30648

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

Доклад

Литература и библиотековедение

В произведениях писателейклассицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же романтики реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом входит в систему образов произведения радуется и страдает вместе с его героями а нередко служит олицетворением душевной борьбы настроений персонажей. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так будто и сочувствует Лизе и в то же время осуждает ее.

Русский

2013-08-24

13.32 KB

1 чел.

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

 

В ряде произведений русских писателей огромную роль играет природа. В произведениях писателей-классицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же, романтики, реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом, входит в систему образов произведения, радуется и страдает вместе с его героями, а нередко служит олицетворением душевной борьбы, настроений персонажей.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Героиня повести – трудолюбивая, чистая девушка, христианка Лиза – принадлежит низшему сословию. Она вынуждена работать, не покладая рук, чтобы им с матерью не умереть с голоду. Влюбившись в молодого человека, Эраста, аристократа по происхождению, греясь в лучах его любви, Лиза теряет голову. Забыв обо всех своих принципах, о христианском веровании, не позволяющем интимных отношений, если мужчина и женщина не венчались в церкви, Лиза отдается Эрасту. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так, будто и сочувствует Лизе, и в то же время осуждает ее. На небе «ни одной звездочки не сияло», мрачным был этот вечер. Более того, - через некоторое время «блеснула молния и грянул гром». «Грозно шумела буря, дождь лил из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизой невинности». «Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

В начале второй главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне».

Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана – Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны…

Важную символическую нагрузку содержит пейзажная зарисовка в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В этой связи представляется важным упомянуть также о величайшем памятнике древней русской литературы – «Слове о полку Игореве». Природа предсказывает князю Игорю, собравшемуся в поход против половцев, неудачу и несчастье. Природная стихия «взволнована»: «волки угрозою воют по оврагам, клекотом орлы на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Природа предсказывает беду и героям «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В тот день, когда в дом супругов Калашниковых пришла беда: когда опричник Кирибеевич своим легкомысленным, опрометчивым поступком разрушил счастье этой купеческой семьи, вдруг разнепогодилось, «метелица разыгралася»: «тучки на небо набежались», а ближе к вечеру повалил такой снег, что «следа человеческого» не стало видно.

Таким образом, мы видим, что в этих произведениях разбушевавшаяся стихия играет большую роль: является предзнаменованием будущих, грозных событий; страдает вместе с героями произведений.

^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55718. Використання засобів ІКТ у процесі вивчення біології та хімії 74.5 KB
  Біологія та хімія є одними з тих навчальних предметів що дають багатий матеріал для відпрацювання найрізноманітніших методів і прийомів роботи з інформацією.
55719. Інтеграція початкового і дошкільного навчання, як діалог двох освітніх структур в межах округу 51 KB
  І досі на цьому перехідному місточку виникає багато питань: це продовження соціалізації дитини забезпечення психологічного комфорту врахування особливостей здоров’я та розвитку дітей вивчення статусу сім’ї. Перевантаження в школах пов’язанні зі складністю навчальних програм надлишкові домашні завдання ведуть до погіршення стану здоров’я учнів. І це є проблема над якою працюють вчителі всіх освітніх округів міста бо як казав один мудрець: Здоров’я – це ще не все але без здоров’я все інше – ніщо. Тому вчителі всіма...
55720. Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи 43.5 KB
  В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.
55721. Ліворукі діти: особливості розвитку 232 KB
  Мета: познайомити учасників із дослідженнями науковців щодо особливостей психофізіологічного складу та розвитку ліворуких дітей; навчити розрізніти поняття праворукі ліворукі та амбідекстри...
55722. Проектна технологія навчання у сучасній школі 61 KB
  А метод проектів це можливо те що в якійсь мірі якраз розвантажить вчителя тому що дасть більше свободи для діяльності учнів те що дасть можливість вирішити не розвязані досі проблеми класу...
55723. Профилактика инфекционных заболеваний 3.23 MB
  Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.
55724. Розробка позакласного заходу з трудового навчання 235.5 KB
  Мета. Закріпити теоретичні знання учнів, набуті в 6—9 класах із трудового навчання; стимулювати цікавість учнів до предмета; виховувати повагу до трудової діяльності, людей праці.
55725. ШИРОКО ПРОСТЯГАЄ ХІМІЯ РУКИ СВОЇ У СПРАВИ ЗЕМНІ 130 KB
  Метою заходу є: ознайомлення із значенням хімічної науки для різних напрямків діяльності людини; розкриття ролі хімії у повсякденному житті, у збереженні власного здоров’я...
55726. РОЗВИТОК ІНТЕЛЕКТУАЛЬНИХ ЗДІБНОСТЕЙ УЧНІВ СЕРЕДНЬОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ ЗАСОБАМИ КОНТРОЛЮ, СТВОРЕНИМИ В POWER POINT 529.5 KB
  Підліток може добре концентрувати увагу в важливій для нього діяльності: у спорті де він може досягти високих результатів у трудовій діяльності де він часто виявляє диво у вмінні зосередитися і виконати тонку роботу у спілкуванні...