30651

Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Есенина родной край родина это средняя Россия село Константиново Рязанской губернии это Русь деревенская с крестьянским бытом и древними традициями с ее сказками и песнями с диалектными словами передающими своеобразие говора с красочным миром природы. Образ голубой Руси сменяется у него Русью советской. Теме любви к России посвящены такие стихотворения как Гой ты Русь моя родная Край ты мой заброшенный Спит ковыль. Равнина дорогая Русь Русь советская Русь уходящая Письмо к женщине и многие другие.

Русский

2017-02-13

15.07 KB

0 чел.

Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы.



Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей.
^ Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

^ Анна Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

<…>

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Для
^ С.А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.
54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.
54491. The magic world of music 34.5 KB
  It is difficult to imagine our life without music .It helps us to live and relax. We are going to speak about music because it plays a great role in our lives. Music is everywhere It is in the streets, in the shops, in the parks, on the television sets.