен. 
  4.  Творчество учит частности человеческого существования. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную - но не стихотворение Райнера Марии Рильке. Эстетический выбор - индивидуален, и эстетическое переживание - всегда переживание частное.
  5.  Искусство вообще тем и отличаются от жизни, что всегда бежит повторения и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. Вот почему оно часто оказывается "впереди прогресса", впереди истории,
  6.  Искусство - не побочный продукт видового развития, а цель.
  7.  Стихи пишут по  внутренней  необходимости . Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал.
  8.  Стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.
  9.  В отличие от жизни произведение искусства никогда не принимается как нечто само собой разумеющееся: его всегда рассматривают на фоне предтеч и предшественников. Поэтому значительная часть труда любого поэта подразумевает полемику с этими тенями. Ссылки и парафразы являются естественным элементом любой цивилизованной речи (свободная, или "освобожденная" от них речь -- всего лишь жестикуляция). Одна из целей произведения искусства -- создать должников; парадокс заключается в том, что, чем в большем долгу художник, тем он богаче. (эссе «В тени Данте»)
  10.  В поэзии, как и в любой другой форме речи, адресат важен не менее, чем говорящий.
  11.  В конечном счете поэзия сама по себе -- перевод; или, говоря иначе, поэзия -- одна из сторон души, выраженная языком. Поэзия -- не столько форма искусства, сколько искусство -- форма, к которой часто прибегает поэзия

Творчество Бродского

  1.  Всё, что не относится к творческому процессу (семья и бла-бла) творчеству мешает. Бродский вообще был индивидуалистом во всем, одиночокой по жизни. Может, по этому не вернулся в Россию, когда это стало возможно (он был выслан еще в 60-е), вообще был нацелен всегда на творчество. Для него оно было первостепенно. Хотя условности, вроде обязанностей перед кем-то всегда были и мешали: «просыпаюсь, пью  кофе  и  смотрю,  что у меня  лежит  на  столе. В основном  там лежит не  то, что  хотелось  бы.  Или письмо, на которое  надо отвечать,  или книга, которую надо  рецензировать,  или  речь, которую  надо будет  произносить. Я бы предпочел сесть и  начать  царапать свои стишки, но чем старше ты становишься, тем сложнее твоя жизнь»
  2.  В его творчестве основная категория – время. «меня занимает прежде всего природа Времени. Мне интересно Время само  по себе. И  что' оно делает  с человеком. Мы ведь видим в основном это проявление Времени, глубже нам проникнуть не дано».
  3.  Творчество отдельного писателя должно развиваться. «Каждый пишущий питается тем, что он прочел, но  и  тем,   что  сам   успел  написать.  Поэтому   каждое  предыдущее

стихотворение -  отправная точка  для следующего. Тем самым все  написанное

выстраивается  в какую-то линию.

  1.  Мне  очень  трудно  отделить пишущего  от  его  творчества.  Если  мне  нравятся  чьи-то  сочинения,  мне неизменно оказывается симпатичен и сам человек.
  2.  Он часто говорил, что творчество – единственый смысл его жизни. «Я часто думаю, насколько все бессмысленно - за двумя-тремя исключениями:  писать,  слушать музыку, пытаться думать».

Поюзано: речь нобелевского лауреата, эссе «Кошачье мяу», «В тени Данте» (о поэте Эудженио Монтале), «Скорбь и разум» (посвящено поэту Роберту Фросту), «письмо Горацию» кучища интервью, в  основном заграничных, книга Соломона Волкова, представляющая из себя огромное интервью с Бродским.

Вообще, если речь зайдет про эссе, скажите, что читали. У него много посвящено поэтам и анализу их творчества, например  Монтале, Уинстену Одену, Роберту Фросту, Цветаевой. В интервью помимо творчества много говорится о его вынужденной эмиграции, получении премии нобелевской… и т.д
     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51752. Свято 8 Березня в початковій школі. Пригоди в Тридевятому царстві 235.5 KB
  (дія розгортається в Тридевятому царстві, Лисогірському князівстві в палаці князя Василія. На стільчику сидить бабуся-казкарка, вяже, розповідає небилицю-завязку)
51757. ОПИС МІСЦЕВОСТІ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО ПРО ТЕКСТ, ЙОГО СТРУКТУРНІ ОСОБЛИВОСТІ. УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 233 KB
  УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ Мета: повторити й розширити теоретичні відомості про текст його ознаки будову засоби зв’язку речень у тексті; про особливості типів мовлення; розвивати навички стисло переказу вати розповідний текст з елементами опису місцевості формувати вміння розпізнавати тексти різних типів мовлення; удосконалювати мовлення восьмикласників їхнє логічне мислення пам’ять увагу культуру мовлення та письма. Як визначити основну думку в тексті Яку роль...