30620

Структура худ.творчества

Доклад

Культурология и искусствоведение

ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными средствами сплав понятия и образа. В основе художественнопублицистических жанров лежат документальные факты но определяющим становится авторское впечатление от факта авторская мысль. Типизация используется в художественнопублицистических жанрах с целью выявления типических черт характеристик и свойств...

Русский

2013-08-24

43 KB

0 чел.

29. Структура худ.творчества. 

ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (обозрение, очерк, фельетон, памфлет)

Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но «определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль». К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.

Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. Типизация в очерке в том и заключается, что «очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления...». Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: «фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, “досочинение” качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь – только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав (как и писатель) наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами».

Автор может:

- подвергнуть факты собственному осмыслению;

- поделиться личными впечатлениями; - выразить свое отношение к герою;

- на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д.

В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.

По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность», она проявляется:   

- Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа.

- Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие».

В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.

Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

СПЕЦИФИКА УСЛОВНОСТИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Механизм запуска воображения начинает срабатывать только тогда, когда у творца накоплены определенные впечатления, представления и образы реального мира. Образы воображения не могут возникнуть на пустом месте. Они обязательно должны иметь свою питательную почву. В тех же случаях, когда творцу не хватает каких-то фактических данных для характеристики того или иного лица, или впечатлений для обрисовки той или иной ситуации, он может использовать вымысел, т.е. нечто такое, что не существует и не существовало в действительности, а «представляет собой плод, созданный работой мысли, воображения». Вымышленными могут быть герои произведения, жизненные коллизии, ситуации, человеческие судьбы и т.п. Таким образом, вымысел есть прямой продукт воображения.

Категории «домысел», «вымысел», «художественность» выступают псевдонимами понятия «условность».

При оценке любого документа необходимо делать поправку на авторскую интерпретацию фактов, на его возможную субъективность, проявляющуюся даже при самом искреннем стремлении к достоверному отображению факта.

Категория условности, трактуемая не только как изображение вымышленных героев и жизненных ситуаций, а как свобода авторского воображения, как плодотворный художественный метод отображения социальной действительности, как способ постижения внутренней сущности изучаемого объекта и т.д., вполне может служить делу создания полноценных художественных образов. Тем не менее она несомненно должна быть подчинена «документализму».

Формы условности могут выражаться в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть открыто заявлены автором, и в догадках о мыслях героя, которые строятся не на основе вольных измышлений, а выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, жестов, речи и т.п. Но самой универсальной формой является, по мнению теоретиков, пространственно-временная условность.

Пространство и время имеют объективный характер, неотделимы от материи. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности».

В любом художественном произведении мы имеем дело не с реальными временем и пространством, а с их отражением, т.е. с условными. При этом события могут разворачиваться в различных пространственно-временных координатах. В публицистических текстах мы также имеем дело с отраженными, а значит, условными пространством и временем.

Но: Е.П. Прохорова:. «Если развернуть метафору, то можно говорить о трехмерности этого пространства, где тремя жанровыми осями координат будут репортажность, очерковость и статейность. Репортажные элементы описания призваны, на наш взгляд, создать в очерке весь колорит места действия. Очерковые элементы необходимы и при описании их внутренней жизни.

Три специфических особенности публицистического времени. 1.связана с обостренным чувством реальности, «открытостью» времени в публицистике, его обязательной – в отличие от времени художественного – включенностью в широкий контекст конкретной историч эпохи. Открытым и неизвестным для автора является и будущее его героев, дальнейшее развитие событий.

2. «разорванность» («дискретность») времени (авторские рассуждения нередко как бы перебивают, приостанавливают плавное повествование. 3.Время в публицистике носит преимущественно «внешний», событийный характер (в отличие от внутреннего, психологического времени художественного текста).

«Открытость» публицистического времени, как правило, проявляется в ее пластической гибкости: в очерке возможны и даже желательны различные переходы из одного временного периода в другие.

Художественные элементы в очерке

К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. «Природа художественной выразительности, – отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия».

Пейзаж. В путевых очерках пейзаж необходим:

·             для географического обозначения места действия;

·             для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;

·             для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;

·             для запечатления различных явлений природы и т.д.

 В портретных очерках пейзаж применяется:

·             в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

·             как средство в раскрытии человеческого характера;

·             в качестве фона для портрета героя;

·             как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

 В проблемных очерках пейзаж может выступать:

·             в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем;

·             для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

 Деталь (отлич-ся емкостью и конкретностью) в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем»..

В.В. Учёнова выделила несколько этапов работы над деталью.

1. – вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих журналиста в процессе сбора материала.

2. связан с выбором опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения, – определяющий момент художественно-образного решения в журналистике и микродетализацию избранной опорной детали. Таковы основные этапы отбора художественно-выразительных деталей для публицистических произведений.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10390. Ізомерія етиленових вуглеводнів, номенклатура. Розв’язування тренувальних вправ на написання ізомерів 36.5 KB
  Тема: Ізомерія етиленових вуглеводнів номенклатура. Розв’язування тренувальних вправ на написання ізомерів. Навчальна мета: ознайомити з новим видом ізомерії за положенням кратних зв’язків, продовжувати розвивати уміння складати структурні формули за назвами речо
10391. Нітратна кислота та її солі - нітрати 84.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про нітратну кислоту розглянути властивості нітратної кислоти зумовлені наявністю в її складі атома Нітрогену у найвищому ступені окиснення а саме її взаємодію з металами підкреслити небезпечність концентро...
10392. Бензен як представник ряду ароматичних вуглеводнів. Його склад, електронна і структурні формули, фізичні властивості. Хімічні властивості бензену 169 KB
  Дата: Тема: Бензен як представник ряду ароматичних вуглеводнів. Його склад електронна і структурні формули фізичні властивості. Хімічні властивості бензену€. Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу. Навчальна мета: Ознайомити учнів з бензеном як предста...
10393. Будова електронних оболонок атомів елементів перших трьох періодів 97 KB
  Планконспект уроку з хімії На тему: Будова електронних оболонок атомів елементів перших трьох періодів Мета: Розкрити причину періодичної зміни властивостей елементів і їх сполук у світлі закономірної зміни будови електронних оболонок атомів. Розвивати пізнавальну...
10394. Відносна молекулярна маса речовини, обчислення її за хімічною формулою. Масова частка елемента у речовині. Обчислення масової частки елемента у складі речовини 6.95 MB
  Тема: Відносна молекулярна маса речовини обчислення її за хімічною формулою. Масова частка елемента у речовині. Обчислення масової частки елемента у складі речовини. Навчальна мета: 1 закріпити знання про хімічні формули й уміння обчислювати відносну молекулярну масу...
10395. Генетичний звязок між класами органічних сполук 41 KB
  Тема: Генетичний звязок між класами органічних сполук. Навчальна мета: узагальнити знання учнів про класи органічних сполук обґрунтувати твердження про єдність і взаємозв’язок усієї живої і неживої природи. Виховна мета: виховувати в учнів самостійність вміння вико...
10396. Либерализм в Европе и США, его сущность и эволюция 39 KB
  Либерализм в Европе и США его сущность и эволюция. Либерализм зародился как идеология восходящего класса буржуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейнополитическое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы разработанная...
10397. Власть как политическое явление легитимность власти 29 KB
  Власть как политическое явление легитимность власти. Политическая власть – способность социальной единицы социальной группы класса большинства общества и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осу
10398. Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике 28.5 KB
  Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике. Понятие власть является одним из центральных в политологии дающим ключ к пониманию политических институтов политических движений и самой политики. Под властью понимают возможность и способно