30642

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века

Доклад

Литература и библиотековедение

Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.

Русский

2017-02-13

15.41 KB

2 чел.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века



Николай Гумилёв (1886 - 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе «серебряного века».

Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.

Свой путь в поэзию Гумилёв начал со сборника «Путь конквистадоров» (1905). Лирический герой раннего Гумилёва – романтический герой. Он видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею буду биться до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»). Завоевать весь мир означает для поэта увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами.

Свою поэзию Н. Гумилёв называл Музой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Н. Гумилёва. Его романтический герой противопоставляет себя скучной, обыденной жизни мещан:

Не по залам и по салонам,

Тёмным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам
И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

(«Я и вы»)
Влияние на мировосприятие Гумилева оказала экспедиция в Африку, в которой он принимал участие. Африка наполнила его поэзию новым, доселе неизвестным экзотическим миром. Особенно ярко это проявилось в стихотворении «Жираф». Здесь возникает мотив романтических путешествий, экзотики, столь любимой Гумилевым. Но стихотворение интересно не экзотическим жирафом, а исследованием мира души. Лирический герой, повидавший так много чужих земель, пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит у нее сочувствия. Герои пребывают в разных мирах: героиня живет в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное.


В августе 1914 года Н. Гумилёв идёт добровольцем на войну. Тема войны не могла не отразиться в его творчестве. Поэт писал о себе в 1920 году («Память»):

Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, беспокойный путь,

Но Святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.

Возвращение в Россию после войны – это возвращение к её истории, к её традициям, к её духу. «Золотое сердце России мерно бьётся в груди моей» - строки, которые могут стать эпиграфом к поздним произведениям Гумилёва, открывшим для себя после дальних странствий Родину, Россию.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» - своего рода метафора жизненного пути поэта и человека вообще. Жизнь непредсказуема и тем интересна, стремительна, неуловима, словно чудо-трамвай. Чтобы всё успеть, увидеть все краски жизни, нужно всего лишь сесть на этот трамвай. Но «трамвай» здесь – это и символ России, которая вынуждена переживать не только времена радости и мира, но и времена хаоса, в неизвестность, в «бездну времен»:

Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён…

В этом стихотворении поэт осмысляет будущее России, пережившей революцию 1917 года. Известно, что Гумилев не принимал власти большевиков, большевистского переворота. Поэтому в его поздних стихах звучит тревога за свою родину. Но, в то же время, поэт понимал, что бездна времён, хаос в конце концов иссякает. Остаётся простая, многогранная, глубокая, вечная жизнь.
В 1918 году выходит его книга «Костер». Это зрелая книга поэта, одна из самых национальных в его лирике. Андрей Рубцов, былинный Вольга, городок с крестом над церковью, и «Мужик» образуют завершенную картину.

Последний сборник поэта «Огненный столп» наполнены философскими размышлениями о земном пути человека, о вечных ценностях, о смерти и бессмертии. Само творчество здесь понято уже не как ремесло, умение писать стихи, а именно как откровение, форма существования, высшее проявление «я».

Жизнь Гумилева окончилась трагически. Против него было сфабриковано дело об измене, и в 1921г. его расстреляли. В поздних стихотворениях он подошел к выработке совершенно иного стиля, предугадывая будущий путь развития больших поэтов. В своем творчестве Гумилев утверждал свободу и бессмертие личности человека: «наша свобода – только оттуда бьющий свет».

Романтик, поэт, путешественник, воин, Н. С. Гумилев занял в истории отечественной литературы, поэзии достойное место.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6535. Кримінальне процесуальне законодавство України та сфера його дії 185 KB
  Кримінальне процесуальне законодавство України та сфера його дії Загальна частина Теоретичний матеріал Поняття і сутність кримінального процесу України. Історичні форми кримінального процесу. Стадії кримінальної процесуальної діяльності. Порядок кри...
6536. Связь ACCESS С WORD И EXCEL. Создание писем, конвертов и наклеек 102.5 KB
  Связь ACCESS С WORD И EXCEL. Создание писем, конвертов и наклеек Предполагаем освоение следующих вопросов: Взаимодействие базы данных Access с текстовым процессором Word: создание писем, почтовых конвертов и наклеек посредством слияния базы да...
6537. Первая помощь при отравлениях АОХВ и синтетическими ядами 352.5 KB
  Первая помощь при отравлениях АОХВ и синтетическими ядами. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ОТРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТРАВЛЕНИЙ. ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ. ОТРАВЛЕНИЕ ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПОПАВШИМИ В ОРГАНИЗМ ЧЕРЕЗ КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ОТРАВЛЕНИЕ...
6538. Предмет і задачі біохімії. Ферменти: хімічна природа, структура і фізико-хімічні властивості 45 KB
  Предмет і задачі біохімії. Ферменти: хімічна природа, структура і фізико-хімічні властивості Актуальність теми: Біологічна хімія - фундаментальна біомедична наука, яка вивчає хімічний склад живих організмів, хімічні перетворення, що лежать в...
6539. Генетика популяций, задачи с решением 405.5 KB
  Генетика популяций Решение типовых задач Задача В южноамериканских джунглях живет популяция аборигенов численностью 127 человек (включая детей). Частота группы крови М составляет здесь 64%. Можно ли вычислить частоты группы крови N и MN в этой по...
6540. Генетика: сборник задач с решениями 660 KB
  Закономерности менделевского наследования признаков В данной работе так же представлены задачи по генетике с решением для студентов и всех интересующихся подобными задачами/ Объектом исследования Менделя был горох посевной – Pisum sativum. Выбор объекта был чрезвычайно удачным
6541. Анализирующее (возвратное) скрещивание. Сцепленное с полом наследование 95 KB
  Анализирующее (возвратное) скрещивание. Сцепленное с полом наследование Задачи на анализирующее (возвратное) скрещивание Анализирующим, или возвратным, называется скрещивание гибридной особи с особью гомозиготной по рецессивным аллелям. Задача №1....
6542. Порівняльна характеристика зарубіжних моделей управління організацією та обґрунтування доцільності використання їх елементів в практиці вітчизняного менеджменту 305 KB
  Менеджмент як діяльність зародився у США в останній чверті 19 ст. Мільйони емігрантів з Європи створили величезний ринок робочої сили, на якому працелюбна людина могла досягти значного успіху. Уряд США матеріально підтримував здобуття освіти, ...
6543. Молодь за здоровий спосіб життя 42.5 KB
  Надати учасникам інформацію про здоров'я, фактори, що впливають на формування здоров'я, ознайомити із шкідливим впливом алкоголю, тютюну, наркотиків на молодий організм, спонукати учасників взяти на себе відповідальність за власне здоров'я