30619

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.

Русский

2013-08-24

30 KB

2 чел.

28.  Архитип и символ в творческой деятельности 

по Ницше «О музыке и слове»

ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и, соответственно, слово в категорию физической символики.

!!!!В разных языках слово и предмет не совпадают вполне => слово есть символ.

Слово символизирует представления. Они могут быть сознательными, но чаще – бессознательные. Так происходит, потому что слово- символ не может соответствовать  той внутренней сущности, отражением которой являемся мы сами вместе с миром. Мы эту сущность знаем только как представления, в образах. Символическая  сфера понятий приятного и неприятного– тон и мимика (произнесение звуков). Тон выражает степени удовольствия или неудовольствия. Он понятен практически на всех языках, а вот мимика – нет . Всю сферу согласных и несогласных можно отнести полностью в область символизма мимики; ведь они без звука просто положения органа речи, короче говоря, мимики. Более конкретные представления выражаются уже в значении слов, которые произносит человек.

Музыка и слово – символ (текст песни) не сочетаются!!: если композитор пишет музыку на лирическое стихотворение, то, как музыкант, он не возбуждается ни образами, ни языком чувств этого текста; но музыкальное возбуждение, идущее из совсем других сфер, избирает для себя тот текст песни, как аллегорическое выражение самого себя.

Символ - выражение лишь предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания (в этом у Ницше и Юнга сходство). Символ обозначает неизвестную, трудно познаваемую и никогда полностью не известную величину. Символ не = знак или слово, символ – понятие гораздо более широкое, чем это трактуется у Фрейда (у Фрейда постоянные сексуальные символы, а Юнг предложил расширить понятие).

Символы дают пережитому форму и способ вхождения в мир человечески-ограниченного понимания, не искажая при этом его сущности, без ущерба для его высшей значимости (Троица, Анима (душа) и другие могущественные, божественные образы). Но Юнг говорит о том, что сейчас уже утеряно большинство таких символов, которые замещаются абсурдными политическими  и социальными идеями.

Не стоит догматически предполагать, что знакомое слово обозначает знакомую вещь.

Юнг про архетип: В личном бессознательном это эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного являются архетипы. Непосредственные проявления архетипов (в сновидениях и видениях) значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели мифы или сказки.

Понятие архетипа одно из важнейших в феноменологии культуры. Герой, вступающий в битву с чудовищем, чтобы спасти от него девицу, это фабула, настолько распространенная от древних ближневосточных мифов до европейских волшебных сказок, а главное настолько жизнестойкая и продуктивная вплоть до наших дней, что совершенно естественно видеть в ней архетип. Понятие архетипа я беру пока в самом расхожем понимании, которое подразумевает устойчивый образ, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распространение в культурном творчестве различных народов. Это, казалось бы, простое в своей отчетливости понятие на самом деле сопряжено с рядом осложнений, в которых полезно разобраться.

За каждым архетипом закреплен определенный спектр символов. Нередко человеку хочется придать своим работам "философскую глубину". Делается это посредством интерпретаций известных уже символических образов. Но в результате, если переусердствовать, работа может стать банальной.

Источники творчества

Нужно быть очень осторожным, обращаясь к архетипам. Важно не попасть под их полное влияние, не подчиниться им, соблазнившись "внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов".

Источники творчества

Человек неизбежно обращается в творчестве к архетипам. Но его фантазии, базирующиеся на них, проявляются только тогда, когда они интегрированы в личность. Другими словами на первом месте должна оказаться личность человека, занимающегося творчеством, его собственная фантазия, а не архетип, к которому создатель апеллирует. Фантазия должна быть сплавлена в единое целое с интуицией, мироощущением, жизненным опытом, художественным мастерством. И тогда работа будет не банальной, а именно созданной, своей, а не "стянутой" откуда-то.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19043. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра 279 KB
  Лекция 25 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра Точное решение стационарного уравнения Шредингера как правило представляет собой существенную математическую проблему и возможно только для простейших кв...
19044. Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры 309 KB
  Лекция 26 Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры Рассмотрим несколько примеров. Пусть на одномерный гармонический осциллятор наложено возмущение . Найдем поправки первого и второго порядка к энергетическим уровням осциллятора. ...
19045. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырож-денного спектра 269.5 KB
  Лекция 27 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырожденного спектра Рассмотрим теперь случай когда невозмущенный оператор Гамильтона имеет вырожденные собственные значения. Пусть функции ... отвечают одному и тому же собст...
19046. Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры 441 KB
  Лекция 28 Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры Рассмотрим несколько примеров применения теории возмущений в случае вырожденного спектра. Пусть трехмерная частица находится в сферически симметричном потенциале в котором отсутст...
19047. Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений, зависящих от времени 777 KB
  Лекция 29 Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений зависящих от времени Согласно постулатам квантовой механики волновая функция любой квантовой системы удовлетворяет временному уравнению Шредингера 1 где гамильтониан системы...
19048. Теория нестационарных возмущений. Примеры 838 KB
  Лекция 30 Теория нестационарных возмущений. Примеры Рассмотрим примеры применения теории нестационарных возмущений для простейших квантовых систем. Пусть на гармонический осциллятор находящийся в основном состоянии начиная с момента времени действует малое в...
19049. Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений 1.15 MB
  Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали
19050. Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр 1.21 MB
  Лекция 32 Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр Рассмотрим теперь случай возмущений зависящих от времени периодически. Пусть на частицу находящуюся в стационарном состоянии с энергией действует
19051. Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип за-прета Паули 266.5 KB
  Лекция 23 Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип запрета Паули Согласно постулатам квантовой механики волновая функция физической системы состоящей из нескольких частиц определяет вероятности различных положений всех части