30636

Земное и вечное в стихотворении А.А. Ахматовой «Приморский сонет»

Доклад

Литература и библиотековедение

Ахматовой Приморский сонет.Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем.

Русский

2017-02-13

15.8 KB

1 чел.

Земное и вечное в стихотворении А.А. Ахматовой «Приморский сонет». 

Приморский сонет

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

1958 Комарово



А.Ахматову по праву считают хранительницей русской культуры. У нее нет таланта «счастливости». Открытие А.Ахматовой проявляется, прежде всего, в теме любви, неразделенной, драматической.

Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте, но в нем заключается пафос сильной личности. У нее нет культа романтической любви-стремления. Любовь осмысливается ею не с философской, а с психологической драматической точки зрения.

В своем творчестве захватила Ахматова почти всю сферу женских переживаний и явила универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой, а отражает проявление женской доли, женского голоса. В лирике поэтессы отражены женские переживания, начиная со страданий юной девушки и заканчивая женской страстью.

«Песня последней встречи» - это разлука, расставание, равное смерти. При этом глубина переживаний лирической героини проявляется в бытовых деталях. Героиня подавлена, о чем говорит психологическая деталь – «перчатка» и «ступени». Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью (любимый прием Ахматовой – оксюморон), темный дом, свечи, горевшие «равнодушно-желтым огнем». Психологизм и быт здесь взаимосвязаны, переплетены. При этом бытовые психологические детали лишь обостряют чувства лирической героини.

Психологизм А.А.Ахматовой в изображении внутренних переживаний предстает в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью». Здесь контрастные чувства героев порождают острую ситуацию. Восприятие лирической героини вновь необычайно обострено.

Это небольшое стихотворение содержит свой законченный сюжет, законченные образы. При этом сам сюжет – ретроспекция, выражающая кинематографическую четкость. Здесь представлены как ближний, так и дальний планы (сначала герои близко общаются друг с другом, затем кричат издалека). Образы-детали «темной вуали»(символ скорби, печали, одиночества), образы-жесты(«сжала руки») усиливают эмоциональное напряжение.

Глубина психологизма лирической героини А.Ахматовой проявляется в цикле «Реквием».

Здесь зазвучала тема заступничества за миллионы матерей. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей».

Арестовывают невинных людей, и все сильнее матери невольно обращаются к смерти. После «каменного слова» - приговора – нужно научиться дальше жить, надо убить память, сделать душу окаменелой. И мать снова думает о смерти, как о спасении, только о смерти своей. Лишь смерть сможет спасти ее от страданий и от душевной пустоты, так как эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына. Но она понимает, что это не выход, и не позволяет смерти унести ее с собой.

Одно из последних стихотворений А.Ахматовой «Приморский сонет» развивает тему земного и вечного. Спокойно и стойко лирическая героиня подводит итог прожитой жизни. Тема увядания раскрывается в гармоничном ключе. Свой уход в другую жизнь, «дорога не скажу куда» она воспринимает как закономерность, естественный процесс. Поэтому и не возникает антитезы земного (весеннего) и вечного. Все дышит спокойствием, весной: теплый воздух, «ветхие скворешни», «цветущие черешни», «сияние легкого месяца», «белеющая изумрудная чаща». Вечное у лирической героини неразрывно связано с ее лучшими воспоминаниями о Царскосельском лицее. Время замыкает свой круг. Поэтому дорога в вечность – это аллюзия «аллеи у царскосельского пруда».

Таким образом, лирика А. Ахматовой отличается глубиной психологических переживаний. Они накладывают свой отпечаток на любовную лирику, произведения, посвященные теме родины, ее страданий, философские стихотворения. Поэтесса уделяет огромное внимание раскрытию реально-бытовой ситуации, имеющей сложный психологический подтекст.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15685. Психология воздействия 41.5 KB
  В современную эпоху главным орудием воздействия на массы стало телевидение. Как заявил в 1972 году директор французского ведомства по радио и телевидению ...в умелых руках телевидение превращается в невиданное ранее оружие. Тот кто владеет им может направлять общественн
15686. Воздействие политической пропаганды 127 KB
  Воздействие политической пропаганды И зучение воздействия на аудиторию массмедийных сообщений или символов политических по своей природе или имеющих политические последствия представляет собой одно из направлений широкой области исследований воздействия пол
15687. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия 1.19 MB
  Георгий Грачев Игорь Мельник МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ:Организация способы и технологии информационнопсихологического воздействия Комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств способов и технологий информаци
15688. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 926 KB
  СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА АННОТАЦИЯ Книга представляет собой электронную версию книги В.П. Терина МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДА М. 2000. Духовная жизнь стран Зап...
15689. Основы воздействия СМИ 3.74 MB
  Основы воздействия СМИ Книга посвящена воздействию которое оказывают средства массовой информации на зрителей и слушателей. Авторы дают краткий исторический обзор темы анализируют феномен воздействия СМИ на массовую аудиторию и научные исследования данного явлени
15690. СМИ в структуре общения 82.5 KB
  Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения. В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место. Как отмечает Б.Парыгин известные современному обществу средства массовых ко...
15691. МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 341 KB
  МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Кинематограф прямой предшественник телевидения Он начинался с того что снимал саму жизнь: происходящее на улице на дороге на вокзале то что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Художественный ф...
15692. Функции СМИ в жизни общества 68 KB
  Функции СМИ в жизни общества 1. Информационная функция Все средства массовой информации потому и называются так что первым и главным их качеством была способность удовлетворить информационные потребности индивида общества государства. Телевидение распространяет...
15693. Психология массовых коммуникаций 2.48 MB
  Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4е международное издание СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни Глава Практика и теория массовой коммуник...