30649

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики XIX века

Доклад

Литература и библиотековедение

Еще обиднее когда скучающий герой человек в самом расцвете сил здоровый умный имеющий в жизни все что нужно для счастья и радости и который в силах давать положительные эмоции окружающим. Евгений Онегин главный герой одноименного романа А.Лермонтова Герой нашего времени. Особым видом скуки болен герой Гончарова Обломов.

Русский

2017-02-13

14.62 KB

0 чел.

Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики XIX века.



Скука – одно из самых обидных проявление человеческих слабостей. Еще обиднее, когда скучающий герой – человек в самом расцвете сил, здоровый, умный, имеющий в жизни все, что нужно для счастья и радости, и который в силах давать положительные эмоции окружающим. Почему у таких людей появляется скучающий взгляд, утомление от жизни, ничто не приносит восторга и удивления? Почему бытие вдруг теряет краски и превращается в череду серых будней? Попробуем разобраться в этой проблеме на примере героев литературы 19 века.

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. В самом начале мы видим его в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню. Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него не получается, чтение не приносит удовольствия. Быть хозяином поместья, доставшимся в наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его преследует «душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, ни дружба.

Причина скуки этого героя – непонимание его обществом и собственное нежелание идти навстречу людям, совершать смелые поступки. Он мечется из стороны в сторону, бежит от Татьяны, от своей настоящей любви, бежит от людей, все глубже уходя в себя. А когда, много позже, пытается вернуть былое, Татьяна уже замужем, несвободна… Скука мешает жить Онегину, и даже сильная любовь не способна вернуть ему радость жизни, потому что сам Онегин этого не хочет. Очень точно охарактеризовала его Татьяна:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?..

Ответ на этот вопрос, к сожалению, не знает даже сам Онегин.

Печорин – главный персонаж произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорину выпало видеть духовный упадок в обществе. Воспитанный в духе дворянской интеллигенции, он воспринимал окружающую действительность без оптимизма.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Но эта враждебность не выражается в действиях. Печорин умеет произвести впечатление, может строить в воображении идеалистические картины, но не делает ничего реального и полезного для других. Он уходит в себя, бесцельно растрачивает силы, хотя осознает бессмысленность своего существования.

Особым видом скуки болен герой Гончарова Обломов. Илья Ильич целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Болезнь его – «обломовщина». Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог.

Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Причина скуки этого героя – «обломовское» воспитание и его неприятие окружающего мира, в котором он не способен найти свое место. Любовные страсти, хозяйственная суета отнимают у него слишком много сил и энергии. По его мнению, другие (Штольц, например) тратят столько сил на работу – и зачем? Для Обломова лучше лежать на диване и ничего не делать. «Живой» Ольге он предпочитает Агафью Пшеницыну, рядом с которой не нужно думать, развиваться.

Но по своей сути Обломов – добрый и благородный человек. Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Илья Ильич был неглуп, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.

Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет и не может ничего для этого сделать.

Скучающий герой – один из ведущих типов героев в русской литературе 19 века. Во многом это связано с особенностями времени, с перерождением и изменением дворянского класса. Как правило, судьба таких героев плачевна, они не находят себя в этой жизни. Интересно, что обычно это очень глубокие, неординарные, выдающиеся личности, которые могли бы сами быть счастливыми и принести пользу обществу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38493. Общая организация работ и проектная мощность шахты 1.31 MB
  = 0809 при блоковой отработке шахтного поля панельной погоризонтной схеме подготовки вертикальном подъеме; = 075085 при индивидуальной не блоковой отработке шахтного поля панельной схеме подготовки вертикальном подъёме; = 0708 при индивидуальной отработке шахтного поля панельной схеме подготовки наклонном подъёме фланговой схеме вентиляции; = 06075 при индивидуальной отработке шахтного поля этажной схеме подготовки вертикальном подъёме. глубина верхней границы шахтного поля м глубина нижней границы...
38494. Технологические решения по отработке крутых угольных пластов с закладкой выработанного пространства 506.5 KB
  Технологические решения по отработке крутых угольных пластов с закладкой выработанного пространства 1. Нижний угленосный горизонт приурочен к среднечепинской подсвите второй ритмопачки J3 ср22 включает до 40 пластов и пропластков от 5 до 18 из которых имеют рабочую мощность 07 и более метров. В восточной части месторождения залегает шесть пластов в1в5 в7 от средней мощности до мощных и сверхмощных.
38496. Роман Набокова «Соглядатай» 48 KB
  Сразу же сформировались две основные точки зрения на повествователя. Судя по всему определяя Пильграма Цинцинната и повествователя в Соглядатае как разнородные символы творца художника поэта[825] критик не причисляет их к людям создающим художественные ценности а имеет в виду следующий смысл: отношение к жизни как к творчеству поэтическое видение мира. В последнее время наметилась тенденция отождествлять повествователя в Соглядатае с убийцей Германом из Отчаяния: И подлец Смуров в Соглядатаеâ и неудачливый убийца ...
38497. ԳՐԱՃԱՆԱՉՈԻԹՅԱՆ ՄԵԹՈԴԻԿԱ 483 KB
  Յուրաքանչյուր ժողովրդի մշակույթի ու դպրոցի պատմությունն սկիզբ է առնում ազգային գրերի ստեղծումից և դրանց ուսուցումից։ Այս առումով մանկավարժական գիտություններից ամենից հինը մայրենի լեզվի մեթոդիկան է, իսկ նրանում էլ ամենահինը՝ գրաճանաչության բաժինը։ Սակայն չնայած այդ պատկառելի հնությանը, զարմանալիորեն
38499. Организационная культура предприятия на примере ООО РИА «Веда-Консультант» 575 KB
  Процесс формирования и развития организационной культуры очень интересен так как появляется возможность регулировать поведение персонала на основе тех ценностей которые актуальны для организации. Все больше руководителей и менеджеров по персоналу сегодня задумываются о необходимости целенаправленного формирования организационной культуры. При этом управление не только соответствует культуре организации сильно зависит от нее но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Формирование организационной культуры...
38500. Правовая аномия в Украинском обществе 210 KB
  В условиях провозглашенной политическим руководством Украины курса на модернизацию вырисовываются контуры радикальной перестройки сфер общественной жизни которые требуют немалых усилий по преодолению правовой аномии в украинском обществе как массовых неправовых практик населения и маргинализации ценности права. Специфика правовой аномии в украинском обществе не может быть списана только за счет издержек социальной транзиции или концепции культурной самобытности выражающейся в архетипах социальной анархии или имманентного бесправия....
38501. Бухгалтерский учет и аудит затрат на производство продукции (на примере ОАО «Альфа») 862.5 KB
  Для принятия верных решений, обеспечивающих максимальное повышение прибыли и устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная информация о затратах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности. Поэтому, именно учет и аудит затрат на производство продукции является на предприятии одним из важнейших объектов процесса управления.