30619

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.

Русский

2013-08-24

30 KB

2 чел.

28.  Архитип и символ в творческой деятельности 

по Ницше «О музыке и слове»

ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и, соответственно, слово в категорию физической символики.

!!!!В разных языках слово и предмет не совпадают вполне => слово есть символ.

Слово символизирует представления. Они могут быть сознательными, но чаще – бессознательные. Так происходит, потому что слово- символ не может соответствовать  той внутренней сущности, отражением которой являемся мы сами вместе с миром. Мы эту сущность знаем только как представления, в образах. Символическая  сфера понятий приятного и неприятного– тон и мимика (произнесение звуков). Тон выражает степени удовольствия или неудовольствия. Он понятен практически на всех языках, а вот мимика – нет . Всю сферу согласных и несогласных можно отнести полностью в область символизма мимики; ведь они без звука просто положения органа речи, короче говоря, мимики. Более конкретные представления выражаются уже в значении слов, которые произносит человек.

Музыка и слово – символ (текст песни) не сочетаются!!: если композитор пишет музыку на лирическое стихотворение, то, как музыкант, он не возбуждается ни образами, ни языком чувств этого текста; но музыкальное возбуждение, идущее из совсем других сфер, избирает для себя тот текст песни, как аллегорическое выражение самого себя.

Символ - выражение лишь предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания (в этом у Ницше и Юнга сходство). Символ обозначает неизвестную, трудно познаваемую и никогда полностью не известную величину. Символ не = знак или слово, символ – понятие гораздо более широкое, чем это трактуется у Фрейда (у Фрейда постоянные сексуальные символы, а Юнг предложил расширить понятие).

Символы дают пережитому форму и способ вхождения в мир человечески-ограниченного понимания, не искажая при этом его сущности, без ущерба для его высшей значимости (Троица, Анима (душа) и другие могущественные, божественные образы). Но Юнг говорит о том, что сейчас уже утеряно большинство таких символов, которые замещаются абсурдными политическими  и социальными идеями.

Не стоит догматически предполагать, что знакомое слово обозначает знакомую вещь.

Юнг про архетип: В личном бессознательном это эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного являются архетипы. Непосредственные проявления архетипов (в сновидениях и видениях) значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели мифы или сказки.

Понятие архетипа одно из важнейших в феноменологии культуры. Герой, вступающий в битву с чудовищем, чтобы спасти от него девицу, это фабула, настолько распространенная от древних ближневосточных мифов до европейских волшебных сказок, а главное настолько жизнестойкая и продуктивная вплоть до наших дней, что совершенно естественно видеть в ней архетип. Понятие архетипа я беру пока в самом расхожем понимании, которое подразумевает устойчивый образ, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распространение в культурном творчестве различных народов. Это, казалось бы, простое в своей отчетливости понятие на самом деле сопряжено с рядом осложнений, в которых полезно разобраться.

За каждым архетипом закреплен определенный спектр символов. Нередко человеку хочется придать своим работам "философскую глубину". Делается это посредством интерпретаций известных уже символических образов. Но в результате, если переусердствовать, работа может стать банальной.

Источники творчества

Нужно быть очень осторожным, обращаясь к архетипам. Важно не попасть под их полное влияние, не подчиниться им, соблазнившись "внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов".

Источники творчества

Человек неизбежно обращается в творчестве к архетипам. Но его фантазии, базирующиеся на них, проявляются только тогда, когда они интегрированы в личность. Другими словами на первом месте должна оказаться личность человека, занимающегося творчеством, его собственная фантазия, а не архетип, к которому создатель апеллирует. Фантазия должна быть сплавлена в единое целое с интуицией, мироощущением, жизненным опытом, художественным мастерством. И тогда работа будет не банальной, а именно созданной, своей, а не "стянутой" откуда-то.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7959. Культурология. Лекции. Предмет и функции культурологии 498.5 KB
  Тема № 1. Предмет и функции культурологи. История становления представлений о культуре. Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относит...
7960. Понятие, сущность и классификация страхования 615 KB
  Понятие, сущность и классификация страхования Понятие и сущность страхования Понятие и сущность Страхование - это отношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных непредвиденных неблагоприятных ...
7961. Ґендерні стереотипи 30.37 KB
  Ґендерні стереотипи Мета: розвивати в учнів критичне ставлення щодо стереотипів, успадкованих нами з культури, та щодо образів, тиражованих засобами масової інформації проаналізувати поширені в суспільстві упередження про те, що означає бути чолові...
7962. Поняття світу. Проблема єдності світу 48 KB
  Тема уроку. Поняття світу. Проблема єдності світу. Мета: Розглянути поняття світу та проблеми єдності світу розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати толерантне ставлення до права іншої людини мати власні ...
7963. Людина і космос. Всесвіт і Земля. 44.5 KB
  Людина і космос. Всесвіт і Земля. Мета: Розглянути співвідношення людина і космос та Всесвіт і Земля розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати толерантне ставлення до права іншої людини мати власні світогл...
7964. Матеріальне та ідеальне 42 KB
  Матеріальне та ідеальне Поняття первинне позначають те, що є основою іншого, без чого це інше не може існувати і нині. Визначаючи це первинне, його почали називати субстанцією, а конкретно-чуттєвий прояв субстанції - матерією. матерія визначаєт...
7965. Поняття людина і основні теорії її походження 56.5 KB
  Тема уроку: Поняття людина і основні теорії її походження. Мета уроку: Зясувати підстави для використання визначення Людина і його сутність визначити особливості основних тлумачень походження людини, розкрити роль середовища і спадковос...
7966. Честь, совість, гідність людини. Інтелігентність і порядність 55.5 KB
  Честь, совість, гідність людини. Інтелігентність і порядність Мета: Розглянути співвідношення понять честь, совість, гідність людини, інтелігентність і порядність розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему виховувати ...
7967. Історія України з найдавніших часів до XV ст 56.5 KB
  Тема уроку. Історія України з найдавніших часів до XV ст. Мета: Визначити, який період історії України вивчатиметься цього навчального року ознайомити учнів зі структурою і методичним апаратом підручника як передумовою їхньої подальшої успішної роб...