30619

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.

Русский

2013-08-24

30 KB

2 чел.

28.  Архитип и символ в творческой деятельности 

по Ницше «О музыке и слове»

ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и, соответственно, слово в категорию физической символики.

!!!!В разных языках слово и предмет не совпадают вполне => слово есть символ.

Слово символизирует представления. Они могут быть сознательными, но чаще – бессознательные. Так происходит, потому что слово- символ не может соответствовать  той внутренней сущности, отражением которой являемся мы сами вместе с миром. Мы эту сущность знаем только как представления, в образах. Символическая  сфера понятий приятного и неприятного– тон и мимика (произнесение звуков). Тон выражает степени удовольствия или неудовольствия. Он понятен практически на всех языках, а вот мимика – нет . Всю сферу согласных и несогласных можно отнести полностью в область символизма мимики; ведь они без звука просто положения органа речи, короче говоря, мимики. Более конкретные представления выражаются уже в значении слов, которые произносит человек.

Музыка и слово – символ (текст песни) не сочетаются!!: если композитор пишет музыку на лирическое стихотворение, то, как музыкант, он не возбуждается ни образами, ни языком чувств этого текста; но музыкальное возбуждение, идущее из совсем других сфер, избирает для себя тот текст песни, как аллегорическое выражение самого себя.

Символ - выражение лишь предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания (в этом у Ницше и Юнга сходство). Символ обозначает неизвестную, трудно познаваемую и никогда полностью не известную величину. Символ не = знак или слово, символ – понятие гораздо более широкое, чем это трактуется у Фрейда (у Фрейда постоянные сексуальные символы, а Юнг предложил расширить понятие).

Символы дают пережитому форму и способ вхождения в мир человечески-ограниченного понимания, не искажая при этом его сущности, без ущерба для его высшей значимости (Троица, Анима (душа) и другие могущественные, божественные образы). Но Юнг говорит о том, что сейчас уже утеряно большинство таких символов, которые замещаются абсурдными политическими  и социальными идеями.

Не стоит догматически предполагать, что знакомое слово обозначает знакомую вещь.

Юнг про архетип: В личном бессознательном это эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного являются архетипы. Непосредственные проявления архетипов (в сновидениях и видениях) значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели мифы или сказки.

Понятие архетипа одно из важнейших в феноменологии культуры. Герой, вступающий в битву с чудовищем, чтобы спасти от него девицу, это фабула, настолько распространенная от древних ближневосточных мифов до европейских волшебных сказок, а главное настолько жизнестойкая и продуктивная вплоть до наших дней, что совершенно естественно видеть в ней архетип. Понятие архетипа я беру пока в самом расхожем понимании, которое подразумевает устойчивый образ, повсеместно возникающий в индивидуальных сознаниях и имеющий распространение в культурном творчестве различных народов. Это, казалось бы, простое в своей отчетливости понятие на самом деле сопряжено с рядом осложнений, в которых полезно разобраться.

За каждым архетипом закреплен определенный спектр символов. Нередко человеку хочется придать своим работам "философскую глубину". Делается это посредством интерпретаций известных уже символических образов. Но в результате, если переусердствовать, работа может стать банальной.

Источники творчества

Нужно быть очень осторожным, обращаясь к архетипам. Важно не попасть под их полное влияние, не подчиниться им, соблазнившись "внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов".

Источники творчества

Человек неизбежно обращается в творчестве к архетипам. Но его фантазии, базирующиеся на них, проявляются только тогда, когда они интегрированы в личность. Другими словами на первом месте должна оказаться личность человека, занимающегося творчеством, его собственная фантазия, а не архетип, к которому создатель апеллирует. Фантазия должна быть сплавлена в единое целое с интуицией, мироощущением, жизненным опытом, художественным мастерством. И тогда работа будет не банальной, а именно созданной, своей, а не "стянутой" откуда-то.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57417. Обобщение по теме «Синтаксис» 583.5 KB
  ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.
57419. Таблица умножения и деления. Закрепление 59.5 KB
  Цель урока: Знать табличные случаи умножения и деления; уметь применять их на практике; уметь решать текстовые и геометрические задачи.
57422. МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ 1.41 MB
  Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...
57423. Женщина – хозяйка мира 54.92 KB
  Цели: дать представление о жизни русской женщины в старинной деревенской семье; развивать чувство прекрасного; воспитывать чувство патриотизма уважения к матери Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, рецепты блюд русской кухни...
57424. Строим мосты, не стены. Урок обществознания 135.5 KB
  Цель урока: на основе документального кино, видео и текстовой информации расширить знания учащихся о правах детей, а также способах защиты прав в случаях их нарушения; сформировать критическое отношение обучаемых к толерантности в национальном аспекте на примере Палестины в сравнении с Россией...