30628

Смысл названия драмы «Гроза»

Доклад

Литература и библиотековедение

С одной стороны гроза непосредственный участник действия пьесы с другой стороны символ идеи этого произведения. Гроза играет важную роль в композиции драмы. Почти сразу после этого надвигается гроза: “.

Русский

2013-08-24

18.37 KB

6 чел.

Смысл названия драмы «Гроза»

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
    Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...”
    В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”
    А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
    Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
    Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
    Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить...”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
    Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
    А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
    Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
    Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”
    Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
    Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
    Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
    ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
    Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...”
    Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”
    Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
    Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
    Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Так что же это за символ, который Островский выводит в заглавие - гроза?

    Для людей XIX века, не знающих об электричестве и физических законах, гроза представляла собой ужасное, пугающее действие. На небе сверкали молнии, иногда они долетали до земли и убивали людей, жгли постройки и деревья. Повсюду стоял неописуемый грохот. Впрочем, и сейчас грозы на земле точно такие же, как и 150 лет назад. Только они уже не так страшны, потому что мы знаем, как они происходят. Но наши предки наделяли это природное явление таинственным смыслом.

    Итак, с одной стороны, с грозой было связано поверье о гневе господнем. Она обрушивается на людей, чтобы испугать и напомнить о дне страшного суда, на котором грешники поплатятся за совершенные против Бога преступления. С другой стороны, грозы – это вестник обновления, так как в основном они связаны с наступлением весны. Проливные с громом дожди очищают воздух, моют землю, листву. Перед грозой обычно душно, а после неё становится легко и весело дышать. Страх проходит, и наступает радостное обновление. Природа и люди вновь начинают жить, но только уже в чистом мире.

    Таким образом, гроза в сознании человека связана как с положительным началом, становясь символом новой жизни, так и с отрицательным. Во втором случае гроза становится воплощением справедливого, заслуженного и страшного наказания.

    В своей пьесе Островский виртуозно использует оба эти значения. Он вводит в текст повествования и саму грозу как часть природы, и её символическое выражение – Катерину, которая играет роль очищающей силы в жизни обитателей города Калинова.

    Но почему Катерину можно назвать грозой? Что такого сделала эта хрупкая девушка, чтобы можно было сопоставить её с сильным природным явлением?

    Полное соответствие со своим символическим звучанием этот образ получает в конце пьесы. Смерть, а точнее, самоубийство героини стало поистине ужасным для города событием. Оно всколыхнуло сердца людей, перевернуло их привычный мир и заставило задуматься. Недаром Тихон, муж Катерины, стоя над бездыханным телом жены, упрекнет мать в том, что это она виновна в этой ужасной смерти. Он упрекнет мать, которой ранее не мог сказать ни слова поперёк. Это действительно прорыв. И начало этому прорыву дала именно смерть Катерины, её самопожертвование и освобождение.

    Неслучайно критик Добролюбов назвал Катерину Кабанову «лучом света в темном царстве». А ведь луч света – это, может быть, и есть молния?..

    Но, как было сказано, есть и другое значение этого символа – заслуженное наказание. Вот здесь уже Катерина не при чем. Она не орудие, а причина. Значит, сама гроза как природное явление выступила здесь действующим лицом, которое напомнило героине об её преступлении – измене мужу.

    Также необходимо сказать, что Катерина и гроза имеют еще одно сходство. По задумке автора, они играют роль антитезы по отношению к окружающей их действительности. Героиня противостоит душному обществу города Калинова, а гроза разрушает собой духоту воздуха.

    В тексте произведения гроза как дождь с молниями и громом и грозовое значение самоубийства Катерины совпадают в сильнейшей кульминации. Островский ставит жирную точку в конфликте пьесы. Он одним движением пера разрешает проблему противостояния Катерины и Кабанихи, мгновенно делает из девушки победительницу и наказывает повинных в происшедшем.

    Вот так название пьесы Островского вместило в себя и проблематику, и тему, и идею произведения, а также пояснило значение образа главной героини.

 Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58335. Основы алгоритмизации и программирования. Игра «Информатик-бизнесмен» 356.5 KB
  Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов президентов кассиров и охранников и правила игры. План урока: Конкурс разминка. Конкурс банкиров. Конкурс консультантов.
58337. Урок информационной безопасности 117.5 KB
  Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите о видах вирусов о существующих законах о защите информации; Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство дружбы формировать умении работать в коллективе.
58338. Человек. Информация и информационные процессы 635 KB
  Цель: ввести понятия информационных процессов: передача хранение обработка; познакомить учащихся с понятиями: источник и приемник информации канал связи. Что общего в восприятии информации и информационных процессов в неживой природе и в живой...
58339. Нумерация многозначных чисел 205.5 KB
  Цель: Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Нумерация многозначных чисел» Задачи: 1. закрепить знания учащихся по теме «Нумерация многозначных чисел»; читать, записывать числа в пределах миллиона...
58342. Золотая осень 5.87 MB
  Цели и задачи: изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определённого колорита, настроения цветом, освоением техники живописи «мазком»...
58343. Декоративная работа. Дизайнерский проект «Календарь» 51 KB
  Дать представление о роли фантазии в искусстве; формировать умение выполнять иллюстрации на выбранные сюжеты; развивать интерес к народному сказочному творчеству навыков композиционного решения рисунка; воспитывать любовь к к положительным героям сказок сопереживание настроениям героев сказки обратить внимание детей на добрые поступки и злые...