30648

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

Доклад

Литература и библиотековедение

В произведениях писателейклассицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же романтики реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом входит в систему образов произведения радуется и страдает вместе с его героями а нередко служит олицетворением душевной борьбы настроений персонажей. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так будто и сочувствует Лизе и в то же время осуждает ее.

Русский

2013-08-24

13.32 KB

1 чел.

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

 

В ряде произведений русских писателей огромную роль играет природа. В произведениях писателей-классицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же, романтики, реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом, входит в систему образов произведения, радуется и страдает вместе с его героями, а нередко служит олицетворением душевной борьбы, настроений персонажей.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Героиня повести – трудолюбивая, чистая девушка, христианка Лиза – принадлежит низшему сословию. Она вынуждена работать, не покладая рук, чтобы им с матерью не умереть с голоду. Влюбившись в молодого человека, Эраста, аристократа по происхождению, греясь в лучах его любви, Лиза теряет голову. Забыв обо всех своих принципах, о христианском веровании, не позволяющем интимных отношений, если мужчина и женщина не венчались в церкви, Лиза отдается Эрасту. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так, будто и сочувствует Лизе, и в то же время осуждает ее. На небе «ни одной звездочки не сияло», мрачным был этот вечер. Более того, - через некоторое время «блеснула молния и грянул гром». «Грозно шумела буря, дождь лил из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизой невинности». «Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

В начале второй главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне».

Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана – Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны…

Важную символическую нагрузку содержит пейзажная зарисовка в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В этой связи представляется важным упомянуть также о величайшем памятнике древней русской литературы – «Слове о полку Игореве». Природа предсказывает князю Игорю, собравшемуся в поход против половцев, неудачу и несчастье. Природная стихия «взволнована»: «волки угрозою воют по оврагам, клекотом орлы на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Природа предсказывает беду и героям «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В тот день, когда в дом супругов Калашниковых пришла беда: когда опричник Кирибеевич своим легкомысленным, опрометчивым поступком разрушил счастье этой купеческой семьи, вдруг разнепогодилось, «метелица разыгралася»: «тучки на небо набежались», а ближе к вечеру повалил такой снег, что «следа человеческого» не стало видно.

Таким образом, мы видим, что в этих произведениях разбушевавшаяся стихия играет большую роль: является предзнаменованием будущих, грозных событий; страдает вместе с героями произведений.

^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57767. Перська держава 73.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями зародження і функціонування держави Персії охарактеризувати діяльність найвідоміших правителів Персії: Кіра ІІ Дарія І розкрити завойовницький характер їх зовнішньої політики...
57768. Теорема Піфагора 271.5 KB
  Мета: сформулювати і довести теорему Піфагора; познайомити учнів з біографією Піфагора; вчити застосовувати теорему до розвязання задачрозвивати логічне мислення; розвивати інтерес до математики...
57769. Союз гіпотенузи та катетів. Теорема Піфагора 1.81 MB
  Тип проекту: Пізнавальний дослідницький творчий За кількістю учасників: груповий За тривалістю підготовки: короткотривалий два тижні Епіграф: Не роби ніколи того що не знаєш але вчись усьому що потрібно знати і тоді будеш вести спокійне життя.
57770. Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних 6.68 MB
  Мета: освітня – узагальнити та систематизувати знання учнів з теми: “Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних”; виховна – виховувати самостійність, інтерес до вивчення математики...
57771. Питание и здоровье 191 KB
  Образовательная: установить связь между особенностями питания человека и его здоровьем; пояснить значение рационального питания поддержания здорового образа жизни; познакомить с распространенными болезнями человека...
57772. Питание и здоровье 349 KB
  Базовые понятия и термины: рациональное питание норма питания энергетический баланс. Здоровье человека его трудоспособность долголетие адаптация к изменчивым условиям окружающей среды в значительной степени зависит от правильного питания. Что же является основой рационального питания Нам предстоит сегодня узнать сообщение темы и целей урока запись в тетрадь.
57773. Програмне забезпечення ПК 432.5 KB
  Актуальність теми: Комп’ютер - універсальний пристрій призначений для опрацювання інформації. Утім сам по собі комп’ютер не володіє знаннями у жодній області свого використання. Якщо ми кажемо: комп’ютер зробив мається на увазі що на комп’ютері була виконана програма яка дозволила виконати ці дії.
57774. Різноманітність, значення та охорона плазунів 83.5 KB
  Мета: формувати такі компетентності учнів як: комунікаційну інформаційну логічну аналітичну продуктивну творчу діяльність дослідницьку технологічну мовленеву; ознайомити учнів з різноманітністю плазунів видами поширеними в Україні власному регіоні та рідкісними видами...
57775. Взаємне розміщення прямих на площині 3.51 MB
  Мета та задачі уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми; закріпити вміння застосовувати отримані знання під час розв’язування задач; розвивати логічне мислення, комунікативні навички...