30648

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

Доклад

Литература и библиотековедение

В произведениях писателейклассицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же романтики реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом входит в систему образов произведения радуется и страдает вместе с его героями а нередко служит олицетворением душевной борьбы настроений персонажей. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так будто и сочувствует Лизе и в то же время осуждает ее.

Русский

2013-08-24

13.32 KB

1 чел.

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

 

В ряде произведений русских писателей огромную роль играет природа. В произведениях писателей-классицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же, романтики, реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом, входит в систему образов произведения, радуется и страдает вместе с его героями, а нередко служит олицетворением душевной борьбы, настроений персонажей.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Героиня повести – трудолюбивая, чистая девушка, христианка Лиза – принадлежит низшему сословию. Она вынуждена работать, не покладая рук, чтобы им с матерью не умереть с голоду. Влюбившись в молодого человека, Эраста, аристократа по происхождению, греясь в лучах его любви, Лиза теряет голову. Забыв обо всех своих принципах, о христианском веровании, не позволяющем интимных отношений, если мужчина и женщина не венчались в церкви, Лиза отдается Эрасту. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так, будто и сочувствует Лизе, и в то же время осуждает ее. На небе «ни одной звездочки не сияло», мрачным был этот вечер. Более того, - через некоторое время «блеснула молния и грянул гром». «Грозно шумела буря, дождь лил из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизой невинности». «Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

В начале второй главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне».

Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана – Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны…

Важную символическую нагрузку содержит пейзажная зарисовка в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В этой связи представляется важным упомянуть также о величайшем памятнике древней русской литературы – «Слове о полку Игореве». Природа предсказывает князю Игорю, собравшемуся в поход против половцев, неудачу и несчастье. Природная стихия «взволнована»: «волки угрозою воют по оврагам, клекотом орлы на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Природа предсказывает беду и героям «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В тот день, когда в дом супругов Калашниковых пришла беда: когда опричник Кирибеевич своим легкомысленным, опрометчивым поступком разрушил счастье этой купеческой семьи, вдруг разнепогодилось, «метелица разыгралася»: «тучки на небо набежались», а ближе к вечеру повалил такой снег, что «следа человеческого» не стало видно.

Таким образом, мы видим, что в этих произведениях разбушевавшаяся стихия играет большую роль: является предзнаменованием будущих, грозных событий; страдает вместе с героями произведений.

^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8281. Теорії виникнення держави. Історичні типи держав 48.5 KB
  Тема №. 2. Теорії виникнення держави. Історичні типи держав. Мета уроку: Ознайомлення учнів з теорією виникнення держави та історичними типами держав розвивати в учнів здатність застосовувати отримані знання на практиці виховання в ліцеїстів право...
8282. Перегляд воєнних договорів у двадцятих роках 44 KB
  Тема. Перегляд воєнних договорів у двадцятих роках. Мета: розглянути спроби повоєнного переділу світу у 20-х роках розвивати аналітичні вміння при вивченні всесвітньої історії виховувати в учнів зацікавленість до новітнього періоду всесвітньої іст...
8283. Радянсько-польська війна та її наслідки для України 66.5 KB
  Радянсько-польська війна та її наслідки для України Скориставшись слабкістю своїх сусідів на сході, польські війська на кінець 1919 р. окупували майже всю Білорусію, Західну Волинь. У квітні 1920 р. між представниками польського уряду та Петлюри бул...
8284. Доба Воєнного комунізму 69 KB
  Доба Воєнного комунізму Засади Заміна приватної власності на соціалістичну Зростання ролі держави в управлінні економікою: а) централізований контроль і управління б) заміна дрібних підприємств крупними в) запровадження єдиного планування. На...
8285. Характеристика планів військово-політичних сил, учасники війни 351.27 KB
  Зазнавши нищівної поразки у війні, в жовтні 1918 р. Австро-Угорська імперія почала розпадатися, майже через двадцять місяців після падіння Російської. Намагаючись збудувати в Східній Галичині на руїнах імперії українську державу й долаючи запеклий опір, західні українці опинилися у становищі, подібному до того, в якому перебували їх співвітчизники на сході...
8286. Особливості переселення та життя давніх пленен які проживали на території України 24.13 KB
  Мета уроку: показати причини й особливості переселення давніх племен, розглянути особливості життя давніх народів, формувати вміння аналізувати розвиток культурницьких процесів та вплив на давніх
8287. Роздробленість Київської Русі 39 KB
  Роздробленість Київської Русі Добу від середини XII до середини XIII ст. в історії Київської Русі дослідники називають добою роздробленості. Йдеться не про суцільну смугу міжкнязівських усобиць: хоч їх і справді не бракувало, проте траплялися вони і...
8288. Вопросы исполнительской интерпретации сочинений Астора Пьяццоллы 125.44 KB
  Вопросы исполнительской интерпретации сочинений Астора Пьяццоллы План Введение, актуальность изучения творчества Астора Пьяццоллы. Освещение жизненного и творческого пути, краткая характеристика основных сочинений Астора Пьяццоллы. Аналитический и и...