30612

Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Творчество вообще Для Бродского творчество это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...

Русский

2013-08-24

19.1 KB

5 чел.

7.Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания)

 Маленькая ремарка: я понятия не имею, что значит «воспоминания». Я в общем немало и Бродского, и про Бродского почитала, и эссе из книги эссе, о которой речь шла. но…… Простите, товарищи, не знаю. Просто расскажу, что говорил Бродский о творчестве воообще, о поэтическом творчестве и своем.

Творчество вообще

  1.  Для Бродского творчество – это прежде всего процесс, а не результат «потому, что последний невозможен без первого» (это он высказывает и в интервью, и в речи нобелевского лауреата, и в своих эссе, например «Кошачье мяу»).
  2.  Говоря о творческих способностях, он скептичен: «Со стороны творческие способности представляются предметом зависти или восхищения; изнутри - это нескончаемое упражнение в неуверенности и огромная школа сомнений».
  3.  Но даже при наличии творческих способностей «появление чего-либо качественно нового - это вопрос случая». «Признание одним художником гениальности другого есть, по существу, признание силы случая и, возможно, чужого усердия при создании обстоятельств, для случая этого благоприятных».
  4.  Термин "творческие способности" обозначает не столько качество человеческой деятельности, сколько свойство материала, к которому эта деятельность время от времени прилагается. материя начинает выражать себя через искусство только под некоторым нажимом. Усталость материи, ее износ или перенасыщенность временем – вот причина творческого результата. В этом смысле способность создавать - пассивная способность
  5.  В искусстве опыт и знание - злейшие враги создателя (чем замечательней шедевр вы произвели, тем меньше вероятность, что вы повторите этот подвиг завтра).
  6.  созданное руками человека обычно намного прекраснее самого человека.
  7.  В творчестве и искусстве эстетика  - мать этики.  Зло  - вульгарно.
  8.  Искусство подражает не жизни, а смерти. Оно имитирует ту область, о которой жизнь не дает никакого представления: сознавая собственную бренность, искусство пытается одомашнить самый длительный из существующих вариант времени.

Поэтическое творчество

  1.  Язык - это  уникальный  инструмент познания.
  2.  Единственный долг поэта перед обществом и мировой культурой - долг писать хорошо. Задача поэта - найти свое место в культуре и соответствовать ему.
  3.  Не язык инструмент поэта,  а  он  инструмент  языка.  Сам  язык  относится  к  материалу с известным равнодушием, а поэт - слуга языка. То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка. Язык же - даже если представить его как некое одушевленное существо - к этическому выбору не способен. 
  4.  Творчество учит частности человеческого существования. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную - но не стихотворение Райнера Марии Рильке. Эстетический выбор - индивидуален, и эстетическое переживание - всегда переживание частное.
  5.  Искусство вообще тем и отличаются от жизни, что всегда бежит повторения и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. Вот почему оно часто оказывается "впереди прогресса", впереди истории,
  6.  Искусство - не побочный продукт видового развития, а цель.
  7.  Стихи пишут по  внутренней  необходимости . Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал.
  8.  Стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.
  9.  В отличие от жизни произведение искусства никогда не принимается как нечто само собой разумеющееся: его всегда рассматривают на фоне предтеч и предшественников. Поэтому значительная часть труда любого поэта подразумевает полемику с этими тенями. Ссылки и парафразы являются естественным элементом любой цивилизованной речи (свободная, или "освобожденная" от них речь -- всего лишь жестикуляция). Одна из целей произведения искусства -- создать должников; парадокс заключается в том, что, чем в большем долгу художник, тем он богаче. (эссе «В тени Данте»)
  10.  В поэзии, как и в любой другой форме речи, адресат важен не менее, чем говорящий.
  11.  В конечном счете поэзия сама по себе -- перевод; или, говоря иначе, поэзия -- одна из сторон души, выраженная языком. Поэзия -- не столько форма искусства, сколько искусство -- форма, к которой часто прибегает поэзия

Творчество Бродского

  1.  Всё, что не относится к творческому процессу (семья и бла-бла) творчеству мешает. Бродский вообще был индивидуалистом во всем, одиночокой по жизни. Может, по этому не вернулся в Россию, когда это стало возможно (он был выслан еще в 60-е), вообще был нацелен всегда на творчество. Для него оно было первостепенно. Хотя условности, вроде обязанностей перед кем-то всегда были и мешали: «просыпаюсь, пью  кофе  и  смотрю,  что у меня  лежит  на  столе. В основном  там лежит не  то, что  хотелось  бы.  Или письмо, на которое  надо отвечать,  или книга, которую надо  рецензировать,  или  речь, которую  надо будет  произносить. Я бы предпочел сесть и  начать  царапать свои стишки, но чем старше ты становишься, тем сложнее твоя жизнь»
  2.  В его творчестве основная категория – время. «меня занимает прежде всего природа Времени. Мне интересно Время само  по себе. И  что' оно делает  с человеком. Мы ведь видим в основном это проявление Времени, глубже нам проникнуть не дано».
  3.  Творчество отдельного писателя должно развиваться. «Каждый пишущий питается тем, что он прочел, но  и  тем,   что  сам   успел  написать.  Поэтому   каждое  предыдущее

стихотворение -  отправная точка  для следующего. Тем самым все  написанное

выстраивается  в какую-то линию.

  1.  Мне  очень  трудно  отделить пишущего  от  его  творчества.  Если  мне  нравятся  чьи-то  сочинения,  мне неизменно оказывается симпатичен и сам человек.
  2.  Он часто говорил, что творчество – единственый смысл его жизни. «Я часто думаю, насколько все бессмысленно - за двумя-тремя исключениями:  писать,  слушать музыку, пытаться думать».

Поюзано: речь нобелевского лауреата, эссе «Кошачье мяу», «В тени Данте» (о поэте Эудженио Монтале), «Скорбь и разум» (посвящено поэту Роберту Фросту), «письмо Горацию» кучища интервью, в  основном заграничных, книга Соломона Волкова, представляющая из себя огромное интервью с Бродским.

Вообще, если речь зайдет про эссе, скажите, что читали. У него много посвящено поэтам и анализу их творчества, например  Монтале, Уинстену Одену, Роберту Фросту, Цветаевой. В интервью помимо творчества много говорится о его вынужденной эмиграции, получении премии нобелевской… и т.д
     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65359. Моделі, методи та засоби обробки наборів зображень 1.55 MB
  Одним із об'єднувальних базисів для усіх цих задач є попередня обробка зображень наборів зображень та відеопослідовностей яка сьогодні ґрунтується на опрацюванні окремих зображень. Цим зумовлювався розвиток лише методів малої алґоритмічної складності які стосувались окремих зображень.
65360. Системи компенсації техногенних спотворень геомагнітного поля на робочих місцях оперативного персоналу електроенергетичних об’єктів 347.5 KB
  За відсутності спотворень геомагнітне поле ГМП є стаціонарним має високу однорідність і величину модуля вектора індукції в широтній зоні України близько 50 мкТл. Так в дні магнітних бур при яких індукція ГМП змінюється менш ніж на...
65361. САМОУЩІЛЬНЮЮЧІ БЕТОНИ З КАРБОНАТНИМ НАПОВНЮВАЧЕМ 3 MB
  Мета досліджень науково-технічне обґрунтування ефективності використання карбонатного наповнювача для виготовлення самоущільнюючого бетону. Для досягнення поставленої мети необхідно вирішити такі задачі: виявити особливості самоущільнюючих бетонів...
65362. ТРИБОВІБРОГРАВІТАЦІЙНА СЕПАРАЦІЯ КАМ’ЯНОГО ВУГІЛЛЯ 1.16 MB
  Одним із напрямів збільшення виробництва палива є його вилучення із вуглевміщуючих матеріалів, під якими розуміються високозольне крупно-кускове рядове вугілля, шахтна порода, відходи та промпродукт вуглезбагачувальних фабрик.
65363. ВПЛИВ ПАРАТИПОВИХ ФАКТОРІВ НА РЕЗИСТЕНТНІСТЬ ЖЕРЕБЦІВ-ПЛІДНИКІВ УКРАЇНСЬКОЇ ВЕРХОВОЇ ПОРОДИ 581.66 KB
  Мета роботи дослідження природної резистентності стану здоров'я жеребцівплідників української верхової породи за дії різних абіотичних факторів мікроклімат стаєнь якість годівлі способи утримання та інтенсивність використання тварин.
65364. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТІЙКОСТІ ГІРНИЧИХ ВИРОБОК ВИБУХОВИМ РОЗВАНТАЖЕННЯМ ПОРІД ПОКРІВЛІ 4.18 MB
  Більше 70 гірничих виробок кріплять металевим податливим кріпленням з них близько 1520 знаходиться в незадовільному стані. Для охорони виробок найбільше застосовують на шахтах пасивні способи ремонти й заміну кріплення які лише усувають негативні наслідки гірського тиску.
65365. Покращення структури і властивостей деталей електровозів, відновлених електрошлаковим наплавленням 3.73 MB
  Роботу відновлених деталей їх робочий ресурс експлуатаційну надійність в деяких випадках лімітує якість зони сплавлення та зон термічного впливу. Присутність в цих зонах несприятливої крихкої структури плівкових неметалевих вкраплень пор дефектів газового походження викликає...
65366. Інформаційно-інтелектуальні системи для оперативного керування електроенергетичними об’єктами 697.5 KB
  Причини такого стану справ досить очевидні оскільки побудова ІІС для ОК ЕЕО потребує від їх розробників відповідних знань не лише в галузі інформатики програмування та обчислювальної техніки але також і знань що стосуються технологічних процесів...
65367. ДЕРЖАВНЕ УПРАВЛІННЯ РИНКОМ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ В УКРАЇНІ 185 KB
  Насамперед це стосується програмного забезпечення світовий ринок якого розвивається високими темпами й становить близько 200 млрд. Специфіка ринку розробки програмного забезпечення ПЗ така що на ньому можливе швидке подолання навіть глибокого технологічного відставання.