3062

Обеспечение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Обеспечение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия  Экономическая сущность эффективности производства Экономическая эффективность производства – это результативность производственного процесса, соотношение между до...

Русский

2012-10-24

135.5 KB

56 чел.

Обеспечение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия

  1.  Экономическая сущность эффективности производства

Экономическая эффективность производства – это результативность производственного процесса, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда, ресурсов общества, выражающими достигнутый уровень развития производительных сил и степень их использования. Время как таковое – универсальный ресурс общества и его учет при оценке эффективности имеет принципиальное значение. Время связано с производительностью общественного труда и, следовательно, экономическая эффективность выступает наиболее обобщенной формой выражения производительности труда и экономии времени в широком смысле.

Экономическая эффективность производства включает два аспекта: 1) измерение эффективности использования различных видов затрат и ресурсов и определение путей повышения эффективности; 2) планомерный отбор и обоснование оптимальных вариантов решения производственно-хозяйственных задач.

Вопрос о критерии – принципиальный вопрос в оценке эффективности. При различии подходов к оценке эффективности общая схема одна и та же:

    

 Эффективность = ,

  

различия состоят в способах определения значений эффекта, затрат, ресурсов.

Величина экономического эффекта может измеряться в натуральных технико-экономических показателях (снижение трудоемкости, сокращение расходов материалов, топлива, электроэнергии, времени строительства и освоения промышленных предприятий и т.д.) и в стоимостных показателях объема выпускаемой продукции и работ (чистая, нормативно-чистая продукция).

Измерение затрат и ресурсов с точки зрения теории эффективности представляет отдельную проблему. При оценке экономической эффективности затраты разделяются на текущие и единовременные. Текущие затраты характеризуют издержки производства, себестоимость продукции; это годовые затраты живого и овеществленного труда и стоимость овеществленных средств производства. Единовременные затраты – это авансируемые средства на создание основных фондов и прирост оборотных фондов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские, геологоразведочные  работы.

Различают категории потребляемых, накопленных и применяемых ресурсов. Это обстоятельство имеет важное значение, поскольку в условиях научно-технического прогресса изменяется соотношение между величиной применяемых и потребляемых ресурсов, текущих затрат. В образовании стоимости продукции участвует лишь часть стоимости средств производства, соответствующая размерам их производственного потребления. Вещественное и экономическое содержание этих ресурсов и характер их потребления можно представить схемой, приведенной на рис. 1.

Стоимость применяемых

средств производства

Стоимость потребляемых

средств производства

Средства труда

Основные фонды

Амортизация

Предметы труда

Оборотные фонды

Материальные затраты

Рис.1 Применяемые и потребляемые средства производства.

Таким образом, затраты и ресурсы имеют различный характер формирования и распределения, различаются по экономической природе, прямо и непосредственно несопоставимы. Поэтому в зависимости от различных видов затрат и ресурсов в практике экономических расчетов исчисляют эффективность живого труда, материальных затрат, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, дается экономическая оценка фактора времени.

Несопоставимость различных видов затрат и ресурсов, различная форма выражения экономического эффекта обусловливает необходимость дифференцированного подхода к оценке эффективности производства, выбору и обоснованию обобщающего показателя эффективности.

Дифференцированные показатели характеризуют уровень эффективности основных видов затрат и ресурсов:

живого труда – трудоемкость;

материальных затрат – материалоемкость;

фондов – фондоемкость;

капитальных вложений – капиталоемкость

с учетом изменения качества продукции. В ряде случаев рассмотренные дифференциальные показатели могут детализироваться по видам каждой категории ресурсов: металла, хлопка, древесины; основных фондов, оборотных фондов; оборудования и др.

Система дифференциальных показателей позволяет исследовать отдельные факторы эффективности, но весьма неудобна с точки зрения практики управления производством. Поэтому наряду с частными показателями возникает вопрос об обобщающем, едином показателе эффективности. Существует несколько концепций обобщенного критерия эффективности общественного производства:

  •  увеличение массы прибыли и рентабельности;
  •  рост благосостояния членов общества и фонда потребления;
  •  повышение производительности общественного труда.

Первая концепция преобладает при определении эффективности производства предприятий, фирм. Вторая концепция в большей мере связана с социальной эффективностью. Третья концепция взаимосвязана с понятием национального дохода, т.к. наиболее полное выражение рост производительности труда находит в национальном доходе. Национальный доход представляет собой вновь созданную в отраслях материального производства стоимость, часть валового национального продукта за вычетом потребленных в процессе производства средств производства. При планировании и в статистике национальный доход определяется как сумма чистой продукции отраслей народного хозяйства. Чистая продукция отрасли есть разность валовой продукции и материальных производственных затрат в фактических и сопоставимых ценах.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам и капиталу. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий эффективности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, который заключается в том, что экономические системы разного уровня имеют разные цели и средства их достижения.

На уровне предприятия основным итогом и средством удовлетворения интересов собственника и членов трудового коллектива выступает рост капитала и прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятием, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Однако ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя деятельности предприятия не означает его бесспорной универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию. Более того, имеются  факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но пользующейся спросом продукции, предприятие выпускает более дорогую высокорентабельную продукцию. В ряде случаев имеет место необоснованное завышение цен.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда потребления, в т. ч. для оплаты труда, приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Таким образом,  для принятия многих управленческих решений и оценки хозяйственной деятельности предприятия необходимо знать не только абсолютную сумму прибыли, но степень доходности или меру эффективности. С этой целью исчисляется показатель рентабельности, в котором абсолютная величина прибыли соизмеряется с теми факторами, которые способствовали ее образованию. Поскольку таких факторов много, то на практике исчисляется несколько показателей рентабельности.

 Общая рентабельность предприятия. Она рассчитывается по формуле

   Балансовая прибыль

 Р1 = -------------------------------------------- * 100%.

  Среднегодовой итог баланса

 В показателе общей рентабельности балансовая прибыль соизмеряется со всем капиталом предприятия независимо от источников его привлечения. Такое соизмерение дает основание использовать рентабельность всего капитала для общей оценки эффективности работы предприятия, так как  в этом показателе находят свое отражение все стороны хозяйственной деятельности. Как известно, в балансовую прибыль включаются результаты всех видов деятельности, а в них отражены положение предприятия на рынке, мастерство его менеджеров в управлении производством, уровень внутрихозяйственных расходов и т. п. В составе знаменателя в основном определена стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Если эффективность их использования повышается, то это обязательно скажется на снижении потребности в производственных активах или на увеличении прибыли, а может быть и на том и на другом, что найдет отражение в повышении общей рентабельности предприятия. Снижение уровня общей рентабельности будет сигнализировать об ухудшении хозяйственной деятельности, о снижении ее эффективности.

 Чистая рентабельность предприятия

 

 Чистая прибыль

 Р2 = ----------------------------------------- * 100%.

  Среднегодовой итог баланса

В этом показателе рентабельности соизмеряется чистая прибыль, которая остается у предприятия после уплаты налога на прибыль. Если уровень общей рентабельности отражает эффективность предприятия с позиций народного хозяйства, то уровень чистой рентабельности определяет его финансовый потенциал или способность самофинансирования. Этот показатель важен для акционеров и инвесторов, он точнее отражает успех предприятия в мире бизнеса, позволяет выявить влияние на рентабельность налоговых платежей и других отчислений.

 Чистая рентабельность собственного капитала

   Чистая прибыль

 Р3 = --------------------------------------------------------- * 100%.

  Средняя величина собственного капитала

Этот показатель позволяет  определить эффективность использования собственного капитала. Его можно сравнить с доходностью от вложения этих средств в ценные бумаги и сделать соответствующие выводы. Показатель чистой рентабельности собственного капитала может также служить в качестве критерия при оценке уровня котировки акций на бирже. Его еще сравнивают с показателем чистой рентабельности предприятия. Разница будет обусловлена привлечением внешних источников финансирования.

 Рентабельность реализованной продукции

  Валовая прибыль от реализации

Р4 = ------------------------------------------------------------------ * 100%

 Объем реализованной продукции за период

Для расчета этого показателя используется та часть балансовой прибыли, которая получена от реализации продукции, работ, услуг. С ней она и соизмеряется. В данном показателе находят свое отражение политика цен предприятия, его успех на рынке и способность контролировать себестоимость продукции. Показатель целесообразно определять и по чистой прибыли, тогда он будет отражать величину чистой прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль реализованной продукции.

Основным инструментом обеспечения эффективной деятельности предприятия является хорошее (эффективное) управление. Составляющими эффективного управления являются: а) представление менеджером организации как системы взаимосвязанных элементов, функционирующих в изменяющихся условиях внешней среды; б) постоянная адаптация организации к изменяющимся условиям ее деятельности; в) комплексный подход к управлению, основанный на учете всех существенных факторов при принятии управленческих решений. В менеджменте для оценки деятельности фирмы употребляется понятие производительности, которое по определению есть отношение рыночной стоимости результата деятельности к стоимости затрат на его достижение, что вполне согласуется с экономическим содержанием эффективности.

Однако понятие производительности, относящееся ко всей деятельности, а не только к ее трудовому аспекту, позволяет получить не только одномоментную оценку использования ресурсов, но и рассматривать переработку поступающих в систему ресурсов в конечный продукт как процесс, имеющий множество внешних и внутренних воздействий. Таким образом, обеспечение эффективности деятельности предприятия с позиций производственного менеджмента есть комплексное управление производительностью (эффективностью) производства.

  1.  Основные факторы обеспечения эффективной работы предприятия

Все факторы, влияющие на деятельность предприятия, оказывают влияние и на его производительность (эффективность). Влияние этих факторов проявляется по-разному в зависимости от их сущности. Принята следующая классификация факторов эффективности:

- по источникам;

- по основным направлениям развития и совершенствования производства;

- по месту реализации.

Факторы, сгруппированные по первому признаку характеризуют, главным образом, виды ресурсов и затрат. Здесь выделяют следующие факторы: снижение трудоемкости, снижение материалоемкости, снижение фондоемкости и капиталоемкости производства, экономия времени, рациональное использование природных ресурсов, повышение качества продукции и услуг, сокращение потерь и непроизводительных расходов.

Факторы, сгруппированные по направлениям развития и совершенствования производства, определяют пути снижения затрат и ресурсов, выделенных по первому признаку. Здесь выделяют научно-технические, организационные и социально-экономические мероприятия.

По третьему признаку факторы подразделяются на внутрипроизводственные и внешние. Внутрипроизводственные факторы воздействуют на изменение прибыли и контролируются самим предприятием. К внешним факторам предприятие может только приспособиться, не оказывая на них непосредственного воздействия. Внешними факторами выступают, прежде всего, рыночные условия, в которых работает предприятие – конъюнктура рынка, цены на продукцию, сырье и материалы, банковские ставки, система налогообложения и др. Следует отметить, что данная группировка факторов актуальна для менеджмента, так как влияет на выработку  стратегии предприятия и способы ее реализации.

Актуальность эта обусловлена тем, что в рамках менеджмента представление предприятия и оценка эффективности его деятельности через производительность базируется на системном подходе. В этом случае объект исследования рассматривается как целостная система (производственная система), на вход которой поступают ресурсы R, а на выходе представлен результат деятельности Q; на систему оказывает влияние внешняя среда через воздействие внешних факторов. Состояние системы описывается рядом параметров, зависящих как от внешних, так и внутренних факторов (рис.2).

    

 

 Факторы внешней среды

        

R        Q

 

(ресурсы)       (продукт)

Рис. 2. Производственная система.

Эффективность производственной системы может быть оценена через ее производительность:

  Q

  Э = ---------.

   R

Выход системы Q включает помимо собственно произведенного продукта (товара, услуги) необходимый ассортимент, качество, своевременность предложения.

Управление производственной деятельностью имеет три выраженных этапа:

  •  Разработка и реализация стратегии управления производственной деятельностью.
  •  Проектирование производственной системы.
  •  Планирование и контроль функционирования производственной системы.

Стратегия управления производственной деятельностью включает а) выбор в качестве объекта производства продукции (услуги), удовлетворяющей определенным потребностям («что» производить); б) определение места, времени и метода производства установленного продукта («где», «когда», «как»). При этом методы производства должны быть совместимы с удовлетворяемыми потребностями.

При очевидном согласовании стратегии производственной деятельности предприятия с его общей стратегией существуют специфические «производственные» стратегические решения:

-выбор процесса производства;

-определение производственной мощности;

-определение уровня кооперированных поставок;

-организация и специализация труда;

-методы материально-технического обеспечения;

-размещение производства по отношению к потребителям и источникам сырья.

Принятие этих стратегических решений и их реализация осуществляются, исходя из целей предприятия с учетом влияния внешних факторов (удовлетворенность потребителя продукцией предприятия и ее позиция на рынке, конкурентные преимущества), а также внутренних факторов (качество, затраты, цена, мотивация персонала).

Позиция на рынке определяется соотношением рыночной доли предприятия и рыночных долей его конкурентов. Сильные и мощные компании, обладающие большой рыночной долей, имеют возможность оказывать давление на рынок с помощью ценовой дискриминации, захвата сети реализации продукции, заключения эксклюзивных договоров на поставку комплектующих изделий и других средств. Арсенал аутсайдеров рынка, имеющих минимальные рыночные доли, гораздо уже. Тем не менее и у них есть шансы организовать дело таким образом, чтобы использовать особенности конкурентного окружения для выработки наиболее эффективных управленческих решений.

Для усиления своих позиций на рынке предприятие должно обеспечить производство своего продукта лучше, чем конкуренты, создав себе определенные конкурентные преимущества:

-минимум производственных затрат;

-минимум общих затрат;

-надежность, прочность и другие характеристики изделий, определяющие удовлетворенность потребителя;

-учет индивидуальных требований потребителей;

-скорость и гарантии поставки;

-своевременность выхода на рынок;

-гибкое регулирование объемов производства в соответствии со спросом

   и т. д.

В числе внутренних факторов, существенно влияющих на производительность, необходимо выделить качество, поскольку оно является важным элементом затратного механизма производства, непосредственно влияющего на производительность. Высокое качество, с одной стороны, прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции и исправления дефектов в процессе ее эксплуатации, с другой – мероприятия по обеспечению качества требуют дополнительных затрат.

С точки зрения окупаемости затрат на качество дополнительные затраты (стоимость качества)  могут быть разделены по трем уровням:

  1.  Превентивные, включающие затраты на действия, предотвращающие несоответствия и брак, в том числе на разработку, внедрение и поддержание системы качества.
  2.  Внутренние, включающие затраты на выявление несоответствий и дефектов в результате входного, текущего, выходного контроля, приемо-сдаточных испытаний и их исправление, стоимость контрольно-измерительной аппаратуры и т.д.
  3.  Внешние, включающие затраты на исправление внешнего брака, т.е. выявленного уже в процессе использования продукции потребителем.

Затраты первого уровня (превентивные) входят в стоимость продукции и будут возмещены производителю после реализации продукции. Затраты второго уровня (внутренние) могут быть частично возмещены производителю, так как хорошо налаженная система контроля способствует снижению доли некачественной продукции у потребителя и повышает имидж фирмы, что приводит к расширению рынков сбыта и улучшению показателей ее работы. Затраты третьего уровня (внешние) производителю не возмещаются и являются его издержками.

Относительные доли элементов стоимости качества изменяются в широких пределах. Однако для многих случаев справедливы следующие соотношения:

Превентивные затраты    0,5 – 5%

Затраты на инспекцию    10 – 50%

Издержки на внутренний брак   25 – 40 %

Издержки на внешний брак   25 – 40%

Приведенные данные свидетельствуют, что превентивные затраты – это самый выгодный для производителя в настоящее время вид инвестиций. Такие инвестиции позволяют свести к минимуму остальные три составляющие стоимости качества.

Дополнительная прибыль, полученная за счет высокого качества, может быть использована на мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Качество имеет как внутренние, так и внешние компоненты. Внутренними компонентами качества являются срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень исполнения, дизайн и др. Для услуг внутренними компонентами качества являются надежность, высокие стандарты обслуживания, время обслуживания, доступность и низкая цена. Внешней компонентой качества, определяемого при покупке, является ценность товара или услуги.

Ценность продукта – это единство относительных функциональных или психологических преимуществ продукта и его цены. Поэтому эффективность производственной деятельности  зависит от проводимой предприятием политики ценообразования.

Политика ценообразования предопределяет как краткосрочную, так и долгосрочную рентабельность компании. В краткосрочном плане ценообразование влияет на прогнозные показатели прибыли и убытков. В соответствии с теорией эластичности спроса и предложения можно определить количественно изменение спроса товара (и соответственно объема продаж) при конкретном изменении цены:

     ΔX

   ΔY= Y ------ Кэц.

       X

Или установить допустимое изменение цены товара при планируемом изменении спроса этого товара:

    ΔY       Х

   ΔX = ------ * ------ ,

    Y Кэц

где Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены товара;

        Y  - спрос на товар в единицу времени;

     ΔY  - изменение спроса под влиянием изменения цены;

     Х – цена товара (до ее изменения);

     ΔX  - изменение цены товара.

Теория эластичности спроса практически охватывает все действующие на спрос факторы, в том числе и уровень качества продукции. Поэтому можно говорить об эластичности спроса товара по уровню качества, позволяющей определить возможное изменение цены при изменении уровня качества товара:

       Кэк        ΔКк

   ΔX = Х ------ * ------ ,

       Кэц       Кк

где Кк – уровень качества товара, исчисленный в объективных, абсолютных или относительных показателях;

       Кэк – коэффициент эластичности спроса от качества товара.

Таким образом, цена –это мощный инструмент, позволяющий быстро увеличить прибыль производителя.

Особенное значение имеет политика ценообразования предприятия в долгосрочном периоде. Основная задача стратегии предприятия – предложение покупателю такого товара, ценность которого позволяла бы назначить цену, превышающую издержки. Таким образом, задача-максимум – установление более высоких цен на предлагаемый товар, задача-минимум – увеличение объема продаж или доли рынка без снижения прибыльности предприятия.

Большое влияние на эффективность ценообразования оказывает выбор метода установления цены. При всем многообразии методов очень часто цена устанавливается по формуле «издержки плюс…».  В этом случае производитель постоянно контролирует уровень своих затрат по отношению к конъюнктуре рыночных цен для обеспечения конкурентоспособности продукции и производства, не допуская уровня цены ниже уровня издержек. Основным недостатком метода является сдерживание принятия эффективных управленческих решений, связанных со снижением издержек, использованием производственных мощностей, ресурсосберегающих технологий и т. п.

Другим методом является установление цены на основе рыночных цен на материалы, полуфабрикаты, продукцию. Этот метод применяется, когда предприятие не ведет учет внутрифирменных цен на продукты-аналоги. Рыночные цены берутся как  средние или текущие. Это обеспечивает объективную (проверенную рынком) оценку эффективности производства и стимулирует повышение эффективности производства через прибыль, заложенную в цене. Однако не всегда возможно определить рыночную цену на продукты-аналоги, особенно при использовании технологий ноу-хау. Кроме того, сами рыночные цены не всегда в полном объеме отражают специфику конкретного производства и других факторов изменения себестоимости продукции.

Правильный выбор метода установления цены оказывает существенное влияние на эффективность производственной деятельности. В любом случае следует помнить, что во всех методах нижним пределом цены являются затраты производителя, а верхним – рыночная цена.

При стремлении  к высокой эффективности производства следует учитывать такой мощный стимул, как человеческий фактор. Мотивация персонала  является ключевым элементом в функционировании современных систем качества и существенно влияет на формирование организационной структуры предприятия.

3. Конкурентоспособность и эффективность работы

предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке. К таким характеристикам относят:

а) характеристики производимого продукта (товара, услуги) – потребительские, технические, обслуживания, дизайна и др.;

б) технико-экономические характеристики условий производства и сбыта – производительность труда, производственные и общие издержки, ресурсоемкость, технический уровень производства и др.;

в) характеристики конкурентных преимуществ товаров и услуг – цена, объем продаж и его динамика, прибыльность.

Поддержание приведенных характеристик на уровне, превышающем аналогичные показатели конкурентов, является одним из принципиальных первичных (т.е. необходимых) условий для достижения эффективной работы предприятия. Большинство характеристик конкурентоспособности так или иначе взаимосвязано с понятием качества, объектом которого сегодня выступает не только продукция, но и процессы.

В мировой практике, и это закреплено в международных стандартах, качество интерпретируется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности, т.е. прямо связано с характеристиками производимого продукта. В этом случае устанавливается зависимость между качеством продукции и объемами ее продаж, что в свою очередь увеличивает положительный результат деятельности предприятия и, скорее всего, приведет к росту эффективности производства предприятия. Говоря о проблеме обеспечения качества и эффективного менеджмента, необходимо также учитывать аспект стоимости качества, влияющего на затраты предприятия и общую стоимость  продукции, о чем уже упоминалось ранее. Удовлетворенность потребителя продукцией основывается на соотношении ее ценности и стоимости. Продукция, недоступная по цене, никак не может удовлетворить потребителя.

Таким образом, качество оказывает комплексное воздействие на производительность через затратный механизм (как внутренний фактор эффективности) и через конкурентоспособность.

Акцент на превентивные действия (учет ожидаемых потребностей)  соответствует мировой тенденции обеспечения качества взамен применявшихся ранее контроля и управления качеством. Деятельность по обеспечению качества базируется на создании и функционировании систем качества, которые являются неотъемлемой частью общей организационной структуры предприятия.

 В основе обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, предприятия в целом лежат инновации, т.е. постоянное улучшение, модернизация и замена продукции  новой, рационализация производства и управления.

Необходимость инноваций диктуется не только угрозой устаревания существующих продуктов, но и постоянными изменениями внешней среды. В результате трансформации среды возникают как новые потребности, так и новые знания и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – предопределяют сокращение жизненного цикла товара. Предприятия, не способные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям.

Инновации в таких условиях – залог успешного развития предприятия, повышения эффективности его производственно-сбытовой деятельности. Даже если предприятие постоянно модернизирует свою продукцию и производство, рынки, на которых оно работают, могут войти в стадию спада. Это заставляет предприятие осваивать новые рынки. Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания и повышения уровня доходности. В результате конкурентной борьбы показатели рентабельности  даже нового продукта довольно быстро начинают снижаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

Система новаторских рычагов включает снижение затрат, создание условий для дальнейших инноваций, развитие предприятия, высокие прибыли, повышение точности рыночных прогнозов.

Инновации в области планирования и проектирования продукта сокращают время новой разработки, что позволяет снизить расходы на развитие и накладные расходы, ограничить продолжительность конструкторской разработки. Следовательно, нормальные издержки производителя, использующего инновации, составляют лишь часть той суммы, которая необходима для создания новинки его менее расторопным конкурентам. Высвободив человеческие ресурсы и оборудование, снизив издержки, предприятие получает возможность осуществлять больше новых проектов, производить больше новых продуктов, не выходя за рамки ранее утвержденного бюджета. Таким образом предприятие постоянно обогащает и модернизирует свою деятельность. Постоянно обновляющаяся деятельность и широкий выбор продуктов открывают предприятию возможности для быстрого роста. Рост прибыли обусловлен не только экономией ресурсов при разработке более современных товаров, но и ростом цен, поскольку новые товары воплощают в себе новейшие технологии. Чем короче жизненный цикл товаров, тем выше премия к цене инновационных продуктов. Сокращение жизненного цикла товара делает ненужным долгосрочное прогнозирование рыночных потребностей. Поэтому чем короче период вывода продукт на рынок, тем надежнее прогноз развития рынка.

Сегодня инновация не является чрезвычайной мерой обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности, к которой прибегают в критические моменты. Инновационная деятельность стала постоянно действующим процессом, объединяющим ранее разрозненные процессы освоения новых видов продукции, новых машин и технологий в рамках ускоряющегося научно-технического прогресса. Между современной наукой и производством устанавливается и развивается прямая, ранее отсутствовавшая кооперация. На ее основе научный продукт превращается в непосредственный производственный ресурс. Мероприятия по внедрению новой техники и технологии затрагивают все звенья производственного механизма и управления. Научно-технический прогресс образует единый комплекс «наука – техника – производство – потребление» и включает такие направления, как

а) научные исследования в области создания новых продуктов, техники и технологий;

б) совершенствование системы управления и организации производства;

в) изменение и улучшение организации труда и подготовки кадров;

г) совершенствование системы ценообразования;

д) совершенствования системы оценок эффективности производства.

Планомерная инновационная деятельность должна обеспечиваться грамотной финансовой политикой, направленной на  достижение финансовой устойчивости предприятия.

4. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия

Финансы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат на расширенное воспроизводство, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работников. Финансы выступают инструментом воздействия на процесс производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это воздействие реализуется через финансовые рычаги, включающие

  •  прибыль от хозяйственной деятельности фирмы;
  •  амортизационные отчисления;
  •  финансовые санкции;
  •  цены на продукцию (услуги);
  •  дисконтированные целевые фонды, паевые взносы, вклады;
  •  прямые, портфельные и др. инвестиции;
  •  другие поступления и выплаты.

Правильное использование финансовых рычагов предприятия обеспечивает необходимые условия эффективной хозяйственной деятельности предприятия и реализуется в рамках финансовой политики предприятия.

Состояние финансов, результативность финансовой политики предприятия выражается в балансе предприятия и оценивается рядом показателей, объединенных понятием финансовая устойчивость. Экономическая сущность финансовой устойчивости предприятия заключается в обеспеченности его запасов и затрат источниками их формирования. В зависимости от степени этой обеспеченности различают четыре типа ситуаций.

  1.  Абсолютная устойчивость, встречающаяся редко и являющая собой крайний тип финансовой устойчивости, определяется при условии:

Запасы + затраты < Собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты

  1.  Нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспособность предприятия:

Запасы + затраты = Собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты

  1.  Неустойчивое финансовое состояние. Оно связано с нарушением платежеспособности, при котором тем не менее сохраняется возможность уравновешивания запасов и затрат с собственными оборотными средствами и краткосрочными кредитами за счет дополнительных финансовых источников:

Запасы + затраты = Собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты + дополнительные финансовые источники

  1.  Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства:

Запасы + затраты  > Собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты

Только первые две ситуации могут соответствовать эффективному использованию финансовых ресурсов предприятия и его эффективной хозяйственно-сбытовой деятельности.

Для характеристики финансовой устойчивости предприятия на практике используется ряд финансовых коэффициентов.

Коэффициент автономии рассчитывается как отношение величины источника собственных средств (капитала К) к итогу баланса (Б):

    К    

Ка = ------- .

Б

Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Нормальное значение коэффициента автономии  оценивается на уровне 0,5, т. е. Ка ≥ 0,5.

 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств рассчитывается как отношение заемных (краткосрочные Пкр и долгосрочные Пд кредиты и займы) средств и собственных средств (капитал К):

    Пкр + Пд

   Кз/с = -------------- .

          К

Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных источников средств. Ситуация считается нормальной, когда Кз/с ≤ 1.

 Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение величины собственных оборотных средств (Ос ) к величине запасов и затрат З:

    Ос    

Ко = ------- .

З

Коэффициент показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Нормальное значение коэффициента определяется исходя из макроэкономической ситуации, обычно Ко ≥ 0,1

Коэффициент маневренности рассчитывается как отношение собственных оборотных средств  к общей величине капитала:

  

    Ос    

Км = ------- .

К

Коэффициент показывает, какая часть собственных средств вложена в наиболее мобильные активы. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятия возможность для маневрирования своими средствами. Нормальным считается значение Км ≥ 0,5.

Коэффициент финансирования рассчитывается как отношение собственных источников к заемным:

         К

  Кф = ----------------.

    Пкр + Пд

Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. Является величиной, обратной Кз/с; считается нормальным, если Кф ≥ 1.

Финансовая политика предприятия разрабатывается его высшим руководством и определяет источники финансовых ресурсов и их использование на предприятии. Предприятия могут применять различные методы и подходы при формировании финансовой политики, но при этом обязательно используются принципы

-распределения и перераспределения прибылей;

-финансирования и кредитования подразделений;

-определение структуры и характера внутрифирменных операций и расчетов по ним.

На финансовую политику предприятия существенное влияние оказывают факторы внешней среды, в том числе: особенности денежного рынка стран (регионов), где осуществляется деятельность предприятия; налоговое законодательство и валютное регулирование; взаимоотношение с кредитно-финансовыми учреждениями; масштабы внешнеэкономической деятельности предприятия. Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения запланированных результатов, а также централизованное осуществление многочисленных финансовых расчетов.

Выбор конкретных мер повышения прибыльности и оптимизация финансовых потоков определяется следующими факторами.

  •  Скорость. Предприятие должно решить, как быстро должно быть достигнуто увеличение прибыли. В зависимости от этого принимается решение о повышении цен (быстрый результат) или разработке нового продукта (отсроченный результат).
  •  Эластичность спроса на товар. Эффект применения некоторых финансовых средств может быть компенсирован ответной реакцией потребителей. Например, повышение цены скорее всего  приведет к потере доли рынка, а сокращение издержек никак не повлияет на ее величину.
  •  Реакция конкурентов. Усилия направленные на увеличение объема продаж, наверняка вызовут ответную реакцию конкурентов. Поэтому «открытая политика» расширения доли предприятия на рынке может дать обратный эффект.
  •  Приоритеты. Стремление снизить общие затраты должно учитывать их структуру. Для одних предприятий актуально снижение переменных затрат (например, в пищевой промышленности), а для других – постоянных (характерно для наукоемких производств).
  •  Низкий риск. Некоторые антикризисные мероприятия могут иметь повышенный риск. Стратегия снижения издержек или активов считается менее рискованной.
  •  Долговременные убытки. Ряд мероприятий (например, сокращение исследований, конструкторских разработок или активов) может привести к скрытым, но долговременным убыткам.
  •  Правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды. Возможности в принятии финансовых решений зачастую ограничены законами и нормами.
  •  Моральное состояние персонала. Сокращение штатов как мера уменьшения издержек может оказать негативное влияние на мотивацию персонала. Снижение издержек за счет поиска более дешевых поставок найдет понимание у персонала и не повлияет на его мотивацию.   

    

  1.  Основные направления повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия (резюме)

1. Решение проблемы повышения эффективности производства необходимо связывать с совершенствованием управления, внедрением эффективного менеджмента. Менеджмент считается эффективным, если обеспечивает высокую эффективность функционирования предприятия (фирмы).

При неизменной схеме оценки эффективности, как соотношения результата (эффекта) и обеспечивших его затрат, в условиях рыночных отношений изменяется экономический смысл и эффекта, и затрат. Ранее существовавшая оценка эффекта исключительно как народнохозяйственного сегодня трансформируется в рост показателей хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Положительная  же динамика показателей однозначно соотносится с упрочнением рыночных  позиций предприятия. Аналогичная ситуация и по затратам. Ранее основной мерой затрат на продукцию являлись затраты общественно-необходимого труда, а в рыночной экономике – всех ресурсов предпринимателя (капитала, трудовых ресурсов, материальных ресурсов предпринимателя). Такая трансформация понятий позволяет перейти на уже опробованные в рыночных условиях критерии эффективности, например, более широкое понятие производительности.

Применяемый в менеджменте термин «производительность» означает комплексную многофакторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только общественно-необходимого труда. Производительность как мера эффективности производства определяется отношением стоимости произведенных товаров и услуг к общей величине затрат всех ресурсов для их производства. Такая трактовка производительности в полной мере согласуется с концепцией системного подхода: стоимость произведенных товаров и услуг есть выход производственной системы, а затраты ресурсов -  ее вход. Эффективность системы характеризуется отношением выхода ко входу. Правомерность и необходимость использования системных концепций в управлении производством сегодня не подлежит сомнению

Однако не следует думать, что управление эффективностью производства в рыночной экономике полностью исключает положения теории эффективности, использовавшиеся в отечественной практике ранее. В частности, производительность как обобщающую меру эффективности целесообразно дополнять известными частными показателями эффективности, исследуя степень использования отдельных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, производственных фондов и т. д.

2. В основе количественной оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия лежит определение прибыли как основного финансового результата деятельности, и рентабельности, учитывающей затраты на достижение этого результата.

3. На величину прибыли и рентабельности оказывает влияние ряд факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние. Такая группировка является принципиальной, т. к. определяет рычаги непосредственного воздействия в рамках менеджмента и ограничивающие условия деятельности предприятия.

4. Воздействие на факторы эффективности средствами менеджмента осуществляется по-разному. Вследствие чего  можно выделить следующие направления повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия:

  •  Инновационная деятельность
  •  Обеспечение качества продукции (услуг)
  •  Ценовая политика
  •  Финансовая политика.
 5. Инновационная деятельность должна быть непрерывной и всеобъемлющей. Инновации  должны применяться при создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, разработке и внедрении новой техники, технологии, совершенствовании организационных структур и методов управления. Таким образом, инновационная деятельность позволяет, во-первых, создавать более привлекательные для потребителя продукты и завоевывать новые рынки и, во-вторых, совершенствовать процессы производства и управления, делая их менее затратными, а производственно-сбытовую деятельность предприятия более прибыльной.

6. Современная концепция обеспечения качества тесно взаимосвязана со стадиями жизненного цикла изделия. Основные усилия направлены не на исправление выявленных дефектов, а на предотвращение их. При этом, чем раньше приняты меры, тем меньше затрат потребуется на устранение дефектов. Известное правило 10-кратных затрат гласит: «Затраты на исправление дефектов увеличиваются на порядок при переходе с одной стадии жизненного цикла на другую». Система обеспечения качества предполагает  создание новой структуры организации, основанной на вовлеченности в эту работу всего персонала, в том числе  высшего руководства, и  охватывает как большинство методов и установившийся порядок в работе организации, так и распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимого (поставляемого) продукта, требуемого потребителем.

Также как и инновационная деятельность, деятельность по обеспечению качества усиливает эффект деятельности предприятия за счет более полного учета требований потребителей и сокращает затраты предприятия, обусловленные исправлением выявленного в процессе эксплуатации продукции дефектов; затраты в этом случае представляют собой прямые убытки предприятия.

7. От цены прямо зависят доход предприятия и его дополнительные расходы. Политика установления цен оказывает наибольшее влияние как на краткосрочную прибыль предприятия, так и на долгосрочную прибыль. С учетом покупательской инерции повышение цены на товар значительно увеличивает прибыль предприятия в самые сжатые сроки. Но в долгосрочном периоде такая стратегия очень опасна, так как в этом случае уровень цены определяется прежде всего воспринимаемым качеством и ценностью товара для посредников и потребителей.

8. О грамотном распоряжении финансовыми ресурсами свидетельствует финансовая устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние может остаться неизменным, либо улучшиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.

Литература

  1.  Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.
  2.  Гончаров В.И. Лекции по курсу «Менеджмент». В 2-х ч. Ч. 2 – Мн.: НИУ, 1998. – 232 с.
  3.  Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 560 с.
  4.  Богатин Ю.В., Швандор В.А. Производство прибыли: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 256 с.
  5.  Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 144 с.
  6.  Шинкевич Н.В. Управление эффективностью производства реформируемых предприятий. –Мн.: МИУ, 2001. – с.
  7.  Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
  8.  Гончаров В.И., Шинкевич Н.В. Комплексный подход к управлению производительностью (эффективностью) производства // Мат. 4-й Респ. науч.-практ. конф. В 2-х т. Т.2. – Мн.: МИУ, 2001. – с.128-129.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30195. Сравнительная характеристика первой и второй редакции концерта Я.Сибелиуса d-moll 44.3 KB
  Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа. Флодин Ян Сибелиус – финский композитор с мировой славой представитель романтического направления на своей родине автор выдающихся симфонических поэм и множества симфонии XX века. Сибелиус является одним из тех композиторов которым очень четко удалось передать в своих произведениях мифы родного народа его природу историю и менталитет. После окончания Второй Мировой войны Сибелиуса начали...
30196. Приготовление борща 1.09 MB
  По данным этимологических словарей славянских языков[2] слово борщ произошло от названия растения: первоначально борщом назывался борщевик, съедобные листья которого использовались в пищу (по-видимому, распространённое мнение о том, что «бърщь» является старославянским названием свёклы, следует отнести к народной этимологии
30197. Расчет электрических показателей автоматизированного цеха 9.3 MB
  Расчет нагрузок для ЯУ5115 В данное РУ входят вентиляторы мощностью Рн =45 кВт Определяется суммарная мощность по формуле Рн∑ = Рн ∙п кВт 1 Изм. Определяется средняя активная мощность за наиболее нагруженную смену по формуле Рсм=Ки∙ Рн∑ кВт 2 где Ки коэффициент использования электроприемников определяется на основании опыта эксплуатации [по табл. Определяется средняя реактивная мощность за наиболее нагруженную смену по формуле Qсм =Рсм∙ квар 3 где коэффициент реактивной мощности определяется на основании...
30198. Опытно – экспериментальная работа по теме «Нетрадиционные графические материалы и техники» 105.16 KB
  Суть искусства определяется тем что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Задачи исследования: Рассмотреть особенности эстетического воспитания младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы. Эстетическое воспитание младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы Понятие об эстетическом воспитании Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.Представления о сущности эстетического воспитания его задачах цели изменялись...
30199. ВЛИЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА НА ЦЕНЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ВНУТРИ СТРАНЫ 25.86 KB
  Тогда вслед за экономическим кризисом стали резко расти цены на продовольственные товары. Индекс продовольственных цен на зерновые культуры по оценке ФАО в 2008 году достиг небывалых высот – 2378 пунктов рост за 12 месяцев составил – 709 пунктов. Многие страны ощутили на себе отрицательные последствия резкого роста цен на зерно однако КНР благодаря своей развитой системе аграрного производства именно зерновых культур а также широкой зерновой базе удалось сгладить или даже избежать подобных последствий.
30200. Моделирование систем управления различного уровня 1.04 MB
  Новшества различного рода проявляют себя в организациях в виде организационной модернизации системы управления, что требует уточнения основных параметров системы, отдельных связей, применение более эффективных методов их реализации, увеличение уровня надежности. Организационная модернизация системы затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления, в общем
30201. Общая классификация вторжений и характеристика угроз 136.5 KB
  3] Правовая защита Защита информации Возросший интерес к проблеме защиты информации основан на объективных процессах создания и сбора информации и информационного обмена. Угроза искажения информации существует в любой точке сети начиная от места ввода в сеть сообщения и до места его получения. Проблемы защиты информации затрагивают различные аспекты ее представления хранения и обработки а также вопросы выбора и реализации средств защиты.
30202. Налоги и налогообложение. Методические указания по выполнению аналитической части дипломной работы 60.5 KB
  Содержание и оформление разделов основной части ВКР По структуре дипломная работа должна состоять из следующих разделов: Введение; Теоретическая часть работы; Практическая часть работы; Заключение. В общем виде ВКР включает пояснительную записку и иллюстрационные плакаты. II раздел баланса стр. 220 стр.
30203. Анализ пожарной опасности медицинских учреждений 623 KB
  Анализ зарегистрированных крупных пожаров в медицинских учреждениях показал что при пожарах в этих зданиях создается сложная обстановка для пожаротушения поэтому требуется разработка комплекса мероприятий по противопожарной защите. В профилактической работе ГПС важно не только предупреждение пожаров но и создание условий для их локализации. Знание условий распространения пожара позволяет заранее предусмотреть эффективные решения пожарной безопасности для предупреждения крупных пожаров.