30642

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века

Доклад

Литература и библиотековедение

Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.

Русский

2017-02-13

15.41 KB

2 чел.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века



Николай Гумилёв (1886 - 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе «серебряного века».

Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.

Свой путь в поэзию Гумилёв начал со сборника «Путь конквистадоров» (1905). Лирический герой раннего Гумилёва – романтический герой. Он видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею буду биться до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»). Завоевать весь мир означает для поэта увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами.

Свою поэзию Н. Гумилёв называл Музой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Н. Гумилёва. Его романтический герой противопоставляет себя скучной, обыденной жизни мещан:

Не по залам и по салонам,

Тёмным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам
И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

(«Я и вы»)
Влияние на мировосприятие Гумилева оказала экспедиция в Африку, в которой он принимал участие. Африка наполнила его поэзию новым, доселе неизвестным экзотическим миром. Особенно ярко это проявилось в стихотворении «Жираф». Здесь возникает мотив романтических путешествий, экзотики, столь любимой Гумилевым. Но стихотворение интересно не экзотическим жирафом, а исследованием мира души. Лирический герой, повидавший так много чужих земель, пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит у нее сочувствия. Герои пребывают в разных мирах: героиня живет в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное.


В августе 1914 года Н. Гумилёв идёт добровольцем на войну. Тема войны не могла не отразиться в его творчестве. Поэт писал о себе в 1920 году («Память»):

Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, беспокойный путь,

Но Святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.

Возвращение в Россию после войны – это возвращение к её истории, к её традициям, к её духу. «Золотое сердце России мерно бьётся в груди моей» - строки, которые могут стать эпиграфом к поздним произведениям Гумилёва, открывшим для себя после дальних странствий Родину, Россию.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» - своего рода метафора жизненного пути поэта и человека вообще. Жизнь непредсказуема и тем интересна, стремительна, неуловима, словно чудо-трамвай. Чтобы всё успеть, увидеть все краски жизни, нужно всего лишь сесть на этот трамвай. Но «трамвай» здесь – это и символ России, которая вынуждена переживать не только времена радости и мира, но и времена хаоса, в неизвестность, в «бездну времен»:

Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён…

В этом стихотворении поэт осмысляет будущее России, пережившей революцию 1917 года. Известно, что Гумилев не принимал власти большевиков, большевистского переворота. Поэтому в его поздних стихах звучит тревога за свою родину. Но, в то же время, поэт понимал, что бездна времён, хаос в конце концов иссякает. Остаётся простая, многогранная, глубокая, вечная жизнь.
В 1918 году выходит его книга «Костер». Это зрелая книга поэта, одна из самых национальных в его лирике. Андрей Рубцов, былинный Вольга, городок с крестом над церковью, и «Мужик» образуют завершенную картину.

Последний сборник поэта «Огненный столп» наполнены философскими размышлениями о земном пути человека, о вечных ценностях, о смерти и бессмертии. Само творчество здесь понято уже не как ремесло, умение писать стихи, а именно как откровение, форма существования, высшее проявление «я».

Жизнь Гумилева окончилась трагически. Против него было сфабриковано дело об измене, и в 1921г. его расстреляли. В поздних стихотворениях он подошел к выработке совершенно иного стиля, предугадывая будущий путь развития больших поэтов. В своем творчестве Гумилев утверждал свободу и бессмертие личности человека: «наша свобода – только оттуда бьющий свет».

Романтик, поэт, путешественник, воин, Н. С. Гумилев занял в истории отечественной литературы, поэзии достойное место.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32949. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 26.22 KB
  ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической эмпирической. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея вневременное свво остальных идей. КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ Аристотель истина есть соответствие вещи и интеллекта. истина это адекватная info об объекте получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и...
32950. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 19.63 KB
  Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивнореалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания взаимоотношения объекта и предмета науки. предметы познания и dif.
32952. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 35.21 KB
  У каждой эпохи у каждого народа или отдельного человека свои ценности. Однако это не совсем так: ценности относительны они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей от формы господствующих в общве отношений уровня цивилизованности и др. ценности устойчивы ибо существуют определенное время. Более того есть ценности которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества жизнь благо имеющие абсолютное значение.
32953. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА 18.31 KB
  Синергетика – комплекс научных и методологических проблем самоорганизации с учетом новых results нелинейной динамики. Синергетика – ядро постнеклассческой научной картины мира и метода изучения сложных систем. Синергетика имеет дело не со всеми системами а с открытыми которые взаимодействуют с окружающей средой обмениваясь с ней энергией и info. Синергетика не противостоит ни диалектическому ни системному подходу а продолжает эти традиции.